Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

делах действующих предприятий — портов, судоремонтных заводов и т. д., что также осложняет их выполнения.

Вместе с тем факторы, затрудняющие проведение обследований подводной части портовых гидротехнических сооружений, не долж­ ны являться причиной, снижающей качество обследований. При проведении обследований необходимо помнить, что состояние ос­ нования портового гидротехнического сооружения и фундаментной его части во многом определяет прочность и устойчивость всего сооружения. В связи с этим результаты подводно-технических ра­ бот по наблюдению за техническим состоянием подводной части портовых гидротехнических сооружений в ряде случаев имеют ре­ шающее значение для установления технического состояния соору­ жения в делом.

Организация подводно-технических водолазных работ. Подвод­ но-технические работы в портах и судоремонтных предприятиях. Министерства морского флота СССР выполняют отряды аварийноспасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (АСПТР). Отряды делятся на экспедиционные группы, базирую­ щиеся в портах морских пароходств. Экспедиционные группы со­ стоят из водолазных станций, предназначенных для водолазных спусков. Под спуском понимается совокупность мероприятий, обес­ печивающих спуск водолаза под воду, его работу под водой и подъ­ ем на поверхность.

Водолазные станции подразделяются на ручные, компрессорные и баллонные. Принцип действия компрессорной водолазной стан­ ции основан на том, что компрессор нагнетает воздух в баллоны, из которых он затем поступает водолазу. Материальная часть во­ долазной станции состоит из водолазного снаряжения и оборудо­ вания, а также специального оборудования и инструментов, необхо­ димых для обследования и производства подводных работ. Водо­ лазные станции размещаются на плавучих средствах, на берегу или на сооружении, а зимой в замерзающих бассейнах — на льду. В тех случаях, когда подводно-технические работы при обследо­ вании портовых гидротехнических сооружений осуществляются не­ посредственно с берега или с гидротехнического сооружения, водо­ лазные станции могут размещаться также на автомашинах.

Водолазы отрядов АСПТР, участвующие в подводно-техниче- -ских работах, занимают штатные должности, которые зависят от их квалификационных категорий. Подводно-техническими работа­ ми на объектах обследования руководят инженеры или техникигидротехники, а работой водолазов — водолаз-инструктор. При не­ больших объемах работ их руководителем может быть старшина водолазной станции. Руководитель работ отвечает за работу стан­ ции и сохранность ее имущества. Он распределяет обязанности между водолазами перед каждым спуском и несет ответственность за организацию спуска.

Спуски в любом водолазном снаряжении на глубину до 45 м допускаются при наличии трех специалистов: водолаза, спускающе­ гося под воду, водолаза, который стоит на сигнале и обеспечивает


спуск, и страхующего водолаза, в обязанность которого входит не­ медленный спуск в случае необходимости оказания помощи водо­ лазу, находящемуся под водой; страхующий водолаз выполняет также обязанности телефониста.

Если при подводно-технических работах по обследованию гид­ ротехнических сооружений и акваторий портов предусматривается подводная электрорезка, газорезка, взрывные работы и пр., то в числе личного состава водолазной станции должны быть водолазы, владеющие соответствующей специальностью и имеющие права на производство этих работ. Перед началом работ весь водолазный состав станции должен быть ознакомлен с объектами обследований и с методикой их проведения.

Водолазное снаряжение, оборудование и приспособления. Водо­ лазная техника, применяемая при обследовании подводной части гидротехнических сооружений и акваторий портов, служит для обеспечения спуска водолаза под воду, длительного пребывания ■ его под водой и подъема на поверхность. Водолазная техника вклю­ чает водолазное снаряжение и водолазное оборудование и приспо­ собления.

Водолазное снаряжение служит для полной или частичной изо­ ляции водолаза от внешней среды и обеспечивает длительное его пребывание под водой. По способу защиты водолаза от воздейст­ вия внешней среды водолазное снаряжение делится на мягкое и жесткое. Мягким водолазным снаряжением называется комплект предметов, надеваемый и закрепляемый на водолазе для обеспече­ ния пребывания его под водой в течение длительного времени. Ж е­ сткое водолазное снаряжение практически при работах по обсле­ дованию подводной части гидротехнических сооружений и аквато­ рий портов не применяется.

Часть комплекта снаряжения, которая образует газо- и водоне­ проницаемую оболочку и изолирует водолаза от внешней среды, называется водолазным скафандром. По способу обеспечения ды­ хания водолаза под водой различаются следующие основные виды

водолазного снаряжения: вентилируемое

водолазное

снаряжение

с мягким скафандром и легководолазное

снаряжение

с открытой

■ схемой дыхания. Оба вида снаряжения подразделяются на отдель­ ные типы.

Комплект вентилируемого снаряжения состоит из шлема с ма­ нишкой, водолазной рубахи, наплечных грузов, наплечной подуш­ ки, переднего и заднего наплечных грузов, водолазных галош, во­ долазного шланга со шланговыми соединениями, сигнального конца, водолазного ножа с поясом, водолазного белья. Вес вентилируемо­ го снаряжения — 80-f-85 кг (из-за наличия жесткого массивного шлема, обладающего большой плавучестью, и грузов, служащих для ее погашения).

Легководолазным снаряжением называется снаряжение, не имеющее регулируемого водолазом внутреннего объема воздуха в скафандре. В комплект легководолазного снаряжения не входят жесткий массивный шлем и грузы большого веса, которые в ком­

218


плекте вентилируемого водолазного снаряжения предназначены, для погашения положительной плавучести водолаза под водой.

Легководолазное снаряжение с открытой схемой дыхания осно­ вано на принципе пульсирующей подачи воздуха для дыхания во­ долазу по открытой (незамкнутой) схеме дыхания, когда выдох осуществляется непосредственно в воду. Этот тип снаряжения под­ разделяется на снаряжение с воздушно-баллонными аппаратами, шланговое и универсальное (СВУ).

Водолазное оборудование и приспособления обеспечивают спуск и подъем водолаза, пребывание его под водой и выполнение им подводных работ. Водолазное оборудование включает: водолазные плавучие средства, водолазные воздушные компрессоры, баллоны для воздуха, воздушные фильтры, контрольно-измерительные при­ боры, рекомпрессионные (декомпрессионные) камеры. Водолазные станции размещаются в основном на небольших специальных су­ дах — водолазных ботах.

Для дыхания под водой водолазу подается сжатый атмосферный воздух, содержащий 21% кислорода, 79 азота, около 0,03% угле­ кислого газа и некоторое количество водяных паров, зависящее ог температуры. Расход воздуха, который подается водолазу, дол­ жен составлять не менее 40 нл в минуту при абсолютном давле­ нии, соответствующем глубине пребывания водолаза. Воздух пода­ ется водолазными воздушными компрессорами низкого давления

(водолазные

помпы) под давлением — 4

кГ/см2,

среднего давле­

ния — 25-7-30

кГ/см2

и высокого давления 150-М00

кГ/см2.

 

 

Воздух хранится в стальных стационарных транспортных и ма­ лолитражных баллонах. Стационарные воздушные баллоны или ресиверы компрессорных станций и рекомпрессионных камер слу­ жат для хранения поступающего от компрессора сжатого воздуха. Общая емкость батареи воздушных баллонов на компрессорной станции, присоединяемых к одному компрессору, определяется из условия, что при внезапном выходе из строя компрессора емкость батареи баллонов должна быть достаточной для обеспечения нор­ мального выхода наверх всех находящихся под водой водолазов после максимального времени нахождения на наибольшей глубине спуска. Водолазные приспособления включают устройства для. спуска и подъема водолазов, а также средства для их передвиже­ ния под водой.

Водолазные обследования дна акваторий портов при большой их площади, а также обследования подводной части гидротехни­ ческих сооружений, имеющих значительное протяжение в плане, связаны с преодолением водолазами больших расстояний под во­ дой. При применении средств передвижения под водой такие рабо­ ты могут быть в значительной степени облегчены и ускорены.

Средства передвижения под водой разделяются на буксируе­ мые и автономные. К буксируемым средствам относятся: водолаз­ ные беседки, ручные буксирующие рули (аквапланы) и носителисалазки. Автономные средства передвижения в портовой практике обычно не применяются.

2 1 9


Специальное оборудование для подводных обследований порто­ вых гидротехнических сооружений. При обследовании портовых гидротехнических сооружений применяется следующее оборудова­ ние и инструменты: оборудование для ориентирования под водой (глубиномеры, подводные компасы и часы); оборудование для под­ водного освещения (подводные светильники, фонари и т. п.); инст­ рументы для очистки поверхностей от обрастаний; измерительные инструменты (разборные водолазные футштоки, щупы, водолазные линейки, водолазные прямоугольные клинья, подводные рычаговые щелемеры, штангенциркули, ручные лоты с линями, водолаз­ ные кренометры — угломеры, уклономеры); оборудование для хра­ нения и передачи информации (водолазные телефонные станции, планшеты для записей под водой, фото- и киноаппаратура, телеви­ зионная аппаратура).

Глубиномеры служат для указания глубины погружения водо­ лаза. Они основаны на принципе измерения давления столба воды. В зависимости от конструкции различают манометрические, баро­ метрические, мембранные и жидкостные (пневматические) глубино­ меры. В настоящее время разработаны также подводные комбини­ рованные приборы, позволяющие определять одновременно не­ сколько параметров движения водолаза под водой. Особые значе­ ния комбинированные приборы приобретают для водолазов в ав­ тономном легководолазном снаряжении.

При производстве водолазных обследований подводной части гидротехнических сооружений и дна акваторий портов необходимо, чтобы объект обследований был достаточно хорошо освещен. По­ требность в освещении при подводных обследованиях может воз­ никнуть не только в ночное время, но также и днем при работе в узких местах, на затененных участках и при низкой прозрачности воды.

При подводных обследованиях могут быть применены опус­ каемые к поверхности воды средства надводного освещения —про­ жекторы, судовые лампы и светильники, а также переносные лам­ пы. Однако надводное освещение из-за быстрого рассеивания све­ та с глубиной не всегда является эффективным. В связи с этим при подводных обследованиях применяются подводные светильники, ко­ торые по назначению подразделяются на светильники общего и ме­ стного освещения.

Светильники общего освещения имеют угол освещения, равный 360°, и направляют световые лучи во все стороны. Светильники ме­ стного освещения концентрируют поток света в определенном на­ правлении. Кроме того, подводные светильники подразделяются по способу питания на неавтономные, когда электрический ток пода­ ется к светильнику по кабелю, подключенному к источнику элек­ троэнергии на поверхности, и автономные, которые питаются элек­ троэнергией от аккумуляторной батареи, находящейся у водолаза. Подводные светильники должны обладать достаточной герметич­ ностью и прочностью при гидростатическом давлении, соответст­ вующем предельной глубине.

220