Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
со
W
а
Помухин .
Рис. |
174. |
Схема |
|
|
|
|
|
|
|
|
двухступенчатой |
|
|
|
|
|
|
|
|||
аммиачной |
устано |
|
|
|
|
|
|
|
||
вки с |
рассольным |
|
|
|
|
|
|
|
||
охлаждением |
трю |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 — двухступенчатый |
компрессор; |
2 — испаритель; |
3 — ресивер; |
4 — конденсатор; |
5 —маслоотделитель |
высокой ступени; 6 — промежу |
||||
точные |
сосуды; |
7 — маслоотделители низкой ступени; |
8 — регулирую щ ая станция; |
9 — воздухоотделители |
морозильных аппаратов; 10 — |
|||||
отделитель |
жидкого |
аммиака; 11 |
— всасывающий к о л л ек то р .---------- |
— трубопровод аммиачный всасы ваю щ ий ;------ |
трубопроводы аммиачный |
|||||
ю |
|
|
|
|
промежуточной |
и высокой ступени и рассольный. |
|
|
затем поступает в конденсатор 1, где охлаждается и конденсируется. Далее через дроссельный клапан 4 он идет в испаритель 3, в котором кипит и охлаждает рассол. Из испарителя пары хладагента засасы ваются компрессором низкого давления, сжимаются и после промежу точного водоохладителя 2 поступают в КВД.
Схема двухступенчатой аммиачной установки с рассольным охла ждением трюма представлена на рис. 174, а схема одноступенчатой установки с непосредственным испарением, работающей на фре оне-12, — на рис. 175.
Рис. 175. Схема фреоновой установки с непосредствен ным охлаждением трюма.
1 |
— компрессорно-конденсатор |
||||
ный фреоновый |
агрегат; |
2 — |
|||
ресивер; |
3 — теплообменный |
||||
аппарат; |
4 — всасывающий кол |
||||
лектор; 5 — батареи |
непосред |
||||
ственного |
испарения |
фреона; |
|||
6 |
— регулирую щ ая |
станция; |
|||
7 |
— угловой |
фильтр; |
8 — |
||
|
ф ильтр—осушитель |
фреона. |
Вкачестве хладагентов используют различные химические веще ства и соединения: углекислоту, аммиак, фреоны, хлорметил и фтори стые соединения.
Вхолодильных установках промысловых судов в настоящее время применяют аммиак и фреоны. Углекислота почти не исполь зуется, так как при ее сжатии в компрессоре давление достигает зна чительных величин, что связано с утяжелением и усложнением обо рудования.
Холодильная установка, обслуживающая морозильные камеры, работает при температурах кипения (—30).^ (—45)° С. При данных температурах в холодильных машинах, работающих на углекислоте, вакуума не будет, потому что критическая температура, т. е. темпера тура сжижения углекислоты равна 31° С.
Несмотря на то, что аммиак и фреоны имеют ряд отрицательных свойств, они являются в настоящее время основными хладагентами,
2 9 0
с помощью которых получают промышленный холод. Данные о холодопроизводительности аммиачных и фреоновых компрессоров на 1 м3 объема, описанного поршнями, приведены в табл. 39.
|
Холодопроизводительность Qvo, кДж, |
Таблица 39 |
|||
|
|
||||
|
аммиачных и фреоновых компрессоров |
|
|||
Компрессор |
t, °с |
Аммиак |
Фреон-12 |
Фреон-22 |
|
|
—10 |
2200 |
1000 |
1800 |
|
Одноступенчатый |
—15 |
1550 |
410 |
1460 |
|
|
—20 |
1170 |
610 |
1100 |
|
|
—25 |
820 |
410 |
820 |
|
|
- 2 5 |
1100 |
430 |
960 |
|
Двухступенчатый |
—30 |
900 |
300 |
775 |
|
—35 |
740 |
146 |
620 |
||
|
|||||
|
—40 |
500 |
— |
520 |
|
|
- 4 5 |
290 |
— |
400 |
Аммиак более дешевый по сравнению с фреонами, однако он более ядовит, обладает способностью разрушать медь и ее сплавы, а при концентрации 16—25% может образовывать взрывоопасную смесь. Фреоны менее ядовиты, но при открытом огне они подвержены разло жению с образованием отравляющего вещества — фосгена. Фреоны более текучи, чем аммиак, поэтому качество монтажа систем и трубо проводов должно быть более высоким.
В судовых холодильных установках большой мощности исполь зуют аммиак и фреон-22, в установках малой мощности (провизион ные камеры, системы кондиционирования воздуха, индивидуальные холодильники) — фреон-12.
Компрессоры являются основным узлом современной холодиль ной установки. По конструктивному исполнению различают компрес соры горизонтальные, вертикальные, V-, W- и звездообразные, по числу рабочих полостей цилиндра — компрессоры простого и двой ного действия, по роду применяемого хладагента — аммиачные и фреоновые.
Последнее деление касается не столько конструкции компрессо ров, сколько компоновки холодильной установки, так как по требо ванию Регистра СССР для установки аммиачных компрессоров тре буется отдельное, изолированное и хорошо вентилируемое помещение, что усложняет их размещение и обслуживание на судах.
Наибольшее распространение на рыбопромысловых судах находит V-образный четырехцилиндровый блок-картерный компрессор отече ственной постройки ДАУ-80, применяемый на траулерах типа БМРТ.
19* |
291 |
Один цилиндр компрессора служит ступенью высокого давления, три других *— ступенями низкого давления. Все цилиндры компрессора— прямоточные, со вставными рабочими втулками, водяными рубаш ками и предохранительными крышками, снабженными буферными пружинами.
Характеристики компрессора ДАУ-80 |
|
|
Диаметр цилиндров, м м ..................................................................... |
- |
200 |
Число цилиндров...................................................... |
4 |
|
Ход поршня, м м .................................................... |
|
720/480 |
Частота вращения, об/мин ................................................... |
|
|
Часовой объем компрессора, м3/ч ................................................. |
|
612/407 |
Холодопроизводительность при температуре кипения —40° С |
80/55 |
|
и температуре конденсации35° С, |
103 ккал/ч ..................... |
|
Габарит компрессора с электродвигателем, мм: |
3050 |
|
длина ............................................................................................ |
|
|
ш ирина............................................................................................. |
|
1420 |
в ы с о т а ............................................................................................. |
|
2480 |
Приводной электродвигатель — асинхронный, короткозамкну тый, двухскоростной с частотой вращения 720/480, мощностью 75/55 кВт, напряжением 220 В.
Поршневые компрессоры обладают достаточной надежностью и широко применяются в отечественной и зарубежной холодильной технике.
В целях снижения массы агрегатов и повышения относительной производительности разработаны компрессоры, не имеющие крупных возвратно-поступательно-движущихся масс — ротационные и турбо компрессоры.
Ротационные компрессоры применяются довольно давно в зару бежной холодильной технике. В последнее время создана удачная конструкция отечественного холодильного ротационного бустер-ком прессора на базе ротационного насоса РВН-8.
Холодопроизводительность |
компрессора 100 ккал/ч при |
1460 об/мин, габарит 1540x500x680 мм. |
|
Ротационные компрессоры, |
как и поршневые, применяются в двух |
ступенчатом исполнении. Общий вид двухступенчатого ротационного компрессора приведен на рис. 176, там же для сравнения показан двухступенчатый поршневой компрессор АДС-150 равной производи тельности.
Турбокомпрессоры применяются в установках большой холодопроизводительности. По конструкции они аналогичны многодисковым центробежным насосам высокого напора.
К преимуществам ротационных компрессоров и турбокомпрес соров следует отнести следующие: отсутствие внутренней смазки, что предотвращает загрязнение хладагента и аппаратов холодильной установки, меньшие масса и габарит, лучшая уравновешенность.
Эти компрессоры обладают большой частотой вращения и приво дятся в действие непосредственно паровой или газовой турбиной без дополнительных редукторов или передач.
292
В то же время многие конструкции не являются окончательно отработанными и по ряду эксплуатационных свойств, особенно при малой и средней производительности, они уступают поршневым ком прессорам.
Кроме компрессоров в состав компрессионных холодильных уста новок входят испарители, конденсаторы, переохладители, маслоотде
лители, ресиверы, воздухо- и грязеотделители, отделители жидкости, осушители хладагента и промежуточные сосуды.
Испарители являются основными теплообменными аппаратами холодильной установки, в которых происходит охлаждение хла дагента за счет испарения (кипения).
Рис. 177. Кожухотрубный испаритель.
В холодильных аммиачных фреоновых машинах применяют испа рители кожухотрубного типа (рис. 177). Испаритель состоит из свар ного корпуса (кожуха) 2 с трубными досками по концам, в которые ввальцованы концы трубок 3. К трубным доскам болтами крепятся крышки с перегородками для направления тока рассола. Рассол по ступает по приемному патрубку 9, делает от 6 до 12 ходов по трубкам и по патрубку 1 направляется в охлаждаемое помещение.
Жидкий хладагент поступает по трубе 7 и заполняет пространство испарителя с внешней стороны трубок. Пары хладагента отсасы
293