Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ствия температуры и осадков: листы для обшивки стен, плиты и па­ нели перегородок, огнезащитные облицовки, стеновые камни, блоки, панели. Сырьем для строительного гипса является природный гип­ совый камень, некоторые отходы химической промышленности, состоящие в основном из двухводного сульфата кальция (C A S04'2H20 ) . Для получения гипса гипсовый камень дробят, из­ мельчают и термически обрабатывают при температуре 140— 190°.

§ 27. ЦБЗ И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Б е т о н н ы е з а в о д ы ( Ц Б З ) — производственное предприя­ тие для приготовления цементнобетонной смеси. По способу обеспе­ чения материалами различают прирельсовые и притрассовые ЦБЗ. По степени подвижности и технологическому циклу ЦБЗ делят на стационарные, полустационарные с законченным, незаконченным и комбинированным технологическим циклом, передвижные и плаву­ чие. Заводы с законченным технологическим циклом выдают гото­ вую смесь — товарный бетон, с незаконченным технологическим циклом — отдозированную сухую смесь, перемешиваемую в процессе транспортирования к месту укладки в автобетоносмесителях или передвижных дорожных бетоносмесителях на месте укладки смеси.

Стационарные (централизованные) ЦБЗ рассчитаны на продол­ жительный срок работы и выгодны для обслуживания крупных по­ требителей и городов с радиусом действия 50— 60 км, который определяется технико-экономическими показателями (возможная дальность транспортирования смеси без ухудшения ее качества, стоимость 1 м3 смеси франко-место укладки).

Передвижные заводы целесообразны при строительстве мостов и дорог с бетонным покрытием; радиус их действия 5— 1 0 км. К пе­ редвижным относят и плавучие ЦБЗ. Применение передвижных за­ водов позволяет сократить дальность транспортирования бетонной смеси. Время, затрачиваемое на развертывание и свертывание этих заводов, и стоимость их перебазирования минимальны. На полустационарных заводах используют инвентарное оборудование, которое легко монтировать и демонтировать. Они обслуживают узлы строи­ тельства дорог одного направления, радиус действия 20—30 км.

По назначению на дорожном строительстве различают ЦБЗ: приобъектные или районного значения (заводы железобетонных конструкций) и на полигонах в виде бетоносмесительного цеха. По технологической схеме приготовления цементнобетонной смеси заво­ ды бывают цикличного и непрерывного действия, а по способу пере­ мешивания, определяемому типами бетоносмесителей, — со свобод­ ным, принудительным и виброперемешиванием. Компоновка оборудования бывает вертикальная, башенного (одноступенчатая компоновка) и партерного (двухступенчатая) типов. По степени автоматизации заводы бывают автоматизированные, частично или полностью автоматизированные.

Технологический процесс приготовления бетонной смеси вклю­ чает ряд последовательных операций: приемку компонентов, накоп­

150


ление их в расходных бункерах, дозирование сухих компонентов, пе­ ремешивание с отдозированной водой, а если нужно и добавками, выдача готовой смеси.

Параллельно с этим производится (если надо) активизация вя­ жущего, щебня и песка, а также обработка воды затворения, ее

умягчение или намагничивание.

 

 

Часовая

мощность (выработка) ЦБЗ

Я ц бз = Q r : 1РдКсм^смХ

ХК-в-иКэ, где

Qr — годовая

потребность в

бетонной

смеси, м3;

гРд — число рабочих дней в

году; /Сем— коэффициент

сменности,

равный ( 1, 2 , 3); tcм — число часов работы в смену; Кн.п — коэффи­ циент неравномерности потребления смеси; К3— коэффициент запа­ са мощности ( 1 , 2 ).

Количество бетоносмесителей выбранной характеристики

г6с = — (Ябо — часовая выработка бетоносмесителя, м3/ч). Ча-

/7бс совая выработка бетоносмесителя цикличного действия равна

n 6c = 3,QV6cK B6:Y i,

где Убс — емкость барабана

бетоносмесителя по сухой загрузке, л;

Квб — коэффициент выхода

бетона (0,67 — для жестких смесей).

Если емкость принимают по готовому бетону, то /сВб из формулы можно исключить; 2 t — время на приготовление одного замеса, включающее время загрузки, перемешивания и выгрузки.

Для жестких смесей выработку бетоносмесителей следует опре­ делять в кубических метрах уплотненной смеси.

В ы б о р о б о р у д о в а н и я б е т о с м е с и т е л ь н о г о ц е х а производится по технико-экономическим показателям ведущей ма­ шины— бетоносмесителя. Лопастные бетоносмесители принудитель­ ного перемешивания пригодны для приготовления малоподвижных смесей с В/Ц до 0,3. Еще более эффективны вибросмесители, так как они позволяют выпускать однородную смесь с повышенной прочностью сцепления цементного камня с заполнителем. За счет вибрационного воздействия несколько повышается подвижность бе­ тонной смеси и улучшается процесс перемешивания. Вибрационное воздействие ускоряет выгрузку, уменьшает износ внутренней поло­ сти мешалки и лопастей.

Эффективны бетоносмесители принудительного действия ротор­ ного типа с кольцевым пространством (СБ-73).

Смесители свободного перемешивания пригодны для приготов­ ления пластичных смесей. Бесперебойность работы бетоносмесите­ лей обеспечивают расходные бункера, запас материалов в которых должен быть: цемента на 2—3 ч, заполнителей на 1—2 ч. Количе­ ство отсеков в расходных бункерах ограничивают: для щебня че­ тырьмя, для песка и цемента по два. Качество смеси во многом за ­ висит от точности дозирования компонентов бетонной смеси. На один замес точность дозировки цемента и воды должна быть в пределах

± 1 % по массе заполнителей ± 2 %.

Широкое распространение получило дозирование по массе,

151


обеспечивающее заданную точность. Длительность дозирования ав­ томатическими дозаторами равна 30—35 с.

Готовая бетонная смесь после тщательного перемешивания по­ ступает в накопительные (раздаточные) бункера, емкость которых делается равной емкости транспортных средств, доставляющих ее на дорогу.

Для удобства организации бетоносмесительного цеха ЦБЗ про­ мышленность выпускает бетоносмесительные установки с комплек­ том основного технологического и вспомогательного оборудования.

§ 28. СКЛАДЫ ЦБЗ

Запас заполнителей и цемента на ЦБЗ, имеющем развитые же­ лезнодорожные и автомобильные дороги, зависит от расположения карьеров: при доставке автомобилями запас делается на 5—7 су­ ток, железнодорожным транспортом на 7-— 10 суток. На заводских складах запас цемента должен быть на 7— 10 суток, на построечных и полигонных складах — на 2—3 суток. Для заводов, расположен­ ных в районах, связанных с сезонностью поставки материалов или не имеющих постоянного вида транспорта, максимальный запас рас­ считывают по формуле

^ ш а х “ ( 3 гек + ^ с т р + З с у т ) ( г тр + г*от + * т о ) »

где З тек— текущий запас; ЗСТр — страховой запас;

З сут — суточный

расход сырья; гтр, i0T, гт0— число суток,

необходимое на доставку

материалов, организационно-технические операции

(лабораторный

анализ материала и др., на обработку

материала — обогащение,

вибропомол, подогрев и на доставку материала с места погрузки до завода при налаженной перевалочной базе (складе).

р_ З тях

~ qKи с ’

По величине максимального запаса материалов определяют емкость складов:

где ^ — количество материала на 1 м2 площади склада, т/м3; Кшс — коэффициент использования площади склада (0 ,6 0 , 8 — для откры­ тых складов песка и щебня, 0 ,8 1,0 — для бункерных и силосных, 0,4—0,6 — для закрытых при штабельном хранении цемента в меш­ ках) .

Максимальная допускаемая высота штабелей при свободном па­ дении заполнителей находится в пределах 12— 15 м и зависит от зернового состава. Для различных материалов угол естественного откоса составляет: сухой гравий 35—40°, влажный 25° С, сухой и влажный щебень из плотных пород 35—40°, сухой песок 30—35° С, влажный 35° С.

Для разгрузки щебня и песка, прибывающих по железной доро­ ге, используют опрокидывающиеся или саморазгружающиеся ваго­ ны, думпкары, хопперы. Материал, прибывающий на открытых плат­ формах, разгружают машинами, рабочим органом которых служат

152


скребки, ковши, платформооп-

 

рокидыватели. Скребки сталки­

 

вают материал

на

одну или

 

две стороны платформы; эле­

 

ваторно-ковшовые машины за­

 

черпывают сыпучий

материал

 

и поднимают

его

из вагона

 

(хоппера) и подают транспор­

 

тером на склад; платформооп-

Рис. 6.2. Разгрузка бортового авто­

рокидыватели

переводят плат­

форму в наклонное положение.

мобиля опрокидыванием:

1 — вилочный погрузчик; 2 — платформа;

На таком же принципе работа­

3 — бортовой автомобиль

ют опрокидыватели

бортовых

 

автомобилей (рис. 6.2).

 

С к л а д ы з а п о л н и т е л е й

создают, руководствуясь теми же

принципами, как и при организации на КДЗ. Заполнитель можно доставлять на завод железнодорожным, автомобильным, водным, канатно-подвесным транспортом и ленточными транспортерами

(рис. 6.3).

Заполнители, разгруженные разгрузочной машиной 1 из желез­ нодорожных вагонов в бункера 11, с помощью вибраторов, подают­ ся на транспортеры 2 и 3 и далее 4. Заполнители, доставляемые ав­ томобилями, выгружают в бункер 12 и с помощью вибратора транс­ портерами 5 и 3 подают на транспортеры 4 и 6. При помощи

Рис. 6.3. Схема подачи, заполнителей в расходные бункера бетоносмеси­ тельного цеха ДБЗ

153