Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

совмещенный график осадок стенных, кордонных и тыловых наблюдательных марок;

13)графики изменения углов наклона (кренов) верхней и ли­ цевой граней вдоль сооружения (в поперечных сечениях) за пери­ од между первоначальными и повторными наблюдениями;

14)поперечные разрезы сооружения в характерных точках по его длине при первоначальных и повторных наблюдениях в масш­ табе 1:50-е 1:100.

Графики углов наклона верхней и лицевой граней сооружения (п. п. 10, 11, 13) должны иметь тот же продольный масштаб, что и графики, указанные в п. 9. Поперечный масштаб этих графиков бу­ дет зависеть от величин измеряемых углов. При исследовании об­ щих смещений причальных сооружений, графики, указанные в п. п.

12 и 13, должны дополняться графиками изменения нагрузок на территории причала за период между наблюдениями. Если геодези­ ческие наблюдения за общими смещениями сооружения сопровож­ даются наблюдениями за его местными деформациями (см. да­ лее), то материалы этих наблюдений также должны быть прило­ жены к техническому Отчету.

Технический отчет о проведенных наблюдениях за общими сме­ щениями и деформациями портовых гидротехнических сооружений должен храниться вместе с паспортом сооружения в отделе гидро­ технических и инженерных сооружений порта.

Наблюдения за местными деформациями портовых гидротехни­ ческих сооружений. В состав наблюдений за техническим состояни­ ем портовых гидротехнических сооружений, наряду с наблюдения­ ми за общими смещениями и деформациями сооружения, входят также наблюдения за местными деформациями. К местным дефор­ мациям сооружений относятся: образование и развитие трещин на сооружении и за его пределами, в частности на поверхности терри­ тории; изменение размеров температурных и осадочных швов; де­ формации поперечного профиля сооружения и каменной постели, включающие смещения отдельных элементов и их деформации; изменение профиля подпричального откоса, деформации роствер­ ка, наклон, изгиб и излом свай, оболочек и шпунта, а также нару­ шение их соединения с ростверком; изгиб, излом и разрыв анкеров и нарушение их связи с сооружением и анкерными устройствами, просадки территории; выпучивание, заиление или размыв дна у сооружения; просадка и вымыв засыпки и т. п.

Наблюдения за состоянием трещин и температурно-осадочных швов на сооружении следует проводить периодически, в соответст­ вии с заранее составленной программой и графиком наблюдений. Выявленные при наблюдениях за состоянием сооружений трещины в бетоне должны стать объектом систематических наблюдений, по­ скольку они могут свидетельствовать о нарушении прочности все­ го сооружения в целом. Границы трещины должны быть обведены краской, а сама трещина зарисована или сфотографирована. На

рисунке трещины, которой присваивается определенный

номер,

должны быть показаны: направление трещины, ее глубина,

шири-

212


 

в)

.

(

5)

 

 

 

 

/. VI. I9 6 0

 

 

 

 

 

10м/

 

1 0 м м

 

Р и с . 128. С х е м а

Р и с.

129. С х е м а

наблю дений

за р а с ­

наблю дений

за

 

кры тием трещ ин:

 

удлинением тр е ­

а — первоначальное

наблюдение;

б — по­

щ ин

 

на и длина,

 

 

вторное наблюдение

 

а также отмечена дата наблюдения.

Ход наблюдений

за развитием трещин по длине и раскрытием их по ширине пока­ зан на рис. 128 и 129.

Глубина и ширина трещины определяются при помощи щупов из тонкой стальной проволоки разного диаметра или пластинок разной толщины. Если ширина трещины превышает 0,1 мм, то ее замеряют в определенных, отмеченных краской местах. Для наб­ людений за процессом раскрытия трещин служат цементные маяки и маяки других типов. Цементный маяк представляет собой плитку размером 15X8X1 см, изготовленную из цемента с примесью песка. Маяк при помощи раствора устанавливается поперек трещины в ее наиболее широком месте. При этом в обязательном порядке отме­ чается дата наложения маяка. Определенное количественное пред­ ставление о ходе развития трещин может дать металлический маяк, показанный на рис. 130. Металлический маяк состоит из двух ме­ таллических пластин. Эти пластины в наложенном, заранее зафик­ сированном положении укрепляются подобно цементному маяку по обе стороны от трещины. Ширина раскрытия трещины опре­ деляется измерением величины смещения одной пластины по отно­ шению к другой.

Данные визуальных наблюдений за трещинами отмечаются в специальном журнале, где указывается наименование сооружения и конструктивных элементов, на которых образовались трещины. Журнал должен содержать следующие данные: дату наблюдения, номер трещины и ее размеры — длину, глубину и ширину (в мм). Если устанавливается маяк, то в журнале обязательно указывает­ ся дата его установки и дата разрыва. Предполагаемые причины возникновения трещин: растяжение, сжатие, перерезывание, изгиб, или кручение, вызванные усадкой бетона, осадкой, горизонтальным смещением или поворотом сооружения, механическими поврежде­ ниями от навала судна, удара грейфера и т. п. — должны быть ука­ заны в примечании к журналу. Приложением к журналу визуаль­ ных наблюдений за трещинами должны являться зарисовки или фотографии трещин. При разрыве маяка для наблюдения за даль­ нейшим состоянием трещин могут быть применены щелемеры. Про­ стейший щелемер (рис. 131) состоит из двух штырей, заделанных


кон струкц и и

по обе стороны от наблюдаемой трещины. Расстояние между штырями должно измеряться периодически при помощи штангенциркуля. Указанные данные сводятся в журнал наблюдений за показаниями щелемеров. В этом журнале должно быть указано наименование сооружения и тех конструктивных элементов, на которых установлены щелемеры. Журнал должен содержать также следующие данные: дату наблю­ дений, первоначальный и последующие отсчеты (в мм), разности между каждыми из двух последующих отсчетов и разности между первоначальным и каждым из последующих отсчетов (в мм).

В примечании к журналу должны быть приведены данные, по­ казывающие изменение условий эксплуатации сооружения, темпе­

 

ратуры

воздуха,

воды, бетона

 

и т.

д.

По данным

журнала

 

наблюдений

за

показанием

 

щелемеров

могут быть

пост­

 

роены графики изменения ши­

 

рины

 

трещин

во

времени

 

(рис. 132). При измерении

 

относительного

перемещения

 

двух

соседних секций соору­

 

жения, разделенного темпера­

 

турно-осадочным

швом,

сле­

 

дует

учитывать,

что

иногда

 

перемещение

одной

секции

 

относительно

другой

может

Р и с . 132. Гр аф и к изменения ш ирины

сопровождаться

перекосом в

трещ ины во времени

плане

и неравномерной осад­

 

кой.

В

этих

случаях

для

точ­

ных исследований деформаций

2 1 4


температурно-осадочных швов в трех взаимно перпендикулярных плоскостях могут быть применены пространственные щелемеры конструкции Н. П. Прибыткова и др. Пространственные щеле­ меры подробно описаны в ряде работ, например, в «Наставлении по наблюдениям за осадками и горизонтальными смещениями гидротехнических сооружений геодезическими методами. (М.—Л., Госэнергоиздат, 1958). Материалы наблюдений за местными дефор­ мациями портовых гидротехнических сооружений, включающие актнаблюдений за состоянием трещин и температурно-осадочных швов, а также журналы визуальных наблюдений за трещинами и наблю­ дений за показаниями щелемеров являются приложениями к тех­ ническому отчету по наблюдениям за общими смещениями и дефор­ мациями этих сооружений.

§ 11. Подводно-технические работы по наблюдению за состоянием сооружений и акваторий портов

Особенности проведения подводных обследований гидротехни­ ческих сооружений и акваторий портов. По степени сложности во­ долазные работы разделяются на три группы, причем подводно­ технические работы, выполняемые при эксплуатационном обслужи­ вании гидротехнических сооружений и акваторий, относятся ко вто­ рой группе, т. е. к работам средней сложности. Подводные обсле­ дования дна акватории и технического состояния подводной части портовых гидротехнических сооружений играют весьма существен­ ную роль в общем объеме подводно-технических водолазных работ.

Одна из основных задач подводного обследования дна аквато­ рий— обнаружение затонувших предметов, препятствующих безо­ пасной эксплуатации акваторий. В тех случаях, когда на данном участке акватории предусмотрено проведение дноуглубительных работ при помощи земснарядов, также необходимо обнаружить и удалить затонувшие предметы, поскольку их наличие во время дно­ углубительных работ может вызвать остановку или даже аварию земснарядов.

Важной задачей подводного обследования дна акваторий перед намечаемым дноуглублением является установление характера грунта, залегающего на дне акватории, в частности установление толщины слоя наносного грунта. Цель водолазного обследования подводной части портовых гидротехнических сооружений — уста­ новление технического состояния сооружений, характера и объема повреждений, а также объема необходимых ремонтных работ. Ос­ новная особенность подводных работ по наблюдению за состояни­ ем сооружений и акваторий портов заключается в том, что, в отли­ чие от других видов подводно-технических работ, эти работы обыч­ но характеризуются отсутствием тяжелых физических нагрузок.

Необходимо при этом отметить, что наибольшие глубины, на ко­ торых расположены основания молов и волноломов, т. е. наиболее удаленных от естественной береговой линии гидротехни-

215-


веских сооружений, доходят до 25—30 м. В то же время, по суще­ ствующей классификации, осуществляемые водолазами спуски под воду делятся на мелководные— до 12 м, средние — до 45 м и глу­ боководные— свыше 45 м. Таким образом, только наиболее слож­ ные спуски, которые производятся для осмотра подводной части выступающих в море участков оградительных сооружений, отно­ сятся к числу средних, а в большинстве случаев эти спуски являют­ ся мелководными.

В связи с этим оптимальными видами водолазного снаряжения для проведения подводных обследований в данных условиях яв­ ляются вентилируемые (мягкие) скафандры и легководолазное снаряжение. При этом создается возможность участвовать в ука­ занных работах не только обычным водолазам, которые не всегда достаточно хорошо знакомы с конструкцией портовых гидротехни­ ческих сооружений и их работой, но и специалистам-гидротехни- кам, снабженным легководолазным снаряжением. Непосредствен­ ное участие специалистов-гидротехников в работах по обследова­ нию состояния сооружений и акваторий портов позволяет более оперативно организовать подводные обследования и улучшить их ■ качество. Однако при обследовании подводной части сооружений и акваторий портов имеются также и специфические трудности, оп­ ределяемые местными условиями.

Особенность подводных обследований гидротехнических соору­ жений и акваторий портов состоит в том, что водолазам нередко приходится вести работы в условиях плохой видимости. Снижение прозрачности воды связано с наличием взвешенных частиц, выно­ симых реками, а также сбросом -загрязненных промышленных и бытовых вод как с территории порта, так и с плавучих единиц, на­ ходящихся на акватории. Другими причинами замутнения воды являются прибрежное волнение и работа судовых винтов. Плохая видимость при обследовании подводной части сооружений некото­ рых видов, как например, сквозных сооружений и набережных — эстакад, усугубляется также низкой освещенностью объектов об­ следования.

В некоторых случаях обследование подводной части причаль­ ных сооружений осложняется также из-за стесненных условий, на­ пример, при обследовании свайного основания с частым располо­ жением свай. Трудности при •подводных обследованиях создают также течения, вызванные приливно-отливными явлениями в при­ ливных морях, а также течения в реках, каналах и местные тече­ ния, возникающие при продолжительной работе судовых винтов.

Тщательному осмотру подводной части сооружения препятству­ ет наличие значительных обрастаний растительного и животного происхождения, которые иногда полностью скрывают поверхность подводной части этих сооружений. Определенные трудности созда­ ет имеющаяся в некоторых местах захламленность дна вблизи от сооружения. Крэме того, водолазные работы по обследованию гидротехнических сооружений и акваторий портов ведутся в пре­

216