ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
I & !§
О 100 200 300 WO 500 600 700 800 900 ЮОО Деформация, мм
|
|
|
|
|
Рис. 73. Отбойный пал нефтепричала |
|||||||||||||
|
|
|
200DH*5000L |
для танкеров дедвейтом 450 тыс. |
т.: |
|||||||||||||
|
|
|
/ |
НЗООхЗОО |
а |
— поперечный разрез; |
б |
— фасад; |
е — |
|||||||||
|
|
|
|
|
план; |
г |
— |
расчетные графики: |
1 |
— график |
||||||||
|
|
|
|
|
зависимости энергии |
|
от |
деформации; |
2 |
— |
||||||||
|
|
|
|
|
график |
зависимости |
усилия от деформации |
|||||||||||
165 |
Т. |
Кроме того, на |
16 пластических амортизаторов затрачивает |
|||||||||||||||
ся 300 |
кг |
металла, а на гравитационные— 15 |
т; |
не считая 160 ж3 |
||||||||||||||
|
|
|
бетона. Однако для восприятия менее интенсивных ударов, кроме пластических амортизаторов, приходится устанавливать еще и обычные амортизаторы, хотя и более легкой конструкция. Отсут ствие практического опыта не позволяет безоговорочно рекомендо вать для применения рассмотренный тип амортизаторов. Исследо вания подобных решений следует продолжать.
Учитывая, что после деформации рассматриваемые амортиза торы оказываются непригодными и подлежат замене, был разрабо тан тип амортизатора, в котором энергия подходящего судна га сится в результате скручивания стального стержня, закрепленного вертикально на причале (рис. 74). На стержень надевается верти кальная труба с двумя горизонтальными рычагами, на которых прикреплены отбойные брусья или вспомогательные амортизаторы. Трубу жестко скрепляют со стержнем. При действии усилий от на вала судна на вспомогательные амортизаторы крутящий момент передается через рычаги на трубу и стержень скручивается.
Если усилие от навала судна превышает допустимое и при этом возникают остаточные деформации стержня, то трубу следует по вернуть на необходимый угол и вновь закрепить. Таким образом восстанавливается первоначальное положение рычагов и вспомога-
101
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 75. |
Автоматические швартовные |
||||||||||
Рис. 74. |
|
Амортизатор |
Кемб |
|
|
|
|
— винтовая |
|
тумбы: |
1 |
|
|
— тумба |
|||||||||||
|
|
|
|
а |
тумба |
с |
приводом: |
б. |
в |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ридж: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
устройством; |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
— ниж- |
|
|
|
со сбрасывающим |
|
— швартов; |
|||||||||||||
1 |
— верхний храповик; |
2 |
|
|
|
2 |
— тумба; |
3 |
— передача; 4 — приводной вал; |
||||||||||||||||
ний |
храповик; |
|
3 |
— возвратная |
|
|
|
5 — опорная |
|
часть; |
6 |
— оголовок; |
|
7 — стопор |
|||||||||||
пружина; |
|
4 |
— деформируемый |
|
|
|
|
но-сбрасывающее устройство |
|
|
|
||||||||||||||
стержень; |
5 — шлицевое |
соеди |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
нение; |
6 |
— нижнее |
гнездо; 7 — |
тельных амортизирующих элементов от- |
|||||||||||||||||||||
труба; |
5 — поворотная |
|
рама; |
||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
— опора; |
|
|
|
— ограничиваю |
||||||||||||||||||||
9 |
|
10 |
носительно сооружения. |
Отбойное устрой |
|||||||||||||||||||||
щая цепь; |
— перемещение |
|
|||||||||||||||||||||||
11 — |
деревянный брус; |
ство для судна дедвейтом 100 тыс. |
|
|
име |
||||||||||||||||||||
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ет: |
максимальное |
смещение вспомога |
||||||||||||
тельных амортизаторов 150 |
см |
при усилии 200 |
Т, |
угол, |
образуе |
||||||||||||||||||||
мый рычагами с линией кордона, 30°. Отбойное |
приспособление |
||||||||||||||||||||||||
рассчитано на восприятие 3000 ударов судна. |
|
стоящих у прича |
|||||||||||||||||||||||
|
Швартовные устройства. |
|
Безопасность судов, |
лов, обеспечивается правильной расстановкой достаточного коли чества надежных швартовных устройств — тумб, рымоів, швартов ных гаков и швартовных буев. Наиболее распространенный тин швартовного устройства — обычные швартовные тумбы, рассчи танные на усилия до 100 Т. Для современных крупнотоннажных судов указанные усилия могут быть значительно большими, поэто му в Японии, например, также типизированы тумбы и битенги, рас считанные на усилия до 200 Г. В некоторых странах применяют двухголовые тумбы. Для ускорения швартовных операций, что является весьма желательным, предложены специальные конструк ции кабестанов — тумб с приводом.
Тумба (рис. 75, а) состоит из конического элемента (диаметр вверху 250 мм, средний диаметр 360—420 мм), изогнутого по спирали, с шагом 410 мм. У основания спираль переходит в пере
102
вернутый усеченный конус с диа метром 610—655 мм. Опорный конус соединен с системой ко нических шестерен, обеспечиваю щих принудительное его враще ние. Петля швартовного троса свободно надевается на верхний конец спирали. После этого включается механизм вращения тумбы и петля троса опускается вниз по спирали. Если необходи мо быстро отдать конец, тумба вращается в обратную сторо ну и петля без всякого усилия может быть снята с верхнего конца спирали.
Причальная тумба со сбрасы вающим устройством показана на рис. 75, б, в. Колонна тумбы снабжена внизу фланцем, кото рый крепится болтами к заклад ной детали, забетонированной в верхнем строении сооружения. Головка тумбы, на которую наде вается петля швартовного троса, может вращаться и наклоняться под углом относительно горизон тальной плоскости. Если петля швартова наброшена на головку тумбы, то под влиянием его на тяжения головка стопорится под определенным углом к горизон тали и поворачивается в направ лении действия швартовного усилия. Одновременно стопорит
ся сбрасывающее |
устройство. |
Для того чтобы снять |
швартов |
ный трос с тумбы, освобождают стопор сбрасывающего устрой ства, головка тумбы при этом по ворачивается и швартов сбрасы вается.
Применение самоотдающихся гаков также позволяет быстро освободить швартовные тросы.
Разработана конструкция бы стродействующего гака для ди станционной отдачи швартовов в аварийных ситуациях. Имеются
а)
а |
— вид |
сбоку; 2 |
б |
— план; |
1 |
— трубчатые |
|
стальные сваи; |
— бетонный оголовок: |
3 — |
|||||
четыре |
самоотдающихся |
швартовных |
га |
||||
|
ка, |
рассчитанных каждый на 1П0 |
г |
Рис. 77. Гидравлическое швартовное устройство:
/ — насос; 2 — присосы с вентилями; 3 — отбойные устройства
103
швартовные гаки, рассчитанные на усилие 100 Т и более.
На специализированных причалах швартовные приспособления обычно устанавливаются на швартовных палах (рис. 76). Величи на усилия, которое на них передается, существенно не зависит от их деформации. Поэтому швартовные палы обычно опираются на наклонные сваи, которые лучше работают на горизонтальные на грузки, чем вертикальные сваи. Разрабатываются различные си стемы для автоматизации швартовных операций, в том числе гид равлические швартовные устройства (рис. 77).
Малые суда швартуют на рымы с кольцом или с крюком и коль цом. Последние более удобны для швартовки, однако выступаю щий крюк не вполне безопасен для швартующихся судов.
Г Л А В А HI
ПРИРОДНЫЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЧНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖ ЕНИЙ
§ 7. Долговечность портовых гидротехнических сооружений
Долговечность и общая устойчивость гидротехнических соору жений в значительной мере зависят от природных условий, опре деляющих естественный режим службы сооружений. Морские гидротехнические сооружения с момента их воздействия подвергают ся агрессивному воздействию природных и эксплуатационных фак торов. Отрицательное влияние последних на прочность и устойчи вость сооружения особенно сильно сказывается при нарушении правил технической эксплуатации сооружения. Основными природ ными агрессивными воздействиями на сооружение являются: удар волн, течения, истирающее действие песка, гальки и других твер дых частиц, распорное и истирающее действие льда, разрушение бетона в результате замерзания в порах воды и кристаллизации солей в зоне переменного уровня при резком перепаде температу ры среды (вода, воздух), коррозия, гидробиологические воздейст вия.
К эксплуатационным воздействиям, способствующим разруше нию сооружения, относятся: перегрузка причалов, механическое действие швартующихся судов (удары при подходе, навалы и ис тирание корпусом судна на стоянке и др.), действие химических грузов, расположенных и перерабатываемых на причалах, отсут ствие своевременных текущих и капитальных ремонтов и др. Скорость разрушения зависит от района его расположения, вида и качества материала, типа конструкции, материала и конструкции защиты, качества строительных работ и условий технической эк сплуатации сооружения.
Агрессивное воздействие перечисленных факторов в различных их сочетаниях распространяется на все виды материалов, приме няемых в морском гидротехническом строительстве: бетон, железо бетон, металл, камень, дерево и новые синтетические материалы (конструкционные пластмассы, антикоррозионные покрытия из полимерных материалов, тепло-и гидроизоляционные традицион ные и новые материалы и т. п.). Сроки службы неодинаковы не
105
только для сооружений, построенных из различных материалов, но и сооружений, находящихся в разных географических районах
С С С Р . Наблюдается |
разная продолжительность работы сооруже |
|
ний даже в пределах |
одного |
порта. Больше того, неодинаковую |
степень сохранности |
имеют |
элементы, расположенные в разных |
зонах сооружения.
По условиям воздействия окружающей среды целесообразно разделить морские гидротехнические сооружения на зоны. В по д в о д н о - п о д з е м н о й зоне части сооружения постоянно находятся
под водой и в грунте. Верхней границей зоны |
является |
нижняя |
|
граница |
зоны переменного уровня. В з о не |
п е р е м е н н о г о |
|
у р о в н я |
конструкции и отдельные элементы сооружения |
подвер |
гаются попеременному высыханию и увлажнению, а в период от рицательных температур воздуха — также замерзанию и оттаива нию. Размеры зоны по высоте сооружения определяются ее грани цами: нижняя располагается ниже наинизшего уровня воды на толщину льда, определенную для данной акватории; верхняя рас полагается выше наивысшего уровня воды на 1 м или на высоту всплеска волны, если эта высота больше 1 м.
Для незамерзающих акваторий портов за нижнюю границу зо ны переменного уровня принимается наинизший уровень воды. Для отдельных сооружений верхняя граница зоны переменного уровня может быть изменена при соответствующем обосновании в проекте на основе анализа местных гидрологических условий.
Н а д в о д н а я з о н а расположена выше зоны переменного уровня. На части сооружения в этой зоне воздействуют атмосфер ные осадки, колебания температуры воздуха и солнечная радиа
ция. В з о н е в н у т р е н н е г о з а п о л н е н и я |
части сооружений |
не имеют прямого контакта с внешней средой. |
К ним относятся все |
виды заполнений тонкостенных элементов и конструкций сооруже ний (массивов-гигантов, ряжей, железобетонных оболочек и т. п.), В оградительных сооружениях по вертикали следует различать только подземно-подводную зону и зону переменной среды (пере менного уровня и надводная), что подтверждается многолетним опытом эксплуатации этих сооружений. В естественных условиях моря под постоянным воздействием волнения вся надводная часть сооружения находится в условиях, близких к зоне переменного уровня. Действие агрессивной среды распространяется на всю вы соту надводной зоны. Зона переменного уровня (переменной среды) — наиболее уязвимый участок сооружения, на котором про исходит более интенсивное и глубокое разрушение материала (коррозия и эрозия бетона и камня, коррозия металла, гниение де
рева).
В комплексе природных условий, которые должны учитываться при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений, од ним из основных факторов являются геологические данные, от ко торых во многом зависит общая устойчивость и прочность соору жения. Особенно важно знать и учесть поведение грунтов в пер вый период эксплуатации сооружений. Илистые грунты некоторых
106