Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваются компрессором по трубке 5. В нижней части испарителя преду­ смотрен маслоотстойник 8, а для осушения отсасываемых паров имеется сухопарник 4. Для контроля уровня жидкого хладагента служит труба 6, соединяющая сухопарник с нижней частью испари­ теля.

Необходимую теплопередающую поверхность испарителя, или общую поверхность трубок, определяют по формуле

р__ Qpa6

и*и Д / и ’

где

Qpa6 — нагрузка на испаритель, или холодопроизводителыюсть

 

машины, ккал/ч;

 

 

 

 

 

 

 

ки — коэффициент теплопередачи, Вт/(м2-К);

 

 

 

 

AtH— разность температур

(от 4 до 6 К).

 

 

 

 

 

Кожухотрубные испарители обладают сравнительно хорошей теп­

лопередачей и небольшим габаритом.

 

 

 

 

 

 

Конденсаторы служат для охлаждения и конденсации паров хлад­

агента. По конструктивному исполнению они

подразделяются

на

 

 

элементные,горизонтально- и вер-

 

 

тикально-кожухотрубиые.

Как

 

 

правило, в судовых аммиачных

 

 

холодильных

машинах

 

применя­

 

 

ются элементные и горизонтально­

 

 

кожухотрубные конденсаторы,

во

 

 

фреоновых — горизонтально-

и

 

 

вертикально-кожухотрубные.

 

 

 

Схема элементного конденсатора

 

 

изображена на рис. 178. В качестве

 

 

элементов

конденсатора

исполь­

Рис.

178. Схема элементного конден­

зуются трубы большого диаметра,

 

сатора.

снабженные по концам

трубными

 

 

досками и

крышками.

В каждом

элементе помещается от 7 до 14 трубок малого диаметра. Охлаждение производится забортной водой, которая поступает от циркуляцион­ ного насоса по трубе 1, проходит по трубкам элементов снизу вверх и по трубе 6 отводится за борт. Пары хладагента поступают в верхний элемент по трубе 7, обтекают внутренние трубки и по патрубкам 5 переходят в следующие элементы. Жидкий хладагент скапливается в ресивере 2 и по трубе 4 идет к регулирующему клапану. Через кла­ пан 3 отводится попадающее в конденсатор масло. Количество элемен­ тов конденсатора зависит от холодопрсизводительности установки. При большой производительности элементы собираются параллель­ ными секциями. Общий вид элементного конденсатора приведен на рис. 179.

Площадь теплопередающей поверхности конденсаторов

р __ Фк

294


где QK— нагрузка на конденсатор, определяемая как сумма холодопроизводительности машины и теплового эквивалента

работы сжатия

хладагента,

QK =

Q0pa6 + AL Q0pa6 +

+ 632Nj

(для

предварительных

расчетов QK= 1,3 ч-

-^-^SQopae ккал/ч),

Вт/(м2- К);

kK— коэффициент теплопередачи,

А/К'— разность

температур (5—8

К).

 

Вспомогательные аппараты обеспечивают нормальное функцио­ нирование основных теплообменных агрегатов холодильных устано­ вок. К вспомогательным аппаратам относятся маслоотделители, грязеуловители, осушители фреона, клапаны, отделители жидкого агента, газовые переохладители, ресиверы, воздухоотделители, про­ межуточные сосуды и фильтры.

Состав, количество и расположение вспомогательных аппаратов обусловлены типом, производительностью и назначением холодиль­ ной установки.

§ 35

Морозильные установки

К плиточно-морозильным аппаратам роторного типа, применя­ емым на судах флота рыбной промышленности страны, относится аппарат МАР-8А конструкции СКВ «Мясомолпром» (рис. 180).

2 9 5

Морозильный аппарат МАР-8А имеет производительность 8 т/сут при температуре кипения хладагента —-40° С и температуре рассола —35° С. Замораживание рыбы осуществляется в упакованных в бу­ магу блоках, которые удаляются без оттаивания. Ротор представляет собой полый вал с дисками, заключенный в изолированный кожух. Между дисками равномерно по окружности расположены двойные блок-формы. При работе морозильного аппарата ротор совершает прерывистое вращательное движение.

Принцип действия аппарата заключается в следующем. Подле­ жащая замораживанию рыба поступает в специальный бункер-до­ затор, который на схеме не показан, и далее подается в гнезда кассеты

1 — станина; 2 — блок-формы; 3 — полый

вал; 4 — кож ух ротора; 5 —

загрузочное устройство; 6 — гидроцилиндры;

7 — разгрузочное устройство.

загрузочного устройства. Рама этого устройства направляет кассету с рыбой в приоткрытую морозильную блок-форму. Одновременно с этим специальный механизм упаковывает блоки рыбы в бумагу. Рама загрузочного устройства возвращается в исходное положение, а продукт остается в форме. После возвращения рамы формы сжи­ маются, блоки с рыбой слегка подпрессовываются. Затем происходит поворот ротора на следующую позицию и загрузка очередной блокформы. Одновременно разгрузочный механизм, состоящий из клино­ вого устройства, раскрывает половинки форм с замороженной про­ дукцией, и готовый блок выпадает из раскрытой морозильной формы.

Каждая блок-форма имеет две ячейки для блоков и состоит из двух полуформ, посаженных на оси так, что блок-форма может рас­ крываться на 50 мм. При замораживании закрытые блок-формы при­ жаты друг к другу пружинами, находящимися между ними. Полуформы представляют собой штампованные из листовой нержавеющей стали коробки, снабженные кронштейнами и втулками для крепления к валу. Хладоноситель подводится через коллекторы и гибкие шланги, обтекает блок-формы по желобам и через вторую систему гибких шлангов и коллекторов отводится с противоположной стороны вала. Гидропривод ротора состоит из насоса лопастного типа производи­ тельностью 12 л/мин, пластинчатого масляного фильтра, гидропри­ вода и предохранительного клапана с золотником.

2 9 6


Разгрузочное устройство включает в себя таверсу с центрирующим устройством, с помощью которого замороженные блоки рыбы сдви­ гаются внутрь блок-формы. Формы раскрываются по радиусам, бла­ годаря чему усилие отрыва пакета с рыбой от формы уменьшается более чем в 100 раз, по сравнению с обычным способом отрыва по всей площади.

Храповой механизм гидроцилиндра поворачивает ротор с находя­ щимися в нем блоками рыбы, и пружинный фиксатор закрепляет его в новом положении. Блоки сдвигаются скребковым транспортером на перегружатель, толкатели которого передают их на приемный транс­ портер.

Аппараты этого типа проходили специальные испытания на раз­ личных предприятиях и судах рыбной промышленности. При опытной эксплуатации МАР-8А на судах типа БМРТ выявился ряд преиму­ ществ по сравнению с воздушными туннельными морозильными уста­ новками, которыми оборудованы серийные суда. Была достигнута значительно большая степень механизации, позволившая уменьшить численность обслуживающего персонала. За счет подпрессовки и пра­ вильной формы блоков лучше используется объем трюмов. Средняя масса'стандартных блоков при сохранении их размеров повысилась на 10%.

Вместе с тем были выявлены серьезные недостатки: неравномер­ ность замораживания, сравнительно невысокая производительность (5—6 т/сут при расчетной 8 т/сут) и значительно большая, чем при воздушном способе продолжительность замораживания. Поэтому основными морозильными установками на судах флота рыбной про­ мышленности продолжают оставаться установки воздушного типа.

В результате усовершенствования роторного плиточно-моро­ зильного аппарата МАР-8А был создан аппарат АРСА-12Р, а затем автоматизированный роторный аппарат АРСА-12М (рис. 181). Этот аппарат также предназначен для замораживания рыбы в блоках без оттаивания и имеет устройство для предварительной упаковки бло­ ков рыбы в бумагу. Принцип работы аппарата сохранился прежним,

аизменения в основном коснулись конструкций отдельных деталей

идоводки схемы.

Характеристики аппарата АРСА-12М

Производительность при начальной

температуре

10° С,

кг/ч ...............................................................................................

 

500

Конечная температура блоков, °С .....................................

 

—25

Температура испарения, °С .....................................................

 

—40

Количество секций, шт.....................................................................

 

23

Количество плит в секции, шт.......................................................

 

2

. Размеры блоков, м м ..................................................................

 

798X248X60

Масса блока, к г ...............................................................................

 

10

Продолжительность замораживания,

ч .................................

1,75

Масса аппарата в рабочем состоянии, к г .............................

8930

Опытная эксплуатация аппаратов этого типа показала их хоро­ шие технико-экономические качества и низкую себестоимость замо­ раживаемых продуктов.

297


Воздушные морозильные установки подразделяют на три основных типа: камерные, или шкафные, туннельные и конвейерные.

Камерные морозильные установки представляют собой стеллажи, помещаемые в специальные камеры (шкафы) с развешенной ил«('уло­ женной непосредственно на полках либо в специальных противнях рыбой. В шкафу размещены батареи морозильной установки и венти­ лятор для лучшей циркуляции воздуха.

Установки этого типа отличаются сравнительно небольшой про­

изводительностью (не более 3 т/сут).

Однако они достаточна коы-

1 2

J

4 5

Рис. 181. Роторный морозильный аппарат АРСА-12М.

1 — вал ротора; 2 — секция; 3 — дозирующее устройство; 4 — стол приемный; 5 — рабо­

чая площадка;

6 — пульт управления

аппарата; 7 — ограждение; 8 — окантовка; 9 — на­

сосная станция;

10 — гидросистема; 11

— транспортер выгрузки блоков; 12 — рама; 13

механизм поворота.

пактны, просты по конструкции и универсальны в эксплуатации. Их используют, как правило, на небольших судах типа морозильных барж, MPT, СРТ.

Туннельные морозильные установки в настоящее время наиболее распространены на рыбодобывающих и обрабатывающих судах. Установки представляют собой туннель, в который последовательно загружаются тележки с рыбой. Тележки продвигаются в туннеле по рельсам, подвесным упорам и т. д. Количество тележек подби­ рается таким образом, чтобы к моменту загрузки последней тележки рыба в первой уже была бы заморожена и готова к выемке из туннеля. Движение охлаждающего воздуха производится в поперечном направ­ лении или противотоком.

Конструкция двухтуннельной морозильной установки БМРТ ти­ пов «Пушкин» и «Маяковский» показана на рис. 182.

Морозилка производительностью 15 т/сут, габаритом 5440 X X4800x2400 мм, состоит из двух туннелей, каждый из которых рас-

298


Рис. 182. Туннельный морозильный аппарат с продольным током воздуха.

299

считан на четыре 11-полочных подвесных тележки. Каждая тележка вмещает 44 противня размером 800x250x60 мм, на которые уклады­ вается 9—10 кг рыбы. Между туннелями расположен воздухоохла­ дитель трубчатого типа общей поверхностью 850 м2, разделенный перегородкой на две секции. Благодаря наличию перегородки, со­ стоящей из прямоугольных ребер, насаженных на трубы воздухо­ охладителя, каждый туннель снабжается потоками холодного воз­ духа. Ток воздуха обеспечивается четырьмя вентиляторами, располо-

Рис. 183. Морозильный аппарат АСМА.

женными по два на каждый туннель. Передвижение морозильных тележек происходит по подвесному пути с помощью переносных пнев­ матических турбинок.

Морозильные установки такого же типа применены на судах типа «Тропик», плавбазах типа «Пионерок» и т. д.

Туннельные морозильные установки универсальны и надежны в работе, однако они обладают рядом недостатков, основными из кото­ рых являются низкая механизация всего процесса, слабая подпрес­ совка рыбы или полное ее отсутствие, неравномерность заморажи­ вания.

Путем устранения присущих этому типу установок недостатков были созданы новые воздушные морозильные установки конвейерного и гравитационного типов.

Конвейерные установки являются наиболее совершенным типом судовых морозильных установок. Их принцип действия виден на примере скороморозильного воздушного механизированного аппа­ рата конвейерного типа АСМА (рис. 183). Первый аппарат этого типа производительностью 25 т/сут был введен в эксплуатацию на произ­ водственном рефрижераторе «Советская Родина» около десяти лет назад. С течением времени конструкция этих аппаратов была усовер­ шенствована. В настоящее время аппараты типа АСМА устанавли­

3 0 0

вают на различных судах, например типа «Зеленодольск», траулерах типов «Алтай» и «Север».

Скороморозильный аппарат АСМА состоит из загрузочного уст­ ройства — бункерных весов 1 и распределительного бункера 2, гру­ зового конвейера 3, морозильной камеры 4, вентилятора 5 и воздухо­ охладителя, расположенных сбоку от грузового конвейера, а также оттаивающего устройства, транспортера для замороженных блоков

и глазуровочного

аппарата.

 

>

2

3 4

5

Рис. 184. Модернизированный морозильный аппарат АСМА.

1 — весы; 2 — главный приводной вал; 3 — цепь тяговая; 4 — блок-форма; 5 —устройство для принудительного перехода блок-форм (кормовое); 6 — вал с переводным устройством; 7 — устройство для принудительного перехода блок-форм (носовое); 8 — конвейер в моро­ зильной камере; 9 — гидродвигатель; 10 — редуктор; 11 — загрузочно-разгрузочная часть

сприводом; 12 — бункер загрузочный; 13 — бункер для взвешивания; 14 — бункер-нако­ питель; 15 — устройство для открытия крышек блок-форм; 16 — цепь приводная.

Характеристики морозильного аппарата АСМА

Производительность, т / 'с у т ...................................................

25

Продолжительность замораживания от -f-20 до —18° С, ч

3

Температура воздуха, ° С .........................................................

—33

Скорость воздуха в туннеле, м / с ...............................................

8

Масса блока рыбы, к г ...................................................................

20

Число блок-форм, шт........................................................................

171

Поверхность воздухоохладителя, м2 .....................................

1950

Габарит аппарата, м .................................................................

8,9X5,1X2,8

Площадь, занимаемая аппаратом, м2 .....................................

45,8

Масса аппарата, т ...........................................................................

25

Схема модернизированного скороморозильного аппарата АСМА

приведена на рис. 184. Производительность аппарата и время замора­

живания остались прежними, конечная температура замораживания

снижена до —25° С. Уменьшена масса порции рыбы до 10 кг, в резуль­

тате улучшения общей компоновки аппарата его масса снижена до

18,8 т.

 

На производственных рефрижераторах типов «Скрыплев» и «Гру-

мант» установлены морозильные аппараты со спиральным конвейе­

301