Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ваются компрессором по трубке 5. В нижней части испарителя преду смотрен маслоотстойник 8, а для осушения отсасываемых паров имеется сухопарник 4. Для контроля уровня жидкого хладагента служит труба 6, соединяющая сухопарник с нижней частью испари теля.
Необходимую теплопередающую поверхность испарителя, или общую поверхность трубок, определяют по формуле
р__ Qpa6
и*и Д / и ’
где |
Qpa6 — нагрузка на испаритель, или холодопроизводителыюсть |
||||||
|
машины, ккал/ч; |
|
|
|
|
|
|
|
ки — коэффициент теплопередачи, Вт/(м2-К); |
|
|
|
|||
|
AtH— разность температур |
(от 4 до 6 К). |
|
|
|
|
|
|
Кожухотрубные испарители обладают сравнительно хорошей теп |
||||||
лопередачей и небольшим габаритом. |
|
|
|
|
|
||
|
Конденсаторы служат для охлаждения и конденсации паров хлад |
||||||
агента. По конструктивному исполнению они |
подразделяются |
на |
|||||
|
|
элементные,горизонтально- и вер- |
|||||
|
|
тикально-кожухотрубиые. |
Как |
||||
|
|
правило, в судовых аммиачных |
|||||
|
|
холодильных |
машинах |
|
применя |
||
|
|
ются элементные и горизонтально |
|||||
|
|
кожухотрубные конденсаторы, |
во |
||||
|
|
фреоновых — горизонтально- |
и |
||||
|
|
вертикально-кожухотрубные. |
|
||||
|
|
Схема элементного конденсатора |
|||||
|
|
изображена на рис. 178. В качестве |
|||||
|
|
элементов |
конденсатора |
исполь |
|||
Рис. |
178. Схема элементного конден |
зуются трубы большого диаметра, |
|||||
|
сатора. |
снабженные по концам |
трубными |
||||
|
|
досками и |
крышками. |
В каждом |
элементе помещается от 7 до 14 трубок малого диаметра. Охлаждение производится забортной водой, которая поступает от циркуляцион ного насоса по трубе 1, проходит по трубкам элементов снизу вверх и по трубе 6 отводится за борт. Пары хладагента поступают в верхний элемент по трубе 7, обтекают внутренние трубки и по патрубкам 5 переходят в следующие элементы. Жидкий хладагент скапливается в ресивере 2 и по трубе 4 идет к регулирующему клапану. Через кла пан 3 отводится попадающее в конденсатор масло. Количество элемен тов конденсатора зависит от холодопрсизводительности установки. При большой производительности элементы собираются параллель ными секциями. Общий вид элементного конденсатора приведен на рис. 179.
Площадь теплопередающей поверхности конденсаторов
р __ Фк
294
где QK— нагрузка на конденсатор, определяемая как сумма холодопроизводительности машины и теплового эквивалента
работы сжатия |
хладагента, |
QK = |
Q0pa6 + AL — Q0pa6 + |
|
+ 632Nj |
(для |
предварительных |
расчетов QK= 1,3 ч- |
|
-^-^SQopae ккал/ч), |
Вт/(м2- К); |
|||
kK— коэффициент теплопередачи, |
||||
А/К'— разность |
температур (5—8 |
К). |
|
Вспомогательные аппараты обеспечивают нормальное функцио нирование основных теплообменных агрегатов холодильных устано вок. К вспомогательным аппаратам относятся маслоотделители, грязеуловители, осушители фреона, клапаны, отделители жидкого агента, газовые переохладители, ресиверы, воздухоотделители, про межуточные сосуды и фильтры.
Состав, количество и расположение вспомогательных аппаратов обусловлены типом, производительностью и назначением холодиль ной установки.
§ 35
Морозильные установки
К плиточно-морозильным аппаратам роторного типа, применя емым на судах флота рыбной промышленности страны, относится аппарат МАР-8А конструкции СКВ «Мясомолпром» (рис. 180).
2 9 5
Морозильный аппарат МАР-8А имеет производительность 8 т/сут при температуре кипения хладагента —-40° С и температуре рассола —35° С. Замораживание рыбы осуществляется в упакованных в бу магу блоках, которые удаляются без оттаивания. Ротор представляет собой полый вал с дисками, заключенный в изолированный кожух. Между дисками равномерно по окружности расположены двойные блок-формы. При работе морозильного аппарата ротор совершает прерывистое вращательное движение.
Принцип действия аппарата заключается в следующем. Подле жащая замораживанию рыба поступает в специальный бункер-до затор, который на схеме не показан, и далее подается в гнезда кассеты
1 — станина; 2 — блок-формы; 3 — полый |
вал; 4 — кож ух ротора; 5 — |
загрузочное устройство; 6 — гидроцилиндры; |
7 — разгрузочное устройство. |
загрузочного устройства. Рама этого устройства направляет кассету с рыбой в приоткрытую морозильную блок-форму. Одновременно с этим специальный механизм упаковывает блоки рыбы в бумагу. Рама загрузочного устройства возвращается в исходное положение, а продукт остается в форме. После возвращения рамы формы сжи маются, блоки с рыбой слегка подпрессовываются. Затем происходит поворот ротора на следующую позицию и загрузка очередной блокформы. Одновременно разгрузочный механизм, состоящий из клино вого устройства, раскрывает половинки форм с замороженной про дукцией, и готовый блок выпадает из раскрытой морозильной формы.
Каждая блок-форма имеет две ячейки для блоков и состоит из двух полуформ, посаженных на оси так, что блок-форма может рас крываться на 50 мм. При замораживании закрытые блок-формы при жаты друг к другу пружинами, находящимися между ними. Полуформы представляют собой штампованные из листовой нержавеющей стали коробки, снабженные кронштейнами и втулками для крепления к валу. Хладоноситель подводится через коллекторы и гибкие шланги, обтекает блок-формы по желобам и через вторую систему гибких шлангов и коллекторов отводится с противоположной стороны вала. Гидропривод ротора состоит из насоса лопастного типа производи тельностью 12 л/мин, пластинчатого масляного фильтра, гидропри вода и предохранительного клапана с золотником.
2 9 6
Разгрузочное устройство включает в себя таверсу с центрирующим устройством, с помощью которого замороженные блоки рыбы сдви гаются внутрь блок-формы. Формы раскрываются по радиусам, бла годаря чему усилие отрыва пакета с рыбой от формы уменьшается более чем в 100 раз, по сравнению с обычным способом отрыва по всей площади.
Храповой механизм гидроцилиндра поворачивает ротор с находя щимися в нем блоками рыбы, и пружинный фиксатор закрепляет его в новом положении. Блоки сдвигаются скребковым транспортером на перегружатель, толкатели которого передают их на приемный транс портер.
Аппараты этого типа проходили специальные испытания на раз личных предприятиях и судах рыбной промышленности. При опытной эксплуатации МАР-8А на судах типа БМРТ выявился ряд преиму ществ по сравнению с воздушными туннельными морозильными уста новками, которыми оборудованы серийные суда. Была достигнута значительно большая степень механизации, позволившая уменьшить численность обслуживающего персонала. За счет подпрессовки и пра вильной формы блоков лучше используется объем трюмов. Средняя масса'стандартных блоков при сохранении их размеров повысилась на 10%.
Вместе с тем были выявлены серьезные недостатки: неравномер ность замораживания, сравнительно невысокая производительность (5—6 т/сут при расчетной 8 т/сут) и значительно большая, чем при воздушном способе продолжительность замораживания. Поэтому основными морозильными установками на судах флота рыбной про мышленности продолжают оставаться установки воздушного типа.
В результате усовершенствования роторного плиточно-моро зильного аппарата МАР-8А был создан аппарат АРСА-12Р, а затем автоматизированный роторный аппарат АРСА-12М (рис. 181). Этот аппарат также предназначен для замораживания рыбы в блоках без оттаивания и имеет устройство для предварительной упаковки бло ков рыбы в бумагу. Принцип работы аппарата сохранился прежним,
аизменения в основном коснулись конструкций отдельных деталей
идоводки схемы.
Характеристики аппарата АРСА-12М
Производительность при начальной |
температуре |
10° С, |
кг/ч ............................................................................................... |
|
500 |
Конечная температура блоков, °С ..................................... |
|
—25 |
Температура испарения, °С ..................................................... |
|
—40 |
Количество секций, шт..................................................................... |
|
23 |
Количество плит в секции, шт....................................................... |
|
2 |
. Размеры блоков, м м .................................................................. |
|
798X248X60 |
Масса блока, к г ............................................................................... |
|
10 |
Продолжительность замораживания, |
ч ................................. |
1,75 |
Масса аппарата в рабочем состоянии, к г ............................. |
8930 |
Опытная эксплуатация аппаратов этого типа показала их хоро шие технико-экономические качества и низкую себестоимость замо раживаемых продуктов.
297
Воздушные морозильные установки подразделяют на три основных типа: камерные, или шкафные, туннельные и конвейерные.
Камерные морозильные установки представляют собой стеллажи, помещаемые в специальные камеры (шкафы) с развешенной ил«('уло женной непосредственно на полках либо в специальных противнях рыбой. В шкафу размещены батареи морозильной установки и венти лятор для лучшей циркуляции воздуха.
Установки этого типа отличаются сравнительно небольшой про
изводительностью (не более 3 т/сут). |
Однако они достаточна коы- |
|
1 2 |
J |
4 5 |
Рис. 181. Роторный морозильный аппарат АРСА-12М.
1 — вал ротора; 2 — секция; 3 — дозирующее устройство; 4 — стол приемный; 5 — рабо |
||
чая площадка; |
6 — пульт управления |
аппарата; 7 — ограждение; 8 — окантовка; 9 — на |
сосная станция; |
10 — гидросистема; 11 |
— транспортер выгрузки блоков; 12 — рама; 13 — |
механизм поворота.
пактны, просты по конструкции и универсальны в эксплуатации. Их используют, как правило, на небольших судах типа морозильных барж, MPT, СРТ.
Туннельные морозильные установки в настоящее время наиболее распространены на рыбодобывающих и обрабатывающих судах. Установки представляют собой туннель, в который последовательно загружаются тележки с рыбой. Тележки продвигаются в туннеле по рельсам, подвесным упорам и т. д. Количество тележек подби рается таким образом, чтобы к моменту загрузки последней тележки рыба в первой уже была бы заморожена и готова к выемке из туннеля. Движение охлаждающего воздуха производится в поперечном направ лении или противотоком.
Конструкция двухтуннельной морозильной установки БМРТ ти пов «Пушкин» и «Маяковский» показана на рис. 182.
Морозилка производительностью 15 т/сут, габаритом 5440 X X4800x2400 мм, состоит из двух туннелей, каждый из которых рас-
298
Рис. 182. Туннельный морозильный аппарат с продольным током воздуха.
299
считан на четыре 11-полочных подвесных тележки. Каждая тележка вмещает 44 противня размером 800x250x60 мм, на которые уклады вается 9—10 кг рыбы. Между туннелями расположен воздухоохла дитель трубчатого типа общей поверхностью 850 м2, разделенный перегородкой на две секции. Благодаря наличию перегородки, со стоящей из прямоугольных ребер, насаженных на трубы воздухо охладителя, каждый туннель снабжается потоками холодного воз духа. Ток воздуха обеспечивается четырьмя вентиляторами, располо-
Рис. 183. Морозильный аппарат АСМА.
женными по два на каждый туннель. Передвижение морозильных тележек происходит по подвесному пути с помощью переносных пнев матических турбинок.
Морозильные установки такого же типа применены на судах типа «Тропик», плавбазах типа «Пионерок» и т. д.
Туннельные морозильные установки универсальны и надежны в работе, однако они обладают рядом недостатков, основными из кото рых являются низкая механизация всего процесса, слабая подпрес совка рыбы или полное ее отсутствие, неравномерность заморажи вания.
Путем устранения присущих этому типу установок недостатков были созданы новые воздушные морозильные установки конвейерного и гравитационного типов.
Конвейерные установки являются наиболее совершенным типом судовых морозильных установок. Их принцип действия виден на примере скороморозильного воздушного механизированного аппа рата конвейерного типа АСМА (рис. 183). Первый аппарат этого типа производительностью 25 т/сут был введен в эксплуатацию на произ водственном рефрижераторе «Советская Родина» около десяти лет назад. С течением времени конструкция этих аппаратов была усовер шенствована. В настоящее время аппараты типа АСМА устанавли
3 0 0
вают на различных судах, например типа «Зеленодольск», траулерах типов «Алтай» и «Север».
Скороморозильный аппарат АСМА состоит из загрузочного уст ройства — бункерных весов 1 и распределительного бункера 2, гру зового конвейера 3, морозильной камеры 4, вентилятора 5 и воздухо охладителя, расположенных сбоку от грузового конвейера, а также оттаивающего устройства, транспортера для замороженных блоков
и глазуровочного |
аппарата. |
|
|
> |
2 |
3 4 |
5 |
Рис. 184. Модернизированный морозильный аппарат АСМА.
1 — весы; 2 — главный приводной вал; 3 — цепь тяговая; 4 — блок-форма; 5 —устройство для принудительного перехода блок-форм (кормовое); 6 — вал с переводным устройством; 7 — устройство для принудительного перехода блок-форм (носовое); 8 — конвейер в моро зильной камере; 9 — гидродвигатель; 10 — редуктор; 11 — загрузочно-разгрузочная часть
сприводом; 12 — бункер загрузочный; 13 — бункер для взвешивания; 14 — бункер-нако питель; 15 — устройство для открытия крышек блок-форм; 16 — цепь приводная.
Характеристики морозильного аппарата АСМА |
|
Производительность, т / 'с у т ................................................... |
25 |
Продолжительность замораживания от -f-20 до —18° С, ч |
3 |
Температура воздуха, ° С ......................................................... |
—33 |
Скорость воздуха в туннеле, м / с ............................................... |
8 |
Масса блока рыбы, к г ................................................................... |
20 |
Число блок-форм, шт........................................................................ |
171 |
Поверхность воздухоохладителя, м2 ..................................... |
1950 |
Габарит аппарата, м ................................................................. |
8,9X5,1X2,8 |
Площадь, занимаемая аппаратом, м2 ..................................... |
45,8 |
Масса аппарата, т ........................................................................... |
25 |
Схема модернизированного скороморозильного аппарата АСМА |
|
приведена на рис. 184. Производительность аппарата и время замора |
|
живания остались прежними, конечная температура замораживания |
|
снижена до —25° С. Уменьшена масса порции рыбы до 10 кг, в резуль |
|
тате улучшения общей компоновки аппарата его масса снижена до |
|
18,8 т. |
|
На производственных рефрижераторах типов «Скрыплев» и «Гру- |
|
мант» установлены морозильные аппараты со спиральным конвейе |
301