Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

ладают большой

жесткостью,

что

тре­

 

бует применения

дополнительных

уст­

1

ройств для передачи давления

на

боль­

 

шую площадь обшивки судна

(рис.

68).

 

 

 

 

 

 

Комбинированные

отбойные

приспо­

 

 

 

 

 

 

собления позволяют значительно умень­

 

 

 

 

 

 

шить величину усилия при той же погло­

 

 

 

 

 

 

щаемой энергии. Для гашения

большой

 

 

 

 

 

 

энергии

трапецеидальные

 

аморти­

 

 

 

 

 

 

зирующие элементы

сдваиваются.

 

Их

 

 

 

 

 

 

размещают

между сооружением и спе­

 

 

 

 

 

 

циальными

распределительными

устрой­

 

 

 

 

 

 

ствами. Эти

отбойные

приспособления

 

 

 

 

 

 

воспринимают

энергию

около

150

Тм

 

 

 

 

 

 

при усилии около 200

Т.

 

распростране-

 

2

 

69.

 

 

За рубежом

получили

 

 

Амортизатор Рей-

ние амортизаторы Рейкина

и Док, кото-

Рис.

 

рые изготавливаются«

путем

последова-

1

металлическиекина:

детали,

 

-резиновые прокладки

тельной склеики металлических пластин

 

 

 

 

 

 

 

 

и резиновых

прокладок

 

 

(рис.

69).

сдвиг и сжатие.

 

В амортизаторе

резина

работает

 

на

Амортизаторы указанных типов могут

восприни­

мать усилия, действующие не только по нормали к лицевой поверх­ ности причала, но и касательные. Эти отбойные приспособления позволяют погасить энергию значительной величины, но при сравнительно больших нагрузках на сооружение.

При отсутствии резиновых амортизирующих элементов нужных размеров до настоящего времени иногда применяются гравитаци­ онные отбойные приспособления, у которых гашение энергии судна происходит за счет подъема тяжелого блока. Форма блоков и спо­ собы их подвески или опирания могут быть различными.

На рис. 70, а изображено гравитационное отбойное приспособ­ ление горизонтального типа. Здесь блок подвешен таким образом, что его длинная сторона расположена горизонтально. Обычно от­ бойные элементы такого типа подвешиваются на цепях к верхне­ му строению причала свайной конструкции. Подвеска производит­ ся на наклонных цепях. Это позволяет устранить раскачивание блока в продольном направлении. Вес блока около 40 т, расчет­ ное смещение по вертикали 0,6 м, по горизонтали 1,2 м, поглоща­ емая энергия 24 Тм. При сооружениях в виде сплошной стенки чаще используются гравитационные отбойные приспособления вер­ тикального типа (рис. 70, б), подвешиваемые на серьгах. Их боль­ ший размер расположен вертикально.

Разновидностью гравитационного отбойного приспособления яв­ ляются блоки, перемещающиеся на катках (рис. 70, в), движу­ щихся по наклонным путям. Центр тяжести блока при этом сме­ щается вверх и производится работа, необходимая для гашения энергии судна. Гравитационные блоки обладают значительной массой, поэтому удар получается довольно жестким, что особенно

96



4—5148

опасно для малых судов, подходящих с большой скоростью. Для предотвращения сильного удара на гравитационных отбойных при­ способлениях закрепляют резиновые амортизаторы. При использо­ вании смещаемых отбойных рам происходят подобные явления (рис. 70, г). Отбойная рама с прикрепленными к ней бетонными блоками подвешена на цапфах. При навале судна цапфы с рамой и блоками пзремещаются по наклонным направляющим вверх. При этом совершается работа, расходуемая на поглощение энер­ гии судна.

К гравитационным отбойным приспособлениям относятся так­ же отбойные стенки, которые прикрывают отдельно стоящие опоры технологической площадки и другие части специализированных причалов. Отбойные стенки выполняются в виде рядов наклонных

металлических свай, головы которых связываются

тяжелыми

сплошными железобетонными или металлическими балками

(рис.

71). По концам стенки сваи могут быть расположены чаще,

чем

посередине, так как интенсивность концевых ударов выше и, кро­ ме того, концевые сваи работают более эффективно. При передаче усилия на стенку энергия гасится за счет подъема тяжелой бал­ ки, а также работы, затрачиваемой на прогиб свай. Отбойные стенки могут быть и другой конструкции. В некоторых случаях от­ казываются от использования тяжелых балок — энергия судна га­ сится за счет прогиба свай и различных амортизаторов.

Отбойные балки и стенки обладают существенными преимуще­ ствами по сравнению с отдельными отбойными палами. Балки и стенки позволяют создать непрерывную линию, по которой можно

/7

 

А -А

6-6

гав

/

 

Рис. 71. Отбойная стенка гравитационного типа:

— основное сооружение; 2 — гравитационная балка; 3 — опорные сваи

98


осуществлять

контакт

 

 

 

 

 

 

 

с судном. Это особенно

 

 

 

 

 

 

 

важно,

когда

к

 

со­

 

 

 

 

 

 

 

оружению

 

подходят

 

 

 

 

 

 

 

суда

различных

раз­

 

 

 

 

 

 

 

меров. Наличие не­

 

 

 

 

 

 

 

прерывной стенки дает

 

 

 

 

 

 

 

возможность

осущест­

 

 

 

 

 

 

 

вить

первый

 

контакт

 

 

 

 

 

 

 

судна

с

сооружением

 

 

 

 

 

 

 

на большом

 

расстоя­

 

 

 

 

 

 

 

нии от его центра тя­

 

 

 

 

 

 

 

жести,

что

позволяет

 

 

 

 

 

 

 

значительно

 

умень­

 

 

 

 

 

 

 

шить силу удара суд­

 

 

 

 

 

 

 

на

о

сооружение

 

за

 

 

 

 

 

 

 

счет

разворота

судна.

 

 

 

 

 

 

 

При

 

устройстве

 

 

 

 

 

 

б

стенки

в

отличие

от

а

 

Рис. 72. Конструкция отбойных1

палов:

пала

 

сваи

забивают

 

 

 

 

3 —

 

 

 

 

пал с трубчатыми амортизаторами; — пал с

 

 

4

амортизаторами;

— опорные сваи-

на большом

 

расстоя­

пластинчатыми

 

6 —

 

амортизаторы;

 

распределительный

 

2 — трубчатые

 

нии одна

от

другой,

 

 

 

Л

 

 

 

щит;пластинчатый— диафрагмыамортизатор; .5 — бетонный; 7 — коробчатоеоголовок палаверх-

что

обеспечивает

луч­

 

 

нее строение; — смещение

 

шую

 

их

заделку

в

 

 

 

 

 

 

 

грунт. При наличии больших колебаний уровня может возникнуть опасность того, что борт судна опустится ниже балки, поэтому их размещают в два или несколько ярусов. Возможны и другие реше­ ния. Например, для облегчения конструкции стенки на одном из причалов для танкеров сооружена стенка с плавучей отбойной бал­ кой. Вес плавучей балки не передается на сваи, поэтому они со­ стоят из профилей, имеющих малое поперечное сечение. Требуемая прочность сваи и балки обеспечивается более высокой прочностью стали, из которой они изготовлены. Это позволило при малом по­ перечном сечении получить высокую их деформативность, а также способствовало эффективному гашению энергии подходящего судна.

Использование плавучих балок имеет также и ряд других пре­ имуществ: устраняется опасность смещения подводного борта ниже балки; в связи с тем что плавучая балка может поворачиваться относительно своей продольной оси, обеспечивается лучший кон­ такт ее с корпусом судна; отсутствие жесткого закрепления балки к сваям значительно упрощает монтаж стенки; возможность до­ ставки балки на плаву устраняет необходимость в кранах при монтаже; ремонт стенок с плавучими балками осуществляется значительно проще, чем при станционарных; плавучие балки могут быть установлены у сооружения для его дополнительной защиты от воздействия судов больших размеров, чем те, которые предусматри­ вались при его возведении.

При больших колебаниях уровня, а также в ряде других слу­ чаев, в частности у специализированных причалов, палы в сочета­

4* 99


нии с амортизаторами сохраняют свои существенные преимущест­ ва как устройства, которые могут воспринять энергию очень боль­ шой величины (рис. 72). Обычно в качестве опор палов использу­ ются трубчатые металлические сваи. В качестве примера можно рассмотреть: пал для танкеров дедвейтом 160 тыс. г. Опорными служат четыре трубчатые сваи диаметром 925 мм, толщиной сте­ нок 12—28 мм (рис. 72, а). Усилие от навала судна распределяет­ ся равномерно на все сваи и передается на них через четыре рези­

новых амортизатора с наружным диаметром 1000

мм,

внутренним

600

м

и длиной 1000

мм.

Каждый пал воспринимает

энергию

200

Тм.

При косом

подходе судна возникают большие

моменты,

 

 

окручивающие пал. Для устранения этого явления палы снабжают щитами, поворачивающимися относительно вертикальной оси за счет обжатия амортизаторов, на которые они опираются. Это поз­ воляет устранить неблагоприятное скручивание пала, которое име­ ет место при жесткой связи щита с палами. Кроме того, при раз­ вороте судна оно остается в контакте со щитом, что обеспечивает равномерную передачу давления от судна сооружению. При вы­ числении общей энергии, поглощаемой палом, необходимо просум­ мировать энергию, поглощаемую амортизаторами и сваями пала.

Чтобы предотвратить скручивание пала, можно также исполь­ зовать другой тип верхнего строения, показанный на рис. 72, б. На свайное основание, снабженное бетонным оголовком, опирается через специальный амортизатор коробчатое верхнее строение па­ ла. Амортизатор многослойный, из резины и стальных пластинок. Он хорошо работает на сдвиг и кручение. С наружной стороны коробчатого элемента закрепляют обычные резиновые амортиза­ торы для непосредственной передачи давления от корпуса судна

на верхнее строение пала.

дедвейтом 450

На

причале для крупнейших нефтетанкеров

тыс. т

установлены мощные амортизаторы (рис.

73). Группа та­

ких амортизаторов, установленных на палы, обеспечивает гашение энергии около 600 Тм при величине усилия более 1000 Т. Зна­ чительная доля энергии гасится за счет прогиба свай основания пала.

Наблюдения, проведенные в ряде портов, показали, что пере­ грузка амортизаторов, вызывающая их повреждение и опасная для сооружения, бывает сравнительно редко (одна на 400—500 швартовных операций). В связи с этим было предложено заменить обычные амортизаторы специальными металлическими элемента­ ми. При нагрузках, достигающих определенной величины, эти эле­ менты испытывают пластические деформации, обеспечивающие га­ шение большой энергии при сравнительно небольших усилиях. Деформированные элементы подлежат замене.

Анализ работы пластических амортизаторов и гравитационных отбойных приспособлений, установленных на причале для танкеров дедвейтом 100 тыс. т, показал, что при одинаковых условиях под­ хода судна реактивное усилие при гравитационном отбойном при­ способлении составило 430 Т, а при пластических амортизаторах

100