ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
изменения падения напряжения на Хг. Поэтому, с точки зрения регулировочных свойств, здесь много общего с регулированием скорости за счет изменения сопротивления реостата в цепи якоря двигателя, где, в конечном счете, все происходит за счет изменения падения напряжения на Rp.
Механические характеристики для различных значений /у приводятся на рис. 149.
Процесс регулирования выглядит так:
М = УИС; п = const.
Вновь равенство вращающего момента и момента сопротивления наступает при меньшей скорости двигателя.
Положительные качества такого способа регулирования за ключаются в следующем:
регулирование экономичное, поскольку в индуктивных сопро тивлениях электрическая энергия в тепловую не превращается;
индуктивные сопротивления Ху изменяются бесконтактным способом, т. е. без разрыва в цепи главного тока;
. управление скоростью двигателя осуществляется изменением относительно слабого тока /у, что позволяет получить высокую плавность регулирования.
Следует заметить, что, применяя обратные связи по скорости двигателя или по току якоря, можно повысить жесткость механи ческих характеристик, расширив тем самым диапазон регулирова ния скорости.
Однако при всем этом схема имеет и серьезные недостатки: наличие магнитного усили теля в цепи главного тока при водит к снижению costp всей электроустановки, особенно если удельный вес таких элек
троприводов большой;
Рис. 148. |
С хем а регулирования частоты |
Рис. |
149. |
М еханические |
|||||
вращ ения |
двигателя |
постоянного |
тока |
характеристики |
дв и га |
||||
телей |
при |
включении его |
|||||||
с помощ ью |
магнитного усилителя |
при |
|||||||
питании |
его |
через |
полупроводниковы й |
по схем е |
рис. |
148 |
выпрямитель
235
через якорь двигателя течет выпрямленный ток, имеющий оп ределенную пульсацию, что может привести к ухудшению усло вий коммутации на коллекторе;
двигатель нельзя перевести в режим рекуперативного тормо жения.
Два из этих недостатков устраняются при питании двигателя от сети переменного тока через управляемый полупроводниковый выпрямитель, выполненный на тиристорах (рис. 150).
В этом случае, как известно, можно регулировать величину средневыпрямленного напряжения за счет задержки управляю щих импульсов, идущих на открытие тиристоров. Такая задерж ка управляющих импульсов по времени называется углом регули рования а. Сами управляющие импульсы формируются специаль ной схемой управления, которая и позволяет плавно менять угол регулирования а.
Втрехфазной мостовой схеме выпрямления (см. рис. 150) угол
аизменяется от 0 до 90°. При а —0° средневыпрямленное напря жение наибольшее, а при а = 90° оно равно нулю.
Механические характеристики двигателя при различных зна чениях а (рис. 151), как и в системе Г—Д, имеют почти одинако вый наклон.
Схема управления обычно позволяет изменять угол а абсолют но плавно, что и определяет бесступенчатое регулирование часто ты вращения двигателя.
При увеличении угла регулирования больше 90° управляемый
выпрямитель переходит в режим инвертора, а двигатель — в ре жим рекуперативного торможения.
Как видно, этот способ регулирования по своим регулировоч ным свойствам не уступает системе Г—Д, но является более эко номичным, меньше вес и габариты оборудования, и есть все осно вания предполагать его высокую надежность.
Рис. |
150. С хем а включения двигате |
Рис. 151. Механические ха |
||
ля постоянного тока через |
упр авл яе |
рактеристики |
двигателя в |
|
мый |
полупроводниковы й |
вы прями |
схеме (рис. |
150) |
тель |
|
|
|
|
Электроприводы |
переменного |
тока. |
|
|
|
|
|||||||||
Регулирование |
скорости |
асинхронных |
|
|
|
|
|||||||||
двигателей |
изменением |
частоты |
тока, |
|
|
|
|
||||||||
как уже отмечалось выше, |
не |
нахо |
|
|
|
|
|||||||||
дило до последнего времени широкого |
|
|
|
|
|||||||||||
распространения из-за отсутствия доста |
|
|
|
|
|||||||||||
точно простых, надежных и относитель |
|
|
|
|
|||||||||||
но недорогих преобразователей частоты. |
|
|
|
|
|
||||||||||
Сейчас |
такие |
преобразователи |
выпол |
|
|
|
|
||||||||
няются |
на |
управляемых |
полупроводных |
|
|
|
|
||||||||
вентилях (тиристорах). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
На рис. 152 приведена упрощенная |
|
|
|
|
|
||||||||||
схема, |
поясняющая |
принцип |
действия |
|
|
|
|
|
|||||||
преобразователя частоты вращения для |
|
|
|
|
|
||||||||||
регулирования |
скорости |
асинхронного |
|
|
|
|
|
||||||||
двигателя |
Д. |
|
Такая |
схема |
получила |
|
|
|
|
|
|||||
название |
преобразователя |
частоты |
с |
|
|
|
|
||||||||
промежуточным звеном постоянного то |
|
|
|
|
|||||||||||
ка. Она состоит из управляемого выпря |
|
|
|
|
|||||||||||
мителя |
УПВ |
и автономного |
инвертора |
|
|
|
|
|
|||||||
ИА. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа |
преобразователя |
состоит |
в |
|
|
|
|
|
|||||||
том, что переменный ток постоянной ча |
Рис. |
152. |
Принципиальная |
||||||||||||
стоты выпрямляется, |
а затем преобразу |
упрощ енная |
схем а |
статиче |
|||||||||||
ется (инвертируется) в переменный ток |
ского |
преобразовател я ча |
|||||||||||||
стоты |
|
|
|
|
|||||||||||
регулируемой |
частоты. |
Схема |
управле |
и закрытие |
тиристоров |
||||||||||
ния инвертором обеспечивает |
открытие |
||||||||||||||
в определенной |
последовательности. |
Регулирование напряжения |
|||||||||||||
осуществляется управляемым выпрямителем. |
|
|
|
|
|||||||||||
Схема допускает перевод двигателя в режим рекуперативного |
|||||||||||||||
торможения, |
если инвертор |
перевести |
|
в режим |
выпрямителя, |
||||||||||
а выпрямитель — в режим |
инвертора, |
работающего • |
с |
частотой |
|||||||||||
сети. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Относительная сложность схемы управления в какой-то степе ни компенсируется тем, что она целиком выполняется на статиче ских полупроводниковых и магнитных элементах и является сла боточной.
Недостаток преобразователя частоты состоит в том, что на пряжение и ток на выходе его имеют не синусоидальную форму. Это приводит к некоторому увеличению потерь в двигателе, т. е.
куменьшению его к. п. д.
Внастоящее время разработано много различных схем статиче ских преобразователей частоты, в том числе и без промежуточного звена постоянного тока.
Используются статические преобразователи и для регулирова ния частоты вращения асинхронных электродвигателей с фазным ротором. Ранее указывалось, что в роторной цепи возникают по тери энергии, пропорциональные скольжению. Оказывается, что эту энергию можно вывести из ротора и после преобразования
237
вернуть в сеть либо на другой двигатель. В этом случае регулирова ние частоты вращения за счет скольжения становится экономич ным. Подобные установки получили название асинхронных машин но-вентильных каскадов.
§ 57. Аппаратура управления электроприводами
Электрическими аппаратами называются различные устройст ва, предназначенные для управления, регулирования и защиты электрических устройств. К ним относятся контакторы, реле, конт роллеры, командоконтроллеры, конечные и путевые выключатели, реостаты.
Основными аппаратами современных схем управления электро приводами являются контакторы и реле.
К о н т а к т о р — это аппарат дистанционного действия, пред назначенный для частых включений и выключений силовых элек трических цепей при нормальных режимах работы.
В настоящее время существует очень много контакторов раз личных конструктивных исполнений, однако принцип действия лю бого из них можно пояснить на схеме (рис. 153).
При протекании тока по электромагнитной катушке 1 возникает магнитный поток Ф, который, замыкаясь через магнитопровод (сердечник) 2, якорь 4 и воздушный зазор, создает усилие, притя гивающее яко,рь. Главнее контакты 6 замыкаются, а отключающая пружина 3 сжимается. Подвижный контакт соединяется с якорем нежестко, и пружина 5 обеспечивает определенную амортизацию замкнутых контактов, предотвращая их кратковременное размы кание при ударах, вибрации и тряске.
Любой контактор состоит из электромагнитной системы, кон тактной системы и дугогасительного устройства.
Электромагнитная система включает катушку с магнитопроводом, якорь и отключающую пружину. Магнитопровод контакторов постоянного тока выполняется из.литой стали, а контакторов пе ременного тока —из листовой. Существуют контакторы с поворот ной магнитной системой и с прямоходовой.
Индуктивное сопротивление катушки контактора переменного тока очень сильно зависит от величины воздушного зазора между магнитопроводом и якорем. Вследствие этого ток в катушке в пер вый момент включения в 10—15 раз больше тока, который будет протекать по катушке после притягивания якоря. Такие броски то ка при частых включениях разогревают катушку, и если якорь по какой-либо причине не притянется или притянется недостаточно плотно, то обмотка катушки быстро перегорит.
Магнитный поток, а' следовательно, и притягивающее усилие контактора переменного тока остаются примерно постоянными до и после притягивания якоря.
Ток в катушке контактора постоянного тока не зависит от того, притянут якорь или нет. Поэтому контакторы постоянного тока до
238
пускают значительно большее число вклю |
|
|
|
|||||
чений в час, чем контакторы переменного |
|
|
|
|||||
тока. После притягивания якоря у контак |
|
|
|
|||||
торов постоянного тока резко увеличивает |
|
|
|
|||||
ся поток и притягивающее усилие, %а |
ток |
|
|
|
||||
в катушке становится как бы излишне боль |
|
|
|
|||||
шим. Для уменьшения тока иногда в схе |
|
|
|
|||||
мах применяется |
добавочное |
(экономиче |
|
|
|
|||
ское) сопротивление, которое вводится по |
|
|
|
|||||
следовательно |
с |
катушкой |
контактора |
|
|
|
||
после его срабатывания собственным блок- |
|
|
|
|||||
контактом контактора. |
включает главные |
|
|
|
||||
Контактная |
система |
Рис. |
153. С хем а контак |
|||||
контакты, предназначенные для замыкания |
||||||||
и размыкания |
силовых цепей |
(на рис. 153 |
тора |
|
|
|||
показана только одна пара), и вспомога |
|
|
замы |
|||||
тельные контакты (блок-контакты), |
предназначенные для |
|||||||
кания цепей управления |
и сигнализации. |
Как |
главные, |
так и |
вспомогательные контакты делятся на две группы: замыкающие и размыкающие. При отключенной катушке электромагнита и отпущенном якоре замыкающие контакты находятся в разомкну том состоянии, а размыкающие — в замкнутом.
Важнейшей характеристикой контактов является переходное сопротивление, т. е. сопротивление в месте соединения контактных поверхностей. Дело в том, что как бы тщательно ни обрабатывались контактные поверхности, какую бы форму они ни имели, сопри косновение их все равно происходит в отдельных точках.
Этим и объясняется наличие относительно большого переход ного сопротивления контактов, которое может быть выражено фор мулой
где е — величина, зависящая от материала контактов, способа обработки и состояния контактных поверхностей;
Р— усилие, сжимающее контакты;
п— показатель степени, зависящий от количества контакт ных точек.
Для медных контактов, например, только что обработанных на станке и шлифным напильником, величина е = М О ч Ом-кг, а для латунных е= 6,7-10-4 Ом-кг. Величина е, а следовательно, и Rn зависят от окисления контактных поверхностей, особенно у контак тов из материала, окислы которого обладают плохой электропро водностью. Например, у медных контактов, находившихся в откры том положении, переходное сопротивление через несколько дней возрастает в несколько тысяч раз.
Увеличение сжимающего усилия в определенных пределах спо собствует снижению R„, но чрезмерное сжатие не дает должного
239