Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
является необходимость придания продукту правильной формы (бло ков, пластин), что практически возможно только при изготовлении филе или блоков мелкой рыбы. В связи с этим их широкое применение на судах различных типов пока ограничено. На судах флота рыбной промышленности нашей страны в основном используют вертикально плиточные аппараты.
Морозильная установка китобазы «Советская Украина» (рис. 169) состоит из четырех автоматизированных линий общей производи тельностью 94 т китового мяса в сутки. Две линии правого борта и
1 2 J 4
Рис. 169. Морозильная установка китобазы «Советская Украина».
1 — транспортер; 2 — распределительные пульты; 3 — глазуровочный туннель; 4 — цир куляционный водяной насос; 5 — электроприводные насосы; 6 — рольганг; 7 — упаковоч ные столы; 8 — разгрузочная тележка; 9 — грейфер; 1 0 — морозильные аппараты; 11 — загрузочная тележка; 12 — кабельный барабан; 13 — гидравлические пульты; 14 — трубо проводы теплого рассола; 15 — трубопроводы холодного рассола; 1 6 — распределительные
щиты.
две линии левого борта состоят каждая из 11 вертикально-плиточных аппаратов. Каждый аппарат имеет 12 отделений, или форм, с тремя средними неподвижными и шестью боковыми подвижными плитами. Сырье поступает в загрузочные тележки, которые развозят его по
морозильным камерам, где |
оно замораживается до температуры |
— 18° С с помощью рассола, |
циркулирующего в полых плитах. При |
выгрузке блоков морозильные плиты прокачиваются горячим рас солом. Замороженные блоки массой по 36 кг выгружаются на тележки, которые доставляют их к грейферу. Перегруженные грейфером блоки поступают на транспортер, снабженный глазуровочным устройством, и передаются на упаковочные столы.
Боковые плиты аппарата прижимаются тяговыми пружинами, что создает хороший контакт между продуктом и охлаждающей поверх ностью. Соединение плит с рассольным коллектором выполнено гиб кими резиновыми шлангами, соединение средних неподвижных
2 8 4
плит— стальными патрубками. Подача холодного и горячего рас сола регулируется автоматически.
Управление плиточным морозильным агрегатом сосредоточено на электрогидравлическом пульте, предусматривающим продолжи тельность процесса замораживания от 40 мин до 6 ч. Загрузочная тележка, с помощью которой производится заполнение рабочих от делений, имеет 12 секций (по числу бортовых форм). Тележка переме щается по рельсам с помощью зубчатой рейки.
Разгрузочная тележка представляет собой подъемную платформу с 12 приемными лотками. Замороженные блоки снимаются с тележки специальным подъемным устройством — грейфером и подаются транспортером на глазуровку и упаковку.
В последнее время находят применение новые плиточно-моро зильные аппараты роторного типа.
Воздушное замораживание рыбы как наиболее распространенный способ применяется на большинстве судов флота отечественной рыбной промышленности.
При воздушном замораживании рыба отдает свое тепло обдува ющему ее воздуху. Интенсивность теплообмена зависит от параметров воздуха, т. е. от температуры, теплоемкости, теплопроводности и коэффициента теплоотдачи. Существенное значение имеет влажность воздуха и его чистота, или стерильность, так как в атмосферном воз духе обычно содержится значительное количество взвешенных ча стиц пыли, металлов, различных кислот и солей. Наличие этих при месей способствует развитию микроорганизмов и заражению ими за мораживаемой продукции.
Теплообмен между воздухом и внешней поверхностью рыбы
определяется формулой |
|
|
|
Q = |
a (h — ti) |
где |
а — коэффициент |
теплоотдачи, Вт/(м2-К); |
|
t 1 ■—■12 —■разность между температурами воздуха и охлаждае |
|
|
мой поверхности, К; |
|
|
Fp — охлаждаемая |
поверхность рыбы, м2. |
|
Значения а возрастают с ускорением движения воздуха: |
|
|
|
а = 7,5ш0’8, |
где |
w — скорость воздуха, |
м/с. |
|
На рис. 170 показана зависимость продолжительности заморажи |
вания рыбы от скорости воздушного потока.
Продолжительность замораживания рыбы, особенно при воздуш ном способе, сказывается на качестве продукта. При медленном замо раживании рыбы в продукте образуется крупнокристаллическая структура, которая отрицательно влияет на общие и вкусовые каче ства продукции.
Оптимальная скорость потока воздуха при воздушном заморажи вании выбирается из необходимости получения мелкокристалличе ской структуры замораживаемого продукта. При этом учитываются и экономические факторы, в частности, неизбежный рост затрат и
2 8 5
увеличение расхода энергии по мере повышения скорости охлаждаю щего воздуха. Как правило, скорость воздуха принимают равной 4—б м/с. Конечная температура продукта* как уже указывалось, зависит от температуры воздуха, которую обычно принимают на 10— 15° С ниже температуры, установленной для длительного хране ния.
По сравнению с другими способами охлаждения и заморажива ния этот способ отличается более высокими значениями коэффициента
Рис. 170Зависимость продолжительности замораживания рыбы от скорости воздуха.
теплоотдачи, а следовательно, большей экономичностью и более высоким уровнем механизации промежуточных и вспомогательных операций.
Схемы воздушного замораживания, применяемые в настоящее время, разнообразны и зависят от типов и назначения судов, районов их плавания, пород рыб, назначения и вида конечного продукта.
§ 34
Холодильные установки
На судах флота рыбной промышленности холодильные установки применяются для охлаждения и замораживания рыбы, охлаждения рефрижераторных трюмов, в которых перевозится рыба и рыбопро дукция, охлаждения провизионных камер, а также для обслужива ния систем кондиционирования воздуха в жилых и служебных поме щениях. По роду работы и конструктивным особенностям различают холодильные машины трех основных типов: компрессионные, абсорб ционные и пароводяные эжекторные.
Широко распространены машины первых двух типов, особенно компрессионные. Пароводяные эжекторные машины вследствие неэко номичности применяются только в установках небольшой мощности, когда не требуется получение низких температур (например, в уста новках для кондиционирования воздуха).
По роду рабочего вещества компрессионные холодильные машины подразделяют на воздушные, аммиачные, углекислотные, фреоновые. Наибольшее применение находят аммиачные и фреоновые компрес сионные машины. Сущность действия компрессионных машин осно вана на способности хладагента относительно легко менять свой объем, а их устройство не зависит от рода рабочего вещества.
2 8 6
Принцип действия компрессионной холодильной установки при веден на рис. 171. Установка состоит из компрессора 1, конденсатора 4, испарителя 2 и регулирующего клапана 3. Компрессор засасывает пары хладагента из змеевика испарителя, сжимает их и нагнетает в конденсатор. В конденсаторе пары охлаждаются, и хладагент в жид ком виде через регулировочный клапан поступает в змеевики испари теля.
Через корпус испарителя прокачивается рассол, который охла ждается за счет испарения (кипения) хладагента. Пары хладагента
отсасываются компрессором, а охла |
|
1 |
|
||||||
жденный рассол подается специаль |
|
|
|||||||
ным |
насосом в |
батареи |
охлаждае |
|
|
|
|||
мого |
помещения, |
расположенные |
|
|
|
||||
по |
бортам, переборкам и подволоке. |
|
|
|
|||||
За |
счет циркуляции рассола в охла |
|
|
|
|||||
ждаемых элементах происходит охла |
|
|
|
||||||
ждение помещения, |
а нагретый рас |
|
|
|
|||||
сол откачивается в испаритель. |
|
|
|
||||||
|
Экономичность холодильной уста |
|
|
|
|||||
новки |
зависит от |
температуры ки |
|
|
|
||||
пения и конденсации: чем выше |
|
|
|
||||||
температура |
кипения |
хладагента |
|
|
|
||||
и |
чем |
ниже |
температура |
конденса |
Рис. 171. Принцип действия ком |
||||
ции, тем производительнее работает |
прессионной |
холодильной |
уста |
||||||
установка. |
Однако |
в этом случае |
новки. |
|
|||||
возрастают |
потребление |
энергии и |
|
|
|
||||
техническая |
сложность |
установки. |
|
сжатие. В этом |
|||||
Наиболее экономичным считается двухступенчатое |
|||||||||
случае удается добиться |
оптимального перепада |
давлений |
между |
конденсатором и испарителем при приемлемых конструктивных усложнениях.
В установках с двухступенчатым сжатием вместо одного компрес сора устанавливают два, один из которых представляет собой ступень низкого сжатия, а другой — высокого. Хладагент после сжатия в ступени низкого давления проходит промежуточное охлаждение, после этого вторично сжимается в ступени высокого давления. Таким промежуточным охлаждением достигается доведение хладагента до состояния сухого насыщенного пара, что повышает его холодильные качества и в результате приводит к уменьшению расхода электро энергии.
Процесс двухступенчатого сжатия может осуществляться и в од ном многоцилиндровом компрессоре, в котором часть цилиндров сжимает хладагент до промежуточного давления, а остальные ци линдры после промежуточного охлаждения доводят пары хладагента до заданного высокого давления.
Установки такого типа отличаются меньшими габаритом и массой, удобнее в эсплуатации, поэтому они находят преимущественное рас пространение. Схема установки двухступенчатого сжатия с полным промежуточным охлаждением приведена на рис. 172.
2 8 7
Из испарителя 3 хладагент в виде пара засасывается ступенями компрессора низкого давления (КНД). После предварительного сжа тия пар охлаждается в водяном охладителе 4 и поступает в промежу-
Рис. 172. Схема установки двухступенчатого сжатия с пол ным промежуточным охлаждением.
точный сосуд 2, где принимает температуру жидкости и становится насыщенным. Насыщенный пар, смешиваясь с насыщенным паром такого же давления, поступающим через клапан 6, всасывается ком прессором высокого давления (КВД). Вторично сжатый в КВД пар
|
КВЦ |
, |
|
|
|
L . |
|
|
|
,г |
|
|
|
Рис. 173. Схема уста |
|
Вода |
Вода |
новки двухступенчатого |
|
|
сжатия с неполным про |
||
|
|
межуточным |
охлажде |
|
КНЛ |
нием. |
|
|
- w v w - |
L . |
|
|
Г |
|
поступает в конденсатор 1, где сжимается. В дроссельном клапане 6 пар дросселируется до промежуточного давления и поступает в про межуточный сосуд. Скапливающийся после дросселирования в проме жуточном сосуде пар всасывается КВД, а оставшаяся жидкость через второй дроссельный клапан 5, где она доводится до давления кипения, направляется в испаритель.
При температурах кипения не ниже (—-30)—(—35)° С на рефри жераторных судах применяются установки двухступенчатого сжа тия без промежуточного сосуда. Экономичность холодильных уста новок в этом случае несколько снижается, но сама установка значи тельно упрощается, а ее постройка и эксплуатация удешевляются.
Схема такой .установки, используемой на рефрижераторе типа «Актюбинск», показана на рис. 173. Хладагент сжимается в КВД,
288