ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Рис. 48. Устройства для дополнительной анкеровки больверков:
I |
— двойная анкеровка; б — двойная |
анкеровка железобетонной разрезной стенки; |
|
|
1 |
— стык верхней |
и нижней частей стенки |
|
|
|
Рис. 49. Устройства для разгрузки и повышения несущей способности больверков:
а |
— разгрузочно-анкерное устройство; б — внешняя |
пригрузка; |
в, |
г |
— разгрузочно-анкерные |
||
|
плиты; |
д |
— замена или уплотнение грунта; |
/ — зоны уплотненного грунта |
|||
|
|
|
|
|
|
|
на 1 |
пог. |
м |
стенки. |
Для профиля, |
принятого в настоящее |
время |
|
см3 |
|
||||||
(Ларсен |
III н), при том же весе |
момент сопротивления |
равен |
||||
2000 |
|
на I |
пог. м |
стенки. Разработаны новые профили свай ти |
|||
|
|
па 42 и 43, из которых могут быть собраны комбинированные стен
ки с моментами сопротивления 3900 и 6000 |
см3 |
при весе 1 |
м2 |
стен |
|||||
ки 173 и 220 |
кг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При забивке двутавровых свай типа Пейне в виде непрерывно |
|||||||||
го ряда момент |
сопротивления шпунтовой |
|
стенки |
превышает |
|||||
7000 |
см3/пог. м. |
Иногда стенки сооружаются |
из шпунтовых |
свай |
|||||
|
|
различного профиля, что позволяет более эффективно использовать прочность материала свай. Чтобы уменьшить вес шпунтовых сте нок, иногда применяют двойную анкеровку, а также различные разгрузочные и анкерующие устройства (рис. 48, 49). В стеснен ных условиях, где невозможно использовать анкера обычного типа или анкерные забивные сваи, подпорные стенки могут быть заанкерованы наклонными или горизонтальными буровыми сваями. Наряду со стенками из шпунтовых свай иногда применяют больверки из трубчатых свай. На рис. 50, а, б показаны различные ти пы сварных замковых соединений для металлических трубчатых свай.
76
І |
Рис. |
51. Ячеистые конструкции и криволинейные шпунтовые стенки: |
||||||
а |
— цилиндрические ячейки; б — сегментные ячейки; |
в |
— криволинейные |
шпунтовые |
стенки; |
|||
|
— стенки |
из металлического шпунта; |
2 |
— грунт, консолидированный |
песчаными |
дренами |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Причальные стенки ячеистой конструкции (рис. 51) сооружают ся из плоских шпунтовых свай с усиленными замками, значение которых в такого рода конструкциях очень велико. На сооружения ячеистой конструкции затрачивается сравнительно большое коли чество металла, особенно на тыловые стенки и диафрагмы, где прочность материала используется в недостаточной степени. По этому предложены конструкции набережных, состоящие из одиноч ных криволинейных стенок. В некоторых случаях шпунтовые стенки с криволинейной формой в плане работают как незаанкерованные больверкп.
Важным вопросом является защита металлического шпунта от коррозии. Исследования показали, что особенно интенсивно кор родирует шпунт в зонах переменного горизонта и заплеска воды. Например, в одном из морских портов через 20 лет потери в весе шпунта от коррозии для подводной зоны составляли 3%, а для надводной в пределах колебания уровня — более 20%. Способ за щиты от коррозии необходимо выбирать в каждом отдельном слу чае на основании технико-экономических данных. За рубежом все чаще используется катодная защита.
77
6)
Рис. 52. Контейнерные причалы:
а — металлический больверк; б — свайная эстакада на основании из деревянных свай; 1 — металлический шпунт; 2 — экран из железобетонных свай; 3 — железо бетонные сваи подкранового пути; 4 — стальные трубчатые сваи подкранового пути; 5 — деревянные сваи
Специализированные причалы. Быстрое увеличение размеров специализированных судов (контейнеровозов, угле-рудовозов, нефтетанкеров и др.) вызвало необходимость строительства специа лизированных причалов, конструкция которых в значительной сте пени зависит от монтируемых на них перегрузочных устройств.
78
Кроме того, очень существенное влияние оказывают большие глу бины, вызванные возросшими осадками современных специализи рованных судов.
В качестве примера рассмотрим некоторые новейшие конструк ции причалов для крупнотоннажных судов. Конструкция причалов для контейнеровозов аналогична причалам для судов общего наз начения. Однако значительно большие нагрузки на ногу специа лизированных перегружателей для контейнеров по сравнению с нагрузкой на ногу обычного крана требуют усиленного свайного основания. Причал для контейнеровозов (см. рис. 40, б) возведен в районе с большими приливными колебаниями уровня на акватории, не полностью защищенной от волнения. Отметка дна у причала на-
первом этапе — 16 |
м, |
а затем будет увеличена до 19 |
м. |
Такое |
|
|
углубление позволяет осуществить передняя стенка, выполненная из металлического шпунта самого тяжелого профиля. У причала расположена волногасящая камера из сборных коробчатых желе зобетонных элементов весом 450 г.
Основанием служат металлические двутавровые сваи, снабжен ные для повышения несущей способности специальными открыл ками. Усилия от навала судов и от нажатия швартовов восприни маются пологонаклонными сваями (до 1,5:1). Такие причалы мо гут сооружаться из железобетонных оболочек, массивов-гигантов и т. п. Если они представляют собой больверки, свайные эстакады и тому подобную сравнительно легкую конструкцию (рис. 52), то для контейнерного перегружателя прокладывают подкрановые пути на свайном или другом мощном основании. Причал для обслу живания контейнеровозов в новом отечественном порту показан на рис. 52, а. На рис. 52, б изображен причал на основании из дере вянных свай. Для обслуживания паромов и других судов, загру жаемых с носа или с кормы, причалы строят в виде эстакад, соеди ненных аппарелями, которые могут изменять наклон (рис. 53).
При строительстве причалов для перегрузки навалочных гру зов также широко используют металлические сваи и шпунт. Пред
ставляет интерес причал для рудовозов (рис. 54, |
а). |
Несмотря на |
|
то, что свободная высота набережной достигает 20,5 |
м |
и в даль |
|
|
нейшем предполагается дополнительное увеличение глубин, набе режная имеет очень простую конструкцию. Горизонтальное усилие передается на пологонаклоненные металлические сваи длиной бо лее 50 м. Простота конструкции в данном случае достигается за счет большого расхода металла.
В Нидерландах, для того чтобы уменьшить давление грунта на шпунт и частично передать на него горизонтальное усилие, перед ний шпунтовый ряд нередко забивают наклонно. Основание обыч но сооружают из предварительно напряженных железобетонных свай. Для повышения несущей способности сжатых свай в нижней их части устраивают утолщения.
При строительстве причалов для навалочных грузов при благо приятных грунтовых условиях применяются оболочки большого диаметра. Набережная для выгрузки руды в порту Фос сооружена
79
Рис. 53. Причал для паромов и судов, загружаемых методом наката:
J — береговая опора; 2 — аппарель; 3 — морская опора; 4 — устройство для изменения уклона аппарели; 5 — судно
+6,62 I,
а') . ЛI.п J
Рис. 54. Причальные набережные для вы грузки руды:
а, б — с передним металлическим шпунтом; в —
с |
подкрановыми балками |
на отдельных |
опорах |
||||
и |
задним шпунтом; |
4 |
— металлический |
шпунт; |
|||
|
|
1 |
|
свая; |
|
— двутавровые |
|
? — наклонная двутавровая |
3 |
||||||
сваи с открылками; |
|
— предварительно |
напря |
женные железобетонные сваи с утолщенным
нижним |
концом; 5 — призматические |
предвари |
|||
тельно |
напряженные |
железобетонные |
сваи; |
6 |
— |
|
стальные |
трубчатые сваи |
|
|
|
|
|
|
|
80
из железобетонных оболочек (см. рис. 37, а). Если склады на валочных грузов удалены от причала, то можно ограничиться про кладкой мощных подкрановых путей для перегружателя и уст ройством легкой подпорной стенки (рис. 54, в). При слабых грун тах рекомендуется консолидация грунтов, чтобы предотвратить их просадку. Это мероприятие целесообразно и для повышения общей устойчивости сооружения. В этом случае песчаные дрены устраи ваются также и перед стенкой для укрепления грунтов дна.
Рис. 55. Пирсы для выгрузки и погрузки руды и угля на основании из стальных трубчатых свай:
а — для судов дедвейтом 300 тыс. г; 6 — для судов дедвейтом более 100 тыс. т.
81