ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
В ряде случаев наиболее удачной конструкцией причала для перегрузки навалочных грузов является узкий пирс или причал, параллельный берегу, соединенный с ним съездом (рис. 55). Представляет интерес узкий пирс, построенный в Японии для вы грузки руды. Пирс предназначается для обслуживания судов дед вейтом 300 тыс. т. Глубина у причала 25—33 м. Основанием пирса служат стальные трубчатые сваи диаметром 1000— 1500 мм, с тол щиной стенок 15—18 мм. В связи со слабыми грунтами основания сваи забивали через толщу илов до плотного грунта на отметке ми нус 75 м. Длина вертикальных свай около 80 м, наклонных — более
100 м. Верхнее строение пирса состоит из продольных ригелей, рас положенных по краям и по продольной осп сооружения, связанных между собой горизонтальными стальными фермами. На причале
установлены причальные тумбы, рассчитанные на усилия |
||
100—400 |
т. |
Причал имеет мощные отбойные приспособления. Ана |
|
логичная конструкция намечается к строительству в новом восточ ном порту у пирса для судов дедвейтом более 100 тыс. т (рис. 55, б). При сооружении причалов для судов меньших размеров, на пример зерновозов, кроме металлических, используются также предварительно напряженные железобетонные трубчатые сваи
(рис. 56, а и б).
Основная конструкция пирса не воспринимает швартовных уси лий и усилий от навала. Для этого служат стальные трубчатые причально-отбойные палы, расположенные с двух сторон пирса. Наибольшие вертикальные нагрузки передаются на пирс от опор пневматических перегружателей для выгрузки зерна, перемещаю-
Рис. 56. Пирсы для выгрузки зерна:
а — пирс на основании из предварительно напряженных железобетонных трубчатых свай; б — трубчатая предварительно напряженная железобетонная свая с утолщен ным нижним концом
82
щпхся по пирсу. Верхнее строение пирса сборно-монолитное, из предварительно напряженных железобетонных элементов, опира ется на предварительно напряженные железобетонные трубчатые сваи. У основания свай имеется утолщение, благодаря которому их несущая способность увеличилась на 30%. Для устранения воз можных повреждений от замерзания воды в полостях свай они за полнены до отметки — 2,5 м асфальтобетоном.
Экономичные решения могут быть получены при использовании набивных свай Беното. В ряде случаев причалы для погрузки и выгрузки навалочных грузов проектируются в виде сооружений на отдельных опорах из оболочек большого диаметра, массивовгигантов, ячеек из металлического шпунта. Иногда применяют ком бинированные конструкции, в которых основные вертикальные на грузки воспринимаются основанием из свай или колонна, горизон тальные— мощными палами (рис. 57).
Для современных крупнотоннажных танкеров причалы часто строят на основании из металлических свай. Причал для танкеров дедвейтом 200 тыс, г показан на рис. 58, а. В настоящее время строятся танкеры дедвейтом 450 тыс. г. В Японии сооружен при чал для таких судов. Основными элементами подобных причалов являются мощные отбойные и швартовные палы. Отбойные палы должны воспринимать большую энергию, которая передается на них при подходе судов. Они имеют гибкую конструкцию из верти кальных металлических трубчатых свай. Толщина стенок свай из
меняется в соответствии с эпюрой |
изгибающих |
моментов. |
Отбой |
|||||
ные палы воспринимают |
усилие |
более 1000 |
т, |
энергию |
около |
|||
600 |
тм. |
Швартовные усилия передаются на палы, включающие на |
||||||
клонные сваи. |
|
|
|
|
|
|||
|
В Вентспилсе сооружены нефтепричалы на основании из пред |
|||||||
варительно напряженных |
железобетонных оболочек диаметром |
|||||||
1,6 |
м. |
Весьма целесообразными следует считать комбинированные |
||||||
решения, в которых технологические площадки |
и другие |
части |
причала, где опорные стойки работают в основном на осевые на грузки, опираются на железобетонные оболочки, а отбойные палы выполняются из стальных свай. В порту Фос при строительстве
нефтепричала использованы оболочки |
большого диаметра |
|
(рис. 58, |
б). |
расположенными у бе |
Наряду со стационарными причалами, |
рега или на расстоянии до нескольких километров от него, в пос ледние годы для обслуживания крупнотоннажных нефтетанкеров большое распространение получили рейдовые причалы облегчен ной конструкции. Они могут быть выполнены в виде башен, плат форм или буев с жесткими или гибкими анкерными устройствами для связи с дном (рис. 59).
Стационарный рейдовый нефтепричал подобного типа состоит из центрального пала и соединенной с ним балки (рис. 59, а), один конец которой шарнирно соединен с палом, что позволяет ей вместе со стоящим около нее пришвартованным к палу судном вращаться относительно пала. На втором конце балки расположены
83
Z d 7
Рис. 57. Причалы для погрузки и выгрузки руды, построенные с применением ячеистых конструкций из металлического шпунта и железобетонных оболочек большого диаметра и массивов-гигантов:
а |
— причал с опорами |
2ячеистой конструкции; |
б — набережная |
|
из железобетонных |
||||||
оболочек большого диаметра; |
в |
— опоры из массивов-гигантов; |
1 |
— опопы ячейки из |
|||||||
металлического шпунта; |
— |
эстакада |
на основании из трубчатых металлических свай; |
||||||||
|
3 |
— железобетонные оболочки |
большого |
диаметра; |
4 |
— массив-гигант |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л IZ' Г
Рис. 58. Причалы для крупнотоннажных танкеров:
а |
— стационарный рейдовый причал на основании из металлических |
трубчатых |
свай; |
б — береговой причал из железобетон |
||
ных оболочек большого диаметра; / — технологическая площадка; |
2 |
— отбойный |
пал; |
3 |
— причальный пал; 4 — швартовный |
|
|
пал |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
в)
а |
|
; 4 |
б |
|
9 — |
Рис. 59. Рейдовые причалы облегченной конструкции: |
2 |
— нефтепровод; |
38 |
|
||||||
|
- стационарный причал; |
|
|
|
10 |
|
— опорное |
|
кольцо; |
|
— отбойное |
|||||
|
|
- одиночный |
буй; а - причал башенного типа; / |
к судовым |
трубопроводам; 7 — буй; |
|
— якорная |
|||||||||
кольцо |
— поворотное устройство; 5— соединительная балка, ff |
|
присоединение |
|
||||||||||||
|
|
|
|
цепь' |
|
подводный резервуар; |
|
— трубчатая |
башня; |
11 |
— поплавки |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
устройства для присоединения нефтепроводов, входящих в со став балки в качестве конструктивных элементов, к судовым тру бопроводам. При ветре и волнении судно поворачивается вместе с балкой по ветру, что снижает действующие на них усилия. Если позволяют местные условия, можно ограничиться постановкой суд на со швартовкой только за причальные буи.
При перекачке нефти на открытых рейдах часто применяют швартовку судов за одиночный буй. Судно может свободно пово рачиваться относительно такого буя и становиться по ветру, что позволяет уменьшить усилие, действующее на судно, и, следо вательно, на буй, в несколько раз. Для такой швартовки буй дол жен иметь специальную конструкцию (рис. 59, б).
Для крупнейших нефтетанкеров (до 500 тыс. т) диаметр у буя равен 20 м, высота 5 м, водоизмещение 1800 т. Буй рассчитан на швартовное усилие 250 Т. Существуют различные конструкции буев для швартовки танкеров за одну точку (рис. 59, в). Чтобы обеспечить надежную связь буев с основанием, в последнее время стремятся заменить якорные цепи и тросы жесткими элементами. Иногда, если возникает необходимость, эти связи могут быть раз делены на два-три шарнирно сочлененных элемента. Это промежу точные конструкции между стационарными причалами и одиноч ными буями. В последнее время начинают применять способ по грузки порошкообразных грузов в виде пульпы. Поэтому в ряде пунктов мира для подобных грузов также сооружаются рейдовые причалы и даже одиночные буи.
В последнее время в связи с быстрым увеличением размеров судов и необходимостью монтажа нового высокопроизводительно го перегрузочного оборудования часто возникает необходимость реконструкции причалов (рис. 60). Сравнительно Простой способ увеличить глубину у сооружения — строительство оторочек в виде эстакад на свайном основании или на оболочках с одновременным дноуглублением перед новой линией кордона. Чтобы увеличить глубину у причалов, перед ними могут быть также забиты шпун товые металлические ряды с дополнительной анкеровкой. Установка обычных анкерных тяг при наличии вблизи от существующего при чала зданий и сооружений, обычно затруднена. В связи с этим для анкеровки новых и усиления существующих сооружений использу ют пологонаклонные забивные или даже горизонтальные набив ные сваи. Для устранения значительных смещений сооружений при передаче усилия на новые анкерные устройства их нередко подвер гают предварительным напряжениям.
§ 6. Отбойные приспособления и швартовные устройства
Отбойные приспособления. Для предотвращения повреждений судами причальных сооружений устраивают отбойные приспособ ления. Анализ повреждений показал, что они в значительной мере вызваны неудовлетворительной конструкцией и плохим состоянием деревянных отбойных рам. В связи с этим отбойные приспособле-
87