Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
Рис. 6.9. Технологические схемы типовых складов цемента:
а — п р и р е л ь с о в ы й с к л а д |
е м к о с т ь ю |
1700 (1100) и |
4000 |
(2500) |
т; |
б — п р и р е л ь с о в ы й с к л а д |
|||||
1 — силос; 2 — шиберный |
е м к о с т ь ю 360 (240) |
и |
720 (480) т ; |
4 |
— бункер.осадитель; |
5 — |
|||||
затвор; |
3 — верхний |
|
аэрожелоб; |
||||||||
вентилятор |
верхнего аэрожелоба; |
6 — двухрукавная |
течка; |
7 |
— сдвоенный |
бункер |
над |
||||
эрлифтами; |
8 — эрлифт; |
9 — пневмовинтовой |
насос; |
10 — бункер; |
11 — нижний аэро |
||||||
желоб; 12 — разгружатель донной |
выгрузки; |
|
13 — разгружатель |
боковой |
выгрузки; |
||||||
14 — вентилятор нижнего |
аэрожелоба; 15 — устройство для |
переключения |
цементопро- |
в о д о в
Снабжение водой является одним из решающих вопросов при выборе места для завода. Лучше всего воду получать от сущест вующих систем водоснабжения. Когда это невозможно, используют водоемы, артезианские скважины, колодцы при соответствующем дебите. В безводных районах возможны случаи доставки воды в автоцистернах, но это значительно удорожает приготовление бето на. Для создания резерва и необходимого напора на территории за вода устанавливают временную водонапорную башню.
Снабжение ЦБЗ сжатым воздухом осуществляется от передвиж ных компрессорных станций, а в ряде случаев от стационарных установок. Пар для работы получают от вертикальных паровых кот лов различного типа, а также передвижных парообразователей. Располагая котельную, следует учитывать возможности удобной и простой подачи пара потребляющим точкам, необходимость устрой ства склада при котельной для хранения твердого топлива, если котельная не работает на жидком топливе.
На заводе должна быть предусмотрена мойка автомобилей-само свалов от остатков бетона. Ремонтное хозяйство завода организуют в зависимости от мощности ЦБЗ, степени его механизации и авто матизации. Завод может пользоваться услугами центральных ма стерских строительства, имея на своей территории ремонтную ле тучку, или создавать свое ремонтное хозяйство. Наиболее прогрес сивно централизованное ремонтное хозяйство.
П е р е д в и ж н ы е Ц Б З создают в тех случаях, когда подача бетонной смеси не может быть обеспечена из-за большой дальности возки, грозящей схватыванию смеси до укладки в дело. Если для доставки бетонной смеси нужно затратить более 1—2 ч, на ЦБЗ приготавливают смесь сухих отдозированных компонентов •— щебня, песка, цемента. Перемешивание их с водой происходит в пути в ав
160
тобетоносмесителях. Для приготовления сухих смесей используют установку С-984 с выработкой до 30 м3/ч и с дозированием одной фракции песка и трех щебня. Емкость расходных бункеров заполни телей делается в 24 м3 и цемента 4,5 м3. Расходный бункер цемента имеет нижний и верхний указатели уровня. В дозировочном отделе нии устанавливают четыре бункера заполнителей, расходный бункер цемента, четыре дозатора заполнителей С-633 и один цемента С-804.
На выбор того или иного способа приготовления смеси и ее до ставки влияют экономические, технологические, организационные, местные условия, интенсивность строительства, величина затрат на механизацию приготовления бетонной смеси. Степень механизации и автоматизации производства бетона зависит от мощности (выра ботки) завода. На заводах малой мощности полная автоматизация не обеспечивает экономию рабочей силы и, следовательно, экономию
переменных расходов: (&П + Kbnq):[(tn + — *„рл)],
где АП — повышение производительности за счет введения програмного управления, м3/ч; к — коэффициент использования оборудова ния; п — число изменений состава смеси за 1 ч; <? — количество бе тонной смеси, приготовленной за цикл, м3; Ц, ta, tHp— продолжи тельность дозирования, перемешивания, настройки нового состава или программном управлении.
Однако она ведет к облегчению и даже устранению ручного тру да на заводе.
Формула показывает, что программное управление влияет на производительность только в том случае, если число изменений за 1 ч будет иметь большую величину. Автоматизация ЦБЗ целесооб разна, если снижается численность обслуживающего персонала и за счет этого снижения экономится фонд заработной платы, снижает ся расход цемента благодаря повышению точности автоматизиро ванного дозирования, экономится электроэнергия за счет сокраще ния холостой работы электродвигателя, увеличивается выработка при сокращении времени дозирования всех компонентов смеси. Суммарная годовая экономия от автоматизации завода (руб./год)
Э = Э3 + Ээ + Эц + Эуп— (4 + Р)f/Cp.aBT,
где 5 Ц— годовая экономия затрат на цемент; Эа— то же, на элект роэнергию; 5 уп — годовая экономия условно постоянных'расходов; Э3— то же, фонда заработной платы; A -j-P — амортизационные от числения и расходы на обслуживание средств автоматизации в год, %; А ср .авт — капитальные затраты на средства автоматики, вклю чая стоимость проектных работ.
Годовой экономический эффект от автоматизации
Э = ЪЭ — Е К Ср . а в т руб/год,
где Е — нормативный коэффициент сравнительной эффективности (0,15). Срок окупаемости капитальных затрат на автоматизацию ЦБЗ (год)
б Полосин — Никитин |
161 |
О с о б е н н о с т ь р а б о т ы Ц Б З при о т р и ц а т е л ь н о й т е м п е р а т у р е . Зимой пластичные и жесткие смеси нужно гото вить на ЦБЗ, расположенных в сборно-разборных зданиях. Бетон ная смесь при укладке должна иметь положительную температуру, поэтому зимой применяют подогрев заполнителей и воды. Заполни тели подогревают на складах и штабелях или в специальных бунке рах или установках с помощью пара, дымовых газов, горячей водой, горячим воздухом. Наиболее важен подогрев воды, теплоемкость которой в несколько раз выше, чем у заполнителей. Цемент не подо гревается, но его следует хранить на закрытом складе при положи тельной температуре. Наиболее просто и эффективно нагревать воду, пропуская пар от котельной установки в герметически закры тый бак с холодной водой или в змеевик из труб, помещаемых в баке, плотно закрытом крышкой.
Противоморозные и пластифицирующие добавки в виде водного раствора вводят в бетонную смесь при ее приготовлении. Продолжи тельность перемешивания бетонной смеси зимой увеличивают про тив летних норм не менее чем на 25%. Одновременно с подачей воды в бетоносмеситель загружают подогретый крупный заполни тель, а после заливки примерно половины требуемого количества воды и нескольких оборотов барабана или лопастей смесителя за гружают цемент и подогретый песок.
Наибольшая допускаемая температура компонентов при загруз ке в бетоносмеситель равна:
|
|
Температура |
Температура смеси |
|
|
при выходе из сме- |
|
|
|
материалов, град. |
сителя, град. |
Портландцемент |
90/60 |
45 |
|
марки 300 и ниже |
|||
» |
400 . . . |
80/50 |
40 |
» |
500 . . . |
60/40 |
35 |
О х р а н а т р у д а и п р о т и в о п о ж а р н а я б е з о п а с н о с т ь . При приготовлении бетонной смеси необходимо соблюдать основные правила, обеспечивающие безопасные условия труда. Для предохранения воздуха от загрязнения цементной и каменной пылью транспортные машины, а также узлы перегрузки материалов поме щают в плотно закрытые кожуха и подключают к системе вытяжной вентиляции с фильтрами. Дозировочные устройства и другое пыля щее оборудование тщательно герметизируют. Чтобы при загрузке бетоносмесителей было меньше цементной пыли, над воронкой за грузки сухих материалов необходимо устраивать вытяжной зонт, подключенный к вытяжной системе. Рабочие места, проходы, про езды не следует загромождать сырьем. Ширина главных проходов должна быть не менее 1,5 м, а проходов для обслуживания машин — не менее 0,8 м. На работах, где возможно поражение электрическим током, нужно применять защитные средства (изолирующие подстав
162
ки, инструмент с изолирующими ручками, резиновые диэлектриче ские перчатки, боты, калоши, резиновые коврики и дорожки).
Все открытые движущиеся части машин защищают металличе ским ограждением. Пуск оборудования разрешают только после по дачи звуковой или световой сигнализации. Ремонт, регулировку, чистку, смазку машин на ходу не допускают.
При внезапном прекращении поступления электроэнергии все электродвигатели необходимо немедленно отключить, а у главного рубильника снять предохранители. Перед осмотром и ремонтом ма шин электроэнергию отключают, снимают предохранители или изы мают вилки разрыва пускового устройства. На магнитных пускате лях или рукоятках рубильников электродвигателей вывешивают таб личку «Не включать».
§ 29. РЕШЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЦБЗ
При решении генерального плана ЦБЗ соблюдаются те же прави ла, что и при разработке генпланов КДЗ, АБЗ, но с некоторыми осо бенностями компоновки оборудования, вызванной спецификой ра боты бетоносмесительного цеха (рис. 6.10). Генеральный план Ц БЗ— это проект расположения всех зданий, сооружений, инженерных се тей, автомобильных дорог и железнодорожных путей, обеспечиваю щих эффективную деятельность намеченного к строительству произ водственного предприятия (рис. 6.11).
Коэффициенты застройки и использования площадки должны быть максимальными. При проектировании ЦБЗ стационарного типа следует учитывать перспективы расширения и резервные пло щади для повышенных запасов заполнителей. Качество грунта и грунтовые воды должны позволять строительство и эксплуатацию транспортных галерей и подземных коммуникаций, а также возведе ние фундаментов без излишних затрат. Протяженность транспорти рования сырья и подъем его от приемных устройств на склады и в смесительный цех должны быть минимальными. Расположение приемных устройств сырья, складов заполнителей, устройств подо грева заполнителей (при работе зимой), смесительный цех должны обеспечивать поточность движения материалов и приготовления смеси. Протяженность железнодорожной ветки должна обеспечи вать маневровые операции и строиться так, чтобы создавался до статочный приемный фронт. На территории ЦБЗ проектируют коль цевую дорогу, допускающую подъезд к цехам и сооружениям за вода.
При компоновке генплана необходимо предусмотреть возмож ность транспортирования заполнителей через установки подогрева, охлаждения, сортировки и обогащения заполнителей (если это пре дусмотрено технологией) или минуя их.
Сооружения ЦБЗ располагают с учетом розы ветров, чтобы от крытые штабеля заполнителей не засыпались примесями. Помеще ния, в которых работают люди, следует располагать так, чтобы они не подвергались запылению цементом и пылевидными заполнителя-
6* |
163 |
£Z!
Рис. 6.10. |
Варианты генеральных планов ЦБЗ |
различного назначения: |
||
а — прирельсовый |
с двумя бетоносмесительными установками и сортировочно-моечным от |
|||
генплан притрассового ЦБЗ |
с двумя смесительными установками С-543 и сортировочно-моеч |
|||
/ — склад |
песка |
и щебня; |
2 — подрельсовый разгрузочный |
бункер; 3 — склад цемента; 4 — |
ный цех; |
9 — отделение приготовления добавок; 10 — сортировочно-моечное отделение и рас* |
|||
|
|
ная, душ и гардероб; Л — лаборатория; |
Ох — охрана |
ми. При расположении сооружений должны соблюдаться действую щие противопожарные и санитарные нормы, а также правила тех ники безопасности. Противопожарные разрывы, согласно противопо жарным нормам, колеблются от 10 до 30 м.
Примерно в центре площадки завода размещают бетоносмеси тельный цех и вокруг него склады материала. Склады цемента и заполнителей, прибывающих по железной дороге, располагают вблизи путей разгрузки, которые должны быть связаны надежными транспортными коммуникациями с бетоносмесительным цехом. Остальные здания и сооружения, бытовые помещения, ремонтные мастерские, не включенные в основной технологический комплекс, размещают с учетом минимальной протяженности транспортных коммуникаций.
Склады топлива и масел создают около складов -щебня, песка, а в случае использования их строительными подразделениями, — за пределами ЦБЗ с подачей топлива со склада насосами по трубо-
делением каменных материалов; б — притрассовый |
с двумя смесителями; в — схематический |
ным отделением: |
7 — электростанция; 8 — бетоносмеситель* |
склад добавок; 5 — склад топлива; 6 — компрессор; |
ходный склад фракционированного щебня; 11 — подземная галерея; 12 — туалет; 13 — котель-
165