Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Рис. 3.5. Средства взрывания ВВ:
а — огнепроводный шнур; |
б — патрон-боевик; в — зажигательная трубка; |
г — капсюль-детона |
|||||||||
/ — сердцевина ОШ; |
тор; |
д — электродетонатор; |
е — взрывная машинка; |
|
|
8 — |
|||||
2 — ОШ; 3 — шпагат; 4 — КД; |
5 — ВВ; |
6 |
— оболочка; 7 — гильза; |
||||||||
тетрил; 9—гремучая |
ртуть; Ю— воспламенительная |
головка; |
// |
— мостик |
накаливания; |
12 — |
|||||
концы электропровода; |
13 — пластикат; 14 — электропровод; 15 — зажимы |
для |
проводов; |
16 — |
|||||||
|
|
|
|
ключ для включения (завода пружины) |
|
|
|
||||
в бункер |
меньший |
размер приемного |
отверстия |
должен быть |
в пределах |
||||||
6 ^ 0 ,8 5 |
В, а при |
подаче взорванной горной |
массы |
на |
ленточный |
транспортер |
|||||
шириной ленты 6 ^ 0 ,5 |
В + 100 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
При правильно проведенном взрыве выход негабаритных кусков должен быть минимальным. Для достижения высокой выработки экскаваторов, грузоподъемно транспортных средств при взрывном дроблении целесообразно стремиться к полу чению меньших размеров кусков. Куски камня, превышающие размеры, установ ленные ТУ, подлежат вторичному дроблению взрывным и машинным способами. При машинном способе камень дробят до нужных размеров бутобоями, шаровы ми и клиновыми грузами, подвешенными на экскаваторах и кранах, что не реко мендуется к широкому применению, поскольку быстро изнашиваются подъемные механизмы крана и экскаватора.
Взрывание негабарита производят шпуровыми или наружными зарядами. Масса заряда для дробления одного куска негабарита определяется по формуле (в кг)
Qh-Г== ^н-г^»
где q н-г — удельный расход ВВ при дроблении куска негабарита, кг/м3; V — объ
ем негабаритного куска, м3. |
|
|
|
|
|
Дробление накладными зарядами |
ВВ разрешается |
(для |
кумулятивных |
||
плоских зарядов из прессованных ВВ |
q н-г = 0,4 —0,8 кг/м3; для плоских зарядов |
||||
из аммонита № 6 — q„-T= 0,8 —2,2 кг/м3) |
только |
при применении кумулятивных |
|||
зарядов, изготовляемых в заводских |
условиях. |
Заряды |
имеют |
кумулятивную |
выемку для создания направленного движения газов. Заряды готовят из тротила, тетрила, флегмированного гексогена и др. Заряд включают в медную или латун ную оболочку.
В з р ы в а н и е на в ы б р о с производят для образования профильных выемок, для образования насыпей, вскрытия месторождения и т. д. Взрывание на выброс осуществляется методами сосредоточенных горизонтальных удлинен ных или скважинных зарядов. Взрыв на выброс можно разделить на два этапа: сначала выбрасываемый грунт (порода) приводится в движение взрывчатыми газами, потом куски породы разлетаются в стороны. Взрывы на выброс бывают обычные и направленные. При обычных взрывах выброшенный грунт равномерно
60
распределяется в отвалах по бортам выемки, при направленном основная масса грунта выбрасывается на один из бортов выемки. Для обычных взрывов на вы брос характерно однорядное расположение зарядов, для направленных — двух- и многорядное. Взрывы на выброс требуют больших расходов ВВ, и при разра ботке дорожных выемок их применяют с осторожностью, чтобы не нарушить исторически сложившееся равновесие сильно трещиноватых пород.
К а р ь е р н ы й т р а н с п о р т . Для отправки горной массы может быть использована железная дорога нормальной и узкой колеи, автомобили, конвейе ры (ленточные транспортеры), канатно-подвесные дороги и др. В дорожном строи тельстве наиболее распространены автомобили, землевозы и при небольших расстояниях доставки горной массы на КДЗ (0,5— 1 км) звеньевые ленточные транспортеры без применения погрузчиков или с использованием самоходных
погрузочных машин.
Конвейерный транспорт — один из самых перспективных и выгодных видов транспорта при добыче камня, так как он обеспечивает непрерывность перемеще ния горной массы и возможность автоматизации процесса. Его применение огра ничено из-за невозможности перемещения больших кусков материала ввиду быст рого износа ленты транспортера. Если между экскаватором и приемным бунке ром транспортера установить передвижную первичную дробилку, значительно улучшится использование транспортера с передачей продукции первичного дроб ления непосредственно транспортером в цех вторичного дробления КДЗ.
Для отвозки горной массы на КДЗ необходимо ориентироваться на автомо били большой грузоподъемности (5— 10— 12— 15 т); емкость кузова должна соот ветствовать кратной емкости ковша экскаватора. Чтобы определить рациональ ную грузоподъемность автомобилей в зависимости от емкости ковша, можно вос пользоваться формулой
где А — коэффициент, зависящий от объемной массы камня (для у = 1,8 т/м3 /1 = 5 ); qa ■— емкость ковша экскаватора, м3; а — коэффициент, зависящий от емко сти ковша экскаватора (при емкости — 4 м3 а = 2); L — расстояние транс
портировки, км.
С целью лучшего использования автомобилей-самосвалов на карьерах произ водят погрузку в их кузов дополнительно одного неполного ковша экскаватора. Это делают чаще всего в тех случаях, когда в кузов грузят целое число ковшей, которое не полностью соответствует грузоподъемности автомобиля.
К организационным факторам, улучшающим работу автомобилей, можно от нести: выбор схем заездов и установки автомобилей на погрузку; применение рациональных схем движения автомобилей; согласованность работы экскаваторов
иоперативного (диспетчерского) управления. Схемы заездов и установки авто мобилей под погрузку должны снизить до минимума затраты времени на маневры
изагрузку, обеспечить возможность непрерывной подачи автомобилей к экскава тору, безопасность работ, минимальную ширину рабочей площадки, эффективную автоматизацию управления транспортом в карьере. Инж. В. Д. Шмаров (ХАДИ) рекомендует в целях лучшего использования автомобилей допускать небольшую недогрузку экскаватора *.
Автомобили нужно загружать материалом при небольшом угле поворота стрелы экскаватора и обеспечении оптимального радиуса резания (0,75—0,8 В). Площадь забоя должна допускать свободный обмен автомобилей под экскавато ром с минимальной затратой времени. Желательно устанавливать автомобили со стороны пульта управления машиниста, чем сокращается продолжительность погрузки и обеспечивается безопасность работы. Автомобиль нужно устанавли вать с минимальными изменениями направления движения и без применения раз воротов. Благодаря уменьшению угла поворота сокращается цикл экскавации и более правильно располагаются автомобили относительно экскаватора.
О х р а н а т р у д а при в з р ы в н ы х р а б о т а х . При проведении взрыв ных работ следует соблюдать «Единые правила безопасности при взрывных рабо-1
1 «Механизация строительства», 1973, № 3, с. 18— 19.
61
тах» (ЕП Б ), утвержденные Госгортехнадзором СССР и обязательные для всех предприятий и ведомств, ведущих взрывные работы. Контроль за соблюдением ведут Госгортехнадзор СССР, госгортехнадзоры и горнотехнические инспекции
республик.
К работам, связанным с подготовкой и проведением взрыва, допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие документ на производство работ — единую книжку взрывника. Периодически производится стажировка взрывников с отмет кой в единой книжке взрывника.
Предварительно устанавливают границы опасной зоны, которые по местно сти обозначают условными знаками. Минимальные безопасные расстояния ддя за рядов рыхления на открытой местности по поражающему действию кусков и об ломков породы должны быть не менее 200—300 м. На границах опасной зоны выставляют посты охраны; каждый из них должен быть в поле зрения смежных постов. При взрывных работах нужно обязательно применять сигналы — звуко вые или световые. Жители населенных пунктов должны быть заблаговременно оповещены местными Советами депутатов трудящихся о времени предстоящих работ, границах опасной зоны, о принятых сигналах и их значениях. Для опове щения используют местную радиотрансляционную сеть. Взрывные работы запре щено проводить во время грозы, при неисправности сигналов, отсутствии укрытий, при наличии людей в опасной зоне и отсутствии охраны на границах опасной зоны. Все отказы при взрывных работах и время их ликвидации заносят в жур нал ликвидации отказов.
Склады ВМ располагают на огражденной территории с надлежащей охраной. Базисные склады ВМ предназначены для снабжения расходных складов. На ба зисных складах запрещается распаковка ВМ и раздача взрывникам. Для раздачи ВМ взрывникам служат расходные склады.
Открытые разработки камня требуют принятия мер по очистке воздуха от вредных газов и пыли. При работе дизельных машин на рабочих местах образу ется скопление ядовитых газов (акролеин, формальдегид, окислы азота, бензпи рен). В местах наибольшего скопления газов и пыли нужно периодически делать анализ воздуха. Количество газов на рабочих местах и запыленность воздуха не должны превышать утвержденных санитарных норм (СН 245-63). При осаждении пыли в местах интенсивного образования (дороги, отвалы, приемные бункеры горной массы) применяют орошение водой. Дороги с каменным покрытием поли вают водой и различными реагентами, хорошо адсорбирующими влагу из воздуха, например хлористым кальцием. В целях ликвидации загазованности необходимо применять средства газоподавления и газоочистки. При каждом карьере должны быть санитарно-бытовые помещения, питьевая вода.
§ 12. МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Камнедробильные заводы — предприятия для дробления щебня, сортиров ки его по размерам, мойки и обогащения. Указанные операции производят после довательно в тесной технологической увязке между собой. В зависимости от конкретных условий переработки и характера исходного сырья отдельные опера
ции могут отсутствовать, например мойка или обогащение. |
|
|||
|
Объем камня, который необходимо добыть для |
обеспечения работы |
КДЗ, |
|
можно подсчитать по формуле |
|
|
|
|
|
У"к = |
|
|
|
где |
— объем товарного щебня, |
м3, который должен приготовить КДЗ; |
кр — |
|
коэффициент разрыхления камня |
(при экскаваторной |
погрузке можно принять |
1,45-Е 1,5); кп — коэффициент, учитывающий потери при добыче и транспортиров ке (1,10— 1,05); кщ — коэффициент выхода товарного щебня; кщ= к укт— коэффи
циенты, учитывающие увеличение объема при дроблении камня на щебень и вы ход делового камня из продуктивной толщи карьера и отходы при дроблении (ку также называют коэффициентом прибоя кп; кт колеблется в разных пределах,
и для учебных целей его можно принимать равным 0,5— 0,7).
«Сортировка» (грохочение), «ситовая классификация» — термины, обознача ющие разделение сыпучих материалов на классы по крупности путем просеивания через одно или несколько сит. Прошедший через сита материал образует нижний
62
(подрешетный) класс. Остающийся на просеивающей поверхности материал со ставляет верхний (надрешетный) класс. Таким образом, одна рабочая поверх ность обеспечивает разделение на два сорта (фракции). Подавая материал по следовательно на п рабочих поверхностей, отличающихся размерами отверстий,
получают (и -И ) фракцию. Получить несколько фракций можно на ряде последо вательно расположенных грохотов или на одном грохоте, имеющем несколько просеивающих поверхностей с отверстиями разных размеров. Применяют различ ные просеивающие поверхности. Для предварительной сортировки используют колосники в виде параллельно расположенных стальных стержней, обычно тра пециевидного сечения. Расстояние между колосниками определяет размер отделя емых кусков материала. Колосниковые грохоты устанавливают перед дробилками первичного дробления, чтобы отделить более мелкие куски, не требующие пере работки в машинах первой стадии дробления. Такие грохоты могут быть не подвижными и подвижными. В качестве просеивающих органов на грохотах при меняют проволочные сита — тканевые, сборные из каналированных (заранее вы гнутых или штампованных) проволок. Перекрещиваясь под прямым углом, проволока образует квадратные или удлиненные отверстия. Живым сечением сита называют отношение суммарной площади его отверстий (в свету), выраженное в процентах, ко всей его площади.
Для повышения эффективности сортировки применяют подвижные грохоты — барабанные и плоские вибрационные (эксцентриковые), инерционные. От эксцент риковых сейчас отказываются, поскольку на инерционных сортировка эффектив нее. В связи с большим износом сит, особенно при сортировке щебня, приготов ленного из абразивных пород, сита изготавливают из пластмасс, резины, металлические обрезиненные.
Слой материала, поступающего на грохот, не должен быть тоньше двух раз меров наибольших кусков. Этим обеспечивается лучшая сортировка.
Дробление и измельчение — разрушение кусков камня внешними силами, преодолевающими внутренние силы сцепления, связывающие между собой части цы твердого вещества. Условно считается, что при дроблении получаются про дукты преимущественно крупные, а при измельчении — мельче 5 мм. Для дроб ления применяют дробилки, для измельчения — мельницы.
Отношение размера кусков Пт ах исходного материала к размеру кусков дробленого или измельченного продукта d mах называют степенью дробления L
Если грохочение материала после дробления не производилось, степень дробле
ния приближенно можно вычислить по формуле |
t'=0,85 BL |
(В — ширина загру |
|
зочного отверстия дробилки, мм; L — ширина ее разгрузочной щели, |
мм). Вели |
||
чину 0,85 В называют эффективной шириной |
загрузочного |
отверстия |
дробилки. |
Принято считать, что максимальные куски камня, поступающего в дробилку, должны быть на 15% меньше ширины загрузочного отверстия, а максимальные куски в дробленом продукте приближенно равны ширине разгрузочной щели.
На заводе переработка проводится с высокой степенью дробления, которую невозможно получить в одной дробилке в силу ее конструктивных особенностей. Поэтому дробить материал до требуемого размера приходится в нескольких по следовательно работающих дробилках. В каждой из них будет осуществлена
лишь часть общего процесса дробления |
или измельчения, |
называемая |
его ста |
|||||||
дией. Степень дробления, достигаемая в каждой |
отдельной |
стадии, называется |
||||||||
частной, а во всех стадиях — общей степенью дробления: |
|
|
|
|
||||||
|
г — (£*тах |
■^ l) (^1 •d-i) (^2 • |
•. (d n—i |
d max) = |
^?max! ^max > |
|
||||
где Птах — размер |
максимальных |
кусков, |
поступающих |
|
в 1-ю стадию |
дробле |
||||
ния; d\ — размер максимальных кусков |
в продукте 1-й |
стадии, т. е. в исходном |
||||||||
материале, |
поступающем во 2-ю |
стадию; |
d2— размер |
максимальных |
кусков в |
|||||
продукте 2-й стадии; dn- i — размер максимальных кусков |
в |
продукте |
(я— 1)-й |
|||||||
стадии, т. е. в материале, поступающем в последнюю п-ю стадию; dmax — размер |
||||||||||
максимальных кусков в продукте я-й стадии, т. е. в окончательном продукте. |
||||||||||
По механоконструктивным признакам |
и основному |
методу дробления, осу |
||||||||
ществляемому в них, машины бывают: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
1) |
щековые, в которых материал разрушается между двумя щеками при их |
приближении. Для этого одну или обе щеки делают качающимися;
63
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
too |
|
|
|
|
|
|
|
* 9 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| so |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
> |
|
|
|
|
|
|
|
|
I ® |
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
to |
|
|
|
|
|
|
|
•3 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
I » |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
to 20 30 40 |
50 SO 70 SO 30 |
|
Размер omkpcmuu cum , м м |
|
|
|
Piump отверстий mm1 nn |
||||
Рис. 3.6. |
График выхода продукта |
дробления |
из |
дробилок |
(суммарный |
|||
|
|
остаток на ситах в % ): |
|
|
|
|||
1 — щель |
75 мм; |
а — щековая СМ-16Б; б — роторная С-985; |
мм; |
5 — щель |
||||
2 — щель 100 мм; 3 — щель 110 мм; |
4 — щель 120 |
|||||||
140 мм; 6 — щель |
160 мм; 7 — щель 80/16 |
мм, |
скорость 30 |
м/сек; 8 — щель |
150/36 мм, |
|||
|
|
скорость 30 |
м/сек |
|
|
|
|
2)конусные, дробящие материал в пространстве между подвижным конусом
инеподвижной обрамляющей частью машины;
3)ударного действия, дробящие камень, ударами по камню молотков или бил быстровращающегося ротора, а также ударами камня о стенки камеры дробления и о другие куски;
4)валковые, раздавливающие материал валками, которые вращаются на
встречу друг другу.
Для щековых и конусных дробилок степень дробления колеблется в преде лах 4— 8, в машинах ударного действия она не менее чем в 3—4 раза выше сте пени дробления щековых и конусных. Валковые машины дают степень измельче ния материала 3—6.
Гранулометрический состав продуктов дробления для одной и той же дро билки непостоянен и зависит от вида перерабатываемой породы, соотношения кусков в исходном материале, ширины выпускной щели дробилки. Результаты ситового анализа представляют в виде кривых, наглядно отражающих соотноше ние классов в продукте дробления и позволяющих определять процентное содер жание отдельных фракций при разных значениях ширины разгрузочной щели (рис. 3.6). Задаваясь шириной выпускной щели щековой дробилки, можно опре делить примерный состав продуктов дробления или по максимальному размеру этого продукта найти требуемую ширину выпускной щели дробилки.
Мельницы, используемые для измельчения каменных материалов, бывают шаровые, стержневые и вибрационные. Они представляют собой пустотелые ба рабаны, закрытые торцовыми крышками, в центре которых имеются полые цап фы, опирающиеся на подшипники. Внутри барабан футерован (облицован)' марганцовистой сталью. Барабан вращается вокруг горизонтальной оси. Его за полняют на половину объема дробящими телами; благодаря трению камня об эти тела и удара шарами материал измельчается.
По способу разгрузки измельченного продукта мельницы бывают с централь ной разгрузкой и через решетку. У мельниц с центральной разгрузкой полученный продукт удаляется через пустотелую разгрузочную цапфу. Мельницы с разгруз кой через решетку имеют подъемное устройство, принудительно разгружающее продукт. В вибромельницах материал измельчается за счет вибрационного воз действия шаров. Барабан установлен неподвижно и подпружинен. Колебания ему сообщает эксцентриковый механизм.
Ведущей машиной в технологическом процессе КДЗ является дробилка пер вичного дробления, по которой и рассчитывают мощность завода. При выборе щековой дробилки для первой стадии дробления руководствуются, в первую
64