Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

§ 1. Организация технической эксплуатации портовых сооружений

Эксплуатационная деятельность морских портов имеет перво­ степенное значение в организации перевозок на морском транспор­ те. Ускорение рейсооборота судов и улучшение использования ос­ новных транспортных средств морского флота зависят от четко и правильно организованной работы портов. Поэтому сокращение времени стоянки судов в портах является основным резервом уве­ личения провозной способности флота. Обеспечение комплексной обработки судов в порту — одна из главных задач эксплуатацион­ ной деятельности всех оперативных портовых подразделений.

Современный морской порт — это узел путей сообщения, пред­ ставляющий собой крупнейший технический комплекс, включаю­ щий территорию и акваторию порта, портовые сооружения, пере­ грузочные устройства, подъездные пути и другие устройства, не­ обходимые для комплексного обслуживания судов, гражданские и промышленные здания и т. д. Обычно к порту прилегают промыш­ ленные зоны, иногда имеющие независимые выходы к морю или, чаще, использующие портовые причально-перегрузочные комплек­ сы.

Морской порт является также соединительным звеном между внешними морскими и внутренними путями страны. Весь комплекс работ, проводимых в портах, должен основываться на базе научной организации труда (НОТ) и прогрессивной технологии выполнения процессов, скоростной обработки судов и повышения норм грузо­ вых работ. Порт является тем транспортным звеном, где сосредо­ точиваются начало и конец работы судна и тем самым устанавли­ вается большая зависимость его от порта. Продолжительность сто­ янки в порту зависит от организации труда и принятой технологии обработки судна.

Уменьшение продолжительности стоянки в порту до минимума, соответствующего производительности современного подъемно­ транспортного оборудования и научной организации труда, увели­ чивает ходовое время судна и его провозоспособность. С другой

 

стороны, конструкции причальных сооружений, глубины на аква­

 

тории порта и у причалов и другие характеристики

портовых со­

 

оружений непосредственно зависят от размеров судов,

посещаю­

 

щих порт. Для выполнения транспортных и технических

функций

 

морской порт должен иметь комплекс разнообразных инженерных

 

сооружений, соответствующих грузообороту порта и современно­

 

му морскому флоту. Основные технические

элементы,

входящие

 

в состав порта, следующие:

 

 

 

 

 

 

 

морские каналы и знаки судоходной обстановки;

 

 

 

 

 

водные площади (акватории), предназначенные для движения,

 

маневрирования и размещения судов;

 

 

 

 

 

 

 

рейдовые причалы для стоянки судов и производства грузовых

 

операций на плаву;

 

 

 

 

 

 

 

внешние и внутрирейдовые оградительные сооружения для за­

 

щиты рейда и внутрирейдовых гаваней от волнения и ветров;

 

причальные сооружения (береговые причалы) для передачи гру­

 

зов с судов на берег и обратно;

 

 

 

 

 

 

 

берегоукрепительные сооружения для защиты прибрежной по­

 

лосы и территории, стоянки и производства

грузовых

операций

 

мелких судов;

 

 

 

 

 

 

 

судоподъемные сооружения и судоремонтные устройства (при­

 

чалы, эллинги, слипы, доки, заводы и мастерские)

для

ремонта

 

судов;

 

 

 

рефрижера­

 

закрытые портовые склады для штучных грузов,

 

торные склады (холодильники), склады для зерна (элеваторы —

 

этажные и силосные), склады для навалочных грузов, склады для

 

жидких грузов и др.;

 

 

 

 

 

 

 

открытые складские площадки;

 

 

 

 

 

 

 

сеть подходных путей сообщения, удобно связанная с основны­

 

ми магистралями, подходящими к порту (железные дороги, авто­

 

дороги, внутренние водные пути); подкрановые пути;

 

 

 

 

 

служебные и бытовые здания и постройки;

 

 

для

ре­

 

ремонтно-строительные помещения

и оборудование

 

монта портовых сооружений и устройств;

 

 

 

 

 

 

сети и сооружения водопровода, канализации, теплоснабжения

 

и пр.;

 

 

 

 

 

и под­

 

внутрипортовый рельсовый и безрельсовый транспорт

 

вижной состав; служебно-вспомогательный флот;

 

 

грузо­

 

подъемно-транспортное оборудование для производства

 

вых операций как у берега, так и на плаву;

сильных

токов

 

(сети

 

электрическое хозяйство порта — группа

 

 

и сооружения электроснабжения и освещения), группа слабых то­

 

ков (телеграф, телефон, телевидение, радиосвязь, пожарная сигна­

 

лизация и т. д .);

 

 

 

 

 

 

.

прочие инженерные сооружения и оборудование порта.

 

 

 

Основные элементы технической эксплуатации портовых соору-

 

жений.

Эксплуатация портовых сооружений

осуществляется

по

 

правилам технической эксплуатации портовых сооружений, кото­

 

рые являются основным документом.

Эти правила позволяют соз-

8


дать научно обоснованную систему организационно-технических мероприятий по улучшению эксплуатации сооружений и поддер­ жанию их в исправном состоянии.

В действующих «Правилах технической эксплуатации гидротех­ нических сооружений и акваторий портов Министерства морского флота» даны указания по режимам эксплуатации гидротехниче­ ских сооружений и акваторий портов, инженерному обслужива­ нию гидротехнических сооружений и акваторий (паспортизация и наблюдение за сооружениями и акваториями), содержанию гидро­ технических сооружений и акваторий (ремонт сооружений и ре­ монтное черпание на акватории). Кроме того, изложены правила, которые должен выполнять персонал портов и судоремонтных за­ водов, ответственный за состояние и режим эксплуатации гидро­ технических сооружений и акваторий. В приложениях к Прави­ лам даются пояснения некоторых разделов.

Действующие Правила являются организующим документом и программой обязательных мероприятий, улучшающих техниче­ скую эксплуатацию гидротехнических сооружений. В настоящее время разрабатываются специальные ведомственные правила тех­ нической эксплуатации для всех внутрипортовых инженерных со­ оружений и сетей.

Техническая эксплуатация портовых сооружений — это ком­ плекс технических и организационных мероприятий, обеспечиваю­ щих: бесперебойное использование сооружений по прямому назна­ чению; строгое соблюдение условий работы сооружений; постоян­ ное поддержание сооружений в образцовом техническом состоя­ нии; надежность работы и долговечность сооружений; модерниза­ цию и реконструкцию сооружений в соответствии с требованиями технического прогресса.

Чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию портовых соору­ жений, их долговечность и надежность, необходимо строго соблюдать организационные и технические требования, начиная с проектирования и до окончания строительства.

К основным элементам технической эксплуатации портовых со­ оружений относятся: установление режима эксплуатации сооруже­ ний, надзор за его соблюдением, наблюдением за состоянием соору­ жений; работы по устранению повреждений сооружения; паспортизация; разработка планов и технической документации на ремонт, модернизацию и реконструкцию в сочетании и увязке с программой нового строительства, планово-предупредительный ремонт.

В процессе эксплуатации портовых сооружений уточняются планы и принципы развития порта, выявляются и вводятся в дейст­ вие резервы производственной мощности существующих сооруже­ ний, вырабатываются необходимые требования к проектированию и строительству новых объектов портового комплекса. Организация технической эксплуатации существенно влияет на всю деятель­ ность, развитие, экономику и общую культуру работы морского порта.

9


При организации технической эксплуатации портовых сооруже­ ний должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие нор­ мальные условия их работы при наиболее эффективном использо­ вании всех технических средств в течение срока службы. Напри­ мер, при эксплуатации причальных сооружений, закрытых и откры­ тых складов, дорожных покрытий необходимо строго соблюдать нормы эксплуатационных нагрузок, которые устанавливаются в за­ висимости от типа конструкции, естественных условий и техниче­ ского состояния сооружения. Особое внимание должно быть обра­ щено на складирование тяжеловесов.

Одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих нормаль­ ную эксплуатацию сооружений, является строгое выполнение пра­ вил пожарной безопасности; в особенности это относится к соору­ жениям из дерева и огнеопасным грузам. Постоянный надзор за техническим состоянием материала, конструктивных элементов и сооружения в целом относится к одному из главнейших элементов технической эксплуатации сооружений. Наблюдения за состоянием сооружений способствуют соблюдению установленных режимов эксплуатации, позволяют своевременно обнаруживать деформа­ ции и повреждения сооружений, а также определять состав и объ­ ем ремонтных работ и предотвращать разрушения и аварии. Все обнаруженные неисправности и повреждения должны быть немед­ ленно устранены.

Ремонт по возможности должен выполняться без прекращения эксплуатационной работы сооружения. Если все-таки возникает необходимость прекратить эксплуатацию сооружения в процессе ремонта, то последний следует производить главным образом в межнавигационный период и использовать все имеющиеся органи­ зационно-технические мероприятия, максимально сокращающие сроки ремонта.

Правилами технической эксплуатации сооружений предусмат­ ривается систематическое и обязательное ведение технической до­ кументации. Основными документами являются паспорта соору­ жений и других технических средств, в которых дается характери­ стика сооружений и динамика их технического состоянияЖурна­

лы повседневного технического надзора,

периодических осмотров

и обследований должны храниться как

приложения к паспортам

сооружений.

 

Технической эксплуатацией портовых сооружений в настоящее время занимаются многие подразделения портов: отделы гидротех­ нических и инженерных сооружений, ремонтно-строительные участ­ ки, эксплуатационно-производственные подразделения (погрузочноразгрузочные районы, автобазы, мастерские и т. п.), управления хморских путей, инспекция портового надзора и др.

Ведущая роль в организации технической эксплуатации при­ надлежит отделам гидротехнических и инженерных сооружений порта.

Штаты отделов должны устанавливаться в зависимости от со­ става технических средств порта, их сложности и количества, а

Ю


также от объемов эксплуатационной работы порта. Укомплектован­ ные кадрами специалистов эти отделы как ведущее подразделение должны организовать выполнение «Правил технической эксплуата­ ции гидротехнических сооружений и акваторий портов ММФ» и осуществлять контроль за их соблюдением, что будет способство­ вать улучшению технической эксплуатации портовых сооружений.

Правила дают возможность создать научно-обоснованную си­ стему организационно-технических мероприятий по поддержанию портовых сооружений в исправном состоянии для повышения их надежности и долговечности.

Служба сооружений морского порта. В осуществлении техниче­ ской эксплуатации портовых сооружений участвуют многие струк­ турные подразделения морского порта, но основная работа в этой области выполняется службой сооружений.

Служба сооружений морского порта включает: отдел гидротех­ нических и инженерных сооружений; ремонтно-строительное под­ разделение; участок (группу) водоснабжения и канализации; уча­ сток (группу) теплоснабжения; участок (группу) благоустройства; проектно-сметную группу.

В крупных портах все эти подразделения могут быть самостоя­ тельными. В небольших портах, в зависимости от объема и харак­ тера работ, группа водоснабжения и канализации и группа благо­ устройства могут входить в состав ремонтно-строительного под­ разделения, а проектно-сметная группа — в состав конструкторско­ го бюро-

Служба сооружений порта выполняет задачи и обязанности, ко­ торые можно разделить на две основные группы: 1-я — непосред­ ственно осуществление мероприятий технической эксплуатации портовых сооружений и 2-я — контроль за выполнением мероприя­ тий технической эксплуатации портовых сооружений другими структурными подразделениями порта и сторонними организа­ циями.

К 1-й группе относятся: установление режима эксплуатации сооружений; наблюдение за состоянием сооружений; проектирова­ ние ремонтных мероприятий; корректировка и ведение паспорта порта и паспортов сооружений.

2-я группа включает: надзор за соблюдением установленного режима эксплуатации сооружений; контроль за работой структур­ ных подразделений порта по содержанию и ремонту используемых ими сооружений; технический надзор за капитальным ремонтом сооружений.

Являясь одной из важнейших составных частей современного портового комплекса, портовые сооружения участвуют во всех про­ изводственных процессах, происходящих в морском порту. Это предопределяет широкий диапазон и многосторонность взаимосвя­ зей службы сооружений с другими структурными подразделениями порта.

На схеме, (рис. 1) показаны два основных наиболее харак­ терных вида взаимосвязей между службой сооружений и другими

1