ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
Г Л А В А I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
§ 1. Организация технической эксплуатации портовых сооружений
Эксплуатационная деятельность морских портов имеет перво степенное значение в организации перевозок на морском транспор те. Ускорение рейсооборота судов и улучшение использования ос новных транспортных средств морского флота зависят от четко и правильно организованной работы портов. Поэтому сокращение времени стоянки судов в портах является основным резервом уве личения провозной способности флота. Обеспечение комплексной обработки судов в порту — одна из главных задач эксплуатацион ной деятельности всех оперативных портовых подразделений.
Современный морской порт — это узел путей сообщения, пред ставляющий собой крупнейший технический комплекс, включаю щий территорию и акваторию порта, портовые сооружения, пере грузочные устройства, подъездные пути и другие устройства, не обходимые для комплексного обслуживания судов, гражданские и промышленные здания и т. д. Обычно к порту прилегают промыш ленные зоны, иногда имеющие независимые выходы к морю или, чаще, использующие портовые причально-перегрузочные комплек сы.
Морской порт является также соединительным звеном между внешними морскими и внутренними путями страны. Весь комплекс работ, проводимых в портах, должен основываться на базе научной организации труда (НОТ) и прогрессивной технологии выполнения процессов, скоростной обработки судов и повышения норм грузо вых работ. Порт является тем транспортным звеном, где сосредо точиваются начало и конец работы судна и тем самым устанавли вается большая зависимость его от порта. Продолжительность сто янки в порту зависит от организации труда и принятой технологии обработки судна.
Уменьшение продолжительности стоянки в порту до минимума, соответствующего производительности современного подъемно транспортного оборудования и научной организации труда, увели чивает ходовое время судна и его провозоспособность. С другой
|
стороны, конструкции причальных сооружений, глубины на аква |
|||||||
|
тории порта и у причалов и другие характеристики |
портовых со |
||||||
|
оружений непосредственно зависят от размеров судов, |
посещаю |
||||||
|
щих порт. Для выполнения транспортных и технических |
функций |
||||||
|
морской порт должен иметь комплекс разнообразных инженерных |
|||||||
|
сооружений, соответствующих грузообороту порта и современно |
|||||||
|
му морскому флоту. Основные технические |
элементы, |
входящие |
|||||
|
в состав порта, следующие: |
|
|
|
|
|
|
|
|
морские каналы и знаки судоходной обстановки; |
|
|
|
|
|||
|
водные площади (акватории), предназначенные для движения, |
|||||||
|
маневрирования и размещения судов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
рейдовые причалы для стоянки судов и производства грузовых |
|||||||
|
операций на плаву; |
|
|
|
|
|
|
|
|
внешние и внутрирейдовые оградительные сооружения для за |
|||||||
|
щиты рейда и внутрирейдовых гаваней от волнения и ветров; |
|||||||
|
причальные сооружения (береговые причалы) для передачи гру |
|||||||
|
зов с судов на берег и обратно; |
|
|
|
|
|
|
|
|
берегоукрепительные сооружения для защиты прибрежной по |
|||||||
|
лосы и территории, стоянки и производства |
грузовых |
операций |
|||||
|
мелких судов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
судоподъемные сооружения и судоремонтные устройства (при |
|||||||
|
чалы, эллинги, слипы, доки, заводы и мастерские) |
для |
ремонта |
|||||
|
судов; |
|
|
|
рефрижера |
|||
|
закрытые портовые склады для штучных грузов, |
|||||||
|
торные склады (холодильники), склады для зерна (элеваторы — |
|||||||
|
этажные и силосные), склады для навалочных грузов, склады для |
|||||||
|
жидких грузов и др.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
открытые складские площадки; |
|
|
|
|
|
|
|
|
сеть подходных путей сообщения, удобно связанная с основны |
|||||||
|
ми магистралями, подходящими к порту (железные дороги, авто |
|||||||
|
дороги, внутренние водные пути); подкрановые пути; |
|
|
|
|
|||
|
служебные и бытовые здания и постройки; |
|
|
для |
ре |
|||
|
ремонтно-строительные помещения |
и оборудование |
||||||
|
монта портовых сооружений и устройств; |
|
|
|
|
|
||
|
сети и сооружения водопровода, канализации, теплоснабжения |
|||||||
|
и пр.; |
|
|
|
|
|
и под |
|
|
внутрипортовый рельсовый и безрельсовый транспорт |
|||||||
|
вижной состав; служебно-вспомогательный флот; |
|
|
грузо |
||||
|
подъемно-транспортное оборудование для производства |
|||||||
|
вых операций как у берега, так и на плаву; |
сильных |
токов |
|
(сети |
|||
|
электрическое хозяйство порта — группа |
|
||||||
|
и сооружения электроснабжения и освещения), группа слабых то |
|||||||
|
ков (телеграф, телефон, телевидение, радиосвязь, пожарная сигна |
|||||||
|
лизация и т. д .); |
|
|
|
|
|
|
|
. |
прочие инженерные сооружения и оборудование порта. |
|
|
|||||
|
Основные элементы технической эксплуатации портовых соору- |
|||||||
|
жений. |
Эксплуатация портовых сооружений |
осуществляется |
по |
||||
|
правилам технической эксплуатации портовых сооружений, кото |
|||||||
|
рые являются основным документом. |
Эти правила позволяют соз- |
8
дать научно обоснованную систему организационно-технических мероприятий по улучшению эксплуатации сооружений и поддер жанию их в исправном состоянии.
В действующих «Правилах технической эксплуатации гидротех нических сооружений и акваторий портов Министерства морского флота» даны указания по режимам эксплуатации гидротехниче ских сооружений и акваторий портов, инженерному обслужива нию гидротехнических сооружений и акваторий (паспортизация и наблюдение за сооружениями и акваториями), содержанию гидро технических сооружений и акваторий (ремонт сооружений и ре монтное черпание на акватории). Кроме того, изложены правила, которые должен выполнять персонал портов и судоремонтных за водов, ответственный за состояние и режим эксплуатации гидро технических сооружений и акваторий. В приложениях к Прави лам даются пояснения некоторых разделов.
Действующие Правила являются организующим документом и программой обязательных мероприятий, улучшающих техниче скую эксплуатацию гидротехнических сооружений. В настоящее время разрабатываются специальные ведомственные правила тех нической эксплуатации для всех внутрипортовых инженерных со оружений и сетей.
Техническая эксплуатация портовых сооружений — это ком плекс технических и организационных мероприятий, обеспечиваю щих: бесперебойное использование сооружений по прямому назна чению; строгое соблюдение условий работы сооружений; постоян ное поддержание сооружений в образцовом техническом состоя нии; надежность работы и долговечность сооружений; модерниза цию и реконструкцию сооружений в соответствии с требованиями технического прогресса.
Чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию портовых соору жений, их долговечность и надежность, необходимо строго соблюдать организационные и технические требования, начиная с проектирования и до окончания строительства.
К основным элементам технической эксплуатации портовых со оружений относятся: установление режима эксплуатации сооруже ний, надзор за его соблюдением, наблюдением за состоянием соору жений; работы по устранению повреждений сооружения; паспортизация; разработка планов и технической документации на ремонт, модернизацию и реконструкцию в сочетании и увязке с программой нового строительства, планово-предупредительный ремонт.
В процессе эксплуатации портовых сооружений уточняются планы и принципы развития порта, выявляются и вводятся в дейст вие резервы производственной мощности существующих сооруже ний, вырабатываются необходимые требования к проектированию и строительству новых объектов портового комплекса. Организация технической эксплуатации существенно влияет на всю деятель ность, развитие, экономику и общую культуру работы морского порта.
9
При организации технической эксплуатации портовых сооруже ний должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие нор мальные условия их работы при наиболее эффективном использо вании всех технических средств в течение срока службы. Напри мер, при эксплуатации причальных сооружений, закрытых и откры тых складов, дорожных покрытий необходимо строго соблюдать нормы эксплуатационных нагрузок, которые устанавливаются в за висимости от типа конструкции, естественных условий и техниче ского состояния сооружения. Особое внимание должно быть обра щено на складирование тяжеловесов.
Одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих нормаль ную эксплуатацию сооружений, является строгое выполнение пра вил пожарной безопасности; в особенности это относится к соору жениям из дерева и огнеопасным грузам. Постоянный надзор за техническим состоянием материала, конструктивных элементов и сооружения в целом относится к одному из главнейших элементов технической эксплуатации сооружений. Наблюдения за состоянием сооружений способствуют соблюдению установленных режимов эксплуатации, позволяют своевременно обнаруживать деформа ции и повреждения сооружений, а также определять состав и объ ем ремонтных работ и предотвращать разрушения и аварии. Все обнаруженные неисправности и повреждения должны быть немед ленно устранены.
Ремонт по возможности должен выполняться без прекращения эксплуатационной работы сооружения. Если все-таки возникает необходимость прекратить эксплуатацию сооружения в процессе ремонта, то последний следует производить главным образом в межнавигационный период и использовать все имеющиеся органи зационно-технические мероприятия, максимально сокращающие сроки ремонта.
Правилами технической эксплуатации сооружений предусмат ривается систематическое и обязательное ведение технической до кументации. Основными документами являются паспорта соору жений и других технических средств, в которых дается характери стика сооружений и динамика их технического состоянияЖурна
лы повседневного технического надзора, |
периодических осмотров |
и обследований должны храниться как |
приложения к паспортам |
сооружений. |
|
Технической эксплуатацией портовых сооружений в настоящее время занимаются многие подразделения портов: отделы гидротех нических и инженерных сооружений, ремонтно-строительные участ ки, эксплуатационно-производственные подразделения (погрузочноразгрузочные районы, автобазы, мастерские и т. п.), управления хморских путей, инспекция портового надзора и др.
Ведущая роль в организации технической эксплуатации при надлежит отделам гидротехнических и инженерных сооружений порта.
Штаты отделов должны устанавливаться в зависимости от со става технических средств порта, их сложности и количества, а
Ю
также от объемов эксплуатационной работы порта. Укомплектован ные кадрами специалистов эти отделы как ведущее подразделение должны организовать выполнение «Правил технической эксплуата ции гидротехнических сооружений и акваторий портов ММФ» и осуществлять контроль за их соблюдением, что будет способство вать улучшению технической эксплуатации портовых сооружений.
Правила дают возможность создать научно-обоснованную си стему организационно-технических мероприятий по поддержанию портовых сооружений в исправном состоянии для повышения их надежности и долговечности.
Служба сооружений морского порта. В осуществлении техниче ской эксплуатации портовых сооружений участвуют многие струк турные подразделения морского порта, но основная работа в этой области выполняется службой сооружений.
Служба сооружений морского порта включает: отдел гидротех нических и инженерных сооружений; ремонтно-строительное под разделение; участок (группу) водоснабжения и канализации; уча сток (группу) теплоснабжения; участок (группу) благоустройства; проектно-сметную группу.
В крупных портах все эти подразделения могут быть самостоя тельными. В небольших портах, в зависимости от объема и харак тера работ, группа водоснабжения и канализации и группа благо устройства могут входить в состав ремонтно-строительного под разделения, а проектно-сметная группа — в состав конструкторско го бюро-
Служба сооружений порта выполняет задачи и обязанности, ко торые можно разделить на две основные группы: 1-я — непосред ственно осуществление мероприятий технической эксплуатации портовых сооружений и 2-я — контроль за выполнением мероприя тий технической эксплуатации портовых сооружений другими структурными подразделениями порта и сторонними организа циями.
К 1-й группе относятся: установление режима эксплуатации сооружений; наблюдение за состоянием сооружений; проектирова ние ремонтных мероприятий; корректировка и ведение паспорта порта и паспортов сооружений.
2-я группа включает: надзор за соблюдением установленного режима эксплуатации сооружений; контроль за работой структур ных подразделений порта по содержанию и ремонту используемых ими сооружений; технический надзор за капитальным ремонтом сооружений.
Являясь одной из важнейших составных частей современного портового комплекса, портовые сооружения участвуют во всех про изводственных процессах, происходящих в морском порту. Это предопределяет широкий диапазон и многосторонность взаимосвя зей службы сооружений с другими структурными подразделениями порта.
На схеме, (рис. 1) показаны два основных наиболее харак терных вида взаимосвязей между службой сооружений и другими
1