Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ра до 100°* поглощает из зоны горения примерно 80 ккал тепла (1 кал = 4,1840 Дж) и при испарении поглощает 539 ккал тепла, об разуя около 1690 л пара, который служит заслоном для воздуха. При тушении пожаров водой следует учитывать, что она проводит электрический ток. Воду нельзя применять там, где имеются веще ства, которые, вступая с ней в реакцию, выделяют горючие газы (карбид кальция) или тепло (негашеная известь). Для тушения лег ковоспламеняющихся жидкостей пригодна химическая или механи ческая пена, инертные газы. Эффект зависит от интенсивности пода чи огнегасительных средств на поверхность горючих веществ.
По нормам каждое производственное предприятие должно быть обеспечено противопожарным водоснабжением к началу его рабо ты. За противопожарные мероприятия ответственны администрация стройки и ИТР на местах производства работ. На производствен ных предприятиях дорожного строительства в обязанности началь ника охраны вменяется и обеспечение пожарной безопасности.
При работе дорожных машин, тракторов, автомобилей необхо димо соблюдать основные противопожарные правила: запрещается работать на машинах, не оснащенных средствами тушения— огнету шителем, лопатой и др.; выезд на работу, если у машины даже не значительные подтеки топлива из бака, топливопроводов или других агрегатов подачи топлива; иметь на машине или в непосредственной близости от места ее стоянки замасленные или пропитанные топли вом обтирочные материалы (отходы необходимо собирать в метал лический ящик с плотно закрывающейся крышкой); курить и дер жать открытый огонь (горящие факелы, спички) близ машины; за ливать водой горящее топливо на машине или под ней, так как это может вызвать взрыв. При возникновении пожара на машине маши нист должен перекрыть краники топливопроводов и затем гасить пламя огнетушителем, песком, землей, либо накрыть брезентом или войлоком, чтобы прекратить доступ воздуха к пламени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ. 2
2.1.Единая система конструкторской документации. Общие правила выпол нения чертежей. М., Издательство стандартов, 1972. 233 с.
2.2.Е р е м и н И. И. Научная организация труда и управления в строитель стве. М., «Высшая школа», 1970. 260 с.
2.3. З о л о т а р ь И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве. М., «Транспорт», 1974. 245 с.
2.4.Типовая методика определения экономической эффективности капиталь ных вложений. Госплан СССР. Госстрой СССР и Академия наук СССР. М., «Наука», 1969. 80 с.
2.5.Собрание постановлений правительства Союза Советских Социалистиче ских Республик № 2, изд. Управления Делами Совета Министров СССР, 1973.
2.6.Строительство автомобильных дорог, ч. II. Н. Н. Иванов, С. М. Поло
син-Никитин и др. М., «Транспорт», 1970. 481 с.
* Здесь и далее градусы указаны по Цельсию. Для перевода в градусы Кель вина (ГОСТ 8850— 61) следует пользоваться формулой T °K = t°C 273,15.
47
Г л а в а 3
МЕХАНИЗАЦИЯ ДОБЫЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
§ 9. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Важнейшим элементом основных фондов дорожного строительства является его производственная база, которая включает предприятия, снабжающие мате риалами, изделиями и полуфабрикатами: карьеры для добычи и заготовки ка менных материалов, камнедробильные заводы и базы; базы и склады для хране ния и нагревания органических вяжущих; асфальтобетонные и цементобетонные заводы; заводы, базы и полигоны для изготовления железобетонных конструкций
и деталей.
Создание производственных предприятий сопряжено с большими капиталь ными затратами, объем которых зависит от местных условий и объема строи тельных работ. Затраты на перевозки строительных материалов автомобилями составляют 30—50% общей сметной стоимости строительства дороги. Поэтому большую роль играет расстояние между производителями и потребителями, осо бенно в тех случаях, когда затраты на перевозку существенно влияют на себе стоимость продукции.
Производственные предприятия могут быть временные — на балансе управ лений строительства с внутренним хозрасчетом и постоянные — на самостоятель ном балансе с подчинением территориальным трестам или главным управлениям республиканских дорожных организаций (к ним относятся централизованные или районные хозяйства). Для обеспечения индустриального производства целе сообразна организация укрупненных предприятий, обслуживающих объекты тер риториальных дорожных хозяйств.
В зависимости от назначения предприятия можно классифицировать на ба зисные, районные и притрассовые. К базисным относят предприятия типа комби натов. Их создают вблизи мощной сырьевой базы. В составе комбината могут быть предприятия по добыче и переработке каменных материалов, приготовле нию эмульсий, асфальтобетонных, битумоминеральных и цементобетонных сме сей; изготовлению железобетонных конструкций и изделий. Районные предприя тия могут быть с широкой номенклатурой выпускаемой продукции и специализи рованные по виду материалов, полуфабрикатов или изделий (АБЗ, Ц БЗ). При трассовые предприятия обладают ограниченной дальностью возки материалов; разновидностью притрассовых являются передвижные. Оборудование базисных предприятий — мощное, устанавливаемое на постоянных фундаментах, рассчитано
на длительный срок действия — не менее |
10 лет. Оборудование районных, при |
|
трассовых и передвижных предприятий |
легко монтируемое |
или передвижное, |
с минимальными сроками монтажа — от нескольких часов до |
10— 14 суток. При |
обосновании развития и размещения производственных предприятий необходим
технико-экономический расчет |
при обязательном вариантном выборе мощ |
ностей, места расположения, |
рациональных комплектов машин и оборудо |
вания [3.6]. |
|
48
Опыт строительства дорог позволяет сделать вывод, что целесообразны при трассовые предприятия. Это оправдано как организационно, так и экономически. Базисные предприятия обслуживают строящиеся дороги по радиальному принци пу, когда в соответствии с принятыми перспективными схемами идет комплексное строительство сети дорог районов, областей, краев. Радиус их действия нахо дится в пределах 80—.100 км, а асфальтобетонных и бетонных заводов — в пре делах норм перевозок, установленных СНиП. Такие предприятия могут действо вать круглогодично, качество продукции — высокое, существует возможность их автоматизации, привлечения квалифицированной рабочей силы, обеспечения рабо чих лучшим культурно-бытовым обслуживанием.
Мощные производственные предприятия централизованно подчиняются одному ведомству, а обслуживают по договорам и нарядам многих потребителей. Снижение себестоимости продукции от подчинения такого предприятия одной организации дает значительное увеличение производительности труда, экономии топлива и электроэнергии, резкое сокращение территорий по сравнению с карли ковыми предприятиями, разбросанными повсюду и подчиненными разным орга низациям — главные преимущества.
При укрупнении предприятий улучшается качество продукции и более точ ный и надежный ее контроль, поскольку оборудование стационарных лаборато рий может быть более дорогим.
§ 10. КАМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При строительстве автомобильных дорог около 60% их стоимости приходится на дорожную одежду. Для устройства дорожной одежды используют различные горные породы, из которых путем переработки получают различные каменные материалы.
Горные породы слагают земную кору и состоят из множества зерен одного или нескольких минералов. По происхождению горные породы разделяют на из верженные глубинные (гранит, сиенит, лабрадор, габбро) и излившиеся (базальт, андезит, диабаз, вулканический туф), осадочные и метаморфические (видоизме ненные) .
Осадочные горные породы возникли в результате растворения и осаждения материалов и органических масс на дне побережий и водоемов, на поверхности суши.
К осадочным относят известняки.
Различают известняки органогенные и химические. Органогенные состоят из раковин моллюсков, кораллов, остатков морских лилий, известковых водоро слей и др. Эта группа известняков наиболее распространена. К органогенным из вестнякам принадлежит мел. Известняк химического происхождения состоит из ,кальцита, выпавшего из воды чисто химическим путем. Такие известняки ясно кристаллические, в них нет остатков животных. Разновидностью известняков являются доломиты, которые возникают в ходе самых разнообразных химиче ских процессов.
Наряду с породами осадочными и магматическими большая роль в строении земной коры принадлежит породам метаморфическим (мраморы белые, серые и цветные, кварцит). Эти породы образуются из осадочных и магматических за счет сжатия, нагрева, изменения физико-химических условий. Для структуры метаморфических горных пород характерна сланцеватость.
Особую группу составляют горные породы из угловатых обломков, будто сцементированных инородным материалом. Такая неоднородная порода с резко выраженным обломочным строением называется брекчией. К ним близки конгло мераты — плотные неоднородные породы, состоящие из крупных обломков. В от личие от брекчий конгломераты содержат не угловатые, а окатанные обломки.
Такие обломки |
называют валунами, |
если |
они крупнее 100 мм, галькой (от 100 |
до 70 мм) или |
гравием (от 70 до 1. |
мм). |
В зависимости от этого конгломераты |
называют валунными, галечниковыми и гравийными. К обломочным относятся
также песчаные породы с меньшим размером — от 1 |
до 0,1 мм. Рыхлые скопле |
ния песчаных пород называются песками, а прочные |
(сцементированные) поро |
ды — песчаниками. Песчаники довольно прочные. |
|
49
§ И. МЕХАНИЗАЦИЯ ДОБЫЧИ КАМНЯ
Горные работы на карьерах камня делятся на две группы:^горнокапиталь ные и добычные. Горнокапитальные работы, связанные с устройством карьера, включают осушение участка, организацию транспорта, снятие вскрышного слоя, устройство выездных траншей и др. Добычные работы представляют собой coboj
купность основных и вспомогательных работ по добыче непосредственно горной породы: бурение и заряжание шпуров и скважин, производство взрыва, отгрузка взорванной породы на транспортные средства, дробление негабаритных материа лов, устройство отвалов. Вспомогательные работы включают энергоснабжение, водопонижение и осушение участков, на которых производится добыча камня, устройство связи и канализации, ремонт и профилактику машин и энергосетей, устройство временных подъездных путей, геологоразведочные работы и доставку
различных материалов и запасных частей. |
и растительного слоев |
|||
К вскрышным работам относятся удаление верхнего |
||||
и наносной |
(пустой) породы |
или выветрелого слоя. Для |
вскрышных работ |
ис |
пользуют те |
же машины, что |
и при производстве земляных работ, выбирая |
их |
в зависимости от толщины растительного слоя или пустой породы, группы грун тов. Растительный слой удаляют в вал и хранят для использования при рекуль тивации карьера и для планировки откосов (обкладки грунтом). Пустую породу отвозят в пониженные места местности, используют для засыпки оврагов, по
стройки временных дорог.
Завершив вскрышные работы, разрабатывают разрезную и капитальную траншеи для создания первоначального фронта работ на уступе и транспортиро вания добываемой породы от забоя к поверхности карьера. Уступом называют пласт горной породы в карьере, разрабатываемый самостоятельно комплектом машин. Высота его не должна превышать высоту резания экскаватора, за исклю чением случаев разработки развалов взорванной скальной породы (рис. 3.1, а, б), где она может превышать ее на 25—30% . Число уступов определяют по формуле
тг = H K: h y ,
где Я к — полная мощность (высота) разрабатываемой горной породы; hy — вы
сота уступа.
Если не применяют взрывное рыхление, высоту уступа ограничивают макси мальной высотой резания экскаватора; при взрыве — полуторной высотой мак симальной высоты резания экскаватора; при разработке пород драглайном или роторным экскаватором — максимальной глубиной или высотой резания экска ватора. В зависимости от рабочих размеров экскаватора и характера взрывных
а)
6)
Рис. 3.1. Параметры уступа и элементы карьера:
а — параметры уступа |
в |
плане; б — элементы |
||||
карьера; |
в — форма |
развала |
после |
взрыва; |
||
Я к |
— глубина карьера; |
П — ширина |
рабочей |
|||
1, |
2, 3, |
площадки; А — ширина заходки; |
||||
4 — порядок заходок |
(проходок); h y — |
высота уступа
50