Файл: Пузыня, К. Ф. Совершенствование планирования в НИИ и КБ машиностроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 45. Рекомендуемая схема образования и распределения ФЭС в НИИ и КБ


Проценты отчислений от планируемой и непланируемой при­ былей в различные фонды устанавливаются в централизованном порядке для всех НИИ и КБ отрасли и подотрасли.

Возможные нормативы распределения прибыли по фондам показаны на схеме (рис. 45). Согласно этой схеме, нормативы от­ числений от непланируемой прибыли рассчитаны не по твердому проценту, а по максимальной доле этой прибыли, так как реко­ мендуемое соотношение может быть нарушено в связи с необхо­ димостью покрытия убытков внутри предприятия или у заказ­ чиков.

Распределение фондов экономического стимулирования также приведено на схеме.

Долевое участие для каждого вида потребления фондов эко­ номического стимулирования должно определяться на основа­ нии соответствующих исследований и обоснований. Возможный вариант распределения фондов материального поощрения дан в гл. V.

До настоящего времени научные организации, КБ, планирую­ щие и контролирующие их деятельность органы рассчитывают объемы ФЭС от достигнутого или с учетом запланированного на ближайший год уровня экономической отдачи, т. е. суммы экономического эффекта и технического уровня результатов раз­ работки.

Необходимые объемы ФЭС должны определяться общими тем­ пами роста оплаты труда работников научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций отрасли, задачами обеспе­ чения членов коллективов общественными фондами потребления по месту нахождения НИИ, КБ, а также необходимостью дости­ жения высшего в отрасли (или стране) уровня фондовооружен­ ности.

Расчет объемов ФЭС в новых условиях было бы целесообразно производить с учетом планируемых среднегодовых темпов роста соответствующих показателей.

Фактические объемы ФЭС складываются из средств экономи­ ческого стимулирования, образующихся по нормативам, разра­ ботанным на основе корреляционных исследований.

Фонд материального поощрения используется, как известно, для премирования коллективов НИИ и КБ за выполнение зада­ ний, квартальных планов, годовых итогов деятельности. Он ис­ пользуется также для премирования подразделений научного предприятия по результатам соцсоревнования, оказания мате­ риальной помощи членам коллектива. Объем фонда материаль­ ного поощрения должен учитывать все эти виды выплат.

Каждому министерству ежегодно и на пятилетку планируются определенные темпы роста заработной платы, в том числе за счет премий, по всем предприятиям, включая научные. Эти данные должны быть использованы при расчете необходимого объема фонда экономического стимулирования.

20 К . Ф . П узы ня

305


Фонды социально-культурных мероприятий (ФСКМ) и жилищ­ ного строительства в научных предприятиях являются частью общественных фондов потребления, образующихся непосред­ ственно по результатам их деятельности. Эта часть фондов в зна­ чительной мере используется сотрудниками НИИ и КБ совме­ стно и в отличие от фондов потребления, распределяемых по труду, делится между членами коллектива поровну независимо от коли­ чества и качества затраченного труда.

Другая часть ФСКМ как часть фонда потребления (например, расходы на жилищное строительство) распределяется между чле­

нами

коллектива в

зависимости от

количества проработан­

ных в

организации

лет и от качества труда и призвана повы­

шать благосостояние

и материальную

заинтересованность работ­

ников.

 

 

 

Объемы ФСКМ, необходимые для достижения предусмотрен­ ного в пятилетке уровня обеспечения трудящихся фондами обще­ ственного потребления, рассчитываются по территориальному принципу как величины удельных затрат на соответствующие виды расходов из ФСКМ на 1000 чел. Здесь учитываются расходы, направляемые на долевое участие в жилищном и культурном строительстве, содержание культурно-бытовых, медицинских и детских учреждений, обеспечение путевками в дома отдыха, санатории, туристские базы.

В старых условиях ФСКМ в научных организациях отсутство­ вал. Однако часть мероприятий, осуществляемых в новых усло­ виях за счет этого фонда, требовала определенных затрат из раз­ личных источников (профсоюзные средства, отчисления от себе­ стоимости и т. п.).

При разработке метода определения размера ФСКМ может быть использована статистика, имеющаяся в организациях, уже проработавших ряд лет в новых условиях. С этой целью необхо­ димо собрать данные о ФСКМ научно-технических организаций Минэлектротехпрома, Минтяжмаша, Министерства приборо­ строения, средств автоматизации и систем управления.

Из общей суммы годовых затрат из ФСКМ НИИ и КБ этих министерств следует выделить затраты на строительство и содержа­ ние детских учреждений, домов отдыха и клубов, а также на стро­ ительство жилых домов и другие бытовые и санитарно-гигиени­ ческие мероприятия.

Полученную сумму затрат на жилищное, бытовое, культур­ ное строительство и содержание построек нужно отнести к общей численности работающих в каждой организации с целью устано­ вления объема перечисленных выше затрат в год на одного рабо­

тающего :

 

t

 

 

з

__

У з стр

_____>

^ с т р . у д -

й.ср>спис

306


где Зстр уд

затраты на

строительство

и

содержание культур­

ных,

детских,

бытовых,

жилых зданий

и

санитарно-гигиениче­

ские

мероприятия, приходящиеся на одного человека;

t = 1, 5,

10

количество лет, за

которые собираются данные;

гср спис —

среднесписочная численность работающих в организации. ' спис Результаты расчета сводятся в ряд распределения затрат на

одного работающего в тыс. руб. (в интервалах) по числу случаев, и затем определяется мода ряда распределения затрат. Это наи­ более распространенная величина затрат в ряду распределения. Все ряды распределения, величина которых меньше среднеарифме­ тической величины, асимметричны с модой, так как на практике часто встречаются объемы затрат, имеющие резкие отклонения от средних в связи с различными организационно-техническими условиями предприятий. Таким образом, принимая в расчете моду распределения, мы искусственно отбрасываем нетипичные данные.

Приближенное

значение

моды может быть вычислено по фор­

муле

 

,,

Ч,-1)

 

 

 

 

К

= х п

У то

 

 

 

 

 

(

2 Ч

Ч

>

1

4

где Хто —■нижняя граница

интервала, в котором

лежит

мода;

/ш0 — частота, соответствующая этому интервалу; /т

j — частота,

соответствующая

предшествующему

интервалу;

/т +i — частота,

соответствующая

последующему интервалу; i — величина

интер­

вала.

 

 

 

 

 

 

 

Кроме перечисленных затрат, за счет ФСКМ для сотрудников

организации покупаются туристские

путевки, а

также

путевки

в дома отдыха и санатории. Поскольку такие затраты имеют место практически во многих НИИ и КБ и в настоящее время, то для расчета планового объема ФСКМ может быть взята их средне­ арифметическая сумма по годам, приходящаяся на одного рабо­ тающего НИИ или КБ, для которого производится расчет.

Плановый объем ФСКМ в данной организации определяется как сумма затрат на культурное, бытовое и жилищное строитель­ ство; она рассчитывается перемножением общесписочной числен­ ности работающих в данной организации в отчетном году моды и затрат на приобретение различных путевок. Затраты на путевки определяются перемножением удельных затрат на приобретение путевок в прошлые годы и общесписочную численность рабо­ тающих в отчетном году.

Полученная сумма характеризует объем ФСКМ отчетного года, поэтому ее необходимо скорректировать на коэффициент

прироста численности организации (Кчисл),

на

коэффициент

роста

затрат

на культурное и

жилищно-бытовое

строительство

(Метр);

темп

роста этих затрат

может быть

уточнен в органах

городского или районного исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, а также на коэффициент роста обеспечен­

20*

307


ности трудящихся путевками (/Спут)> темп роста удовлетворения трудящихся путевками устанавливается в соответствующем Обкоме профсоюзов.

Таким образом, плановый объем ФСКМ НИИ и КБ может быть определен по формуле

У I Зскмг

ПЛ

(М0г) К стр

■|

к пут А'.,,

Ф\скм

где Ф"км — плановый

фонд социально-культурных мероприятий;

М0 — мода ряда распределения

затрат

на культурное, бытовое

и жилищное строительство; г — численность работающих в орга­ низации; Кстр — коэффициент, учитывающий темп роста затрат на культурно-бытовое и жилищное строительство по данным

городского или районного исполнительного комитета; ^ З скм —

сумма затрат на социально-культурные мероприятия (приобрете­ ние путевок и пр.), проводимые организацией в старых условиях за t лет (t = 1, . . .5 — количество лет, за которое определяется средняя величина затрат на приобретение путевок) и др.; Кпут— коэффициент роста обеспеченности путевками по данным Обкома профсоюза; /Сч — коэффициент роста численности работающих в организации.

Фонд развития научного предприятия (ФРО) предназначается для совершенствования технологии и организации выполнения НИР, ОКР, внедрения НОТ, расширения и реконструкции производ­ ственно-технической базы. Поэтому прирост объема этого фонда должен быть относительно равномерным.

Кроме того, за счет ФРО как источника средств, дополняющих централизованные капитальные вложения в развитие НИИ и КБ, должен быть повышен уровень фондовооруженности научных предприятий до высшего в отрасли и СССР. За базу для расчета объемов ФРО принимаются уровень фондовооруженности и сумма централизованных капитальных вложений, выделяемых госу­ дарством на развитие основных фондов НИИ и КБ.

Для определения формул расчета планового ФРО может быть также использован опыт научно-технических организаций, работающих по новой системе планирования и экономического стимулирования. Статистические материалы этих НИИ и КБ принимаются за базу расчета; определяется процентное соотно­ шение всех средств, затрачиваемых ими в год на капитальное строительство, реконструкцию и приобретение оборудования, и часть этих затрат, покрываемая за счет собственного фонда развития.

Результаты проведенных расчетов сводятся в ряд распределе­ ния затрат для определения моды, учитывающей процентное соотношение затрат из ФРО с общей суммой средств, израсхо-

3 0 8