Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменить это неравенство можно увеличением его правой ча­ сти или уменьшением левой. Увеличить правую часть — это зна­ чит выбрать двигатель такой же мощности, но с более высоким

классом изоляции. Уменьшить левую часть ту= можно за

счет уменьшения АР или за счет увеличения А. Увеличить коэф­ фициент теплоотдачи двигателя возможно путем улучшения

условий

охлаждения

его. Уменьшить АР — практически

означает

выбрать двигатель большей мощности или уменьшить

нагрузку

на него.

в уравнении

(106) левую

часть

превратить в

нуль, то

Если

вновь полученное дифференциальное

уравнение

будет

соответ­

ствовать

процессу охлаждения двигателя.

Решая

его

относи­

тельно т,

получим

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т = т у<? Гн.

 

 

(109)

Практически двигатель охлаждается до температуры окружа­ ющей среды за время, равное (3—4)7Y У самовентилируемых дви­ гателей постоянная времени Ти при охлаждении (неподвижный двигатель) значительно больше, чем при нагреве (вращающийся двигатель).

§ 63. Режимы работы электроприводов

Существуют три режима работы электроприводов. Процесс нагрева электродвигателя в каждом режиме ймеет свои особен­ ности, которые непосредственно влияют на выбор мощности и типа двигателя.

Длительный режим. Этот режим отличается тем, что за время рабочего периода температура двигателя достигает установившей­ ся величины, а за время последующей паузы двигатель охлажда­ ется до температуры окружающей среды. На каждом судне есть много электроприводов, которые работают в длительном режиме с постоянной нагрузкой. К ним относятся большинство электро­ приводов насосов и вентиляторов. Выбор мощности электродви­ гателя в этом случае не представляет никаких трудностей. Он выбирается по каталогу по заданной мощности механизма.

Значительно сложнее выбрать правильно мощность двигателя, если в процессе работы нагрузка на него все время меняется.

Кратковременный режим. Продолжительность работы электро­ привода в этом режиме такова, что двигатель не успевает на­ греться До установившейся температуры. Затем следует пауза, в течение которой двигатель охлаждается до температуры окружаю­ щей среды. Нагрев двигателя происходит по кривой 3 (рис. 170). Каждый раз двигатель через время /р выключают, после чего он охлаждается по кривой 2. Двигатель недоиспользуется по нагреву. В этом случае можно выбрать двигатель меньшей мощности

260


с тем, чтобы его нагрев происходил по

 

 

кривой 1.

Если

двигатель,

рассчитан­

 

 

ный заводом-изготовителем

для

дли­

 

 

тельного

режима,

использовать

пол­

 

 

ностью по нагреву в кратковременном

 

 

режиме,

то он будет перегружен

по

 

 

механическим свойствам. Другими сло­

 

 

вами, недостаточная механическая пе­

 

 

регрузочная способность двигателей,

 

 

рассчитанных для

длительного режи­

 

 

ма, не позволяет полностью использо­

 

 

вать их в кратковременных

режимах.

 

 

В связи с этим промышленностью

Рис-

170- Кривые нагрева и ох-

выпускаются

двигатели,

специально

J

 

для

кратковременных

лаждения двигателя в кратко-

рнесчитанные

временном режиме

режимов работы. У двигателей посто­

 

аппарат и последова­

янного тока усилены коллектор, щеточный

тельные обмотки возбуждения, а у асинхронных двигателей увели­ чен максимальный момент. В каталогах эти двигатели приводятся для нормированных стандартных значений продолжительности работы: 15, 30 и 60 мин. Среди судовых электроприводов в кратко­ временном режиме работают брашпиль, шпиль, компрессоры пуско­ вого воздуха, валоповоротное устройство и т. д.

Повторно-кратковременный режим. Этот режим характеризу­ ется тем, что за период работы двигатель не успевает нагреться до установившейся температуры, а за период паузы он не успе­ вает охладиться до температуры окружающей среды. Кривые на­ грева и охлаждения двигателя показаны на рис. 171. Каждый рабочий период и последующая пауза образуют цикл повторно­ кратковременного режима. Вначале с каждым последующим циклом температура двигателя несколько увеличивается, но по прошествии большого числа циклов она начинает колебаться между двумя постоянными значениями. Если бы двигатель с та­ кой нагрузкой работал длительно, то его нагрев проходил бы по

пунктирной кривой

(см. рис. 171) и его установившаяся темпера­

тура

была

бы

равна допустимой

 

 

температуре

для

данной

изоля­

 

 

ции.

В повторно-кратковременном

 

 

же режиме он недоиспользуется по твоп

 

нагреву. Значит,

можно

выбрать

 

 

двигатель меньшей

мощности.

 

 

По тем же соображениям, что и

 

 

в кратковременном

режиме, для

 

 

повторно-кратковременного

режима

 

 

промышленностью

выпускаются

 

 

специально

рассчитанные

двигате­

п

ли, обладающие большей механиче-

 

 

.

 

Рис. 171. Кривые нагрева и ох-

скои

перегрузочной

способностью,

лаждения двигателя в повторно-

чем двигатели длительного режима,

кратковременном режиме

261


Для характеристики повторно-кратковременных режимов рабо­ ты принят коэффициент продолжительности включения ПВ, кото­ рый определяется по формуле

ПВ% = ---- ^ -----100.

' (110)

+ tп

 

Типичным примером электропривода, работающего в повторно­ кратковременном режиме, является грузоподъемное устройство.

В повторно-кратковременном режиме работают электропривод рулевого устройства, гидрофоры, компрессор холодильной установ­ ки и т. д. Повторно-кратковременный режим характеризуется еще частыми пусками и торможением, а иногда и реверсами.

Формула (ПО) показывает, что увеличение коэффициента ПВ означает повышение напряженности (интенсивности) повторно­ кратковременного режима, а это непосредственно отражается на повышении температуры двигателя.

На практике часто приходится сталкиваться с тем, что элек­ тродвигатели, например, грузовых лебедок или кранов, рассчитан­ ные на одно значение ПВ, в действительности во время грузовых операций при обработке некоторых видов груза (выгрузка леса, угля, и т. п.) работают со значительно большим коэффициентом относительной продолжительности включения. Естественно, в этом случае температура двигателя может превышать допустимое зна­ чение.

§ 64. Защита электроприводов

Прежде чем говорить о защите электроприводов, следует кратко остановиться на наиболее вероятных и часто встречаю­ щихся ненормальных режимах их работы.

Перегрузка электродвигателя. Перегрузка создается обычно приводным механизмом и может явиться результатом неправиль­ ной эксплуатации механизма или его неисправности. Таких при­ меров в судовой практике встречается много. Следствием пере­ грузки двигателя является увеличение тока. Вместе с тем увели­ чение тока может произойти и из-за неисправности самого дви­ гателя или из-за неправильного включения его в сеть, неправиль­ ного соединения обмоток и т. д. При срабатывании защиты в первую очередь следует установить причину чрезмерного увеличе­ ния тока.

Короткое замыкание. Короткое замыкание может произойти как в обмотках самого двигателя, так и в питающем кабеле. При коротком замыкании в питающем кабеле защищается, строго го­ воря, не двигатель, а кабельная сеть и электростанция.

Короткое замыкание сопровождается почти мгновенным уве­ личением тока, в.несколько раз превышающим рабочий ток дви­ гателя. Аналогичная ситуация возникает при заклинивании при­ вода. Поэтому принудительная остановка включенного двигателя на практике также называется коротким замыканием. Заклини­

262


вание привода особенно опасно для двигателей постоянного тока, у которых резко (в 5—6 раз) увеличивается вращающий момент, способный вызвать любые механические поломки, а большой бро­ сок тока опасен для коллектора и обмоток.

Снижение напряжения в сети или кратковременное отключе­ ние питания. Провал напряжения может возникнуть при запуске относительно мощного асинхронного двигателя или при коротком замыкании где-либо в силовой сети. Кратковременный перерыв в питании может произойти при неправильном включении генерато­ ра на параллельную работу, при срабатывании защиты генерато­ ров, при преднамеренном или ошибочном отключении фидера (линии) и т. д.

Во всех этих случаях могут возникнуть два нежелательных последствия. Во-первых, при снижении напряжения или при его исчезновении все электроприводы начинают останавливаться, а при восстановлении питания вновь разгоняются и своими пуско­ выми токами перегружают генераторы на электростанции. Вовторых, самопроизвольный запуск остановившегося привода при

восстановлении питания

представляет определенную

опасность

для обслуживающего персонала.

 

 

Работа трехфазного

асинхронного двигателя

при обрыве од­

ной фазы. Подобная ситуация нередко возникает

при

перегора­

нии плавкого предохранителя в одной из фаз. Двигатели, нахо­ дящиеся в работе, продолжают вращаться и при двухфазном питании, но такой режим работы их, конечно, является ненормаль­ ным. У двигателей увеличивается ток, несколько снижается часто­ та вращения, а следовательно, увеличивается скольжение и поте­ ри энергии в двигателе. Его температура может превысить допу­ стимое значение, что приведет к разрушению изоляции обмоток и возникновению витковых замыканий. Работа двигателя на двух фазах обычно сопровождается характерным гудением. Остановив­ шийся двигатель при включении на двухфазное питание вращать­ ся не будет.

В соответствии с Правилами Регистра СССР для всех двигате­ лей мощностью свыше 0,5 кВт должна предусматриваться защита

от перегрузок, от токов короткого

замыкания

и нулевая защита

(на случай снижения или исчезновения напряжения).

 

Защита от перегрузок.

Эта защита может

реагировать либо

на величину тока двигателя, либо на температуру

его

обмоток.

Защита, реагирующая на величину тока, должна

настраиваться

на ток в пределах от 105 до 125%

номинального

тока двигателя.

Электромагнитные реле

максимального тока

для такой защиты

непригодны, поскольку они будут

срабатывать

под

действием

пусковых токов. Очень широкое распространение для защиты дви­ гателей от перегрузки получили тепловые реле, чувствительным элементом которых является биметаллическая пластина, разогре­ ваемая контролируемым током. Главное достоинство тепловых реле как устройств защиты от перегрузки заключается в том, что время их срабатывания зависит от величины тока перегрузки.

263