Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровые

коды команд

Покрытие

 

 

 

 

 

 

программы и исходных дан­

Основание

 

 

 

 

 

 

ных наносят в виде системы

 

 

 

 

 

 

Л и н е й н ы е зе м ­

 

 

 

 

 

 

перфораций (отверстий) на

 

 

 

 

 

 

ляные работы

 

 

 

 

 

 

носители информации — пер­

ШрШттШле

 

iHs)j 1' 1

 

 

 

форированные карты, перфо­

земляные работ

 

 

 

 

Искусственные |;

 

-__

__I

рированные ленты. Записан­

сооружения

 

ную

информацию вводят в

Километры(ликепЩ) 51

я 56

58 С ) 62

ВЧ 66

6 8 ~ 1 )

П л а н

Лог

5Патт,

 

Пашня

ячейки оперативной памяти.

трассы

 

 

2

 

При

этом под

программу

Искусственные

 

\№1

\°8

Гс№3

обычно занимают возможно

сооружения

 

1,0м

1,5x2

 

я * 2 ,5

 

 

18 п

20м

 

20м

меньше

ячеек.

Программа

ЗемляныИШс£бвР.Т0'\

Ш

то

 

0000

то

БЭСМ-2 занимает около 150

работы Линейные

гот

ШИ

5000

 

О снование, м 3

600Ш 1200 600

1800

600

1200

ячеек памяти.

Остальное по­

асфальтобетонное 300т300 ООО3000

600

300

6 00 т

 

 

 

 

 

покры т ие,

 

 

 

 

 

 

ле памяти ЭВМ

(приблизи­

 

 

 

 

 

 

 

тельно 1900 ячеек) исполь­

Рис. 2.6. Совмещение линейного и кален­

зуют под исходные данные.

Этим

обеспечивается рас­

дарного графиков с

сетевым

графиком

 

 

 

 

 

 

 

чет

графика,

имеющего до

 

 

 

 

 

 

 

1900 работ. Информацию и графики, содержащие большее число работ, вводят в оперативную память частями или записывают во внешнюю память машины. Результаты расчета машина печатает в виде массива десятичных чисел. Расположенный в определенном порядке массив содержит упорядоченный список работ, длину кри­ тического пути, календарную дату завершения всех работ, список и продолжительность критических работ, календарные даты ран­ него и позднего начала и окончания работы, свободные и полные резервы времени. Расчет графика, состоящего из 1000 работ, и пе­ чатание результатов занимает приблизительно 20 мин машинного времени БЭСМ-2М.

Несмотря на явные преимущества сетевого графика, полностью отказаться от линейных графиков на дорожном строительстве вряд ли возможно, так как они позволяют графически привязать каждую работу одновременно к календарю и дороге. На сетевом графике

'практически нельзя увязать все работы с местом их расположения на дороге. Это делает сетевой график менее наглядным. В таких случаях целесообразен совмещенный сетевой график — он нагляд­ нее (рис. 2.6).

Вопросы оптимизации линейных графиков и примеры их состав­ ления применительно к дорожному строительству приведены в ра­ боте [2.9]. Представляет интерес сетевой график, предложенный д-ром техн. наук И. А. Золотарем и инж. Ю. А. Мальцевым. Форма такого графика более удобна, поскольку сохраняются основные пре­ имущества линейных календарных графиков: простота, наглядность, привязка к плану дороги !.

‘ З о л о т а р ь И. А., М а л ь ц е в Ю. А. Сетевое планирование и управле­ ние в дорожном строительстве. — «Автомобильные дороги», 1973, № 7, с. 8— 10.

37


§ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Основные положения организации труда рабочих в строитель­ стве предусматривают рациональное и полное использование рабо­ чего времени, средств механизации и материальных ресурсов, сис­ тематический рост производительности труда, повышение качества

искорейший ввод объектов в действие.

Сцелью лучшего использования средств механизации и транс­

порта их целесообразно переводить на двухсменную работу, если же позволяют условия — на непрерывную неделю. Особенно в раз­ гар строительного сезона можно организовать работу машин и транспортных средств по скользящему графику. В ряде случаев це­ лесообразно использовать третью смену.

При комплектовании бригад и звеньев предпочтение должно отдаваться рабочим, освоившим передовые методы труда, прошед­ шим производственно-техническое обучение на специальных курсах или в школах передового опыта и имеющим стаж работы по специ­ альности. Для общего руководства бригадой назначают бригадира из числа наиболее подготовленных рабочих. При многосменной ра­ боте администрация должна строго соблюдать чередование бригад в дневную и вечернюю смены. В начале смены рабочим предостав­ ляют время для подготовительных работ, в течение которого они получают задание и инструктаж, подготавливают инструмент, рабо­ чее место. В конце смены также отводится время на уборку рабоче­ го места, очистку и сдачу инструмента, получение указаний масте­ ра. В течение рабочей смены рабочим предоставляется кратковре­ менный отдых. Обеденный перерыв установлен 30—60 мин. На работах, имеющих непрерывный характер, обеденный перерыв уста­ навливают по скользящему графику.

Участки работ обеспечивают инструментальной разметкой, вы­ полненной заблаговременно, и если допускает технология, то и в процессе работ. У исполнителей должны быть технологические кар­ ты, чертежи сооружений. Участки дорожных работ должны быть ограждены соответствующими знаками.

Рабочие обеспечиваются питанием, условиями для кратковремен­ ного отдыха и укрытиями от ненастной погоды, транспортом для до­ ставки к месту работ и обратно. Обязательно должна быть питьевая вода, медицинские аптечки, душевые установки или умывальники, передвижные или постоянные туалеты.

§ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

Средства производства между строительными организациями в

СССР распределяются на основе государственного плана, установ­ ленного исходя из производственной программы по каждому мини­ стерству, ведомству, тресту и объекту строительства. Ритмичная и бесперебойная работа строек зависит главным образом от снабже­ ния материально-техническими ресурсами. Правильно организован­ ное материально-техническое снабжение способствует устранению

38


чрезмерно дальних перевозок материалов, недопущению излишних запасов, систематическому снижению издержек снабженческих и сбытовых организаций, эффективному использованию материальнотехнических ресурсов. XXIV съезд КПСС поставил задачу решитель­ но улучшить материально-техническое снабжение, рассматривая его как один из крупнейших общеэкономических резервов повышения эффективности социалистического производства.

В состав работы по снабжению строительных подразделений входят: уточнение потребности необходимых для осуществления строительства материально-технических ресурсов; получение фон­ дов на основные строительные материалы через главные управления или министерства; установление хозяйственных связей с соответст­ вующими организациями и предприятиями по поставке предусмот­ ренных планами снабжения материальных ресурсов и оформление договоров и заказов; нормирование производственных запасов; ор­ ганизация складского хозяйства; приемка и выдача материалов; контроль за обеспечением материально-техническими ресурсами; экономное расходование материалов.

Лучшей формой планомерного снабжения являются прямые хо­ зяйственные связи между поставщиками и потребителями на ос­ нове договоров на весь период строительства с приложением к ним графиков поставок.

С к л а д с к о е х о з я й с т в о дорожно-строительных организа­ ций создают в виде баз материально-технического снабжения, в состав которых входят склады строительных материалов и оборудо­ вания. Для дорожно-строительных материалов чаще всего практику­ ется поставка материалов «с колес» на место укладки. Запасы ма­ териалов непосредственно на работах должны быть минимальными.

Потребность в материальных ресурсах определяют на основе норм расхода на единицу объема отдельных видов работ. После этого подсчитывают количество материалов, подлежащих заготовке строительными организациями в планируемый период

/73= (РМ + ЗМК)— (ЗМН+ СЗП),

где П З — потребность строительной организации в материалах на планируемый период, удовлетворяемая в порядке заготовок; ДМ — расход материала за планируемый период; ЗМК, ЗМН— запа­ сы материала на конец и начало планируемого периода; СЗП— раз­ мер самозаготовок, включая собственное производство.

Текущий запас предусматривает обеспечение работ материалами в период между смежными поставками их на строительство. Дли­ тельность этого периода определяют договорами между строитель­ ной организацией и поставщиком материалов. Подготовительный запас должен обеспечивать потребность в материалах в период при­ емки, разгрузки, испытаний, сортировки и других операций с при­ бывшей партией материалов. Гарантийный запас принимают равным примерно 50% текущего. Он должен гарантировать равномерное производство работ в случае нарушения графика поставки материа­

39



лов. Дорожники часто создают сезонный запас для нормальной ра­ боты в течение всего сезона. Такие материалы, как цемент, битум, производятся промышленностью круглый год, а на дорожном стро­ ительстве потребляются в течение летнего сезона. Часть этих мате­ риалов завозят зимой и весной. При подготовке материалов своими силами, например в притрассовых карьерах, основной объем этих материалов выгодно заготавливать зимой, когда меньше загруже­ ны рабочие и автомобили.

При гарантийных поставках нормированные запасы материалов, доставляемых автомобилями из производственных предприятий строительства, создаются на один-два дня работы; из предприятий, не принадлежащих строительству,— на три-пять дней работы. Мате­ риалы, доставляемые железнодорожным транспортом, должны иметь запасы от однодо двухмесячной потребности. Более точно управление запасами можно определить расчетом, используя тео­ рию управления запасами.

В состав складского хозяйства, обслуживающего нужды строи­ тельства автомобильных дорог, входят склады материально-тех­ нического обеспечения, технологического назначения и специали­ зированные. В зависимости от ценности материалов и изделий, их технологических особенностей склады устраивают открытые (неза­ щищенные) или закрытые. При проектировании складов основными требованиями являются: внедрение прогрессивной технологии и обо­ рудования для комплексной механизации и автоматизации транс­ портных и погрузочно-разгрузочных работ; использование типовых строительных конструкций заводского изготовления для устройства складских зданий в короткие сроки; уменьшение числа различных типов и мощностей оборудования для механизации грузовых опера­ ций с одновременным сохранением достаточной гибкости в его ис­ пользовании.

Выполнение этих условий должно предусматриваться как при проектировании складских комплексов, так и при проектировании отдельных складов.

Выбор способов и средств для комплексной механизации (авто­ матизации) данного вида работ должен проводиться на основании сравнения определяемых расчетом показателей экономической эф­ фективности вариантов проектных решений.

Централизованные склады снабжения материалами, изделиями,

оборудованием,

прирельсовые склады

должны иметь

площадь

(в м2) :

 

 

 

 

 

 

Е 0бщ =

/ пол + /п р +

/ отп + /с л + / всп>

 

где/пол — полезная

площадь,

занятая

материалами;

/пр — пло­

щадь приемных

площадок; /0Тп — площадь отпускных

площадок;

/сл — площадь контор и других служебных помещений; /Есп — вспо­ могательная площадь, занятая проходами и проездами.

Емкость штабеля <7шт = Еу,

где V — объем штабеля, м3; у — насыпная (объемная) масса штабеля, т/м3.

40