Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 3.5. Средства взрывания ВВ:

а — огнепроводный шнур;

б — патрон-боевик; в — зажигательная трубка;

г — капсюль-детона­

/ — сердцевина ОШ;

тор;

д — электродетонатор;

е — взрывная машинка;

 

 

8 —

2 — ОШ; 3 — шпагат; 4 — КД;

5 — ВВ;

6

— оболочка; 7 — гильза;

тетрил; 9—гремучая

ртуть; Ю— воспламенительная

головка;

//

— мостик

накаливания;

12 —

концы электропровода;

13 — пластикат; 14 — электропровод; 15 — зажимы

для

проводов;

16 —

 

 

 

 

ключ для включения (завода пружины)

 

 

 

в бункер

меньший

размер приемного

отверстия

должен быть

в пределах

6 ^ 0 ,8 5

В, а при

подаче взорванной горной

массы

на

ленточный

транспортер

шириной ленты 6 ^ 0 ,5

В + 100 мм.

 

 

 

 

 

 

 

При правильно проведенном взрыве выход негабаритных кусков должен быть минимальным. Для достижения высокой выработки экскаваторов, грузоподъемно­ транспортных средств при взрывном дроблении целесообразно стремиться к полу­ чению меньших размеров кусков. Куски камня, превышающие размеры, установ­ ленные ТУ, подлежат вторичному дроблению взрывным и машинным способами. При машинном способе камень дробят до нужных размеров бутобоями, шаровы­ ми и клиновыми грузами, подвешенными на экскаваторах и кранах, что не реко­ мендуется к широкому применению, поскольку быстро изнашиваются подъемные механизмы крана и экскаватора.

Взрывание негабарита производят шпуровыми или наружными зарядами. Масса заряда для дробления одного куска негабарита определяется по формуле (в кг)

Qh-Г== ^н-г^»

где q н-г — удельный расход ВВ при дроблении куска негабарита, кг/м3; V — объ­

ем негабаритного куска, м3.

 

 

 

 

 

Дробление накладными зарядами

ВВ разрешается

(для

кумулятивных

плоских зарядов из прессованных ВВ

q н-г = 0,4 —0,8 кг/м3; для плоских зарядов

из аммонита № 6 — q„-T= 0,8 —2,2 кг/м3)

только

при применении кумулятивных

зарядов, изготовляемых в заводских

условиях.

Заряды

имеют

кумулятивную

выемку для создания направленного движения газов. Заряды готовят из тротила, тетрила, флегмированного гексогена и др. Заряд включают в медную или латун­ ную оболочку.

В з р ы в а н и е на в ы б р о с производят для образования профильных выемок, для образования насыпей, вскрытия месторождения и т. д. Взрывание на выброс осуществляется методами сосредоточенных горизонтальных удлинен­ ных или скважинных зарядов. Взрыв на выброс можно разделить на два этапа: сначала выбрасываемый грунт (порода) приводится в движение взрывчатыми газами, потом куски породы разлетаются в стороны. Взрывы на выброс бывают обычные и направленные. При обычных взрывах выброшенный грунт равномерно

60


распределяется в отвалах по бортам выемки, при направленном основная масса грунта выбрасывается на один из бортов выемки. Для обычных взрывов на вы­ брос характерно однорядное расположение зарядов, для направленных — двух- и многорядное. Взрывы на выброс требуют больших расходов ВВ, и при разра­ ботке дорожных выемок их применяют с осторожностью, чтобы не нарушить исторически сложившееся равновесие сильно трещиноватых пород.

К а р ь е р н ы й т р а н с п о р т . Для отправки горной массы может быть использована железная дорога нормальной и узкой колеи, автомобили, конвейе­ ры (ленточные транспортеры), канатно-подвесные дороги и др. В дорожном строи­ тельстве наиболее распространены автомобили, землевозы и при небольших расстояниях доставки горной массы на КДЗ (0,5— 1 км) звеньевые ленточные транспортеры без применения погрузчиков или с использованием самоходных

погрузочных машин.

Конвейерный транспорт — один из самых перспективных и выгодных видов транспорта при добыче камня, так как он обеспечивает непрерывность перемеще­ ния горной массы и возможность автоматизации процесса. Его применение огра­ ничено из-за невозможности перемещения больших кусков материала ввиду быст­ рого износа ленты транспортера. Если между экскаватором и приемным бунке­ ром транспортера установить передвижную первичную дробилку, значительно улучшится использование транспортера с передачей продукции первичного дроб­ ления непосредственно транспортером в цех вторичного дробления КДЗ.

Для отвозки горной массы на КДЗ необходимо ориентироваться на автомо­ били большой грузоподъемности (5— 10— 12— 15 т); емкость кузова должна соот­ ветствовать кратной емкости ковша экскаватора. Чтобы определить рациональ­ ную грузоподъемность автомобилей в зависимости от емкости ковша, можно вос­ пользоваться формулой

где А — коэффициент, зависящий от объемной массы камня (для у = 1,8 т/м3 /1 = 5 ); qa ■— емкость ковша экскаватора, м3; а — коэффициент, зависящий от емко­ сти ковша экскаватора (при емкости — 4 м3 а = 2); L — расстояние транс­

портировки, км.

С целью лучшего использования автомобилей-самосвалов на карьерах произ­ водят погрузку в их кузов дополнительно одного неполного ковша экскаватора. Это делают чаще всего в тех случаях, когда в кузов грузят целое число ковшей, которое не полностью соответствует грузоподъемности автомобиля.

К организационным факторам, улучшающим работу автомобилей, можно от­ нести: выбор схем заездов и установки автомобилей на погрузку; применение рациональных схем движения автомобилей; согласованность работы экскаваторов

иоперативного (диспетчерского) управления. Схемы заездов и установки авто­ мобилей под погрузку должны снизить до минимума затраты времени на маневры

изагрузку, обеспечить возможность непрерывной подачи автомобилей к экскава­ тору, безопасность работ, минимальную ширину рабочей площадки, эффективную автоматизацию управления транспортом в карьере. Инж. В. Д. Шмаров (ХАДИ) рекомендует в целях лучшего использования автомобилей допускать небольшую недогрузку экскаватора *.

Автомобили нужно загружать материалом при небольшом угле поворота стрелы экскаватора и обеспечении оптимального радиуса резания (0,75—0,8 В). Площадь забоя должна допускать свободный обмен автомобилей под экскавато­ ром с минимальной затратой времени. Желательно устанавливать автомобили со стороны пульта управления машиниста, чем сокращается продолжительность погрузки и обеспечивается безопасность работы. Автомобиль нужно устанавли­ вать с минимальными изменениями направления движения и без применения раз­ воротов. Благодаря уменьшению угла поворота сокращается цикл экскавации и более правильно располагаются автомобили относительно экскаватора.

О х р а н а т р у д а при в з р ы в н ы х р а б о т а х . При проведении взрыв­ ных работ следует соблюдать «Единые правила безопасности при взрывных рабо-1

1 «Механизация строительства», 1973, № 3, с. 18— 19.

61


тах» (ЕП Б ), утвержденные Госгортехнадзором СССР и обязательные для всех предприятий и ведомств, ведущих взрывные работы. Контроль за соблюдением ведут Госгортехнадзор СССР, госгортехнадзоры и горнотехнические инспекции

республик.

К работам, связанным с подготовкой и проведением взрыва, допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие документ на производство работ — единую книжку взрывника. Периодически производится стажировка взрывников с отмет­ кой в единой книжке взрывника.

Предварительно устанавливают границы опасной зоны, которые по местно­ сти обозначают условными знаками. Минимальные безопасные расстояния ддя за­ рядов рыхления на открытой местности по поражающему действию кусков и об­ ломков породы должны быть не менее 200—300 м. На границах опасной зоны выставляют посты охраны; каждый из них должен быть в поле зрения смежных постов. При взрывных работах нужно обязательно применять сигналы — звуко­ вые или световые. Жители населенных пунктов должны быть заблаговременно оповещены местными Советами депутатов трудящихся о времени предстоящих работ, границах опасной зоны, о принятых сигналах и их значениях. Для опове­ щения используют местную радиотрансляционную сеть. Взрывные работы запре­ щено проводить во время грозы, при неисправности сигналов, отсутствии укрытий, при наличии людей в опасной зоне и отсутствии охраны на границах опасной зоны. Все отказы при взрывных работах и время их ликвидации заносят в жур­ нал ликвидации отказов.

Склады ВМ располагают на огражденной территории с надлежащей охраной. Базисные склады ВМ предназначены для снабжения расходных складов. На ба­ зисных складах запрещается распаковка ВМ и раздача взрывникам. Для раздачи ВМ взрывникам служат расходные склады.

Открытые разработки камня требуют принятия мер по очистке воздуха от вредных газов и пыли. При работе дизельных машин на рабочих местах образу­ ется скопление ядовитых газов (акролеин, формальдегид, окислы азота, бензпи­ рен). В местах наибольшего скопления газов и пыли нужно периодически делать анализ воздуха. Количество газов на рабочих местах и запыленность воздуха не должны превышать утвержденных санитарных норм (СН 245-63). При осаждении пыли в местах интенсивного образования (дороги, отвалы, приемные бункеры горной массы) применяют орошение водой. Дороги с каменным покрытием поли­ вают водой и различными реагентами, хорошо адсорбирующими влагу из воздуха, например хлористым кальцием. В целях ликвидации загазованности необходимо применять средства газоподавления и газоочистки. При каждом карьере должны быть санитарно-бытовые помещения, питьевая вода.

§ 12. МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Камнедробильные заводы — предприятия для дробления щебня, сортиров­ ки его по размерам, мойки и обогащения. Указанные операции производят после­ довательно в тесной технологической увязке между собой. В зависимости от конкретных условий переработки и характера исходного сырья отдельные опера­

ции могут отсутствовать, например мойка или обогащение.

 

 

Объем камня, который необходимо добыть для

обеспечения работы

КДЗ,

можно подсчитать по формуле

 

 

 

 

У"к =

 

 

где

— объем товарного щебня,

м3, который должен приготовить КДЗ;

кр —

коэффициент разрыхления камня

(при экскаваторной

погрузке можно принять

1,45-Е 1,5); кп — коэффициент, учитывающий потери при добыче и транспортиров­ ке (1,10— 1,05); кщ — коэффициент выхода товарного щебня; кщ= к укт— коэффи­

циенты, учитывающие увеличение объема при дроблении камня на щебень и вы­ ход делового камня из продуктивной толщи карьера и отходы при дроблении (ку также называют коэффициентом прибоя кп; кт колеблется в разных пределах,

и для учебных целей его можно принимать равным 0,5— 0,7).

«Сортировка» (грохочение), «ситовая классификация» — термины, обознача­ ющие разделение сыпучих материалов на классы по крупности путем просеивания через одно или несколько сит. Прошедший через сита материал образует нижний

62


(подрешетный) класс. Остающийся на просеивающей поверхности материал со­ ставляет верхний (надрешетный) класс. Таким образом, одна рабочая поверх­ ность обеспечивает разделение на два сорта (фракции). Подавая материал по­ следовательно на п рабочих поверхностей, отличающихся размерами отверстий,

получают (и -И ) фракцию. Получить несколько фракций можно на ряде последо­ вательно расположенных грохотов или на одном грохоте, имеющем несколько просеивающих поверхностей с отверстиями разных размеров. Применяют различ­ ные просеивающие поверхности. Для предварительной сортировки используют колосники в виде параллельно расположенных стальных стержней, обычно тра­ пециевидного сечения. Расстояние между колосниками определяет размер отделя­ емых кусков материала. Колосниковые грохоты устанавливают перед дробилками первичного дробления, чтобы отделить более мелкие куски, не требующие пере­ работки в машинах первой стадии дробления. Такие грохоты могут быть не­ подвижными и подвижными. В качестве просеивающих органов на грохотах при­ меняют проволочные сита — тканевые, сборные из каналированных (заранее вы­ гнутых или штампованных) проволок. Перекрещиваясь под прямым углом, проволока образует квадратные или удлиненные отверстия. Живым сечением сита называют отношение суммарной площади его отверстий (в свету), выраженное в процентах, ко всей его площади.

Для повышения эффективности сортировки применяют подвижные грохоты — барабанные и плоские вибрационные (эксцентриковые), инерционные. От эксцент­ риковых сейчас отказываются, поскольку на инерционных сортировка эффектив­ нее. В связи с большим износом сит, особенно при сортировке щебня, приготов­ ленного из абразивных пород, сита изготавливают из пластмасс, резины, металлические обрезиненные.

Слой материала, поступающего на грохот, не должен быть тоньше двух раз­ меров наибольших кусков. Этим обеспечивается лучшая сортировка.

Дробление и измельчение — разрушение кусков камня внешними силами, преодолевающими внутренние силы сцепления, связывающие между собой части­ цы твердого вещества. Условно считается, что при дроблении получаются про­ дукты преимущественно крупные, а при измельчении — мельче 5 мм. Для дроб­ ления применяют дробилки, для измельчения — мельницы.

Отношение размера кусков Пт ах исходного материала к размеру кусков дробленого или измельченного продукта d mах называют степенью дробления L

Если грохочение материала после дробления не производилось, степень дробле­

ния приближенно можно вычислить по формуле

t'=0,85 BL

— ширина загру­

зочного отверстия дробилки, мм; L — ширина ее разгрузочной щели,

мм). Вели­

чину 0,85 В называют эффективной шириной

загрузочного

отверстия

дробилки.

Принято считать, что максимальные куски камня, поступающего в дробилку, должны быть на 15% меньше ширины загрузочного отверстия, а максимальные куски в дробленом продукте приближенно равны ширине разгрузочной щели.

На заводе переработка проводится с высокой степенью дробления, которую невозможно получить в одной дробилке в силу ее конструктивных особенностей. Поэтому дробить материал до требуемого размера приходится в нескольких по­ следовательно работающих дробилках. В каждой из них будет осуществлена

лишь часть общего процесса дробления

или измельчения,

называемая

его ста­

дией. Степень дробления, достигаемая в каждой

отдельной

стадии, называется

частной, а во всех стадиях — общей степенью дробления:

 

 

 

 

 

г — (£*тах

■^ l) (^1 •d-i) (^2 •

•. (d n—i

d max) =

^?max! ^max >

 

где Птах — размер

максимальных

кусков,

поступающих

 

в 1-ю стадию

дробле­

ния; d\ — размер максимальных кусков

в продукте 1-й

стадии, т. е. в исходном

материале,

поступающем во 2-ю

стадию;

d2— размер

максимальных

кусков в

продукте 2-й стадии; dn- i — размер максимальных кусков

в

продукте

(я— 1)-й

стадии, т. е. в материале, поступающем в последнюю п-ю стадию; dmax — размер

максимальных кусков в продукте я-й стадии, т. е. в окончательном продукте.

По механоконструктивным признакам

и основному

методу дробления, осу­

ществляемому в них, машины бывают:

 

 

 

 

 

 

 

1)

щековые, в которых материал разрушается между двумя щеками при их

приближении. Для этого одну или обе щеки делают качающимися;

63


 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

too

 

 

 

 

 

 

 

* 9 0

 

 

 

 

 

 

 

| so

 

 

 

 

 

 

 

5 70

 

 

 

 

 

 

 

>

 

 

 

 

 

 

 

 

I ®

 

 

 

 

 

 

 

I

to

 

 

 

 

 

 

 

•3

30

 

 

 

 

 

 

 

I »

 

 

 

 

 

 

 

 

0

to 20 30 40

50 SO 70 SO 30

Размер omkpcmuu cum , м м

 

 

 

Piump отверстий mm1 nn

Рис. 3.6.

График выхода продукта

дробления

из

дробилок

(суммарный

 

 

остаток на ситах в % ):

 

 

 

1 — щель

75 мм;

а — щековая СМ-16Б; б — роторная С-985;

мм;

5 — щель

2 — щель 100 мм; 3 — щель 110 мм;

4 — щель 120

140 мм; 6 — щель

160 мм; 7 — щель 80/16

мм,

скорость 30

м/сек; 8 — щель

150/36 мм,

 

 

скорость 30

м/сек

 

 

 

 

2)конусные, дробящие материал в пространстве между подвижным конусом

инеподвижной обрамляющей частью машины;

3)ударного действия, дробящие камень, ударами по камню молотков или бил быстровращающегося ротора, а также ударами камня о стенки камеры дробления и о другие куски;

4)валковые, раздавливающие материал валками, которые вращаются на­

встречу друг другу.

Для щековых и конусных дробилок степень дробления колеблется в преде­ лах 4— 8, в машинах ударного действия она не менее чем в 3—4 раза выше сте­ пени дробления щековых и конусных. Валковые машины дают степень измельче­ ния материала 3—6.

Гранулометрический состав продуктов дробления для одной и той же дро­ билки непостоянен и зависит от вида перерабатываемой породы, соотношения кусков в исходном материале, ширины выпускной щели дробилки. Результаты ситового анализа представляют в виде кривых, наглядно отражающих соотноше­ ние классов в продукте дробления и позволяющих определять процентное содер­ жание отдельных фракций при разных значениях ширины разгрузочной щели (рис. 3.6). Задаваясь шириной выпускной щели щековой дробилки, можно опре­ делить примерный состав продуктов дробления или по максимальному размеру этого продукта найти требуемую ширину выпускной щели дробилки.

Мельницы, используемые для измельчения каменных материалов, бывают шаровые, стержневые и вибрационные. Они представляют собой пустотелые ба­ рабаны, закрытые торцовыми крышками, в центре которых имеются полые цап­ фы, опирающиеся на подшипники. Внутри барабан футерован (облицован)' марганцовистой сталью. Барабан вращается вокруг горизонтальной оси. Его за­ полняют на половину объема дробящими телами; благодаря трению камня об эти тела и удара шарами материал измельчается.

По способу разгрузки измельченного продукта мельницы бывают с централь­ ной разгрузкой и через решетку. У мельниц с центральной разгрузкой полученный продукт удаляется через пустотелую разгрузочную цапфу. Мельницы с разгруз­ кой через решетку имеют подъемное устройство, принудительно разгружающее продукт. В вибромельницах материал измельчается за счет вибрационного воз­ действия шаров. Барабан установлен неподвижно и подпружинен. Колебания ему сообщает эксцентриковый механизм.

Ведущей машиной в технологическом процессе КДЗ является дробилка пер­ вичного дробления, по которой и рассчитывают мощность завода. При выборе щековой дробилки для первой стадии дробления руководствуются, в первую

64