ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
двигателя. Уместно напомнить, что. механическая перегрузочная способность асинхронных двигателей ограничивается максималь ным моментом, а двигателей постоянного тока — условиями ком мутации на коллекторе:
i = (1,8 — 2,5)— для асинхронных двигателей длительного режи ма работы;
= (1,8 —2,5) — для двигателей постоянного тока длительного
режима работы.
Выбор мощности двигателей в подавляющем большинстве случаев осуществляется из условий нагрева с последующей про веркой выбранного двигателя по его механической перегрузочной способности.
Выбор мощности двигателя при любом режиме работы осо бого труда не составляет, если нагрузка на него в период работы остается постоянной. В этом случае нужно уметь определять мощность приводного механизма. Затем, учитывая род тока и величину напряжения судовой сети, режим работы электроприво да и номинальную частоту вращения механизма, по соответст вующим каталогам выбрать электродвигатель, по мощности рав ный мощности механизма или ближайшей большей. Если между двигателем и механизмом есть передаточное устройство (редук тор), то нужно учесть потери в нем, разделив мощность механиз ма на к. п. д. передаточного устройства.
Задача выбора мощности двигателя существенно усложняется, если нагрузка на него в процессе работы все время меняется. В та ких случаях должна быть построена нагрузочная диаграмма при
вода, которая показывает |
изменение |
мощности, вращающего |
момента или тока двигателя во времени, т. е. |
||
р = / т |
Mc = Mty, |
I = / 3(о- |
Существуют различные методы выбора мощности двигателя для тех случаев, когда он должен работать с переменной нагруз кой.
Метод средних потерь. Двигатель выбирается предварительно по каталогу. Например, можно найти среднюю мощность по на грузочной диаграмме:
Р |
__ P i 1 1 + Р 2 t z + • • • + Р д i n |
|
СР |
tx + U + |
+ t n |
и умножить ее на поправочный коэффициент k — l,l-f-l,3.
Для выбранного двигателя строится зависимость r\=f(P), а если такой зависимости в каталоге нет, то можно воспользовать ся приближенной формулой
|
|
V = |
( 100) |
|
|
2 + |
|
где |
— номинальный к. п. д. |
двигателя; |
|
х = |
Р п |
—■номинальная мощность двигателя. |
|
г |
II |
|
|
Каждой мощности Pi нагрузочной диаграммы соответствуют определенные потери в двигателе, которые находятся по формуле
где rji — к. п. д. двигателя, соответствующий мощности Pi и най денный по формуле (100) или по кривой ц=1(Р).
Далее находятся средние потери в двигателе за весь период работы:
А Р 1 ^ I -f- А Р2 t% -f- • ■ • Д Pfi t n |
( 101) |
ДРер — |
|
1 1 + t i + • • • + t n |
|
Если APcps^AKu, то двигатель по условиям нагрева |
выбран |
правильно, в противном случае необходимо выбрать из каталога другой двигатель и весь расчет повторить для него.
Таким образом, метод средних потерь является методом посте пенных приближений, что и обусловливает его относительную тру доемкость. Вместе с тем этот метод достаточно точный, так как он основан на анализе всех потерь в двигателе.
Метод эквивалентного тока. Если задана нагрузочная диаг рамма J— f3(t), то по ней можно определить эквивалентный ток двигателя. Эквивалентным называется такой неизменный по ве личине ток, который, протекая по обмоткам двигателя, выделил бы столько же тепла,. сколько и действительный, меняющийся по величине ток.
Полные потери в двигателе при любой величине тока h мож но выразить формулой .
ДPi = k + Ij R,
256
тогда средние потери за весь период работы составят
^Рср — k + / э Rt
где k — постоянные потери;
R — сопротивление обмоток двигателя.
Подставляя оба выражения в формулу (101), получим
k + / 2 £> — + 7i P ) tx + [k + !1 К) |
+ ' ' ' + (k + |
|
||
|
t\ + ti + |
• • • |
+ tn |
|
После преобразования, исключения из уравнения k |
и сокра |
|||
щения левой и правой частей уравнения |
на R, найдем |
значение |
||
эквивалентного тока: |
|
|
|
|
/ э |
l \ t \ Л- l\ti |
••• + / ^ л |
( 102) |
|
t\ + ti -f |
• • • |
|
||
|
|
|
Двигатель выбран правильно, если /эг=Пн-
Метод эквивалентного момента. У двигателей постоянного тока с параллельным возбуждением и у асинхронных двигателей при работе на прямолинейной части механической характеристики по ток Ф почти не зависит от нагрузки, и, следовательно, на основа нии (88) и (92) можно в уравнении (102) токи заменить момен тами. Таким образом, получается уравнение для эквивалентного момента двигателя
М 9 |
|
M \ t \ + л ф 2 + |
•• + М р п |
(103) |
|
Y - |
11+ ti + • • |
+ tn |
|||
|
|
Выполнение неравенства Л4э^Л1ц в этом случае позволяет сделать вывод о правильности выбора .двигателя по условиям нагрева.
Следует отметить, что метод эквивалентного момента не при меним для двигателей последовательного и смешанного возбуж дения и для асинхронных двигателей, работающих с частыми пусками и торможением; Во всех этих случаях поток Ф не остается постоянным.
Метод эквивалентной мощности. Если в процессе работы элек тропривода частота вращения изменяется незначительно, то на основании соотношения (83) в уравнении (103) моменты можно заменить мощностью:
р \ и + p \ t 2 + - + />;<, |
(104) |
|
t \ + t i + • • • + t n |
||
|
Ограничения в применении метода эквивалентного момента, естественно, распространяются и на метод эквивалентной мощ ности. Кроме того, метод эквивалентной мощности не применим и для расчета электроприводов, работающих с переменной ча стотой вращения.
Ни один из рассмотренных методов не учитывает того обстоя тельства, что если самовентилируемый двигатель работает отно
257
сительно долго при пониженной скорости, то условия охлаждения его значительно ухудшаются.
Все рассмотренные методы основаны на анализе потерь в дви гателе, а это значит, что двигатель выбирается по условиям его нагрева. Поэтому выбранный двигатель всегда следует проверять по его механической перегрузочной способности, выбрав из на грузочной диаграммы наибольшую (пиковую) нагрузку.
При выборе двигателя для повторно-кратковременного режи ма одновременно с определением его мощности по одному из рассмотренных методов определяется и значение ПВ, с которым будет работать двигатель. Если окажется, 4jo расчетное значение ПВ отличается от стандартного, то мощность двигателя следует пересчитать на ближайшее стандартное ПВ по формуле
|
p " |
- |
p t V m k - |
(105> |
где Яст — мощность двигателя, |
соответствующая стандартному зна |
|||
чению П В СТ\ |
|
|
|
|
ЯР — расчетная мощность двигателя, соответствующая расчетно |
||||
му значению |
П В Р. |
|
|
|
Далее двигатель выбирается по Яст и П В СТ из соответствующих |
||||
каталогов. |
на |
нагрев двигателей оказывают |
частые |
|
Большое влияние |
пуски, особенно асинхронных короткозамкнутых двигателей. Поэ тому для двигателей повторно-кратковременного режима в ката логах указывается допустимое число включений двигателя в час. Действительное число включений двигателя в час не должно превышать каталожных данных.
§ 62. Нагрев и охлаждение электродвигателей
Физическая картина нагрева и охлаждения двигателя до статочно сложна. В каждый данный момент времени температу ра различных частей машины неодинакова. Неодинаково и на правление потоков тепла в разных режимах работы двигателя. При нагрузке обмотки двигателя нагреты больше железа, а на холостом ходу, наоборот, больше нагрето железо. Все это затруд няет анализ нагревания и охлаждения двигателя, и поэтому при ходится делать ряд допущений. Двигатель принимается за одно родное тело, теплопроводность которого равна бесконечности. Благодаря этому можно считать, что температура всех его точек в каждый данный момент одинакова. Количество тепла, отдавае мое в окружающую среду, пропорционально разности температур двигателя и среды.
Дифференциальное уравнение теплового баланса двигателя с учетом сделанных допущений записывается следующим образом:
ДPdt = A r d t + Cd^, |
(106) |
258
где ДР —потери в двигателе, Дж/с; |
|
|
Тн , |
|
I |
|
|||||
А — коэффициент теплоотдачи дви |
|
|
, - У . |
|
|||||||
г |
|
J |
L |
|
|||||||
|
гателя, Дж/с -град; |
|
|
|
1 |
— ~_t_ |
|||||
|
|
|
\ |
\ |
/ |
||||||
С — коэффициент |
теплоемкости |
|
/ |
y ^ v = x y {i-e |
т») |
||||||
|
двигателя, Дж/град; |
|
дви |
|
|
|
|
|
|
||
т — превышение температуры |
|
|
/ X |
|
|
|
|||||
|
гателя над температурой окру |
|
1/ |
'^ \/C - ty e |
гн |
|
|||||
|
жающей |
среды |
|
(перегрев), |
|
|
|
|
------------ 1 |
||
|
град. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Левая часть уравнения (106) опре |
Рис. |
169. |
К ривы е нагрева и о х |
||||||||
деляет |
все тепло, |
выделяемое в |
дви |
||||||||
гателе, |
первое слагаемое |
правой ча |
л аж ден и я двигателя |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
сти — тепло, отдаваемое |
в |
окружаю |
|
|
|
|
|
самого |
|||
щую среду, — второе слагаемое — тепло, идущее на нагрев |
|||||||||||
двигателя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решая это уравнение относительно т, получим |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
_ |
|
|
|
t |
|
|
(107) |
|
|
•С=т,(1 — е |
Гн) + |
т0е |
|
гн, |
|
|
|||
где |
|
|
|
|
|
с_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
’ |
|
|
|
|
т0 — начальный перегрев двигателя.
В частном случае, если в начальный момент времени темпера
тура |
двигателя равна температуре |
окружающей среды (то= 0 ), |
|
то уравнение (106) будет иметь вид |
t |
|
|
|
т = ту (1 — е |
(108) |
|
|
|
||
|
|
|
|
На рис. 169 построена кривая уравнения (108), |
которая явля |
||
ется |
экспонентой и асимптотически |
приближается |
к установив |
шейся температуре перегрева двигателя ту. Величина 7% является постоянной времени нагрева.
Физический смысл постоянной Т „ заключается в том, |
что |
если |
|||
бы все тепло, выделяющееся в двигателе, затрачивалось на |
нагрев |
||||
самого двигателя, то температура перегрева его достигала |
бы |
зна |
|||
чения ту за время, равное Т н. В действительности |
же |
через |
время, |
||
равное 37%, перегрев двигателя составляет 95% ту, |
а |
через |
47% — |
98% Ту. Допустимый перегрев двигателя определяется допустимой температурой нагрева его изоляции и температурой окружающей среды, т. е.
^доп = ^ д о п Я *
Двигатель, с точки зрения нагрева, будет выбран правильно, ес ли выполняется условие ту = ^ т доп. Причем надо.помнить, что когда ту намного меньше т доп, то двигатель завышен по мощности и не доиспользуется по нагреву. И тем более двигатель выбран непра вильно, если ту > тдоп.
259