ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
Гидромете |
Значения пока |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
|
8 |
||||
|
Мероприятия по обеспечению долговечности сооружений |
|
^ О |
3 |
||||||||||||
|
|
«Ч |
О |
|||||||||||||
|
0 _ |
X |
=4 |
|||||||||||||
|
а £ ю 4 ) |
|||||||||||||||
орологиче |
|
X >>У |
|
|||||||||||||
ские усло |
зателя агрес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
±, |
|
|
|
сивности сре- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
01с S о* |
||||
вия служ |
ды |
|
Железобетонные элементы |
Бетонные элементы |
|
|
а, <у я |
|||||||||
бы |
|
|
|
|
||||||||||||
Мягко |
А х в преде |
|
Применение сульфато |
Применение |
сульфато |
3. и. а. н |
||||||||||
|
|
Аму |
|
|||||||||||||
умерен |
лах 0—200 |
стойких |
портландцемен |
стойких |
портландцемен |
|
|
|
|
|||||||
ные |
|
тов. Бетон марки Мрз-100 тов. Бетон марки Мрз-100 |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
без специальных мер за |
без специальных мер за |
|
|
|
|
|||||||||
Уме |
А 2 в пре |
щиты |
|
|
сульфато |
щиты |
|
|
|
и |
|
|
|
|
||
|
Применение |
Применение рядовых |
|
A y |
|
|||||||||||
ренные |
делах 200— |
стойких |
портландцемен |
сульфатостойких |
порт |
|
|
|
|
|||||||
|
1000 |
тов. Бетон марки Мрз-200 ландцементов, |
портланд |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
без специальных мер за |
цементов |
с |
пониженной |
|
|
|
|
|||||||
|
|
щиты |
|
|
|
|
экзотермией. Бетон мар |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ки Мрз-150 без специаль |
|
|
|
|
||||
Суро- |
А з в пре |
|
Применение |
сульфато |
ных мер защиты |
|
|
|
Ac |
|
||||||
|
То же, что и для же |
|
|
|||||||||||||
вые |
делах 1000— стойких |
портландцемен |
лезобетонных элементов |
|
|
|
|
|
||||||||
|
3000 |
тов. Обязательная защита |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
сооружения |
в |
наиболее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
опасной зоне, расположен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
К — |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ной по высоте в пределах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
между отметками, соответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
ствующими |
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
(примерно в пределах ква |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
дратурной |
|
|
см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
амплитуды). |
Бетон марки Мрз-200 |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
Бетон марки Мрз-300. За |
|
|
|
|
|
|||||||||
Особо |
А 4 выше |
щитный слой бетона-6 |
|
То же, |
что и для же |
Аос |
|
|||||||||
|
Применение |
сульфато |
|
|||||||||||||
суровые |
3000 |
стойких |
портландцемен |
лезобетонных |
элементов |
|
|
|
|
|
||||||
тов. Обязательная защи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
та сооружения |
по |
всей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
высоте переменного уров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
ня с выполнением высоко |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
эффективных мер защиты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
в пределах наиболее опа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
сной зоны. |
|
|
|
Бетон марки Мрз-300 |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Бетон марки Мрз-300. |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
Защитный слой |
бетона — |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и я . 1. Для бетонных и железобетонных элементов, |
расположен |
|||||||||||||||
ных в надводной зоне, |
могут применяться все виды портландцементов, |
а в под |
||||||||||||||
водной—сульфатостойкие и пуццолановые портландцемента. |
|
|
|
|
свай и |
|||||||||||
2. Для предварительно напряженных призматических железобетонных |
||||||||||||||||
шпунта, а также свай-оболочек |
применяется |
бетон марки |
по прочности не ниже |
|||||||||||||
М-400. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
121
исключением порта Владивосток), включая все побережье остро ва Сахалин, побережье Камчатского и Чукотского полуостровов (Тихий океан и Берингово море), побережье Охотского моря.
Средние (умеренные) — Азовское море, Керченский пролив, по бережье северо-западной части Черного моря, Новороссийская бух та, побережье северной части Каспийского моря, включая порт Махачкала и устье р. Урал, побережья Балтийского и Аральского морей, Владивостокский порт.
Легкие (мягкие)— крымское и кавказское побережья Черного моря, исключая Новороссийскую бухту, побережье Каспийского мо
ря |
(исключая северную его часть). |
бетона |
по |
В соответствии с указаниями ГОСТ 4795—68, марки |
|
морозостойкости устанавливаются в зависимости от |
района |
строительства и зоны сооружения. К бетону подводной и подзем ной зон требования по морозостойкости не предъявляются. Для тяжелых условий службы марки бетона по морозостойкости для конструкций, расположенных в зоне переменного уровня, установ лены с учетом обязательного выполнения надежной защиты.
Определение химической агрессивности воды и установление марки бетона по водонепроницаемости производится в соответ ствии с указаниями СН 262—67 «Указания по проектированию антикоррозионной защиты строительных конструкций» и СН 249—63 «Инструкция по проектированию. Признаки и нормы агрес сивности воды-среды для железобетонных и бетонных конструкций».
Основные пути повышения долговечности бетонных и железо бетонных гидротехнических сооружений. Практическое значение по казателя и нормативной характеристики агрессивности среды со
стоит в том, что для любых агрессивных условий марка |
|
бетона |
|
по морозостойкости не превышает Мрз-300; |
кроме того, |
отпадает |
|
необходимость в сложных, длительных и |
дорогостоящих |
испы |
|
таниях бетона на морозостойкость с многотысячными |
циклами |
замораживания и оттаивания, которые должен выдерживать вы сокоморозостойкий бетон без защиты.
В настоящее время повышение долговечности гидротехниче ских сооружений осуществляется по следующим направлениям:
создание специальных вяжущих и бетонов, а также новой тех нологии приготовления и укладки бетона, обеспечивающих его высокую морозостойкость, высокую плотность и водостойкость; применение специальных мер защиты сооружения в зоне пе
ременного уровня; разработка новых типов сооружений и отдельных конструк
тивных элементов повышенной долговечности в любых гидромете орологических условиях.
По первому направлению проводятся обширные исследования
профилированными научными организациями (НИИЖ Б |
Госстроя |
||
С С С Р , НИИцементов, ВН ИИГ, Ц Н И И С, |
ВН И И НСМ |
и др.). |
|
В результате работы этих институтов |
созданы |
специальные |
|
цементы и бетоны повышенной морозостойкости и |
водостойко |
||
сти путем введения в бетон или цемент в |
процессе их изготовле |
122
ния поверхностно-активных добавок (СДБ |
, СН В , ГКЖ-94 и др.). |
Ц Н И И С для практического использования |
предложил комбиниро |
ванные добавки, считая их наиболее эффективными. Добавки при |
|
меняются в соответствии с указаниями действующих норматив |
ных документов. Начаты исследования по применению различ ных пластмасс средней и высокой прочности для закладных дета лей и отдельных конструктивных элементов морских гидротехниче
ских сооружений.
ЛИИЖТом и ЛПИ проведены исследования свойств новых це ментно-полимерных бетонов с добавками водорастворимых смол. Эти смолы отверждаются в щелочной среде бетона и существенно улучшают трещиностойкость, водо- и газонепроницаемость цемент ных бетонов. При применении полимерных материалов следует ру ководствоваться указаниями СНиП и другими нормативными и инструктивными документами. В настоящее время при строитель стве и ремонте морских гидротехнических сооружений начато опыт ное применение полимерных материалов. Наряду с улучшением ос новных свойств цементных бетонов путем применения различных добавок (поверхностно-активных веществ, минеральных наполните лей, полимерных материалов) предложены бесцементные и безвод ные бетоны и растворы, так называемые пластобетоны и пластора створы. В них связующим веществом является фурфурол-ацетоно-
вый |
мономер |
(ФА), отвердителями •— бензол-сульфокислота |
|||
(БСК) |
и серная |
кислота |
(СК), |
растворителями — фуриловый |
|
спирт |
|
(фурфурол) и ацетон. В качестве наполнителей используют: |
|||
песок, |
молотый и рядовой, |
андезит, |
графит, кокс, щебень (гранит |
||
ный) |
и др. |
|
|
|
Пластобетоны и растворы, несмотря на свою высокую проч ность, оказались недостаточно водо- и морозостойкими и обладают повышенными деформациями ползучести. Указанные недостатки ограничивают возможность использования материалов в практике гидротехнического строительства.
За последние годы находят широкое применение в различных областях строительной промышленности легкие бетоны на естест венных и искусственных пористых заполнителях. Результаты ис следования показали, что при одинаковой прочности водонепро ницаемость и морозостойкость керамзитобетона не ниже, а в неко торых случаях даже выше, чем у тяжелого бетона.
Переходя к характеристике исследований по второму направле нию, следует сказать, что созданные специальные цементы и бето ны и современная технология приготовления и укладки бетона в производственных условиях, применительно к громоздким конст руктивным элементам морских гидротехнических сооружений, пока еще не могут обеспечить получение высокоморозостойких бетонов.
Исследования, проведенные Ленморниипроектом при участии Дальморниипроекта, показали, что проблема долговечности соору жений может быть решена с наибольшим технико-экономическим эффектом путем создания теплогидроизоляционной защиты бе тона по всей опасной зоне переменного уровня. Разработка спо
123
собов гидроизоляционной защиты конструктивных элементов соо ружений проводится Ленморниипроектом с участием ОИИМФа и другими научными организациями страны. Ленморниипроектом за кончена разработка теплогидроизоляционной защиты из битумно минеральной смеси (изобретение Н. А. Смирнова, авторское свиде тельство № 137831) применительно ко всем основным конструкци ям портовых гидротехнических сооружений.
Способ теплогидроизоляционной защиты из битумно-шлаковой смеси БШ С нашел широкое применение при строительстве мор ских гидротехнических сооружений в портах системы Министерст ва морского флота С ССР и других ведомств. Наблюдения, прове денные за температурными полями в сооружениях с защитой, под твердили ее высокий теплоизоляционный эффект.
В настоящее время ряд научных организаций работает над воп росами теплозащиты сооружений. Многие научно-исследователь ские организации разных ведомств занимаются разработкой гидро изоляционных методов защиты гидротехнических сооружений. Эти исследования проводятся в двух направлениях: создание пленоч ных антикоррозионных покрытий с применением полимерных ма териалов; разработка технологии пропиточной гидроизоляции с применением традиционных и новых химических материалов.
Исследования по выбору существующих и разработке новых антикоррозионных покрытий бетонных и железобетонных конст рукций элементов морских гидротехнических сооружений и их про верке в натурных условиях проводятся Ленморниипроектом сов местно с ОИИМФом, ЦНИИСом, Гипроморнефтью и др.
Врезультате отечественных и зарубежных исследований по второму направлению разработан ряд способов пропитки бетона битумными и полимерными материалами. Пропиточное вещество заполняет поры бетона и тем самым повышает плотность и непро ницаемость для жидкой фазы агрессивной среды. Создание плот ной структуры бетона с использованием пропиточной гидроизоля ции значительно повышает его долговечность. В зависимости от вязкости выбранного материала пропитка бетона производится го рячим или холодным пропиточным веществом при повышенном или атмосферном давлении.
ВС ССР исследования по пропитке бетона битумом при атмос
ферном давлении и повышенном давлении в лабораторных и за водских условиях проведены в ЦНИИМФе (канд. техн. наук Н. А. Смирновым) в 1936— 1938 гг. Позднее лабораторией гидроизоля ции (под рук. д-ра техн. наук С. Н. Попченко) ВНИИГ были про ведены экспериментальные работы по пропиточной гидроизоляции с применением в качестве пропиточных материалов битума, пара фина, петролатума, озекерита и др. Пропитка производилась при атмосферном давлении. Н. С. Покровский, проводивший эти ис следования, подтверждает высокий гидроизоляционный эффект, полученный при этом способе обработки бетона.
Внедрение способа пропитки бетона битумом при атмосферном давлении по проекту Ленморниипроекта осуществлено в 1964 г.
124
при строительстве причала № 16 в Мурманском порту. С 1964 г. в Ленморниипроекте проводятся исследования по разработке спосо ба обработки бетона стиролом, предложенного канд. техн. наук
Н. А. Смирновым (авторское свидетельство № 267437).
Врезультате обширных исследований, проведенных по второму направлению, для обеспечения долговечности бетонных и железо бетонных конструкций гидротехнических сооружений рекомендуют ся следующие способы защиты:
теплогидроизоляционное покрытие из битумно-шлаковой, би тумно-керамзитовой или другой битумно-минеральной смеси в ви де монолитного пояса, экрана или облицовки готовыми плитами (авторское свидетельство Н. А. Смирнова № 137831);
пропитка готовых изделий горячим битумом под повышенным или атмосферным давлением;
пропитка готовых изделий стиролом с последующей выдержкой
вгорячем битуме (авторское свидетельство Н. А. Смирнова №267437);
облицовка бетонных поверхностей железобетонными плитами, пропитанными битумом;
облицовка бетонных поверхностей плитами из высокопрочных эпоксидно-битумно-шлаковых и эпоксидно-шлаковых, модифициро ванных каменноугольным лаком композиций;
облицовка бетонных поверхностей деревоплитами из березовых досок, пропитанными фенолформальдегидной смолой (рекоменда
ция Ц Н И И С а ); |
|
и |
его элементов |
устройство на внешней грани сооружения |
|||
пояса из бетона повышенной |
морозостойкости |
(рекомендация |
|
ЦН И И Са); |
из полимерных |
материалов. |
|
антикоррозионные покрытия |
Выбор способов защиты для сооружений, работающих в тяже лых условиях, а также причальных сооружений, расположенных в районах с легкими и средними условиями службы, но перераба тывающих химические грузы, производится на основе технико экономического анализа возможных решений.
Третий путь повышения долговечности сооружений — разра ботка новых типов сооружений и отдельных конструктивных эле ментов — пока еще не привел к решению проблемы долговечности. Однако предусматриваемые при проектировании гидротехниче ских сооружений конструктивные решения: применение безребристых ростверков с ровной поверхностью плиты снизу, округлых форм внешних частей отдельных конструктивных элементов (труб чатые сваи, цилиндрические сваи-оболочки, криволинейные очерта ния внешних граней сооружения) и др. — все же несомненно спо
собствуют лучшей сохранности бетона. |
В мировой практике |
Коррозия металла и меры борьбы с ней. |
|
применения металла ежегодные потери его от коррозии исчисляют ся в миллионах тонн. Велики затраты на защиту, ремонт, восстано вление различного рода оборудования, машин и сооружений из ме талла. Проблемой борьбы с коррозией металла занимаются почти
125