Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ркс. 1. Схема взаимосвлзей между службой сооружений и дру­ гими структурными подразделениями порта:

16 — прямая связь (анализ работы); 7—/2 — обратная связь (управление)

структурными подразделениями порта (соответствующие двум группам задач и обязанностей службы сооружений). I вид — взаи­ мосвязи, содержанием которых является выполнение службой со­ оружений тех или иных мероприятий технической эксплуатации сооружений для других структурных подразделений порта (сплош­ ные линии со стрелками, направленными к службе сооружений). При этом виде связей структурные подразделения порта — это как бы «заказчики» работ, выполняемых службой сооружений.

II вид — взаимосвязи, при которых служба сооружений, по отношению к другим структурным подразделениям порта, вы­ полняет контрольно-инспекторские функции (пунктирные линии со

12

стрелками, направленными от службы сооружений). Служба соору­ жений контролирует выполнение всеми структурными подразделе­ ниями порта указаний Правил технической эксплуатации порто­ вых сооружений, в том числе соблюдение установленного режима эксплуатации, качество содержания сооружений и др. Кроме того, службой сооружений предъявляются другим структурным подразде­ лениям различного рода требования, направленные на обеспечение сохранности сооружений и максимально эффективное их исполь­ зование.

На схеме (см. рис. 1) цифрами обозначено содержание взаимо­

связей службы сооружений с3

другими структурными подразделе­

ниями порта: / — ремонт портовых сооружений;

2

— нивелировка

и ремонт подкрановых путей;

— оперативное решение задач, свя­

занных с установлением производственных возможностей сооруже­ ний при использовании последних для перегрузочных работ; 4 — поддержание портовых сооружений в исправном состоянии, обес­ печивающем нормальные условия движения, швартовки и стоянки

судов в порту;

5

— участие в приемке в эксплуатацию вновь по­

строенных портовых сооружений;

6

— выполнение пожарно-техни­

 

ческих требований, предъявляемых к портовым сооружениям; 7 — контроль за соблюдением установленного режима эксплуатации, содержанием портовых сооружений и выполнением работ по их текущему ремонту в соответствии с Правилами технической эк­ сплуатации; 8 — проверка возможности и разработка условий ус­ тановки нового оборудования на существующих сооружениях; 9 — выделение службе сооружений технических средств и рабочей си­

лы для ремонтно-строительных работ;

10

— предотвращение на­

 

рушений судами Правил технической эксплуатации портовых со­ оружений и своевременное обнаружение причиненных сооружени­

ям повреждений; сообщение об этом службе сооружений; 11 — учет особенностей технической эксплуатации портовых сооружений при их проектировании и строительстве; 12 — систематическая про­ верка действия пожарных гидрантов, сообщение результатов про­ верки службе сооружений.

Многообразие связей службы сооружений с другими структур­ ными подразделениями порта не исчерпывается приведенной схе­ мой, имеющей иллюстративный характер.

Для правильной организации технической эксплуатации пор­ товых сооружений необходимо, чтобы взаимоотношения между службой сооружений и другими структурными подразделениями порта строились на основании всестороннего учета существующих между ними четко определенных и устойчивых связей. Распреде­ ление между службой сооружений и другими структурными под­ разделениями порта обязанностей по осуществлению мероприятий технической эксплуатации сооружений и ответственности за эту работу содержится в Правилах технической эксплуатации порто­ вых сооружений.

В основу этих Правил положен принцип, согласно которому за состояние и соблюдение режима эксплуатации каждого сооруже­

13


ния должно -нести ответственность должностное лицо, назначен­ ное распоряжением руководителя соответствующего структурного подразделения порта. Для того чтобы этот принцип соблюдался не формально и не возникали вредные для дела споры об обязанностях и ответственности структурных подразделений и должностных лиц, в необходимых случаях в развитие Правил технической эксплуа­ тации портовых сооружений (и в полном соответствии с ними), должны разрабатываться и вводиться в действие распоряжением по порту местные положения и инструкции. Обязанности и ответ­ ственность службы сооружений распределяются между входящи­ ми в ее состав подразделениями.

Отдел гидротехнических и инженерных сооружений. Ему при­ надлежит ведущая роль в организации технической эксплуатации портовых сооружений. В нем сосредоточена вся работа по инже­ нерному обслуживанию сооружений. Основные функции отдела: организация и проведение всех видов наблюдений за состоянием и режимом эксплуатации портовых сооружений, планирование ре­ монтных работ и технический надзор за их осуществлением, пас­ портизация портового хозяйства. Кроме этих основных функций, специалисты отдела выполняют также отдельные поручения, свя­ занные с различными сторонами деятельности порта.

Персонал отдела должен обладать универсальными знаниями и высокой оперативностью в решении постоянно возникающих тех­ нических и организационных задач. Необходимо четкое распреде­ ление обязанностей между специалистами отдела, глубоко проду­ манное планирование их работы, надлежащее оснащение оборудо­ ванием и инвентарем, бесперебойное обеспечение транспортными средствами.

Существуют две системы распределения обязанностей по инже­ нерному обслуживанию сооружений порта между специалистами отдела. По первой каждый специалист отдела обслуживает опреде­ ленную основную группу сооружений, например гидротехнических сооружений, складов и зданий, открытых складских площадок и дорог и т. п. При этом специалисты обслуживают закрепленные за ними сооружения по всей торритории порта. Для выполнения работ по этой системе, в штате технического отдела должны быть специ­ алисты гидротехнического, строительного, дорожного и санитарнотехнического профилей. По второй системе инженерное обслужива­ ние сооружений осуществляется по «территориальному» признаку. Например, за одним специалистом отдела закрепляются все соору­ жения первого грузового района порта, за другим — все сооружения второго грузового района и т. п- Первая система распределения бо­ лее целесообразна, однако она практически не применима в не­ больших портах, где отделы гидротехнических и инженерных соо­ ружений малочисленны.

Вспомогательные работы (вычислительные, чертежные, ведение технического архива и др.) в отделе должен выполнять техник.

Ремонтно-строительное подразделение. Главная его задача — проведение планово-предупредительного ремонта всех сооружений

14


порта. Это подразделение производит также ремонт сооружений, не входящих в состав портового комплекса, но состоящих на ба­ лансе порта (жилые здания и объекты культурно-бытового назна­ чения), и объектов организаций, обслуживающих порт и флот (объекты Водздравотделов, Торгмортранса и др.). Деревообделоч­ ные цеха ремонтно-строительного подразделения должны обеспечи­ вать основную деятельность порта пиломатериалами, необходимы­ ми при грузовых работах.

В зависимости от объема работ и производственной мощности в портах создаются ремонтно-строительные группы, участки или управления.

Участок (группа) водоснабжения и канализации обеспечивает нормальную работу сетей и сооружений водопровода и канализа­ ции; эксплуатирует сети водопровода и канализации, осуществля­ ет текущий ремонт этих сооружений и контроль за использовани­ ем их другими подразделениями порта.

Участок (группа) теплоснабжения — самостоятельное подраз­ деление, обеспечивающее теплоснабжение всех объектов порта. Может существовать на базе центральной котельной, руководите­ лям которой подчинены все локальные котельные, а также груп­ па по обслуживанию и ремонту тепловых сетей.

Участок (группа) благоустройства— самостоятельное подраз­ деление, которое следит за содержанием магистральных дорог в порту, озеленением территории порта и контролирует поддержа­ ние на ней чистоты и порядка всеми производственными хозяйст­ вами, может принести большую пользу не только в крупных, но и в небольших портах.

Проектно-сметная группа состоит из двух—четырех специали­ стов и входит в состав конструкторского бюро порта. Эта группа должна обеспечивать технической документацией почти все рабо­ ты по капитальному ремонту сооружений, выполняемые ремонтностроительным подразделением порта. Численность группы уста­ навливается планом по труду, учитывая реальные потребности порта в разработке технической документации. Эти потребности определяются, исходя из опыта работы группы и объема проект­ ных работ, намечаемых на ближайшую перспективу. Можно ориен­ тировочно определить потребную численность группы, пользуясь сборником цен на проектные работы, как частное от деления годо­ вой стоимости проектных работ на среднюю годовую выработку проектировщика.

Проектно-сметная группа порта не располагает возможностя­ ми, которые имеются у бассейновой проектной организации. По­ этому можно считать, что средняя годовая выработка специалиста проектно-сметной группы порта, которому приходится решать са­ мые разнообразные задачи, составляет примерно 60—70% выработ­ ки специалиста бассейновой проектной организации. В перечень ра­ бот для проектно-сметной группы не следует включать сложные и трудоемкие объекты проектирования. Такие объекты должны по­ ручаться проектным организациям.

15


§ 2. Паспортизация портовых сооружений

Паспортизация основных средств имеет важное значение для правильной организации управления и планирования работы от­ дельных предприятий, а также объединяющих эти предприятия отраслей народного хозяйства. Исчерпывающие и достоверные паспортные данные необходимы для оперативного решения раз­ личных задач в области основной деятельности каждого производ­ ственного предприятия, а также при планировании и проектиро­ вании его развития и при осуществлении мероприятий технической эксплуатации сооружений и оборудования. Все это в полной мере относится и к морским портам.

Основные фонды морского порта характеризуются следующими техническими документами: паспортом порта; паспортом соору­ жений; паспортом оборудования. Общая ответственность и конт­ роль за ведением паспорта порта возложены на начальника от­ дела гидротехнических и инженерных сооружений порта. Паспорт сооружений ведут специалисты этого отдела.

После окончания года (в I квартале) осуществляется тщатель­ ная проверка и корректировка паспорта порта и паспортов соору­ жений. Изменения в составе портового хозяйства и в характери­ стиках сооружений и оборудования должны немедленно отражать­ ся во всех экземплярах паспорта порта и паспортов сооружений. Для того чтобы обеспечить правильное ведение паспорта порта, целесообразно назначить распоряжением по порту должностных лиц, ответственных за внесение коррективов во все разделы пас­ портов, по следующей схеме (в соответствии с нумерацией разде­ лов по типовому формуляру) табл. 1-

№ разделов паспорта порта

ІX,ІІ,

III,

IV, V ,

V I,

Ѵ Ш ,

X,

 

 

II,

X V I,

X V II,

X X ,

х х г

 

ѵ п

 

 

 

 

 

IX , X V III

 

 

 

X IX

 

 

 

 

 

XI

 

 

 

 

 

XIII,

X I V

 

 

 

X V

 

 

 

 

 

X X II

 

 

 

 

 

Дополнительные таблицы, содержа­ щие сведения об освоении капиталовложений и вводе в эксплуатацию объектов строительства

Таблица 1

Структурные подразделения порта, из состава которых выделяются специалисты, ответствен­ ные за внесение коррективов в паспорт порта

Отдел гидротехнических и инженерных сооружений порта

Отдел механизации Портофлот Портнадзор Бункеровочная база

Отдел главного энергетика порта Участок связи Плановый отдел

Отдел капитального строительства

16