ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 0
совмещенный график осадок стенных, кордонных и тыловых наблюдательных марок;
13)графики изменения углов наклона (кренов) верхней и ли цевой граней вдоль сооружения (в поперечных сечениях) за пери од между первоначальными и повторными наблюдениями;
14)поперечные разрезы сооружения в характерных точках по его длине при первоначальных и повторных наблюдениях в масш табе 1:50-е 1:100.
Графики углов наклона верхней и лицевой граней сооружения (п. п. 10, 11, 13) должны иметь тот же продольный масштаб, что и графики, указанные в п. 9. Поперечный масштаб этих графиков бу дет зависеть от величин измеряемых углов. При исследовании об щих смещений причальных сооружений, графики, указанные в п. п.
12 и 13, должны дополняться графиками изменения нагрузок на территории причала за период между наблюдениями. Если геодези ческие наблюдения за общими смещениями сооружения сопровож даются наблюдениями за его местными деформациями (см. да лее), то материалы этих наблюдений также должны быть прило жены к техническому Отчету.
Технический отчет о проведенных наблюдениях за общими сме щениями и деформациями портовых гидротехнических сооружений должен храниться вместе с паспортом сооружения в отделе гидро технических и инженерных сооружений порта.
Наблюдения за местными деформациями портовых гидротехни ческих сооружений. В состав наблюдений за техническим состояни ем портовых гидротехнических сооружений, наряду с наблюдения ми за общими смещениями и деформациями сооружения, входят также наблюдения за местными деформациями. К местным дефор мациям сооружений относятся: образование и развитие трещин на сооружении и за его пределами, в частности на поверхности терри тории; изменение размеров температурных и осадочных швов; де формации поперечного профиля сооружения и каменной постели, включающие смещения отдельных элементов и их деформации; изменение профиля подпричального откоса, деформации роствер ка, наклон, изгиб и излом свай, оболочек и шпунта, а также нару шение их соединения с ростверком; изгиб, излом и разрыв анкеров и нарушение их связи с сооружением и анкерными устройствами, просадки территории; выпучивание, заиление или размыв дна у сооружения; просадка и вымыв засыпки и т. п.
Наблюдения за состоянием трещин и температурно-осадочных швов на сооружении следует проводить периодически, в соответст вии с заранее составленной программой и графиком наблюдений. Выявленные при наблюдениях за состоянием сооружений трещины в бетоне должны стать объектом систематических наблюдений, по скольку они могут свидетельствовать о нарушении прочности все го сооружения в целом. Границы трещины должны быть обведены краской, а сама трещина зарисована или сфотографирована. На
рисунке трещины, которой присваивается определенный |
номер, |
должны быть показаны: направление трещины, ее глубина, |
шири- |
212
|
в) |
. |
( |
5) |
|
|
|
|
|||
/. VI. I9 6 0 |
|
|
|
|
|
|
10м/ |
|
1 0 м м |
|
|
Р и с . 128. С х е м а |
Р и с. |
129. С х е м а |
наблю дений |
за р а с |
|
наблю дений |
за |
|
кры тием трещ ин: |
|
|
удлинением тр е |
а — первоначальное |
наблюдение; |
б — по |
||
щ ин |
|
||||
на и длина, |
|
|
вторное наблюдение |
|
|
а также отмечена дата наблюдения. |
Ход наблюдений |
за развитием трещин по длине и раскрытием их по ширине пока зан на рис. 128 и 129.
Глубина и ширина трещины определяются при помощи щупов из тонкой стальной проволоки разного диаметра или пластинок разной толщины. Если ширина трещины превышает 0,1 мм, то ее замеряют в определенных, отмеченных краской местах. Для наб людений за процессом раскрытия трещин служат цементные маяки и маяки других типов. Цементный маяк представляет собой плитку размером 15X8X1 см, изготовленную из цемента с примесью песка. Маяк при помощи раствора устанавливается поперек трещины в ее наиболее широком месте. При этом в обязательном порядке отме чается дата наложения маяка. Определенное количественное пред ставление о ходе развития трещин может дать металлический маяк, показанный на рис. 130. Металлический маяк состоит из двух ме таллических пластин. Эти пластины в наложенном, заранее зафик сированном положении укрепляются подобно цементному маяку по обе стороны от трещины. Ширина раскрытия трещины опре деляется измерением величины смещения одной пластины по отно шению к другой.
Данные визуальных наблюдений за трещинами отмечаются в специальном журнале, где указывается наименование сооружения и конструктивных элементов, на которых образовались трещины. Журнал должен содержать следующие данные: дату наблюдения, номер трещины и ее размеры — длину, глубину и ширину (в мм). Если устанавливается маяк, то в журнале обязательно указывает ся дата его установки и дата разрыва. Предполагаемые причины возникновения трещин: растяжение, сжатие, перерезывание, изгиб, или кручение, вызванные усадкой бетона, осадкой, горизонтальным смещением или поворотом сооружения, механическими поврежде ниями от навала судна, удара грейфера и т. п. — должны быть ука заны в примечании к журналу. Приложением к журналу визуаль ных наблюдений за трещинами должны являться зарисовки или фотографии трещин. При разрыве маяка для наблюдения за даль нейшим состоянием трещин могут быть применены щелемеры. Про стейший щелемер (рис. 131) состоит из двух штырей, заделанных
кон струкц и и
по обе стороны от наблюдаемой трещины. Расстояние между штырями должно измеряться периодически при помощи штангенциркуля. Указанные данные сводятся в журнал наблюдений за показаниями щелемеров. В этом журнале должно быть указано наименование сооружения и тех конструктивных элементов, на которых установлены щелемеры. Журнал должен содержать также следующие данные: дату наблю дений, первоначальный и последующие отсчеты (в мм), разности между каждыми из двух последующих отсчетов и разности между первоначальным и каждым из последующих отсчетов (в мм).
В примечании к журналу должны быть приведены данные, по казывающие изменение условий эксплуатации сооружения, темпе
|
ратуры |
воздуха, |
воды, бетона |
||||
|
и т. |
д. |
По данным |
журнала |
|||
|
наблюдений |
за |
показанием |
||||
|
щелемеров |
могут быть |
пост |
||||
|
роены графики изменения ши |
||||||
|
рины |
|
трещин |
во |
времени |
||
|
(рис. 132). При измерении |
||||||
|
относительного |
перемещения |
|||||
|
двух |
соседних секций соору |
|||||
|
жения, разделенного темпера |
||||||
|
турно-осадочным |
швом, |
сле |
||||
|
дует |
учитывать, |
что |
иногда |
|||
|
перемещение |
одной |
секции |
||||
|
относительно |
другой |
может |
||||
Р и с . 132. Гр аф и к изменения ш ирины |
сопровождаться |
перекосом в |
|||||
трещ ины во времени |
плане |
и неравномерной осад |
|||||
|
кой. |
В |
этих |
случаях |
для |
точ |
ных исследований деформаций
2 1 4
температурно-осадочных швов в трех взаимно перпендикулярных плоскостях могут быть применены пространственные щелемеры конструкции Н. П. Прибыткова и др. Пространственные щеле меры подробно описаны в ряде работ, например, в «Наставлении по наблюдениям за осадками и горизонтальными смещениями гидротехнических сооружений геодезическими методами. (М.—Л., Госэнергоиздат, 1958). Материалы наблюдений за местными дефор мациями портовых гидротехнических сооружений, включающие актнаблюдений за состоянием трещин и температурно-осадочных швов, а также журналы визуальных наблюдений за трещинами и наблю дений за показаниями щелемеров являются приложениями к тех ническому отчету по наблюдениям за общими смещениями и дефор мациями этих сооружений.
§ 11. Подводно-технические работы по наблюдению за состоянием сооружений и акваторий портов
Особенности проведения подводных обследований гидротехни ческих сооружений и акваторий портов. По степени сложности во долазные работы разделяются на три группы, причем подводно технические работы, выполняемые при эксплуатационном обслужи вании гидротехнических сооружений и акваторий, относятся ко вто рой группе, т. е. к работам средней сложности. Подводные обсле дования дна акватории и технического состояния подводной части портовых гидротехнических сооружений играют весьма существен ную роль в общем объеме подводно-технических водолазных работ.
Одна из основных задач подводного обследования дна аквато рий— обнаружение затонувших предметов, препятствующих безо пасной эксплуатации акваторий. В тех случаях, когда на данном участке акватории предусмотрено проведение дноуглубительных работ при помощи земснарядов, также необходимо обнаружить и удалить затонувшие предметы, поскольку их наличие во время дно углубительных работ может вызвать остановку или даже аварию земснарядов.
Важной задачей подводного обследования дна акваторий перед намечаемым дноуглублением является установление характера грунта, залегающего на дне акватории, в частности установление толщины слоя наносного грунта. Цель водолазного обследования подводной части портовых гидротехнических сооружений — уста новление технического состояния сооружений, характера и объема повреждений, а также объема необходимых ремонтных работ. Ос новная особенность подводных работ по наблюдению за состояни ем сооружений и акваторий портов заключается в том, что, в отли чие от других видов подводно-технических работ, эти работы обыч но характеризуются отсутствием тяжелых физических нагрузок.
Необходимо при этом отметить, что наибольшие глубины, на ко торых расположены основания молов и волноломов, т. е. наиболее удаленных от естественной береговой линии гидротехни-
215-
веских сооружений, доходят до 25—30 м. В то же время, по суще ствующей классификации, осуществляемые водолазами спуски под воду делятся на мелководные— до 12 м, средние — до 45 м и глу боководные— свыше 45 м. Таким образом, только наиболее слож ные спуски, которые производятся для осмотра подводной части выступающих в море участков оградительных сооружений, отно сятся к числу средних, а в большинстве случаев эти спуски являют ся мелководными.
В связи с этим оптимальными видами водолазного снаряжения для проведения подводных обследований в данных условиях яв ляются вентилируемые (мягкие) скафандры и легководолазное снаряжение. При этом создается возможность участвовать в ука занных работах не только обычным водолазам, которые не всегда достаточно хорошо знакомы с конструкцией портовых гидротехни ческих сооружений и их работой, но и специалистам-гидротехни- кам, снабженным легководолазным снаряжением. Непосредствен ное участие специалистов-гидротехников в работах по обследова нию состояния сооружений и акваторий портов позволяет более оперативно организовать подводные обследования и улучшить их ■ качество. Однако при обследовании подводной части сооружений и акваторий портов имеются также и специфические трудности, оп ределяемые местными условиями.
Особенность подводных обследований гидротехнических соору жений и акваторий портов состоит в том, что водолазам нередко приходится вести работы в условиях плохой видимости. Снижение прозрачности воды связано с наличием взвешенных частиц, выно симых реками, а также сбросом -загрязненных промышленных и бытовых вод как с территории порта, так и с плавучих единиц, на ходящихся на акватории. Другими причинами замутнения воды являются прибрежное волнение и работа судовых винтов. Плохая видимость при обследовании подводной части сооружений некото рых видов, как например, сквозных сооружений и набережных — эстакад, усугубляется также низкой освещенностью объектов об следования.
В некоторых случаях обследование подводной части причаль ных сооружений осложняется также из-за стесненных условий, на пример, при обследовании свайного основания с частым располо жением свай. Трудности при •подводных обследованиях создают также течения, вызванные приливно-отливными явлениями в при ливных морях, а также течения в реках, каналах и местные тече ния, возникающие при продолжительной работе судовых винтов.
Тщательному осмотру подводной части сооружения препятству ет наличие значительных обрастаний растительного и животного происхождения, которые иногда полностью скрывают поверхность подводной части этих сооружений. Определенные трудности созда ет имеющаяся в некоторых местах захламленность дна вблизи от сооружения. Крэме того, водолазные работы по обследованию гидротехнических сооружений и акваторий портов ведутся в пре
216