Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«я:. пуоличнал ‘ }

Технический паспорт порта. Паспорт порта — это сводный тех­ нический документ, характеризующий весь комплекс основных средств и все основные направления деятельности порта. В паспор­ те должны содержаться общие сведения о составе и состоянии всех элементов портового хозяйства.

Паспорт порта должен иметь разделы, в которых даны наибо­ лее существенные характеристики всех постоянных сооружений (включая непроизводственные здания и сооружения, состоящие на балансе порта) и основного оборудования, а также ряда производ­ ственных комплексов: механических мастерских, ремонтно-строи­ тельного участка, автобазы и др. В паспорте порта указываются сведения о капиталовложениях в развитие порта и о вводе в эк­ сплуатацию объектов нового строительства.

Специальные разделы паспорта содержат сведения об основной деятельности порта за каждый год: грузообороте, судообороте, про­ изводительности труда и др. Кроме того, паспорт порта сопровож­ дается краткой, но исчерпывающей исторической справкой. В нем даются сведения об естественных условиях в районе порта, расчет­

ные величины основных внешних воздействий на сооружения

(ско­

рость ветра, высота волны,

толщина льда, температура воздуха

и т. п.).

 

 

Все данные, вносимые в паспорт порта должны тщательно про­

веряться и подтверждаться

соответствующими документами

или

материалами. Сведения в паспорт порта могут вноситься на осно­ вании: проектной документации и исполнительных чертежей; пас­ портов сооружений; материалов осмотров и обследований; мате­ риалов различных архивов; литературных источников.

В паспорт следует дополнительно включить приложение, содер­ жащее необходимые данные об источниках, на основании которых составлены разделы и таблицы паспорта.

Непременным условием полноценности паспорта порта являет­ ся систематическое внесение в него сведений об изменениях в со­ ставе портового хозяйства и в характеристиках сооружений и обо­ рудования. При несоблюдении этого условия значительно снижает­ ся практическая ценность паспорта порта. Поэтому форма разде­ лов паспорта должна быть хорошо приспособлена к внесению в них этих сведений, т. е. к ведению паспорта. Действующая в насто­ ящее время форма паспорта порта этим требованиям не удовлетво­ ряет. Ниже приводятся практические рекомендации, позволяющие улучшить действующую форму паспорта порта путем введения в

нее ряда дополнительных таблиц, которые могут быть вброшюрованы в типовой формуляр паспорта или оформлены в виде специ­ ального приложения к нему.

Типовой формуляр паспорта порта, действующий в настоящее время, имеет 22 раздела. Рекомендации по внесению изменений и дополнений в некоторые основные таблицы типового формуляра и по введению в него новых таблиц ттриводятся .в..цоряд_ке номеров

разделов.

И*уч•Ч'І - ТР-ХНң

. . . -


Раздел IV. Общие данные о составе порта и его границах

1) Для общей стоимостной характеристики основных фондов порта рекомендуется ввести в его паспорт специальную таблицу балансовой стоимости основных средств порта (табл. 2);

 

 

 

Т а б л и ц а

2

Стоимость основных средств, тыс. руб.

На 1/1- На 1/1- На 1/1- На 1/1- На 1/1- На 1/1-

19 . . 19 . . 19 . . 19 . . 19 . . 19

. ,

Общая стоимость производственных ос­

 

 

новных средств

 

 

 

В том

числе:

сооружения

 

 

гидротехнические

 

 

перегрузочное оборудование

 

 

портофлот

 

 

 

прочие

 

 

 

 

Общая стоимость непроизводственных

 

 

основных

средств

всех основных

 

 

Общая

стоимость

 

 

средств

 

 

 

 

2) В связи с тем что типовым формуляром паспорта не преду­ смотрено внесение данных, характеризующих берегоукрепительные сооружения, рекомендуется ввести в паспорт порта табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Наименование и местонахождение

Тип и конст­

Год постройки

Протяжение,

м

Балансовая

 

стоимость,

сооружения

рукция

 

 

 

тыс. руб.

Раздел V. Причалы.

Рекомендуется таблицу «Причалы» дополнить следующими дан­ ными.

1)Отметка кордона;

2)Допускаемые нагрузки по зонам: в прикордонной; в проме­ жуточной; в тыловой; крановая нагрузка;

3)Количество водоразборных устройств на причале;

4) Количество точек для подключения к телефонной сети порта;

5) Балансовая стоимость причала.

Таблицу раздела V целесообразно заполнять через одну-две строки. Свободные строки предусмотреть для внесения в паспорт существенных изменений в характеристиках причалов.

18


Раздел VI. Склады

1) В таблице «Крытые склады, навесы и площадки» указать: площадь служебных и бытовых помещений, балансовую стоимость; 2) Дополнить раздел таблицей, содержащей сведения о коли­ честве закрытых грузовых складов и их общей площади, о количе­

стве открытых грузовых площадок и их общей площади.

Таблицу следует вести по годам (заполняя данными по состоя­ нию на 1 января каждого года) аналогично табл. 2.

Раздел VII. Перегрузочные машины

Для практических целей часто необходимо знать количество ос­ новных перегрузочных машин и машин внутрипортового тран­ спорта, имеющихся в порту. В связи с этим целесообразно допол­ нить раздел сводной таблицей, содержащей сведения о количест­ ве машин по состоянию на 1 января каждого года.

Раздел XII. Ремонтные средства

Этот раздел необходимо дополнить таблицами, в которых ука­

зать данные о годовом объеме работ (в тыс. руб.) и среднесписоч­

ном составе центральной механической

мастерской

и ремонтно-

строительного подразделения порта (по

состоянию

на 1 января

каждого года).

 

 

Рекомендуется дополнить паспорт порта таблицами, содержа­ щими следующие материалы:

1) сводные данные о жилом фонде порта (общее количество жилых домов, общая жилая площадь, количество мест в общежи­ тиях) ;

2) капиталовложения в развитие порта (с выделением промыш­ ленного и жилищно-гражданского строительства, а также объема строительно-монтажных работ).

Таблицы заполнять по годам аналогично табл. 2.

В паспорт порта следует включить табл. 4., в которой дать све­ дения о вводе в эксплуатацию основных объектов промышленного

ижилищно-гражданского строительства-

Кпаспорту порта обязательно должен быть приложен генераль­ ный план порта и совмещенный план инженерных сетей.

Т а б л и ц а 4

Дата ввода

 

Стоимость,

Показатели

 

Наименование и краткая характеристика

стоимости,

Приме*

в эксплуа­

тыс.

руб.

РУб.

тацию

объекта

по сме­

факти­

по сме­ факти­

чание

 

 

те

ческая

те ческая

 

19


Паспорт порта составляет проектная организация, а системати­ ческая корректировка (ведение) его осуществляется портом.

Паспорт сооружения. На каждое постоянное сооружение, вхо­ дящее в состав портового комплекса, должен быть составлен тех­ нический паспорт, который является основным документом, ха­ рактеризующим сооружение и предопределяющим режим его эксплуатации. Паспорт должен содержать краткую, но полную ха­ рактеристику конструкции сооружения, условий его работы, уста­ новленного режима эксплуатации, свойств основания, а также ос­ новные результаты расчета конструктивных элементов и сведения об оборудовании и инженерных сетях, расположенных в пределах сооружения.

В паспорте должен указываться год постройки (год реконст­ рукции) и отражаться важнейшие события, происшедшие за время службы сооружения: капитальные ремонты, контрольно-инспек­ торские обследования, возникновение опасных деформаций, зна­ чительные повреждения, консервация. В паспорте должны содер­ жаться сведения о техническом состоянии основных конструктив­ ных элементов сооружения и должна быть приведена его балансо­ вая стоимость.

Паспорт сооружения составляется на основании проектных и изыскательских материалов и исполнительных чертежей, а также материалов осмотров и обследований. При отсутствии проектной и исполнительной документации могут быть использованы литера­ турные источники с уточнением их данных специально проводи­ мым обследованием. В паспорте сооружения должны обязательно приводиться ссылки на материалы, по которым он составлен.

Для того чтобы паспорта сооружений были составлены пра­ вильно, содержали все нужные сведения, были единообразны и отвечали требованиям простоты и удобства при пользовании ими, необходимо иметь эталон паспорта по каждой основной группе портовых сооружений. Такими эталонами являются типовые фор­ муляры паспортов сооружений. Ниже даются некоторые рекомен­ дации по внесению дополнений в существующие формы паспортов сооружений и по составлению паспортов при отсутствии типового формуляра.

В паспорте причального сооружения рекомендуется приводить следующие, не предусмотренные типовым формуляром, сведения:

процент обеспеченности проектной глубины и проектную отмет­ ку дна у кордона причала;

допускаемую нагрузку на причальное сооружение (т/м2) по зо­ нам и крановую нагрузку в соответствии с нормами технологичес­ кого проектирования морских портов;

наличие выпусков канализации; диаметр и отметку верха трубы;

специализацию причала; основные данные о наблюдательной сети, расположенной на

причальном сооружении, для контроля за его смещениями. Паспорт портового склада полезно дополнить следующими

20


данными: указывать емкость склада (по грузам, предусмотренным специализацией), рассчитанную в соответствии с нормами техноло­ гического проектирования морских портов; поместить фотографии основных фасадов склада; при наблюдении за осадкой склада гео­ дезическими методами — приводить краткие сведения о наблюда­ тельной сети.

Паспорт открытых складских площадок и дорог должен вклю­ чать схему генерального плана порта с указанием границ и номе­ ров площадок, проездов и внутрипортовых дорог. Кроме того, не­ обходимо дать табл. 5 и обычные в каждом паспорте разделы о произведенных обследованиях и ремонтах.

Т а б л и ц а 5

№ п/п

№ складс­

Местона­

Специали­

Конструк­

 

м г

 

т/м

Приме­

ких площа­

Полезная пло­

Допускаемая

 

док

хождение

зация

ция

щадь,

 

нагрузка,

 

2 чание

§ 3. Ремонтно-строительные подразделения морских портов

Структура ремонтно-строительных подразделений и организа­ ция их работы. Деятельность ремонтно-строительного подразделе­ ния порта имеет исключительно важное значение для поддержа­ ния портовых сооружений в исправном состоянии и обеспечения их долговечности. Недооценка значения ремонтно-строительного подразделения, недостаточная забота об его развитии и техничес­ ком оснащении влияют не только на состояние сооружений, но и на основную деятельность порта.

Главная задача ремонтно-строительных подразделений портов— планово-предупредительный ремонт портовых сооружений. Они вы­ полняют также работу по проведению планово-предупредительно­ го ремонта жилого фонда и других сооружений, принадлежащих порту, но не являющихся «портовыми» (домов и дворцов культуры, спортивных сооружений и т. п.). Этим подразделениям приходится иногда выполнять значительные объемы не свойственных им ра­ бот по строительству новых объектов. Кроме того, они заготавли­ вают пиломатериалы, применяемые при производстве перегрузоч­ ных работ, изготавливают универсальные площадки и другой ин­ вентарь, выполняют особо ответственные работы при креплении груза на судах и вагонах и др. — все это также является одной из важных задач, выполняемых ремонтно-строительным подразделе­ нием. Наконец, почти повсеместно ремонтно-строительные подраз­ деления выполняют значительный объем различных ремонтных ра­ бот на объектах многочисленных организаций, обслуживающих порты и не имеющих собственных сил и средств для поддержания в исправности используемых ими сооружений.

21