Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гидромете­

Значения пока­

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

 

8

 

Мероприятия по обеспечению долговечности сооружений

 

^ О

3

 

 

«Ч

О

 

0 _

X

=4

 

а £ ю 4 )

орологиче­

 

X >>У

 

ские усло­

зателя агрес­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

±,

 

 

 

сивности сре-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01с S о*

вия служ­

ды

 

Железобетонные элементы

Бетонные элементы

 

 

а, <у я

бы

 

 

 

 

Мягко­

А х в преде­

 

Применение сульфато­

Применение

сульфато­

3. и. а. н

 

 

Аму

 

умерен­

лах 0—200

стойких

портландцемен­

стойких

портландцемен­

 

 

 

 

ные

 

тов. Бетон марки Мрз-100 тов. Бетон марки Мрз-100

 

 

 

 

 

 

без специальных мер за­

без специальных мер за­

 

 

 

 

Уме­

А 2 в пре­

щиты

 

 

сульфато­

щиты

 

 

 

и

 

 

 

 

 

Применение

Применение рядовых

 

A y

 

ренные

делах 200—

стойких

портландцемен­

сульфатостойких

порт­

 

 

 

 

 

1000

тов. Бетон марки Мрз-200 ландцементов,

портланд­

 

 

 

 

 

 

без специальных мер за­

цементов

с

пониженной

 

 

 

 

 

 

щиты

 

 

 

 

экзотермией. Бетон мар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ки Мрз-150 без специаль­

 

 

 

 

Суро-

А з в пре­

 

Применение

сульфато­

ных мер защиты

 

 

 

Ac

 

 

То же, что и для же­

 

 

вые

делах 1000— стойких

портландцемен­

лезобетонных элементов

 

 

 

 

 

 

3000

тов. Обязательная защита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сооружения

в

наиболее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опасной зоне, расположен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной по высоте в пределах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

между отметками, соответ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ствующими

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(примерно в пределах ква­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дратурной

 

 

см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

амплитуды).

Бетон марки Мрз-200

 

 

 

 

 

 

 

Бетон марки Мрз-300. За­

 

 

 

 

 

Особо

А 4 выше

щитный слой бетона-6

 

То же,

что и для же­

Аос

 

 

Применение

сульфато­

 

суровые

3000

стойких

портландцемен­

лезобетонных

элементов

 

 

 

 

 

тов. Обязательная защи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

та сооружения

по

всей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высоте переменного уров­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ня с выполнением высоко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эффективных мер защиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в пределах наиболее опа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сной зоны.

 

 

 

Бетон марки Мрз-300

 

 

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бетон марки Мрз-300.

 

 

 

 

 

 

 

Защитный слой

бетона —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и я . 1. Для бетонных и железобетонных элементов,

расположен­

ных в надводной зоне,

могут применяться все виды портландцементов,

а в под­

водной—сульфатостойкие и пуццолановые портландцемента.

 

 

 

 

свай и

2. Для предварительно напряженных призматических железобетонных

шпунта, а также свай-оболочек

применяется

бетон марки

по прочности не ниже

М-400.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

121


исключением порта Владивосток), включая все побережье остро­ ва Сахалин, побережье Камчатского и Чукотского полуостровов (Тихий океан и Берингово море), побережье Охотского моря.

Средние (умеренные) — Азовское море, Керченский пролив, по­ бережье северо-западной части Черного моря, Новороссийская бух­ та, побережье северной части Каспийского моря, включая порт Махачкала и устье р. Урал, побережья Балтийского и Аральского морей, Владивостокский порт.

Легкие (мягкие)— крымское и кавказское побережья Черного моря, исключая Новороссийскую бухту, побережье Каспийского мо­

ря

(исключая северную его часть).

бетона

по

В соответствии с указаниями ГОСТ 4795—68, марки

морозостойкости устанавливаются в зависимости от

района

строительства и зоны сооружения. К бетону подводной и подзем­ ной зон требования по морозостойкости не предъявляются. Для тяжелых условий службы марки бетона по морозостойкости для конструкций, расположенных в зоне переменного уровня, установ­ лены с учетом обязательного выполнения надежной защиты.

Определение химической агрессивности воды и установление марки бетона по водонепроницаемости производится в соответ­ ствии с указаниями СН 262—67 «Указания по проектированию антикоррозионной защиты строительных конструкций» и СН 249—63 «Инструкция по проектированию. Признаки и нормы агрес­ сивности воды-среды для железобетонных и бетонных конструкций».

Основные пути повышения долговечности бетонных и железо­ бетонных гидротехнических сооружений. Практическое значение по­ казателя и нормативной характеристики агрессивности среды со­

стоит в том, что для любых агрессивных условий марка

 

бетона

по морозостойкости не превышает Мрз-300;

кроме того,

отпадает

необходимость в сложных, длительных и

дорогостоящих

испы­

таниях бетона на морозостойкость с многотысячными

циклами

замораживания и оттаивания, которые должен выдерживать вы­ сокоморозостойкий бетон без защиты.

В настоящее время повышение долговечности гидротехниче­ ских сооружений осуществляется по следующим направлениям:

создание специальных вяжущих и бетонов, а также новой тех­ нологии приготовления и укладки бетона, обеспечивающих его высокую морозостойкость, высокую плотность и водостойкость; применение специальных мер защиты сооружения в зоне пе­

ременного уровня; разработка новых типов сооружений и отдельных конструк­

тивных элементов повышенной долговечности в любых гидромете­ орологических условиях.

По первому направлению проводятся обширные исследования

профилированными научными организациями (НИИЖ Б

Госстроя

С С С Р , НИИцементов, ВН ИИГ, Ц Н И И С,

ВН И И НСМ

и др.).

В результате работы этих институтов

созданы

специальные

цементы и бетоны повышенной морозостойкости и

водостойко­

сти путем введения в бетон или цемент в

процессе их изготовле­

122


ния поверхностно-активных добавок (СДБ

, СН В , ГКЖ-94 и др.).

Ц Н И И С для практического использования

предложил комбиниро­

ванные добавки, считая их наиболее эффективными. Добавки при­

меняются в соответствии с указаниями действующих норматив­

ных документов. Начаты исследования по применению различ­ ных пластмасс средней и высокой прочности для закладных дета­ лей и отдельных конструктивных элементов морских гидротехниче­

ских сооружений.

ЛИИЖТом и ЛПИ проведены исследования свойств новых це­ ментно-полимерных бетонов с добавками водорастворимых смол. Эти смолы отверждаются в щелочной среде бетона и существенно улучшают трещиностойкость, водо- и газонепроницаемость цемент­ ных бетонов. При применении полимерных материалов следует ру­ ководствоваться указаниями СНиП и другими нормативными и инструктивными документами. В настоящее время при строитель­ стве и ремонте морских гидротехнических сооружений начато опыт­ ное применение полимерных материалов. Наряду с улучшением ос­ новных свойств цементных бетонов путем применения различных добавок (поверхностно-активных веществ, минеральных наполните­ лей, полимерных материалов) предложены бесцементные и безвод­ ные бетоны и растворы, так называемые пластобетоны и пластора­ створы. В них связующим веществом является фурфурол-ацетоно-

вый

мономер

(ФА), отвердителями •— бензол-сульфокислота

(БСК)

и серная

кислота

(СК),

растворителями — фуриловый

спирт

 

(фурфурол) и ацетон. В качестве наполнителей используют:

песок,

молотый и рядовой,

андезит,

графит, кокс, щебень (гранит­

ный)

и др.

 

 

 

Пластобетоны и растворы, несмотря на свою высокую проч­ ность, оказались недостаточно водо- и морозостойкими и обладают повышенными деформациями ползучести. Указанные недостатки ограничивают возможность использования материалов в практике гидротехнического строительства.

За последние годы находят широкое применение в различных областях строительной промышленности легкие бетоны на естест­ венных и искусственных пористых заполнителях. Результаты ис­ следования показали, что при одинаковой прочности водонепро­ ницаемость и морозостойкость керамзитобетона не ниже, а в неко­ торых случаях даже выше, чем у тяжелого бетона.

Переходя к характеристике исследований по второму направле­ нию, следует сказать, что созданные специальные цементы и бето­ ны и современная технология приготовления и укладки бетона в производственных условиях, применительно к громоздким конст­ руктивным элементам морских гидротехнических сооружений, пока еще не могут обеспечить получение высокоморозостойких бетонов.

Исследования, проведенные Ленморниипроектом при участии Дальморниипроекта, показали, что проблема долговечности соору­ жений может быть решена с наибольшим технико-экономическим эффектом путем создания теплогидроизоляционной защиты бе­ тона по всей опасной зоне переменного уровня. Разработка спо­

123


собов гидроизоляционной защиты конструктивных элементов соо­ ружений проводится Ленморниипроектом с участием ОИИМФа и другими научными организациями страны. Ленморниипроектом за­ кончена разработка теплогидроизоляционной защиты из битумно­ минеральной смеси (изобретение Н. А. Смирнова, авторское свиде­ тельство № 137831) применительно ко всем основным конструкци­ ям портовых гидротехнических сооружений.

Способ теплогидроизоляционной защиты из битумно-шлаковой смеси БШ С нашел широкое применение при строительстве мор­ ских гидротехнических сооружений в портах системы Министерст­ ва морского флота С ССР и других ведомств. Наблюдения, прове­ денные за температурными полями в сооружениях с защитой, под­ твердили ее высокий теплоизоляционный эффект.

В настоящее время ряд научных организаций работает над воп­ росами теплозащиты сооружений. Многие научно-исследователь­ ские организации разных ведомств занимаются разработкой гидро­ изоляционных методов защиты гидротехнических сооружений. Эти исследования проводятся в двух направлениях: создание пленоч­ ных антикоррозионных покрытий с применением полимерных ма­ териалов; разработка технологии пропиточной гидроизоляции с применением традиционных и новых химических материалов.

Исследования по выбору существующих и разработке новых антикоррозионных покрытий бетонных и железобетонных конст­ рукций элементов морских гидротехнических сооружений и их про­ верке в натурных условиях проводятся Ленморниипроектом сов­ местно с ОИИМФом, ЦНИИСом, Гипроморнефтью и др.

Врезультате отечественных и зарубежных исследований по второму направлению разработан ряд способов пропитки бетона битумными и полимерными материалами. Пропиточное вещество заполняет поры бетона и тем самым повышает плотность и непро­ ницаемость для жидкой фазы агрессивной среды. Создание плот­ ной структуры бетона с использованием пропиточной гидроизоля­ ции значительно повышает его долговечность. В зависимости от вязкости выбранного материала пропитка бетона производится го­ рячим или холодным пропиточным веществом при повышенном или атмосферном давлении.

ВС ССР исследования по пропитке бетона битумом при атмос­

ферном давлении и повышенном давлении в лабораторных и за­ водских условиях проведены в ЦНИИМФе (канд. техн. наук Н. А. Смирновым) в 1936— 1938 гг. Позднее лабораторией гидроизоля­ ции (под рук. д-ра техн. наук С. Н. Попченко) ВНИИГ были про­ ведены экспериментальные работы по пропиточной гидроизоляции с применением в качестве пропиточных материалов битума, пара­ фина, петролатума, озекерита и др. Пропитка производилась при атмосферном давлении. Н. С. Покровский, проводивший эти ис­ следования, подтверждает высокий гидроизоляционный эффект, полученный при этом способе обработки бетона.

Внедрение способа пропитки бетона битумом при атмосферном давлении по проекту Ленморниипроекта осуществлено в 1964 г.

124


при строительстве причала № 16 в Мурманском порту. С 1964 г. в Ленморниипроекте проводятся исследования по разработке спосо­ ба обработки бетона стиролом, предложенного канд. техн. наук

Н. А. Смирновым (авторское свидетельство № 267437).

Врезультате обширных исследований, проведенных по второму направлению, для обеспечения долговечности бетонных и железо­ бетонных конструкций гидротехнических сооружений рекомендуют­ ся следующие способы защиты:

теплогидроизоляционное покрытие из битумно-шлаковой, би­ тумно-керамзитовой или другой битумно-минеральной смеси в ви­ де монолитного пояса, экрана или облицовки готовыми плитами (авторское свидетельство Н. А. Смирнова № 137831);

пропитка готовых изделий горячим битумом под повышенным или атмосферным давлением;

пропитка готовых изделий стиролом с последующей выдержкой

вгорячем битуме (авторское свидетельство Н. А. Смирнова №267437);

облицовка бетонных поверхностей железобетонными плитами, пропитанными битумом;

облицовка бетонных поверхностей плитами из высокопрочных эпоксидно-битумно-шлаковых и эпоксидно-шлаковых, модифициро­ ванных каменноугольным лаком композиций;

облицовка бетонных поверхностей деревоплитами из березовых досок, пропитанными фенолформальдегидной смолой (рекоменда­

ция Ц Н И И С а );

 

и

его элементов

устройство на внешней грани сооружения

пояса из бетона повышенной

морозостойкости

(рекомендация

ЦН И И Са);

из полимерных

материалов.

антикоррозионные покрытия

Выбор способов защиты для сооружений, работающих в тяже­ лых условиях, а также причальных сооружений, расположенных в районах с легкими и средними условиями службы, но перераба­ тывающих химические грузы, производится на основе технико­ экономического анализа возможных решений.

Третий путь повышения долговечности сооружений — разра­ ботка новых типов сооружений и отдельных конструктивных эле­ ментов — пока еще не привел к решению проблемы долговечности. Однако предусматриваемые при проектировании гидротехниче­ ских сооружений конструктивные решения: применение безребристых ростверков с ровной поверхностью плиты снизу, округлых форм внешних частей отдельных конструктивных элементов (труб­ чатые сваи, цилиндрические сваи-оболочки, криволинейные очерта­ ния внешних граней сооружения) и др. — все же несомненно спо­

собствуют лучшей сохранности бетона.

В мировой практике

Коррозия металла и меры борьбы с ней.

 

применения металла ежегодные потери его от коррозии исчисляют­ ся в миллионах тонн. Велики затраты на защиту, ремонт, восстано­ вление различного рода оборудования, машин и сооружений из ме­ талла. Проблемой борьбы с коррозией металла занимаются почти

125