Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количество и марка автомобилей, устанавливае­

мых на предпусковой

разогрев ............................

Давление пара, кгс/см2 ..........................................

Генератор тепла .......................................................

 

Максимальный расход

пара (при —40° С), кг/ч

Число калориферов..................

*...............................

Поверхность нагрева, м2 ..........................................

Нагнетатель в о з д у х а ..............................................

Электродвигатель, к е т ..............................................

•Скорость воздуха в трубе воздуховода, м/сек . .

Расход воздуха через патрубок воздуховода, м3/ч:

для

автомобиля

М А З ..........................................

 

для

автомобиля

ЗИЛ . . .................................

Расстояние между

осями выходных

патрубков,

м м

...............................................................................

воздуховода, м м

.

Диаметр ................................ .

Система ..............................................

водораздачи

 

Н а с о с ..........................................................................

Температура воды для заправки системы охла­

ждения, ° С .................................................................

Подзарядка аккумуляторных батарей . . . . . .

Число одновременно устанавливаемых автомоби­

лей на подзарядку ...................................................

i

Подводимое напряжение переменного тока, в . .

Режим работы . ........................................................

Система сигнализации:

снижение температуры подаваемого воздуха

ниже +40° С ............................................................

работа насоса подачи воды и работа электро­

двигателя вентилятора ..........................................

Включение насоса подачи в о д ы ............................

Масса установки, кг (с помещением калорифер­

ной) ...............................................................................

10 МАЗ и 10 ЗИЛ 1,2—1,5 калорифер КБФ-8 600

3

45,7X3

центробежный вентиля­ тор, Ц13-50 № 5, ис­ полнение 1, левый

4,5

9—11

600

300

3200

560/150 механизированная, за­ крытая 1.5К-6

75—85 выпрямитель типа ВСА-6М

2

127/220 напряжение 24 в, заряд­

ный ток 24 а или на­ пряжение 12 б, заряд­ ный ток 12 а

срабатывает температур­ ное реле, загорается красная лампа

электролампами

дистанционное и в ко­ тельной (бойлерной)

4500

Опыт эксплуатации показал, что организация работы по тепловой подготовке автомобилей может осуществляться двумя способами. Установлено, что в зависимости от температуры наружного воздуха (до —40° С) и различной скорости ветра эффективный разогрев двигателей, раздаточных коробок и коробок передач автомобилей обеспечивается при подаче установкой подогретого воздуха до температуры 75—85° С

103


в течение 1,0—2,0 ч. При этом время на подготовку автомобиля МАЗ-509 к работе составляет 10—12 мин, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131 — 8—10 мин.

В период подготовки автомобиля к работе отсоединяют ру­ кава подачи нагретого воздуха, снимают чехол с двигателя и коробки передач, а также заправляют системы охлаждения двигателей горячей водой, нагретой до температуры 75—85° С. Время заправки системы охлаждения при этом составляет 3— 4 мин. Опыт эксплуатации установок показывает, что масло в картерах, коробке передач и раздаточной коробке прогрева­ ется до 5—6° С.

При наличии дежурного слесаря установки вода из системы охлаждения двигателей не сливается в течение всего периода их хранения и является аккумулятором тепла, обеспечивая равномерный разогрев двигателя. Подача теплового воздуха в подкапотное пространство производится в течение всего вре­ мени стоянки автомобилей на подогреве. Система водораздачи установки в данном случае используется только для доза­ правки двигателей.

В случае отсутствия специально выделенного дежурного после окончания рабочей смены, каждый автомобиль устанав­ ливается к отведенному только для него раздаточному пат­ рубку воздуховода. Водитель подсоединяет рукав и закрепляет его. Вода из системы охлаждения двигателей сливается, пред­ пусковой разогрев автомобилей производится за 1—2 ч до на­ чала рабочей смены в зависимости от температуры наружного воздуха. Дежурный котельной открывает вентиль подачи пара или горячей воды в калориферы и включает вентилятор уста­ новки. Перед запуском двигателей водители заправляют си­ стемы охлаждения горячей водой из системы водораздачи уста­ новки и запускают двигатели, прогрев двигателя на холостом ходу в данном случае не требуется.

Опыт эксплуатации установок показал, что затраты на пред­ пусковой разогрев при слитой системе охлаждения на 60% ниже по сравнению с межсменным подогревом автомобилей при заполненной системе охлаждения. Себестоимость полной тепловой подготовки одного автомобиля в смену в условиях леспромхоза, где в качестве теплоносителя используется парместной котельной, составляет 31—37 коп. и является наибо­ лее низкой по сравнению с другими применяемыми методами тепловой подготовки автомобилей.

Установка обеспечивает быстроту и надежность предпуско­ вой подготовки автомобилей, удобство работы и безопасность при ее обслуживании. Положительным качеством установки яв­ ляется простота конструкции и минимальные затраты, необхо­ димые для ее обслуживания и изготовления.

Экономия от внедрения установки составляет около 450— 550 руб. в год на один автомобиль.

104


АГРЕГАТ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕПЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ АВТОМОБИЛЕЙ С ТЕПЛОГЕНЕРАТОРОМ

В лесозаготовительных предприятиях, в которых отсутствует достаточное количество горячей воды, пара или электроэнергии для использования их в качестве теплоносителя, для воздухоподогрева автомобилей, применяются огневые теплогенераторы. Теплоносителем при этом является горячий воздух или газо­ воздушная смесь.

Как уже отмечалось, в качестве таких теплогенераторов в леспромхозах используются воздухоподогреватели ВП-2.

\

11 S

Рис. 31. Агрегат для комплексной тепловой подготовки автомобилей с тепло­ генератором:

1 — теплогенератор;

2 — центральный воздуховод; 3 — система

в'одораздачи; 4 — дере­

вянное помещение;

5 — насос для

воды; 6 — топливный

насос;

7

— вентилятор;

8 — воздухораздаточный патрубок;

9 — шланг; 10 — выпрямитель;

11

— труба

Наиболее удачное конструктивное решение имеет теплогене­ ратор, разработанный трестом Челябстройтранс, в котором пред­ пусковая подготовка автомобилей осуществляется нагретым чи­ стым воздухом, имеющим температуру 100—110° С. Теплогене­ ратор обладает коэффициентом полезного действия в пределах

0,85-0,92 [22].

К недостаткам конструктивного характера относится нали­ чие двух вентиляторов, трех электродвигателей, насоса Г11-11 и другого специального оборудования, усложняющего устройство теплогенератора, недостатками технологического порядка явля­ ются невозможность подогрева воды и масла, отсутствие устройств для механизированной раздачи их и подзарядки ак­ кумуляторных батарей.

СевНИИП разработал усовершенствованный агрегат для предпускового разогрева 30 автомобилей МАЗ чистым, нагре­

тым до температуры 100—110° С

воздухом

при

температуре

окружающего воздуха до минус 40° С (рис. 31).

Одновременно

с разогревом двигателей агрегат

нагревает

в

котле-термосе


1500 л воды до 85—90° С и 150 л масла и осуществляет их меха­ низированную закрытую раздачу.

В деревянном помещении 4, установленном на санных поло­ зьях, смонтировано следующее оборудование: теплогенератор / с вентилятором 7, бак с топливом и топливный насос 6, водя­ ной насос 5 и выпрямитель 10 для подзарядки аккумуляторных батарей.

Система заправки автомобилей горячей водой включает те­ плоизолированные трубопроводы, насос для самозаправки агре­ гата водой с электроприводом.

6 3 1 4- 5

Система воздухораздачи состоит из центрального воздухо­ вода 2, выполненного в виде цилиндрических труб переменного сечения, имеющих теплоизоляцию. Секции воздуховода скреп­ лены между собой хомутами и установлены на опорных стойках седельного типа. Нагретый воздух к автомобилям подается че­ рез 30 раздаточных патрубков 8, равномерно расположенных с двух сторон с расстоянием между осями 3200 мм. К раздаточ­ ному патрубку хомутом крепится брезентовый рукав, на конце которого укреплен брезентовый чехол, охватывающий двига­ тель, коробку передач и раздаточную коробку. Чехол на агре­ гатах автомобиля закрепляется пружинными зажимами. Си­ стема подзарядки аккумуляторных батарей включает выпрями­ тель 10, розетки и другое оборудование.

Теплогенератор 1 (рис. 32 а, б) представляет собой комби­ нированный теплообменник с котлом-термосом. Внутри него на­ ходится камера сгорания 5 для сжигания дизельного топлива. Теплогенератор смонтирован на раме 2. Верхняя половина те­ плогенератора выполняет функции бака-термоса для воды 3, здесь же размещен бак для масла 4. Нижняя часть трубчатого типа выполняет роль теплообменника. Воздух центробежным вентилятором нагнетается в полости теплогенератора, где име­

105

ются турбулизаторы 9. Часть воздуха поступает в топку и обес­

печивает

полное

сгорание дизельного топлива. Газовая

смесь

с температурой

более

1000° С, проходя

по кольцевым

кана­

лам 10

нижней

части

теплогенератора,

нагревает стенки

труб

и каналов, основную массу воздуха и воды.

Продукты сгорания топлива, не смешиваясь с общей мас­ сой нагнетаемого воздуха, выбрасываются через трубу в атмо­ сферу. Топливо подается топливным насосом и впрыскивается форсункой 7 в камеру сгорания.

Техническая характеристика агрегата

Т и п .......................................................

Число разогреваемых автомобилей

Теплогенератор .....................................

Теплопроизводительность, ккал!ч . .

Топливо ..............................................

Топливный насос ................................

■Форсунка..............................................

Теплоноситель .....................................

Расход воздуха на один автомобиль,

м3/ ч ...............................................

Вентилятор ................... ...................

Мощность, кет . > . . . . . . .

Система воздухораздачи . . .

Система водораздачи .......................

Система подзарядки аккумуляторных

батарей ...............................................

Система сигнализации.......................

стационарный, демонтируемый на

летний пердод

30

огневой, конструкции СевНИИП 610 000—660 000 дизельное ЯМЗ-238 двигателя КДМ-46

чистый воздух, нагретый до 100— 110° С

500 Ц4-70 № 8

7,5 центральный воздуховод с 30 разда­

точными патрубками с подачей воз­ духа под двигатель, коробку передач и раздаточную коробку насос 1,5-К6 с системой трубопрово­ дов и Шлангов

выпрямитель с розетками и штепсе­ лями к автомобилям световая и звуковая

ТЕПЛЫ Е СТОЯНКИ

В лесозаготовительных предприятиях Урала и Сибири ши­ роко применяются теплые стоянки трелевочных и погрузочных механизмов на 'месте производства работ.

Габариты стоянок приняты из расчета обслуживания четы­ рех механизмов (двух трелевочных тракторов ТДТ-75, челюст­ ного погрузчика П-19 и бульдозера). Стоянки разработаны в двух вариантах: траншейного и наземного типов.- Для обо­ грева помещения применена калориферная печь конструкции ПКТБ Пермлеспрома, источниками электроснабжения явля­ ются передвижные электростанции, имеющиеся на лесосеке.

Стоянка наземного типа представляет собой деревянное со­ оружение с боковой грунтовой засыпкой и щитовым покрытием, отапливается калориферной печью, расположенной в пристройке.

107


Каркас стоянки сложен из бревен диаметром 24—28 см, за­ борные стенки из бревен диаметром 12 см, которые крепятся между собой проволокой-катанкой. С наружной стороны стена на всю высоту засыпана естественным грунтом. Засыпку про­ изводят экскаватором Э-163. Покрытие — трехслойное, деревян­ ными щитами размером 1500X300X100, изготовленными на стройдворе леспромхоза. Щиты укладываются на треугольную балку-ферму и покрываются тремя слоями рубероида. Пол — естественный, утрамбованный грунт. Ворота размером 3970X Х3555 с дверями.

К более простому варианту относится временная стоянка траншейного типа. При выборе площадки стремятся исполь­ зовать возвышенные сухие места. Стены траншеи крепятся заборной стенкой на всю высоту, в этом случае ширина тран­ шеи увеличивается на 1,5 м.

Каркас стоянки состоит из деревянных стоек диаметром 28 см, в нижней части для устойчивости они крепятся к за­ глубленным в грунт на 1,5 м вторым стойкам, верхняя часть скрепляется насадками и прогонами, на которые укладывается накатник из бревен диаметрами 38 и 12 см. Накатник засыпа­ ется сухим грунтом слоем толщиной 0,5 м с уклоном 1 :20. Засыпка производится экскаватором Э-153. Отопление и осве­ щение такое же, как у стоянки наземного типа. Ввиду сильной загазованности помещение должно быть оборудовано приточ­ но-вытяжной вентиляцией. Для этой цели рекомендуется ис­ пользовать вентилятор Ц4-70 № 5.

Теплые стоянки траншейного типа, но без боковых стенок применяют в Осиновском леспромхозе объединения Свердлеспром. На спланированной площадке бульдозером роют котло­ ван длиной 10, шириной 7 и глубиной 4 м. Затем зачищают и планируют пол траншеи. Перекрытие делают из хлыстов диа­ метром в середине пролета не менее 40 см. Сверху накатник засыпают слоем земли толщиной около 1 м. Вентиляция та­ ких теплых стоянок осуществляется через специальные отду­ шины в потолке, а также через двери, которые открываются с двух сторон при запуске двигателей. Для нагрева помещения используют железные печи собственного изготовления. Осве­ щение— электрическое от переносных электростанций ПЭС-1,5.

Машины, простоявшие в течение 15—16 ч в таком помеще­ нии, не требуют дополнительной тепловой подготовки в начале смены. Вода из их систем охлаждения, как правило, не слива­ ется. Строительство таких стоянок доступно каждому лесо­ пункту, имеющему сухие грунты.

Однако применение стоянок траншейного типа во многих лесозаготовительных районах страны ограничено рядом при­ чин: высоким уровнем грунтовых вод (отсутствием сухих грун­ тов); малым сроком эксплуатации стоянок из-за разбросанно­ сти лесосек и быстрого превышения оптимального расстояния

108