Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

является необходимость придания продукту правильной формы (бло­ ков, пластин), что практически возможно только при изготовлении филе или блоков мелкой рыбы. В связи с этим их широкое применение на судах различных типов пока ограничено. На судах флота рыбной промышленности нашей страны в основном используют вертикально­ плиточные аппараты.

Морозильная установка китобазы «Советская Украина» (рис. 169) состоит из четырех автоматизированных линий общей производи­ тельностью 94 т китового мяса в сутки. Две линии правого борта и

1 2 J 4

Рис. 169. Морозильная установка китобазы «Советская Украина».

1 — транспортер; 2 — распределительные пульты; 3 — глазуровочный туннель; 4 — цир­ куляционный водяной насос; 5 — электроприводные насосы; 6 — рольганг; 7 — упаковоч­ ные столы; 8 — разгрузочная тележка; 9 — грейфер; 1 0 — морозильные аппараты; 11 — загрузочная тележка; 12 — кабельный барабан; 13 — гидравлические пульты; 14 — трубо­ проводы теплого рассола; 15 — трубопроводы холодного рассола; 1 6 — распределительные

щиты.

две линии левого борта состоят каждая из 11 вертикально-плиточных аппаратов. Каждый аппарат имеет 12 отделений, или форм, с тремя средними неподвижными и шестью боковыми подвижными плитами. Сырье поступает в загрузочные тележки, которые развозят его по

морозильным камерам, где

оно замораживается до температуры

— 18° С с помощью рассола,

циркулирующего в полых плитах. При

выгрузке блоков морозильные плиты прокачиваются горячим рас­ солом. Замороженные блоки массой по 36 кг выгружаются на тележки, которые доставляют их к грейферу. Перегруженные грейфером блоки поступают на транспортер, снабженный глазуровочным устройством, и передаются на упаковочные столы.

Боковые плиты аппарата прижимаются тяговыми пружинами, что создает хороший контакт между продуктом и охлаждающей поверх­ ностью. Соединение плит с рассольным коллектором выполнено гиб­ кими резиновыми шлангами, соединение средних неподвижных

2 8 4


плит— стальными патрубками. Подача холодного и горячего рас­ сола регулируется автоматически.

Управление плиточным морозильным агрегатом сосредоточено на электрогидравлическом пульте, предусматривающим продолжи­ тельность процесса замораживания от 40 мин до 6 ч. Загрузочная тележка, с помощью которой производится заполнение рабочих от­ делений, имеет 12 секций (по числу бортовых форм). Тележка переме­ щается по рельсам с помощью зубчатой рейки.

Разгрузочная тележка представляет собой подъемную платформу с 12 приемными лотками. Замороженные блоки снимаются с тележки специальным подъемным устройством — грейфером и подаются транспортером на глазуровку и упаковку.

В последнее время находят применение новые плиточно-моро­ зильные аппараты роторного типа.

Воздушное замораживание рыбы как наиболее распространенный способ применяется на большинстве судов флота отечественной рыбной промышленности.

При воздушном замораживании рыба отдает свое тепло обдува­ ющему ее воздуху. Интенсивность теплообмена зависит от параметров воздуха, т. е. от температуры, теплоемкости, теплопроводности и коэффициента теплоотдачи. Существенное значение имеет влажность воздуха и его чистота, или стерильность, так как в атмосферном воз­ духе обычно содержится значительное количество взвешенных ча­ стиц пыли, металлов, различных кислот и солей. Наличие этих при­ месей способствует развитию микроорганизмов и заражению ими за­ мораживаемой продукции.

Теплообмен между воздухом и внешней поверхностью рыбы

определяется формулой

 

 

Q =

a (h ti)

где

а — коэффициент

теплоотдачи, Вт/(м2-К);

 

t 1 ■—■12 —■разность между температурами воздуха и охлаждае­

 

мой поверхности, К;

 

Fp — охлаждаемая

поверхность рыбы, м2.

 

Значения а возрастают с ускорением движения воздуха:

 

 

а = 7,5ш0’8,

где

w — скорость воздуха,

м/с.

 

На рис. 170 показана зависимость продолжительности заморажи­

вания рыбы от скорости воздушного потока.

Продолжительность замораживания рыбы, особенно при воздуш­ ном способе, сказывается на качестве продукта. При медленном замо­ раживании рыбы в продукте образуется крупнокристаллическая структура, которая отрицательно влияет на общие и вкусовые каче­ ства продукции.

Оптимальная скорость потока воздуха при воздушном заморажи­ вании выбирается из необходимости получения мелкокристалличе­ ской структуры замораживаемого продукта. При этом учитываются и экономические факторы, в частности, неизбежный рост затрат и

2 8 5


увеличение расхода энергии по мере повышения скорости охлаждаю­ щего воздуха. Как правило, скорость воздуха принимают равной 4—б м/с. Конечная температура продукта* как уже указывалось, зависит от температуры воздуха, которую обычно принимают на 10— 15° С ниже температуры, установленной для длительного хране­ ния.

По сравнению с другими способами охлаждения и заморажива­ ния этот способ отличается более высокими значениями коэффициента

Рис. 170Зависимость продолжительности замораживания рыбы от скорости воздуха.

теплоотдачи, а следовательно, большей экономичностью и более высоким уровнем механизации промежуточных и вспомогательных операций.

Схемы воздушного замораживания, применяемые в настоящее время, разнообразны и зависят от типов и назначения судов, районов их плавания, пород рыб, назначения и вида конечного продукта.

§ 34

Холодильные установки

На судах флота рыбной промышленности холодильные установки применяются для охлаждения и замораживания рыбы, охлаждения рефрижераторных трюмов, в которых перевозится рыба и рыбопро­ дукция, охлаждения провизионных камер, а также для обслужива­ ния систем кондиционирования воздуха в жилых и служебных поме­ щениях. По роду работы и конструктивным особенностям различают холодильные машины трех основных типов: компрессионные, абсорб­ ционные и пароводяные эжекторные.

Широко распространены машины первых двух типов, особенно компрессионные. Пароводяные эжекторные машины вследствие неэко­ номичности применяются только в установках небольшой мощности, когда не требуется получение низких температур (например, в уста­ новках для кондиционирования воздуха).

По роду рабочего вещества компрессионные холодильные машины подразделяют на воздушные, аммиачные, углекислотные, фреоновые. Наибольшее применение находят аммиачные и фреоновые компрес­ сионные машины. Сущность действия компрессионных машин осно­ вана на способности хладагента относительно легко менять свой объем, а их устройство не зависит от рода рабочего вещества.

2 8 6

Принцип действия компрессионной холодильной установки при­ веден на рис. 171. Установка состоит из компрессора 1, конденсатора 4, испарителя 2 и регулирующего клапана 3. Компрессор засасывает пары хладагента из змеевика испарителя, сжимает их и нагнетает в конденсатор. В конденсаторе пары охлаждаются, и хладагент в жид­ ком виде через регулировочный клапан поступает в змеевики испари­ теля.

Через корпус испарителя прокачивается рассол, который охла­ ждается за счет испарения (кипения) хладагента. Пары хладагента

отсасываются компрессором, а охла­

 

1

 

жденный рассол подается специаль­

 

 

ным

насосом в

батареи

охлаждае­

 

 

 

мого

помещения,

расположенные

 

 

 

по

бортам, переборкам и подволоке.

 

 

 

За

счет циркуляции рассола в охла­

 

 

 

ждаемых элементах происходит охла­

 

 

 

ждение помещения,

а нагретый рас­

 

 

 

сол откачивается в испаритель.

 

 

 

 

Экономичность холодильной уста­

 

 

 

новки

зависит от

температуры ки­

 

 

 

пения и конденсации: чем выше

 

 

 

температура

кипения

хладагента

 

 

 

и

чем

ниже

температура

конденса­

Рис. 171. Принцип действия ком­

ции, тем производительнее работает

прессионной

холодильной

уста­

установка.

Однако

в этом случае

новки.

 

возрастают

потребление

энергии и

 

 

 

техническая

сложность

установки.

 

сжатие. В этом

Наиболее экономичным считается двухступенчатое

случае удается добиться

оптимального перепада

давлений

между

конденсатором и испарителем при приемлемых конструктивных усложнениях.

В установках с двухступенчатым сжатием вместо одного компрес­ сора устанавливают два, один из которых представляет собой ступень низкого сжатия, а другой — высокого. Хладагент после сжатия в ступени низкого давления проходит промежуточное охлаждение, после этого вторично сжимается в ступени высокого давления. Таким промежуточным охлаждением достигается доведение хладагента до состояния сухого насыщенного пара, что повышает его холодильные качества и в результате приводит к уменьшению расхода электро­ энергии.

Процесс двухступенчатого сжатия может осуществляться и в од­ ном многоцилиндровом компрессоре, в котором часть цилиндров сжимает хладагент до промежуточного давления, а остальные ци­ линдры после промежуточного охлаждения доводят пары хладагента до заданного высокого давления.

Установки такого типа отличаются меньшими габаритом и массой, удобнее в эсплуатации, поэтому они находят преимущественное рас­ пространение. Схема установки двухступенчатого сжатия с полным промежуточным охлаждением приведена на рис. 172.

2 8 7


Из испарителя 3 хладагент в виде пара засасывается ступенями компрессора низкого давления (КНД). После предварительного сжа­ тия пар охлаждается в водяном охладителе 4 и поступает в промежу-

Рис. 172. Схема установки двухступенчатого сжатия с пол­ ным промежуточным охлаждением.

точный сосуд 2, где принимает температуру жидкости и становится насыщенным. Насыщенный пар, смешиваясь с насыщенным паром такого же давления, поступающим через клапан 6, всасывается ком­ прессором высокого давления (КВД). Вторично сжатый в КВД пар

 

КВЦ

,

 

 

 

L .

 

 

 

 

 

 

Рис. 173. Схема уста­

Вода

Вода

новки двухступенчатого

 

сжатия с неполным про­

 

 

межуточным

охлажде­

 

КНЛ

нием.

 

 

- w v w -

L .

 

 

Г

 

поступает в конденсатор 1, где сжимается. В дроссельном клапане 6 пар дросселируется до промежуточного давления и поступает в про­ межуточный сосуд. Скапливающийся после дросселирования в проме­ жуточном сосуде пар всасывается КВД, а оставшаяся жидкость через второй дроссельный клапан 5, где она доводится до давления кипения, направляется в испаритель.

При температурах кипения не ниже (—-30)—(—35)° С на рефри­ жераторных судах применяются установки двухступенчатого сжа­ тия без промежуточного сосуда. Экономичность холодильных уста­ новок в этом случае несколько снижается, но сама установка значи­ тельно упрощается, а ее постройка и эксплуатация удешевляются.

Схема такой .установки, используемой на рефрижераторе типа «Актюбинск», показана на рис. 173. Хладагент сжимается в КВД,

288