ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
делах действующих предприятий — портов, судоремонтных заводов и т. д., что также осложняет их выполнения.
Вместе с тем факторы, затрудняющие проведение обследований подводной части портовых гидротехнических сооружений, не долж ны являться причиной, снижающей качество обследований. При проведении обследований необходимо помнить, что состояние ос нования портового гидротехнического сооружения и фундаментной его части во многом определяет прочность и устойчивость всего сооружения. В связи с этим результаты подводно-технических ра бот по наблюдению за техническим состоянием подводной части портовых гидротехнических сооружений в ряде случаев имеют ре шающее значение для установления технического состояния соору жения в делом.
Организация подводно-технических водолазных работ. Подвод но-технические работы в портах и судоремонтных предприятиях. Министерства морского флота СССР выполняют отряды аварийноспасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (АСПТР). Отряды делятся на экспедиционные группы, базирую щиеся в портах морских пароходств. Экспедиционные группы со стоят из водолазных станций, предназначенных для водолазных спусков. Под спуском понимается совокупность мероприятий, обес печивающих спуск водолаза под воду, его работу под водой и подъ ем на поверхность.
Водолазные станции подразделяются на ручные, компрессорные и баллонные. Принцип действия компрессорной водолазной стан ции основан на том, что компрессор нагнетает воздух в баллоны, из которых он затем поступает водолазу. Материальная часть во долазной станции состоит из водолазного снаряжения и оборудо вания, а также специального оборудования и инструментов, необхо димых для обследования и производства подводных работ. Водо лазные станции размещаются на плавучих средствах, на берегу или на сооружении, а зимой в замерзающих бассейнах — на льду. В тех случаях, когда подводно-технические работы при обследо вании портовых гидротехнических сооружений осуществляются не посредственно с берега или с гидротехнического сооружения, водо лазные станции могут размещаться также на автомашинах.
Водолазы отрядов АСПТР, участвующие в подводно-техниче- -ских работах, занимают штатные должности, которые зависят от их квалификационных категорий. Подводно-техническими работа ми на объектах обследования руководят инженеры или техникигидротехники, а работой водолазов — водолаз-инструктор. При не больших объемах работ их руководителем может быть старшина водолазной станции. Руководитель работ отвечает за работу стан ции и сохранность ее имущества. Он распределяет обязанности между водолазами перед каждым спуском и несет ответственность за организацию спуска.
Спуски в любом водолазном снаряжении на глубину до 45 м допускаются при наличии трех специалистов: водолаза, спускающе гося под воду, водолаза, который стоит на сигнале и обеспечивает
спуск, и страхующего водолаза, в обязанность которого входит не медленный спуск в случае необходимости оказания помощи водо лазу, находящемуся под водой; страхующий водолаз выполняет также обязанности телефониста.
Если при подводно-технических работах по обследованию гид ротехнических сооружений и акваторий портов предусматривается подводная электрорезка, газорезка, взрывные работы и пр., то в числе личного состава водолазной станции должны быть водолазы, владеющие соответствующей специальностью и имеющие права на производство этих работ. Перед началом работ весь водолазный состав станции должен быть ознакомлен с объектами обследований и с методикой их проведения.
Водолазное снаряжение, оборудование и приспособления. Водо лазная техника, применяемая при обследовании подводной части гидротехнических сооружений и акваторий портов, служит для обеспечения спуска водолаза под воду, длительного пребывания ■ его под водой и подъема на поверхность. Водолазная техника вклю чает водолазное снаряжение и водолазное оборудование и приспо собления.
Водолазное снаряжение служит для полной или частичной изо ляции водолаза от внешней среды и обеспечивает длительное его пребывание под водой. По способу защиты водолаза от воздейст вия внешней среды водолазное снаряжение делится на мягкое и жесткое. Мягким водолазным снаряжением называется комплект предметов, надеваемый и закрепляемый на водолазе для обеспече ния пребывания его под водой в течение длительного времени. Ж е сткое водолазное снаряжение практически при работах по обсле дованию подводной части гидротехнических сооружений и аквато рий портов не применяется.
Часть комплекта снаряжения, которая образует газо- и водоне проницаемую оболочку и изолирует водолаза от внешней среды, называется водолазным скафандром. По способу обеспечения ды хания водолаза под водой различаются следующие основные виды
водолазного снаряжения: вентилируемое |
водолазное |
снаряжение |
с мягким скафандром и легководолазное |
снаряжение |
с открытой |
■ схемой дыхания. Оба вида снаряжения подразделяются на отдель ные типы.
Комплект вентилируемого снаряжения состоит из шлема с ма нишкой, водолазной рубахи, наплечных грузов, наплечной подуш ки, переднего и заднего наплечных грузов, водолазных галош, во долазного шланга со шланговыми соединениями, сигнального конца, водолазного ножа с поясом, водолазного белья. Вес вентилируемо го снаряжения — 80-f-85 кг (из-за наличия жесткого массивного шлема, обладающего большой плавучестью, и грузов, служащих для ее погашения).
Легководолазным снаряжением называется снаряжение, не имеющее регулируемого водолазом внутреннего объема воздуха в скафандре. В комплект легководолазного снаряжения не входят жесткий массивный шлем и грузы большого веса, которые в ком
218
плекте вентилируемого водолазного снаряжения предназначены, для погашения положительной плавучести водолаза под водой.
Легководолазное снаряжение с открытой схемой дыхания осно вано на принципе пульсирующей подачи воздуха для дыхания во долазу по открытой (незамкнутой) схеме дыхания, когда выдох осуществляется непосредственно в воду. Этот тип снаряжения под разделяется на снаряжение с воздушно-баллонными аппаратами, шланговое и универсальное (СВУ).
Водолазное оборудование и приспособления обеспечивают спуск и подъем водолаза, пребывание его под водой и выполнение им подводных работ. Водолазное оборудование включает: водолазные плавучие средства, водолазные воздушные компрессоры, баллоны для воздуха, воздушные фильтры, контрольно-измерительные при боры, рекомпрессионные (декомпрессионные) камеры. Водолазные станции размещаются в основном на небольших специальных су дах — водолазных ботах.
Для дыхания под водой водолазу подается сжатый атмосферный воздух, содержащий 21% кислорода, 79 азота, около 0,03% угле кислого газа и некоторое количество водяных паров, зависящее ог температуры. Расход воздуха, который подается водолазу, дол жен составлять не менее 40 нл в минуту при абсолютном давле нии, соответствующем глубине пребывания водолаза. Воздух пода ется водолазными воздушными компрессорами низкого давления
(водолазные |
помпы) под давлением — 4 |
кГ/см2, |
среднего давле |
|
ния — 25-7-30 |
кГ/см2 |
и высокого давления 150-М00 |
кГ/см2. |
|
|
|
Воздух хранится в стальных стационарных транспортных и ма лолитражных баллонах. Стационарные воздушные баллоны или ресиверы компрессорных станций и рекомпрессионных камер слу жат для хранения поступающего от компрессора сжатого воздуха. Общая емкость батареи воздушных баллонов на компрессорной станции, присоединяемых к одному компрессору, определяется из условия, что при внезапном выходе из строя компрессора емкость батареи баллонов должна быть достаточной для обеспечения нор мального выхода наверх всех находящихся под водой водолазов после максимального времени нахождения на наибольшей глубине спуска. Водолазные приспособления включают устройства для. спуска и подъема водолазов, а также средства для их передвиже ния под водой.
Водолазные обследования дна акваторий портов при большой их площади, а также обследования подводной части гидротехни ческих сооружений, имеющих значительное протяжение в плане, связаны с преодолением водолазами больших расстояний под во дой. При применении средств передвижения под водой такие рабо ты могут быть в значительной степени облегчены и ускорены.
Средства передвижения под водой разделяются на буксируе мые и автономные. К буксируемым средствам относятся: водолаз ные беседки, ручные буксирующие рули (аквапланы) и носителисалазки. Автономные средства передвижения в портовой практике обычно не применяются.
2 1 9
Специальное оборудование для подводных обследований порто вых гидротехнических сооружений. При обследовании портовых гидротехнических сооружений применяется следующее оборудова ние и инструменты: оборудование для ориентирования под водой (глубиномеры, подводные компасы и часы); оборудование для под водного освещения (подводные светильники, фонари и т. п.); инст рументы для очистки поверхностей от обрастаний; измерительные инструменты (разборные водолазные футштоки, щупы, водолазные линейки, водолазные прямоугольные клинья, подводные рычаговые щелемеры, штангенциркули, ручные лоты с линями, водолаз ные кренометры — угломеры, уклономеры); оборудование для хра нения и передачи информации (водолазные телефонные станции, планшеты для записей под водой, фото- и киноаппаратура, телеви зионная аппаратура).
Глубиномеры служат для указания глубины погружения водо лаза. Они основаны на принципе измерения давления столба воды. В зависимости от конструкции различают манометрические, баро метрические, мембранные и жидкостные (пневматические) глубино меры. В настоящее время разработаны также подводные комбини рованные приборы, позволяющие определять одновременно не сколько параметров движения водолаза под водой. Особые значе ния комбинированные приборы приобретают для водолазов в ав тономном легководолазном снаряжении.
При производстве водолазных обследований подводной части гидротехнических сооружений и дна акваторий портов необходимо, чтобы объект обследований был достаточно хорошо освещен. По требность в освещении при подводных обследованиях может воз никнуть не только в ночное время, но также и днем при работе в узких местах, на затененных участках и при низкой прозрачности воды.
При подводных обследованиях могут быть применены опус каемые к поверхности воды средства надводного освещения —про жекторы, судовые лампы и светильники, а также переносные лам пы. Однако надводное освещение из-за быстрого рассеивания све та с глубиной не всегда является эффективным. В связи с этим при подводных обследованиях применяются подводные светильники, ко торые по назначению подразделяются на светильники общего и ме стного освещения.
Светильники общего освещения имеют угол освещения, равный 360°, и направляют световые лучи во все стороны. Светильники ме стного освещения концентрируют поток света в определенном на правлении. Кроме того, подводные светильники подразделяются по способу питания на неавтономные, когда электрический ток пода ется к светильнику по кабелю, подключенному к источнику элек троэнергии на поверхности, и автономные, которые питаются элек троэнергией от аккумуляторной батареи, находящейся у водолаза. Подводные светильники должны обладать достаточной герметич ностью и прочностью при гидростатическом давлении, соответст вующем предельной глубине.
220