Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

от стоянки до места лесосечных работ; трудностью создания со­ ответствующих санитарно-гигиенических условий, так как за­ газованность помещения в период запуска механизмов превы­ шает допустимую в десятки раз.

ГАРАЖ С БРЕЗЕНТОВЫМ ПОКРЫТИЕМ И ВОЗДУХОПОДОГРЕВОМ

СКБ объединения Пермлеспром разработало вариант пе­ реносного гаража-стоянки для 10 машин (трелевочных тракто­ ров и челюстных погрузчиков).

Гараж-стоянка состоит из сборно-разборного каркаса, тка­

невого покрытия, системы воздухоподогрева

и освещения.

В качестве воздухоподогревателя использован

теплогенератор

с центробежным вентилятором и трубопроводами. Каркас по­ мещения деревянный из брусьев сечением 60X100 мм, собран в виде отдельных рам, соединенных в секции через 3500 мм, обрешетка из брусьев на болтах.

Габариты секции рассчитаны на стоянку одного трактора. Покрытие гаража — брезентовое. Система вентиляции и ото­ пления выполнена из стальных труб. Воротами служит перед­ няя часть брезентового покрытия, которая при необходимости может подниматься. Гараж отапливается калориферной печью, топка которой выложена огнеупорным кирпичом. Воз­ дух, нагреваемый в специальном калорифере до температуры 200° С, вентилятором подается по металлическому воздуховоду под каждую машину. Этот же вентилятор используется для удаления выхлопных газов из помещения гаража при запуске машин.

К преимуществам гаража следует отнести возможность его многократного перебазирования и установки в тех почвенно­ грунтовых условиях, где применение теплых стоянок траншей­ ного типа невозможно.

Существуют стоянки палаточного типа и других конструкций. Теплая стоянка с тканевым покрытием подвесного типа была смонтирована в Поросозерском леспромхозе Карельской АССР. Стоянка-гараж полностью монтируется на земле и рас­ считана на восемь машин. Монтаж такой стоянки-гаража осу­ ществляется в течение одной смены бригадой из трех человек. Каркас подвешивается на тросах, закрепляемых на подвижной

муфте, установленной на дереве-опоре.

Гаражи тканевого типа не нашли широкого применения в условиях лесосеки, что объясняется высокой стоимостью меж­ сменного хранения машин. Стоимость одного пуска при межсменном хранении трелевочного трактора в гараже палаточ­ ного типа в 5—7 раз выше стоимости пуска с применением средств предпускового разогрева [ и ].

109



ВЫБОР ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ СРЕДСТВ ТЕПЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ МАШИН

Выбор метода и способа тепловой подготовки лесотранс­ портных машин, а также типа установки или агрегата в каж­ дом конкретном случае диктуется условиями и возможностями лесозаготовительного предприятия.

При выборе теплотехнических параметров установок и аг­ регатов и определении уровня тепловой подготовки лесотранс­ портных машин следует учитывать климатические условия, т. е. одновременное' воздействие температуры воздуха и скоро­ сти ветра. Для лесотранспортных машин минимальная суточ­ ная температура принимается не ниже минус 40° С и скорость ветра 12—15 м/сек. При этом необходимо иметь в виду, что условия безгаражного содержания лесовозных автомобилей в значительной степени отличаются от условий безгаражного содержания трелевочных тракторов, челюстных погрузчиков и машин ЛП-2, которые имеют значительную территориальную удаленность от энергетических и газовых систем общего пользо­ вания или местных стационарных электростанций. Временный характер лесозаготовительного производства связан с необхо­ димостью частого изменения места работы. Поэтому групповые средства предпусковой подготовки трелевочных тракторов, челюстных погрузчиков, машин ЛП-2 и других должны быть передвижными, мобильными с автономным силовым агрегатом.

При решении вопроса о выборе средств, облегчающих за­ пуск двигателей в холодный период года, необходимо в каж­ дом конкретном случае оценивать их экономическую эффектив­ ность с учетом всех материальных и трудовых затрат при пуске. Кроме экономических показателей, должны рассматриваться качественные, технические и социально-экономические требо­ вания.

При экономической оценке трудовых затрат определяются капитальные вложения, себестоимость одного пуска-разогрева с учетом окупаемости и производительности труда в данном предприятии.

Качественные показатели средств включают: надежность работы; отсутствие отрицательного влияния на эксплуатаци­ онные показатели двигателей; автономность и универсальность.

К техническим показателям относятся: металлоемкость (не более 120 кг на одну лесотранспортную машину); время под­

готовки двигателя (при запуске оно должно

быть не более:

при температуре окружающего воздуха минус

20° С — 20 мин,

при минус 30° С — 30 мин) .

К социально-экономическим относятся: обеспечение механи­ зации и автоматизации процесса предпусковой подготовки; об­ легчение труда механизаторов (трактористов, операторов, во­ дителей) и устранение вредных влияний условий труда; обес­

110


печение полной безопасности условий работ обслуживающего персонала.

С учетом приведенных выше требований наиболее перспек­ тивным для условий лесосеки является применение самоходных установок (агрегатов), обеспечивающих комплексную тепловую подготовку группы лесотранспортных машин. Целесообразность таких установок предопределяется возможностью механизации процесса тепловой подготовки, включающего: разогрев двига­ теля и агрегатов трансмиссии горячей газовоздушной смесью, доставкой на лесосеку воды и масла в своих емкостях, нагре­ вом их с последующей механизированной закрытой раздачей непосредственно в машины.

Все конструкции установок (агрегатов) включают три узла: калориферный агрегат, воздуховод с воздухораздаточными па­ трубками и системы управления, контроля и сигнализации. При использовании в качестве теплоносителя пара или горячей воды конструкция дополняется системой разводки трубопрово­ дов. Если установка обеспечивает комплекс работ: доливку систем охлаждения горячей водой, подзарядку аккумуляторных батарей, то они дополнительно включают системы водораздачи

иподзарядки аккумуляторных батарей.

Вустановках с использованием стальных калориферов не­ обходимое количество их может быть определено расчетным путем (аналитически) или с использованием графиков и номо-- грамм, облегчающих эту задачу [19].

При определении поверхности нагрева паровых, водяных ка­ лориферов и требуемого количества их, можно воспользо­ ваться методикой, предложенной Челябинским политехниче­ ским институтом [7]. При этом следует учитывать, что темпе­ ратура нагретого воздуха, подаваемого к автомобилям, должна

быть не ниже 70° С,

а объем воздуха не менее 300—400 мъ/ч

к автомобилю ЗИЛ

и 600—700 м3/ч к автомобилю МАЗ.

Удельная поверхность нагрева стальных калориферов для подогрева 1 ж3 воздуха в час в зависимости от используемого теплоносителя следующая:

Вода

от теплотрассы..............................................

. .

0,025—0,03

Вода

от местной котельной . . . . . . .

0,02

Пар

давлением от 0,3 кгс!см2 и выше . . . .

0,01—0,015

Поверхность нагрева калориферов, которую необходимо иметь в установке воздухоподогрева, может быть определена по формуле

5 = n Q Bg ,

где S — поверхность нагрева калориферов, ж2; п — число автомобилей;

QB— объем подаваемого воздуха к одному автомобилю, ж3/ч; g — удельная поверхность нагрева калориферов, ж3/ч ж2.

111


По известной поверхности нагрева калориферов определя­ ется площадь живого сечения их, так как от этого зависит обеспечат ли калориферы оптимальную скорость прохождения

воздуха

через них, которая должна быть в пределах 7^-

10 кг/м2

сек (25-^30 тыс. кг/м2ч).

Общий потребный расход воздуха Q0б для обслуживаемого числа автомобилей равен

Qo6== Q*n.

Тогда площадь живого сечения калориферов по воздуху

будет

 

 

 

 

 

»

 

где /в — площадь

живого

сечения калориферов по воздуху,

м2\

Ув — удельный

вес воздуха, нагретого до температуры

(не

менее 70°), кг/мъ\

воздуха при прохождении через

ка­

— весовая скорость

лориферы, кг/м2 ч.

По площади живого сечения подбирается номер требуемого калорифера.

При выборе калориферов необходимое живое сечение уста­ новки может быть достигнуто параллельным соединением не­ скольких калориферов.

При разработке конструкций агрегатов и установок для воздухоподогрева лесотранспортных машин (трелевочных тракто­ ров, челюстных погрузчиков, лесовозных автомобилей) СевНИИП были выполнены работы по определению рациональ­ ного подвода горячего воздуха в подкапотное пространство по маркам машин. Критерием, определяющим выбор того или иного способа, были уровень и скорость нагрева основного аг­ регата машины — двигателя.

'Для автомобилей ЗИЛ-157, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 принята лобовая подача воздуха как при разогреве, так и подогреве с полностью заполненной системой охлаждения. В последнем случае в теплопередаче участвует радиатор с большой пло­ щадью теплопередачи, превышающей более чем в 10 раз пло­ щадь теплопередачи двигателя. Радиатор аккумулирует тепло нагретого воздуха и термосифонно передает двигателю, интен­ сивно поддерживая его тепловое состояние. Для автомобилей МАЗ-509, трелевочных тракторов, челюстных погрузчиков, ма­ шин ЛП-2 принят нижний способ подвода горячего воздуха к двигателю. У автомобилей МАЗ-509 в струе нагретого воз­ духа, кроме двигателя, находятся коробка перемены передач и раздаточная коробка.

При рассмотрении предпускового разогрева двигателя рас­ ход тепла составит [18]:

Q == Q a в“1 Q m 4~ Ф и з л Н- Q t > ккал.

112