Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1\ сожалению, эта зависимость для тепловых реле является очень нестабильной и значительно изменяется как с течением времени, так и от колебания температуры окружающей среды.

Более совершенным видом защиты от перегрузок является за­ щита, реагирующая на изменение температуры обмоток двига­ теля. В самом деле, ведь ток перегрузки сам по себе опасности для двигателя не представляет. При протекании его по обмоткам

двигателя выделяется тепло,

которое

разогревает

двигатель.

И если температура двигателя

превысит

допустимую

величину,

начинает разрушаться изоляция. Однако температура двигателя зависит не только от количества выделяющегося в нем тепла, но и от температуры окружающей среды и от условий охлаждения двигателя. Например, самовентилируемый двигатель при длитель­ ной работе на пониженных скоростях, очевидно, будет перегре­ ваться и при токах меньше номинального, поскольку резко ухуд­ шаются условия охлаждения его.

Тепловые токовые реле, естественно, учесть все эти обстоя­ тельства не могут. Не могут они учесть и влияние пусковых токов на нагрев двигателей, работающих в режиме частых пусков и торможений. Вот поэтому непосредственное измерение температу­ ры обмоток двигателя и является самым рациональным способом защиты электродвигателей от перегрузки.

Чувствительными элементами такой защиты являются термо­ резисторы, встраиваемые непосредственно в обмотку двигателей. Принципиально такая защита не отличается от способа измерения температуры при помощи терморезисторов. Вместо измеритель­ ного прибора может быть включено непосредственно или через специальный усилитель реле, срабатывающее при определенной температуре и отключающее двигатель либо действующее на сигнал.

Защита от коротких замыканий. Эта защита осуществляется при помощи плавких предохранителей или установочных авто­ матических выключателей и должна быть самой быстродействую­ щей, поскольку, с точки зрения селективности защиты, она отно­ сится к первой ступени.

Нередко для защиты от коротких замыканий и от недопусти­ мых перегрузок двигателей постоянного тока используются реле максимального тока, действующие на размыкание цепи катушки линейного контактора, который отключает двигатель.

В судовых электроприводах обычно отсутствует отдельная за­ щита от работы двигателя на двух фазах. Считается, что в этом случае должна срабатывать защита от перегрузки, хотя сущест­ вуют и специальные устройства, реагирующие на обрыв фазы в трехфазных сетях.


Глава XI

Электроприводы судовых вспомогатель­

ных механизмов

§ 65. Электроприводы насосов, вентиляторов и компрессоров

Электроприводы насосов, вентиляторов и компрессоров обес­ печивают работу силовой установки и различных систем судна, выполняя, таким образом, самые разнообразные функции: сохра­ нение остойчивости, плавучести и пожаробезопасности судна; соз­ дание нормальных бытовых условий; сохранность груза; поддер­ жание необходимой температуры в специальных, служебных и бытовых помещениях; охлаждение отдельных механизмов и устройств н т. д.

Эта группа потребителей является самой многочисленной и на сухогрузных судах составляет около 50%, а на других типах судов — 80% мощности всех установленных потребителей электро­ энергии.

Насосы. Наибольшее распространение для перекачивания воды получили центробежные насосы (применяются и поршневые), а для перекачивания топлива и масла — винтовые и шестеренча­ тые.

Производительность насосов Q измеряется в

м3/с, м3/ч и

иногда в т/ч.

от давления (напора) Н,

создаваемого насоса­

В зависимости

ми, они бывают:

низкого давления — до 5

кгс/см2,

среднего — от

5 до 50 кгс/см2, высокого — свыше 50 кгс/см2.

Мощность электродвигателя для привода насоса можно опреде­ лить по формуле

р_

~

9 9 1

кВт,

( 1 1 1)

1021н

 

 

где у — плотность перекачиваемой жидкости, кг/м3; г)н — к. п. д. насоса.

К. п. д. центробежных насосов составляет 0,76—0,9, поршневых

0,5—0,95, шестеренчатых 0,5—0,85, винтовых 0,52—0,9.

Производительность насосов всех типов прямо пропорциональ­ на частоте вращения их. Напор, создаваемый центробежными насосами, пропорционален квадрату частоты вращения,

10—7214

265


следовательно, мощность, затрачиваемая на вращение центробеж­ ного насоса, пропорциональна кубу частоты вращения

Р = сп3,

(112)

где с — постоянный конструктивный коэффициент насоса. Мощность, затрачиваемая на вращение поршневых, шестерен­

чатых и винтовых насосов, примерно пропорциональна квадрату частоты вращения.

Производительность насосов можно регулировать за счет воз­ врата части перекачиваемой жидкостй на вход насоса (перепуск­ ное регулирование). Для регулирования производительности

центробежных

насосов применяется дросселирование — уменьше­

ние

поперечного

сечения

выходного патрубка, что совершенно

недопустимо

для

поршневых,

винтовых и шестеренчатых

на­

сосов.

 

 

 

 

 

Самым экономичным регулированием производительности на­

сосов

всех типов

является регулирование за счет изменения

ча­

стоты вращения.

Однако

в этом

случае значительно усложняется

электропривод.

 

 

 

 

В последнее время на судах стали применять масляные, осу­ шительные, балластные, пожарные и некоторые другие насосы с двухскоростными асинхронными двигателями. На танкерах типа «София» форсуночные насосы котельного топлива приводятся во вращение четырехскоростными асинхронными двигателями. В большинстве же случаев электроприводы насосов нерегулируе­ мые.

Вентиляторы. Применяются вентиляторы двух типов: ■центро­ бежные и пропеллерные. Они обеспечивают подачу воздуха для работы двигателей внутреннего сгорания, котлов, для поддержа­ ния температуры в различных помещениях, для охлаждения ма­ шин и устройств, вентиляции помещений и т. д.

Вентиляторы низкого

давления создают напор

до 150 кгс/м2,

среднего давления — до

400

кгс/м2,

высокого — до

1500

кгс/м2.

Мощность, развиваемая электродвигателем вентилятора, так

же, как и у .центробежных насосов,

пропорциональна третьей сте­

пени частоты вращения его.

 

 

 

как от

Нагрузка на электродвигатель вентилятора зависит

характеристик самого вентилятора

так и от характери­

стики трубопроводной системы, на которую он работает.

 

Мощность электродвигателя для привода вентилятора опре­

деляется по формуле

 

 

 

 

 

 

Р

QH_

кВт,

 

( И З )

 

 

Ю2т]в

 

 

 

где r]B = 0,6-f-0,85 — к. п. д. вентилятора.

Компрессоры. Па судах применяются поршневые компрессоры одинарного и двойного действий для наполнения баллонов пуско­ вого воздуха, обеспечения работы холодильных установок; про­ дувки машин и аппаратов; для гудка и работы пневматического

266


инструмента и систем пнев­

 

л

 

 

матического

 

 

управления,

 

 

 

 

 

как например,

система ди­

о

 

 

 

 

станционного

 

управления

 

 

 

 

главными

 

двигателями,

пуо—

 

 

 

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компрессоры

Н И ЗК О ГО

р и с 172.

В к л ю ч е н и е

к а т у ш к и

л и н е й н о го

Давления

составляют

до

к о н т а к т о р а

в с х е м а х

р и с .

1 6 1 , 1 6 4 . 1 6 5 , 16 6

10 КГс/см2,

 

Среднего Д О

для а в т о м а т и ч е с к о г о

у п р а в л е н и я

у р о в н е м ,

60 кгс/см2,

 

высокого —

до

темпеРатУР°й>д а в л е н и е м

и т. д .

 

150 кгс/см2 и выше.

Производительность компрессоров прямо пропорциональна ча­ стоте вращения.

При работе компрессор создает на электродвигатель пульси­ рующую нагрузку, что приводит к колебаниям тока в цепи дви­ гателя. Для ограничения этих колебаний применяются маховики. Если компрессор запускается под нагрузкой, то его двигатель должен обладать большим пусковым моментом. Обычно компрес­ соры пускаются вхолостую, т. е. при отжатых клапанах, и поэто­ му для привода компрессоров чаще всего применяются короткозамкнутые асинхронные двигатели.

Насосы, вентиляторы и компрессоры — это механизмы, не тре­ бующие реверса и, за некоторым, исключением, работающие с по­ стоянной частотой вращения. Поэтому функции системы управле­

ния ими сводятся

только к запуску и остановке

электропри­

вода.

любая из схем, рассмотренных

в § 58 и 59,

Таким образом,

может использоваться в электроприводе насосов, вентиляторов и компрессоров в зависимости от рода тока, принятого на судне.

Работа большинства этих электроприводов чрезвычайно прос­ то автоматизируется. Достаточно катушку линейного контактора включить, как показано на рис. 172.

Если, например, уровень воды в котле понизится до мини­ мального значения, то замыкается контакт реле уровня РУты, что приводит к пуску двигателя питающего насоса. Когда уровень воды достигнет максимального значения, размыкается контакт реле уровня РУта.х и двигатель останавливается. Точно так же автоматизируется работа перекачивающих насосов и гидрофоров, только в последнем случае вместо контактов реле уровня вклю­ чаются контакты реле давления. Для автоматической работы холодильной установки используется температурное реле, реле давления и т. д.

Переключатель режима работы ПУ позволяет перевести элект­ ропривод на ручное управление.

По Правилам Регистра СССР электроприводы топливных, маслоперекачивающих насосов и сепараторов должны иметь Дистанционные отключающие устройства, расположенные вне шахт машинных отделений. То же самое относится и к электро­ приводам вентиляторов.

10*

267


§ 66. Электропривод рулевого устройства

Среди электроприводов вспомогательных механизмов руле­ вой электропривод является наиболее ответственным и важным. От его надежности непосредственно зависит живучесть судна и безаварийность плавания в сложных метеорологических и нави­ гационных условиях, при прохождении каналов, узкостей и на швартовках.

Рулевые электроприводы можно классифицировать по типу передачи от двигателя к баллеру руля и по системам управления.

Существуют рулевые электроприводы с механической переда­

чей

(секторные,

винтовые,

штуртросовые)

и с гидравлической.

На современных судах

транспортного

флота применяются два

типа

передач:

с е к т о р н ы е

и г и д р а в л и ч е с к и е

пере­

дачи с насосами переменной производительности.

 

Принципиальная разница между этими передачами с точки зрения электропривода состоит в том, что при секторных переда­ чах электродвигатель жестко связан с баллером руля и переда­ точное число от вала двигателя к баллеру руля — величина, по­ стоянная для данного привода. При гидравлической же передаче электродвигатель вращает гидравлический насос всегда с посто­ янной частотой, а перекладка руля происходит в зависимости от воздействия на гидравлическую систему.

Эти особенности передач непосредственно влияют на выбор типа электропривода рулевого устройства.

В рулевых электроприводах применяются системы управления простого, следящего и автоматического действия.

В

системе

п р о с т о г о у п р а в л е н и я положение поста уп­

равления не связано с положением

пера руля. Пост управления

(чаще

всего

рукоятка или кнопки)

удерживается во включенном

состоянии только до тех пор, пока перо руля займет необходимое положение, определяемое по указателю (аксиометру).

В системе с л е д я щ е г о у п р а в л е н и я перо руля всегда стремится занять положение, соответствующее положению поста управления (штурвала).

Система

а в т о м а т и ч е с к о г о

у п р а в л е н и я рулевым

устройством

является

по существу

системой автоматического

удерживания судна на

заданном курсе. Рулевой электропривод

приходит в действие при отклонении

судна от заданного курса.

Почти на всех современных судах наряду с ручным управлением электроприводом руля предусматривается и автоматическое уп-. равление — авторулевой.

Проектирование и эксплуатация рулевых электроприводов регламентируются целым рядом требований Регистра СССР.

Рулевое устройствц судна должно иметь два привода: основ­ ной и запасной, однако если основной рулевой привод является сдвоенным, состоящим из двух агрегатов, способных действовать независимо один от другого, то запасной привод не требуется. На большинстве современных судов как раз и применяется чаще

268