Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Цифровые |
коды команд |
Покрытие |
|
|
|
|
|
|
|||
программы и исходных дан |
Основание |
|
|
|
|
|
|
||||
ных наносят в виде системы |
|
|
|
|
|
|
|||||
Л и н е й н ы е зе м |
|
|
|
|
|
|
|||||
перфораций (отверстий) на |
|
|
|
|
|
|
|||||
ляные работы |
|
|
|
|
|
|
|||||
носители информации — пер |
ШрШттШле |
|
iHs)j 1' 1 |
|
|
|
|||||
форированные карты, перфо |
земляные работ |
|
|
|
|
||||||
Искусственные |; |
|
-__ |
__I |
||||||||
рированные ленты. Записан |
сооружения |
|
|||||||||
ную |
информацию вводят в |
Километры(ликепЩ) 51 |
я 56 |
58 С ) 62 |
ВЧ 66 |
6 8 ~ 1 ) |
|||||
П л а н |
Лог |
5Патт, |
|
Пашня |
|||||||
ячейки оперативной памяти. |
трассы |
|
|
2 |
|
||||||
При |
этом под |
программу |
Искусственные |
|
\№1 |
\°8 |
Гс№3 |
||||
обычно занимают возможно |
сооружения |
|
1,0м |
1,5x2 |
|
я * 2 ,5 |
|||||
|
|
18 п |
20м |
|
20м |
||||||
меньше |
ячеек. |
Программа |
ЗемляныИШс£бвР.Т0'\ |
— |
Ш |
то |
|
0000 |
то |
||
БЭСМ-2 занимает около 150 |
работы Линейные |
гот |
ШИ |
5000 |
|
||||||
О снование, м 3 |
600Ш 1200 600 |
1800 |
600 |
1200 |
|||||||
ячеек памяти. |
Остальное по |
асфальтобетонное 300т300 ООО3000 |
600 |
300 |
6 00 т |
||||||
|
|
|
|
|
покры т ие, |
|
|
|
|
|
|
ле памяти ЭВМ |
(приблизи |
|
|
|
|
|
|
|
|||
тельно 1900 ячеек) исполь |
Рис. 2.6. Совмещение линейного и кален |
||||||||||
зуют под исходные данные. |
|||||||||||
Этим |
обеспечивается рас |
дарного графиков с |
сетевым |
графиком |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
чет |
графика, |
имеющего до |
|
|
|
|
|
|
|
1900 работ. Информацию и графики, содержащие большее число работ, вводят в оперативную память частями или записывают во внешнюю память машины. Результаты расчета машина печатает в виде массива десятичных чисел. Расположенный в определенном порядке массив содержит упорядоченный список работ, длину кри тического пути, календарную дату завершения всех работ, список и продолжительность критических работ, календарные даты ран него и позднего начала и окончания работы, свободные и полные резервы времени. Расчет графика, состоящего из 1000 работ, и пе чатание результатов занимает приблизительно 20 мин машинного времени БЭСМ-2М.
Несмотря на явные преимущества сетевого графика, полностью отказаться от линейных графиков на дорожном строительстве вряд ли возможно, так как они позволяют графически привязать каждую работу одновременно к календарю и дороге. На сетевом графике
'практически нельзя увязать все работы с местом их расположения на дороге. Это делает сетевой график менее наглядным. В таких случаях целесообразен совмещенный сетевой график — он нагляд нее (рис. 2.6).
Вопросы оптимизации линейных графиков и примеры их состав ления применительно к дорожному строительству приведены в ра боте [2.9]. Представляет интерес сетевой график, предложенный д-ром техн. наук И. А. Золотарем и инж. Ю. А. Мальцевым. Форма такого графика более удобна, поскольку сохраняются основные пре имущества линейных календарных графиков: простота, наглядность, привязка к плану дороги !.
‘ З о л о т а р ь И. А., М а л ь ц е в Ю. А. Сетевое планирование и управле ние в дорожном строительстве. — «Автомобильные дороги», 1973, № 7, с. 8— 10.
37
§ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основные положения организации труда рабочих в строитель стве предусматривают рациональное и полное использование рабо чего времени, средств механизации и материальных ресурсов, сис тематический рост производительности труда, повышение качества
искорейший ввод объектов в действие.
Сцелью лучшего использования средств механизации и транс
порта их целесообразно переводить на двухсменную работу, если же позволяют условия — на непрерывную неделю. Особенно в раз гар строительного сезона можно организовать работу машин и транспортных средств по скользящему графику. В ряде случаев це лесообразно использовать третью смену.
При комплектовании бригад и звеньев предпочтение должно отдаваться рабочим, освоившим передовые методы труда, прошед шим производственно-техническое обучение на специальных курсах или в школах передового опыта и имеющим стаж работы по специ альности. Для общего руководства бригадой назначают бригадира из числа наиболее подготовленных рабочих. При многосменной ра боте администрация должна строго соблюдать чередование бригад в дневную и вечернюю смены. В начале смены рабочим предостав ляют время для подготовительных работ, в течение которого они получают задание и инструктаж, подготавливают инструмент, рабо чее место. В конце смены также отводится время на уборку рабоче го места, очистку и сдачу инструмента, получение указаний масте ра. В течение рабочей смены рабочим предоставляется кратковре менный отдых. Обеденный перерыв установлен 30—60 мин. На работах, имеющих непрерывный характер, обеденный перерыв уста навливают по скользящему графику.
Участки работ обеспечивают инструментальной разметкой, вы полненной заблаговременно, и если допускает технология, то и в процессе работ. У исполнителей должны быть технологические кар ты, чертежи сооружений. Участки дорожных работ должны быть ограждены соответствующими знаками.
Рабочие обеспечиваются питанием, условиями для кратковремен ного отдыха и укрытиями от ненастной погоды, транспортом для до ставки к месту работ и обратно. Обязательно должна быть питьевая вода, медицинские аптечки, душевые установки или умывальники, передвижные или постоянные туалеты.
§ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
Средства производства между строительными организациями в
СССР распределяются на основе государственного плана, установ ленного исходя из производственной программы по каждому мини стерству, ведомству, тресту и объекту строительства. Ритмичная и бесперебойная работа строек зависит главным образом от снабже ния материально-техническими ресурсами. Правильно организован ное материально-техническое снабжение способствует устранению
38
чрезмерно дальних перевозок материалов, недопущению излишних запасов, систематическому снижению издержек снабженческих и сбытовых организаций, эффективному использованию материальнотехнических ресурсов. XXIV съезд КПСС поставил задачу решитель но улучшить материально-техническое снабжение, рассматривая его как один из крупнейших общеэкономических резервов повышения эффективности социалистического производства.
В состав работы по снабжению строительных подразделений входят: уточнение потребности необходимых для осуществления строительства материально-технических ресурсов; получение фон дов на основные строительные материалы через главные управления или министерства; установление хозяйственных связей с соответст вующими организациями и предприятиями по поставке предусмот ренных планами снабжения материальных ресурсов и оформление договоров и заказов; нормирование производственных запасов; ор ганизация складского хозяйства; приемка и выдача материалов; контроль за обеспечением материально-техническими ресурсами; экономное расходование материалов.
Лучшей формой планомерного снабжения являются прямые хо зяйственные связи между поставщиками и потребителями на ос нове договоров на весь период строительства с приложением к ним графиков поставок.
С к л а д с к о е х о з я й с т в о дорожно-строительных организа ций создают в виде баз материально-технического снабжения, в состав которых входят склады строительных материалов и оборудо вания. Для дорожно-строительных материалов чаще всего практику ется поставка материалов «с колес» на место укладки. Запасы ма териалов непосредственно на работах должны быть минимальными.
Потребность в материальных ресурсах определяют на основе норм расхода на единицу объема отдельных видов работ. После этого подсчитывают количество материалов, подлежащих заготовке строительными организациями в планируемый период
/73= (РМ + ЗМК)— (ЗМН+ СЗП),
где П З — потребность строительной организации в материалах на планируемый период, удовлетворяемая в порядке заготовок; ДМ — расход материала за планируемый период; ЗМК, ЗМН— запа сы материала на конец и начало планируемого периода; СЗП— раз мер самозаготовок, включая собственное производство.
Текущий запас предусматривает обеспечение работ материалами в период между смежными поставками их на строительство. Дли тельность этого периода определяют договорами между строитель ной организацией и поставщиком материалов. Подготовительный запас должен обеспечивать потребность в материалах в период при емки, разгрузки, испытаний, сортировки и других операций с при бывшей партией материалов. Гарантийный запас принимают равным примерно 50% текущего. Он должен гарантировать равномерное производство работ в случае нарушения графика поставки материа
39
лов. Дорожники часто создают сезонный запас для нормальной ра боты в течение всего сезона. Такие материалы, как цемент, битум, производятся промышленностью круглый год, а на дорожном стро ительстве потребляются в течение летнего сезона. Часть этих мате риалов завозят зимой и весной. При подготовке материалов своими силами, например в притрассовых карьерах, основной объем этих материалов выгодно заготавливать зимой, когда меньше загруже ны рабочие и автомобили.
При гарантийных поставках нормированные запасы материалов, доставляемых автомобилями из производственных предприятий строительства, создаются на один-два дня работы; из предприятий, не принадлежащих строительству,— на три-пять дней работы. Мате риалы, доставляемые железнодорожным транспортом, должны иметь запасы от однодо двухмесячной потребности. Более точно управление запасами можно определить расчетом, используя тео рию управления запасами.
В состав складского хозяйства, обслуживающего нужды строи тельства автомобильных дорог, входят склады материально-тех нического обеспечения, технологического назначения и специали зированные. В зависимости от ценности материалов и изделий, их технологических особенностей склады устраивают открытые (неза щищенные) или закрытые. При проектировании складов основными требованиями являются: внедрение прогрессивной технологии и обо рудования для комплексной механизации и автоматизации транс портных и погрузочно-разгрузочных работ; использование типовых строительных конструкций заводского изготовления для устройства складских зданий в короткие сроки; уменьшение числа различных типов и мощностей оборудования для механизации грузовых опера ций с одновременным сохранением достаточной гибкости в его ис пользовании.
Выполнение этих условий должно предусматриваться как при проектировании складских комплексов, так и при проектировании отдельных складов.
Выбор способов и средств для комплексной механизации (авто матизации) данного вида работ должен проводиться на основании сравнения определяемых расчетом показателей экономической эф фективности вариантов проектных решений.
Централизованные склады снабжения материалами, изделиями,
оборудованием, |
прирельсовые склады |
должны иметь |
площадь |
||
(в м2) : |
|
|
|
|
|
|
Е 0бщ = |
/ пол + /п р + |
/ отп + /с л + / всп> |
|
|
где/пол — полезная |
площадь, |
занятая |
материалами; |
/пр — пло |
|
щадь приемных |
площадок; /0Тп — площадь отпускных |
площадок; |
/сл — площадь контор и других служебных помещений; /Есп — вспо могательная площадь, занятая проходами и проездами.
Емкость штабеля <7шт = Еу,
где V — объем штабеля, м3; у — насыпная (объемная) масса штабеля, т/м3.
40