ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
повреждения подобных сооружений не оправдали эти рекомен дации. Берегоукрепления откосного типа из отдельных блоков тре буют надежных упорных устройств (рис. 28, б).
Для повышения устойчивости откосных берегоукреплений из каменной наброски полости между отдельными камнями заполня ют раствором, приготовленным на цементе или битуме (рис. 28, в, г). При использовании цементного раствора все чаще применя ются методы раздельного бетонирования (колькрет и припакт).
В Нидерландах разработан новый способ бетонирования плит покрытий берегоукрепительных сооружений. На спланированный откос укладывается двуслойный мат-мешок из синтетической ткани (размером до 12X24 м), в который под давлением подается це ментный раствор. Благодаря проницаемости ткани часть воды про сачивается, в результате водоцементное отношение раствора умень шается на 20—33%. При этом прочность раствора, выполняющего роль покрытия, повышается. Для устранения взвешивающего гидростатического давления в покрытии имеются отверстия.
При использовании покрытий нового типа необходимо учесть возможные повреждения поверхностного слоя ткани воздействием льда или движущихся наносов. Синтетические ткани чувствитель ны к интенсивному воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому в надводной части берегоукрепления снабжают битумным покры тием.
Для обеспечения устойчивости откосов сооружений широко применяют битумные материалы. Швы между крупными камнями заполняют песчано-гравийным раствором на битумных вяжущих. Из таких камней устраиваются защитные покрытия в нижней упорной части откоса дамб. При этом иногда удается создавать устойчивые откосы даже при относительно большой крутизне (1 : 1,5). Дно у берегоукреплений защищают от подмыва асфальто бетонными матами (рис. 28, б).
До последнего времени для защиты откосов гидротехнических сооружений использовался чистый битум, битумные эмульсии, пес чано-гравийные растворы из битумных вяжущих, асфальтобетон. Особенно широкое применение получили песчано-гравийно-битум ные растворы и асфальтобетон. Имеются примеры укладки раство ров и бетонов в горячем состоянии непосредственно в сооружение, а также на подводные откосы и дно водоемов. В Нидерландах для подводной укладки асфальта используются плавучие снаряды.
Применяются также устройства, состоящие из бункера для го рячего асфальта, передвигаемого вдоль верхней бровки откоса, и кареток для укладки асфальтобетона, которые перемещаются вверх и вниз по откосу. Горячие асфальтовые смеси используются успешно, однако при больших объемах работ подогрев заполните лей, битума и асфальтовой массы сложно выполнить, так как требуется специальное оборудованиеПоэтому иногда применяют холодные асфальтовые смеси, приготовленные на эмульсиях.
Швы между камнями покрытий заполняют раствором на ста бильных эмульсиях. Раствор хорошо сцепляется с клинкерными и:
53.
другими камнями. Можно ожидать, что широкое применение по лучат битумные эмульсии для приготовления песчано-битумных смесей, предназначенных для укладки под воду. Возможна уклад ка смеси под воду в откосы, имеющие крутизну до 1:3. Свежеуложенную смесь необходимо предохранять от размыва. При пологих берегах рекомендуется откосы защищать покрытиями (рис. 29). Если откосы не подвержены воздействию волнения, то покрытия могут быть из песчано-цементных и песчано-битумных смесей.
Большая трудоемкость покрытий из каменного мощения и от носительно малая устойчивость других рассмотренных типов во многих случаях привели к необходимости сооружать берегоукреп ления из бетонных и железобетонных блоков и плит. Упором бе регоукрепления может служить шпунтовый ряд (рис. 30, а). По верх подготовленного основания насыпается и планируется пес чаный откос, на который укладывается песчано-гравийный фильтр или сетчатый фильтр из синтетической ткани, прикрываемой сло ем гравия. Затем укладываются бетонные блоки (рис. 30, а). При
1 |
— бетонными блоками с гребнями и |
пазами; |
б — |
фасонными |
бетонными |
блоками;. |
|||||||
а |
— сборными |
железобетонными плитами; |
|
|
|
|
|
матами и |
мощением; |
||||
в |
г |
— асфальтобетонными |
|||||||||||
|
— блоки с |
гребнями и пазами; |
2 |
— фасонные |
блоки; |
3 |
— сборные железобетонные |
||||||
|
|
плиты; |
4 |
— асфальтобетонные |
маты |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
значительных объемах берегоукрепительных работ применяют ин дустриальное изготовление бетонных блоков. Для лучшего волногашения на откосе блоки делают разной высоты. Связь между ними обеспечивается устройством пазов и выступов. В некоторых случа ях при интенсивных волновых воздействиях целесообразно придать блокам более сложную форму (рис. 30, б).
Укладка значительного количества небольших блоков — очень трудоемкий процесс, поэтому иногда покрытия выполняли из бе тонных плит (рис. 30, в). Монолитные бетонные плитные покры тия устраиваются сравнительно редко, так как бетон в плиты дол жен укладываться насухо, а откос — иметь сравнительно неболь шую крутизну во избежание оползания бетона при вибрировании. Кроме того, очень трудно обеспечить требуемое качество бетона плит при укладке его на месте работы. В связи с этим получили распространение сборные железобетонные плиты из заранее из готовленных секций.
В отечественной и зарубежной практике находят применение гибкие железобетонные покрывала, состоящие из отдельных же лезобетонных плит, соединенных выпусками стальной сетки, за щищенными медистыми или другими противокоррозионными по крытиями. В ряде случаев железобетонные покрытия целесообраз но заменять более эластичными асфальтобетонными (рис. 30, г).
Сооружения на открытой береговой линии, прилегающей к пор там, служат для предотвращения размыва берегов, а также для закрепления существующих и наращивания полосы береговых пляжей. Эти сооружения делятся на пассивные и активные. К пас сивным относятся продольные берегозащитные стенки, укрепления откосов и береговые дамбы. Они защищают береговые откосы и
55
прилегающую к ним территорию от непосредственного воздейст вия волн и течений.
К активным наносоудерживающим сооружениям относятся по перечные буны и продольные берегозащитные волноломы. Наи лучшая защита от размыва прилегающих территорий — это доста точно широкий и устойчивый пляжПравильно расположенные на открытой береговой линии активные берегоукрепительные соору жения не только сохраняют существующие пляжи, но и наращива ют их (рис. 31).
Буны представляют собой искусственные сооружения, располо женные перпендикулярно или под углом к берегу и возвышаю щиеся над поверхностью воды. Назначение бун — преградить путь движению наносов вдоль берега и способствовать расширению пляжа. Кроме того, буны отклоняют течение от берега. Их можно гтроить совместно с берегозащитными волноломами и с сооруже ниями пассивной защиты (продольными стенками или откосными берегоукреплениями). Для строительства бун используют фаши-
Рис. 31. Способы защиты пляжа:
а |
— галечниковый |
1пляж; |
б |
— песчаный пляж; |
в |
— буны из сборных бетонных бло |
||||||
ков, |
укрепленных железобетонными |
оболочками; |
г |
— берегоукрепительный комплекс, |
||||||||
|
|
|
— продольная |
стенка; |
2 |
— буны; |
3 |
— волнолом |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56
ны, одиночные свайные ряды, парные свайные ряды с заполнени ем, монолитный и сборный бетон и железобетон (рис. 31, в).
Берегозащитные волноломы — это подводные преграды, распо ложенные параллельно берегу, на некотором расстоянии от него (рис. 31, г). Главное их назначение — предотвратить перемещение наносов в сторону больших глубин. Берегозащитные волноломы сооружаются в комбинации с бунами (траверсами).
На берегоукрепительные сооружения передаются механические волновые нагрузки и истирающие воздействия песчано-галечных наносов. Основания берегоукрепительных сооружений интенсивно размываются при больших скоростях течений, возникающих отвоздействия волнения на сооружения и берега.
В последние годы при строительстве дамб и берегоукреплений наряду с традиционными материалами все шире находят при менение синтетические материалы — поливинилхлориды, полиэфи ры и т. п. Из них изготавливают полотнища, маты, мешки для грунта, а также отдельные несущие конструктивные элементы со оружений. Синтетические материалы позволяют создать принци пиально новые конструктивные формы гидротехнических сооруже ний. К. числу особенно важных их достоинств относятся водостой кость и сопротивляемость химической агрессии. Недостатком яв ляется их светочувствительность.
При строительстве берегоукрепительных сооружений на подго товленное основание укладывают полотнища из поливинилхлорид
ной пленки. Площадь отдельных полотнища 50 |
м2, |
толщина |
||
0,8—1 |
мм, |
ширина — около 1,5 ж. Стыки между отдельными по |
||
|
лотнищами могут склеиваться или свариваться. В некоторых слу чаях, например, при слабых волновых воздействиях, полотнища ук ладывали внахлестку. Это позволяет устранить или уменьшить подпор воды под пленкой.
§5. Причальные сооружения
Косновным типам причальных сооружений по конструктив ным признакам относятся: гравитационные, сквозные, на свайном основании, в виде тонких стенок и т. п. Учитывая особенности спе
циализированных причалов, их иногда выделяют в отдельную группу.
Причальные сооружения служат для швартовки судов при пере грузочных работах, бункеровке, снабжении, отстое и ремонте су дов. По расположению в плане причальные сооружения делятся на набережные, широкие и узкие пирсы, рейдовые причалы.
Гравитационные причальные сооружения возводятся из моно литного бетона, бетонных массивов, массивов-гигантов, уголковых стенок, ряжей, оболочек большого диаметра. Они могут быть вы полнены в виде сплошных набережных или сооружений на отдель ных массивных опорах.
Причальные набережные из монолитного бетона возводятся сравнительно редко, так как обычно требуют выполнения работы
за перемычками. Однако при сооружении набережных, располо женных по периметру вновь создаваемых бассейнов, и в некоторых других случаях имелись примеры, когда при сравнительно неболь шом объеме откачиваемой воды набережные построены насухо (рис. 32). Иногда целесообразно возведение монолитных стенок методом подводного бетонирования.
Рассмотренные типы стенок имеют массивное поперечное сече ние, поэтому их возводят только при высокой несущей способности грунтов. Если портовый бассейн отрывают в скальном грунте, то монолитные стенки служат ему бетонной облицовкой.
До сих пор в С С С Р , СШ А, Канаде, Финляндии и других стра нах в районах с дешевым лесом (при отсутствии в воде древоточ цев) иногда сооружают набережные из деревянных ряжей. К недо статкам ряжевых конструкций относятся: большой расход лесома териалов, высокая трудоемкость работ по рубке ряжей, а также не’большая долговечность из-за гниения в зоне колебания уровня воды.
Применение сборных бетонных и железобетонных элементов позволяет значительно сократить сроки строительства. Уже в те чение многих десятилетий портовые сооружения возводят из бе тонной массивовой кладки. Очень часто конструкции из правиль ной массивовой кладки возводят трапецеидального поперечного се чения. Таким образом стремятся обеспечить устойчивость стенки.
Рис. 32. Стенки из монолитного бетона:
а — контрфорсная стенка, за
перемычкой; |
|
б — стенка |
из |
||||
подводного бетона, |
постро |
||||||
енная |
в ячеистой |
оболочке |
|||||
из металлического |
шпунта; |
||||||
в |
— монолитная |
1стенка |
за |
||||
перемычкой; |
г |
|
— диафрагмо- |
||||
вая |
стенка; |
|
— лицевая |
стенка; 2 — контрфорсы тол щиной 12 м через о м\ 3 — разгрузочная призма; 4 — подводный бетон в шпунто вой перемычке; 5 — обработ ка поверхности скалы при
уклоне круче 1:4
58