Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

со

W

а

Помухин .

Рис.

174.

Схема

 

 

 

 

 

 

 

двухступенчатой

 

 

 

 

 

 

 

аммиачной

устано­

 

 

 

 

 

 

 

вки с

рассольным

 

 

 

 

 

 

 

охлаждением

трю­

 

 

 

 

 

 

 

 

ма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 — двухступенчатый

компрессор;

2 — испаритель;

3 — ресивер;

4 — конденсатор;

5 —маслоотделитель

высокой ступени; 6 — промежу­

точные

сосуды;

7 — маслоотделители низкой ступени;

8 — регулирую щ ая станция;

9 — воздухоотделители

морозильных аппаратов; 10 —

отделитель

жидкого

аммиака; 11

— всасывающий к о л л ек то р .----------

— трубопровод аммиачный всасы ваю щ ий ;------

трубопроводы аммиачный

ю

 

 

 

 

промежуточной

и высокой ступени и рассольный.

 

 


затем поступает в конденсатор 1, где охлаждается и конденсируется. Далее через дроссельный клапан 4 он идет в испаритель 3, в котором кипит и охлаждает рассол. Из испарителя пары хладагента засасы­ ваются компрессором низкого давления, сжимаются и после промежу­ точного водоохладителя 2 поступают в КВД.

Схема двухступенчатой аммиачной установки с рассольным охла­ ждением трюма представлена на рис. 174, а схема одноступенчатой установки с непосредственным испарением, работающей на фре­ оне-12, — на рис. 175.

Рис. 175. Схема фреоновой установки с непосредствен­ ным охлаждением трюма.

1

— компрессорно-конденсатор­

ный фреоновый

агрегат;

2

ресивер;

3 — теплообменный

аппарат;

4 — всасывающий кол­

лектор; 5 — батареи

непосред­

ственного

испарения

фреона;

6

— регулирую щ ая

станция;

7

— угловой

фильтр;

8

 

ф ильтр—осушитель

фреона.

Вкачестве хладагентов используют различные химические веще­ ства и соединения: углекислоту, аммиак, фреоны, хлорметил и фтори­ стые соединения.

Вхолодильных установках промысловых судов в настоящее время применяют аммиак и фреоны. Углекислота почти не исполь­ зуется, так как при ее сжатии в компрессоре давление достигает зна­ чительных величин, что связано с утяжелением и усложнением обо­ рудования.

Холодильная установка, обслуживающая морозильные камеры, работает при температурах кипения (—30).^ (—45)° С. При данных температурах в холодильных машинах, работающих на углекислоте, вакуума не будет, потому что критическая температура, т. е. темпера­ тура сжижения углекислоты равна 31° С.

Несмотря на то, что аммиак и фреоны имеют ряд отрицательных свойств, они являются в настоящее время основными хладагентами,

2 9 0


с помощью которых получают промышленный холод. Данные о холодопроизводительности аммиачных и фреоновых компрессоров на 1 м3 объема, описанного поршнями, приведены в табл. 39.

 

Холодопроизводительность Qvo, кДж,

Таблица 39

 

 

 

аммиачных и фреоновых компрессоров

 

Компрессор

t, °с

Аммиак

Фреон-12

Фреон-22

 

—10

2200

1000

1800

Одноступенчатый

—15

1550

410

1460

 

—20

1170

610

1100

 

—25

820

410

820

 

- 2 5

1100

430

960

Двухступенчатый

—30

900

300

775

—35

740

146

620

 

 

—40

500

520

 

- 4 5

290

400

Аммиак более дешевый по сравнению с фреонами, однако он более ядовит, обладает способностью разрушать медь и ее сплавы, а при концентрации 16—25% может образовывать взрывоопасную смесь. Фреоны менее ядовиты, но при открытом огне они подвержены разло­ жению с образованием отравляющего вещества — фосгена. Фреоны более текучи, чем аммиак, поэтому качество монтажа систем и трубо­ проводов должно быть более высоким.

В судовых холодильных установках большой мощности исполь­ зуют аммиак и фреон-22, в установках малой мощности (провизион­ ные камеры, системы кондиционирования воздуха, индивидуальные холодильники) — фреон-12.

Компрессоры являются основным узлом современной холодиль­ ной установки. По конструктивному исполнению различают компрес­ соры горизонтальные, вертикальные, V-, W- и звездообразные, по числу рабочих полостей цилиндра — компрессоры простого и двой­ ного действия, по роду применяемого хладагента — аммиачные и фреоновые.

Последнее деление касается не столько конструкции компрессо­ ров, сколько компоновки холодильной установки, так как по требо­ ванию Регистра СССР для установки аммиачных компрессоров тре­ буется отдельное, изолированное и хорошо вентилируемое помещение, что усложняет их размещение и обслуживание на судах.

Наибольшее распространение на рыбопромысловых судах находит V-образный четырехцилиндровый блок-картерный компрессор отече­ ственной постройки ДАУ-80, применяемый на траулерах типа БМРТ.

19*

291


Один цилиндр компрессора служит ступенью высокого давления, три других *— ступенями низкого давления. Все цилиндры компрессора— прямоточные, со вставными рабочими втулками, водяными рубаш­ ками и предохранительными крышками, снабженными буферными пружинами.

Характеристики компрессора ДАУ-80

 

Диаметр цилиндров, м м .....................................................................

-

200

Число цилиндров......................................................

4

Ход поршня, м м ....................................................

 

720/480

Частота вращения, об/мин ...................................................

 

Часовой объем компрессора, м3/ч .................................................

 

612/407

Холодопроизводительность при температуре кипения —40° С

80/55

и температуре конденсации35° С,

103 ккал/ч .....................

Габарит компрессора с электродвигателем, мм:

3050

длина ............................................................................................

 

ш ирина.............................................................................................

 

1420

в ы с о т а .............................................................................................

 

2480

Приводной электродвигатель — асинхронный, короткозамкну­ тый, двухскоростной с частотой вращения 720/480, мощностью 75/55 кВт, напряжением 220 В.

Поршневые компрессоры обладают достаточной надежностью и широко применяются в отечественной и зарубежной холодильной технике.

В целях снижения массы агрегатов и повышения относительной производительности разработаны компрессоры, не имеющие крупных возвратно-поступательно-движущихся масс — ротационные и турбо­ компрессоры.

Ротационные компрессоры применяются довольно давно в зару­ бежной холодильной технике. В последнее время создана удачная конструкция отечественного холодильного ротационного бустер-ком­ прессора на базе ротационного насоса РВН-8.

Холодопроизводительность

компрессора 100 ккал/ч при

1460 об/мин, габарит 1540x500x680 мм.

Ротационные компрессоры,

как и поршневые, применяются в двух­

ступенчатом исполнении. Общий вид двухступенчатого ротационного компрессора приведен на рис. 176, там же для сравнения показан двухступенчатый поршневой компрессор АДС-150 равной производи­ тельности.

Турбокомпрессоры применяются в установках большой холодопроизводительности. По конструкции они аналогичны многодисковым центробежным насосам высокого напора.

К преимуществам ротационных компрессоров и турбокомпрес­ соров следует отнести следующие: отсутствие внутренней смазки, что предотвращает загрязнение хладагента и аппаратов холодильной установки, меньшие масса и габарит, лучшая уравновешенность.

Эти компрессоры обладают большой частотой вращения и приво­ дятся в действие непосредственно паровой или газовой турбиной без дополнительных редукторов или передач.

292


В то же время многие конструкции не являются окончательно отработанными и по ряду эксплуатационных свойств, особенно при малой и средней производительности, они уступают поршневым ком­ прессорам.

Кроме компрессоров в состав компрессионных холодильных уста­ новок входят испарители, конденсаторы, переохладители, маслоотде­

лители, ресиверы, воздухо- и грязеотделители, отделители жидкости, осушители хладагента и промежуточные сосуды.

Испарители являются основными теплообменными аппаратами холодильной установки, в которых происходит охлаждение хла­ дагента за счет испарения (кипения).

Рис. 177. Кожухотрубный испаритель.

В холодильных аммиачных фреоновых машинах применяют испа­ рители кожухотрубного типа (рис. 177). Испаритель состоит из свар­ ного корпуса (кожуха) 2 с трубными досками по концам, в которые ввальцованы концы трубок 3. К трубным доскам болтами крепятся крышки с перегородками для направления тока рассола. Рассол по­ ступает по приемному патрубку 9, делает от 6 до 12 ходов по трубкам и по патрубку 1 направляется в охлаждаемое помещение.

Жидкий хладагент поступает по трубе 7 и заполняет пространство испарителя с внешней стороны трубок. Пары хладагента отсасы­

293