Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
ствия температуры и осадков: листы для обшивки стен, плиты и па нели перегородок, огнезащитные облицовки, стеновые камни, блоки, панели. Сырьем для строительного гипса является природный гип совый камень, некоторые отходы химической промышленности, состоящие в основном из двухводного сульфата кальция (C A S04'2H20 ) . Для получения гипса гипсовый камень дробят, из мельчают и термически обрабатывают при температуре 140— 190°.
§ 27. ЦБЗ И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Б е т о н н ы е з а в о д ы ( Ц Б З ) — производственное предприя тие для приготовления цементнобетонной смеси. По способу обеспе чения материалами различают прирельсовые и притрассовые ЦБЗ. По степени подвижности и технологическому циклу ЦБЗ делят на стационарные, полустационарные с законченным, незаконченным и комбинированным технологическим циклом, передвижные и плаву чие. Заводы с законченным технологическим циклом выдают гото вую смесь — товарный бетон, с незаконченным технологическим циклом — отдозированную сухую смесь, перемешиваемую в процессе транспортирования к месту укладки в автобетоносмесителях или передвижных дорожных бетоносмесителях на месте укладки смеси.
Стационарные (централизованные) ЦБЗ рассчитаны на продол жительный срок работы и выгодны для обслуживания крупных по требителей и городов с радиусом действия 50— 60 км, который определяется технико-экономическими показателями (возможная дальность транспортирования смеси без ухудшения ее качества, стоимость 1 м3 смеси франко-место укладки).
Передвижные заводы целесообразны при строительстве мостов и дорог с бетонным покрытием; радиус их действия 5— 1 0 км. К пе редвижным относят и плавучие ЦБЗ. Применение передвижных за водов позволяет сократить дальность транспортирования бетонной смеси. Время, затрачиваемое на развертывание и свертывание этих заводов, и стоимость их перебазирования минимальны. На полустационарных заводах используют инвентарное оборудование, которое легко монтировать и демонтировать. Они обслуживают узлы строи тельства дорог одного направления, радиус действия 20—30 км.
По назначению на дорожном строительстве различают ЦБЗ: приобъектные или районного значения (заводы железобетонных конструкций) и на полигонах в виде бетоносмесительного цеха. По технологической схеме приготовления цементнобетонной смеси заво ды бывают цикличного и непрерывного действия, а по способу пере мешивания, определяемому типами бетоносмесителей, — со свобод ным, принудительным и виброперемешиванием. Компоновка оборудования бывает вертикальная, башенного (одноступенчатая компоновка) и партерного (двухступенчатая) типов. По степени автоматизации заводы бывают автоматизированные, частично или полностью автоматизированные.
Технологический процесс приготовления бетонной смеси вклю чает ряд последовательных операций: приемку компонентов, накоп
150
ление их в расходных бункерах, дозирование сухих компонентов, пе ремешивание с отдозированной водой, а если нужно и добавками, выдача готовой смеси.
Параллельно с этим производится (если надо) активизация вя жущего, щебня и песка, а также обработка воды затворения, ее
умягчение или намагничивание. |
|
|
||
Часовая |
мощность (выработка) ЦБЗ |
Я ц бз = Q r : 1РдКсм^смХ |
||
ХК-в-иКэ, где |
Qr — годовая |
потребность в |
бетонной |
смеси, м3; |
гРд — число рабочих дней в |
году; /Сем— коэффициент |
сменности, |
равный ( 1, 2 , 3); tcм — число часов работы в смену; Кн.п — коэффи циент неравномерности потребления смеси; К3— коэффициент запа са мощности ( 1 , 2 ).
Количество бетоносмесителей выбранной характеристики
г6с = — (Ябо — часовая выработка бетоносмесителя, м3/ч). Ча-
/7бс совая выработка бетоносмесителя цикличного действия равна
n 6c = 3,QV6cK B6:Y i, |
|
где Убс — емкость барабана |
бетоносмесителя по сухой загрузке, л; |
Квб — коэффициент выхода |
бетона (0,67 — для жестких смесей). |
Если емкость принимают по готовому бетону, то /сВб из формулы можно исключить; 2 t — время на приготовление одного замеса, включающее время загрузки, перемешивания и выгрузки.
Для жестких смесей выработку бетоносмесителей следует опре делять в кубических метрах уплотненной смеси.
В ы б о р о б о р у д о в а н и я б е т о с м е с и т е л ь н о г о ц е х а производится по технико-экономическим показателям ведущей ма шины— бетоносмесителя. Лопастные бетоносмесители принудитель ного перемешивания пригодны для приготовления малоподвижных смесей с В/Ц до 0,3. Еще более эффективны вибросмесители, так как они позволяют выпускать однородную смесь с повышенной прочностью сцепления цементного камня с заполнителем. За счет вибрационного воздействия несколько повышается подвижность бе тонной смеси и улучшается процесс перемешивания. Вибрационное воздействие ускоряет выгрузку, уменьшает износ внутренней поло сти мешалки и лопастей.
Эффективны бетоносмесители принудительного действия ротор ного типа с кольцевым пространством (СБ-73).
Смесители свободного перемешивания пригодны для приготов ления пластичных смесей. Бесперебойность работы бетоносмесите лей обеспечивают расходные бункера, запас материалов в которых должен быть: цемента на 2—3 ч, заполнителей на 1—2 ч. Количе ство отсеков в расходных бункерах ограничивают: для щебня че тырьмя, для песка и цемента по два. Качество смеси во многом за висит от точности дозирования компонентов бетонной смеси. На один замес точность дозировки цемента и воды должна быть в пределах
± 1 % по массе заполнителей ± 2 %.
Широкое распространение получило дозирование по массе,
151
обеспечивающее заданную точность. Длительность дозирования ав томатическими дозаторами равна 30—35 с.
Готовая бетонная смесь после тщательного перемешивания по ступает в накопительные (раздаточные) бункера, емкость которых делается равной емкости транспортных средств, доставляющих ее на дорогу.
Для удобства организации бетоносмесительного цеха ЦБЗ про мышленность выпускает бетоносмесительные установки с комплек том основного технологического и вспомогательного оборудования.
§ 28. СКЛАДЫ ЦБЗ
Запас заполнителей и цемента на ЦБЗ, имеющем развитые же лезнодорожные и автомобильные дороги, зависит от расположения карьеров: при доставке автомобилями запас делается на 5—7 су ток, железнодорожным транспортом на 7-— 10 суток. На заводских складах запас цемента должен быть на 7— 10 суток, на построечных и полигонных складах — на 2—3 суток. Для заводов, расположен ных в районах, связанных с сезонностью поставки материалов или не имеющих постоянного вида транспорта, максимальный запас рас считывают по формуле
^ ш а х “ ( 3 гек + ^ с т р + З с у т ) ( г тр + г*от + * т о ) »
где З тек— текущий запас; ЗСТр — страховой запас; |
З сут — суточный |
|
расход сырья; гтр, i0T, гт0— число суток, |
необходимое на доставку |
|
материалов, организационно-технические операции |
(лабораторный |
|
анализ материала и др., на обработку |
материала — обогащение, |
вибропомол, подогрев и на доставку материала с места погрузки до завода при налаженной перевалочной базе (складе).
р_ З тях
~ qKи с ’
По величине максимального запаса материалов определяют емкость складов:
где ^ — количество материала на 1 м2 площади склада, т/м3; Кшс — коэффициент использования площади склада (0 ,6 —0 , 8 — для откры тых складов песка и щебня, 0 ,8 — 1,0 — для бункерных и силосных, 0,4—0,6 — для закрытых при штабельном хранении цемента в меш ках) .
Максимальная допускаемая высота штабелей при свободном па дении заполнителей находится в пределах 12— 15 м и зависит от зернового состава. Для различных материалов угол естественного откоса составляет: сухой гравий 35—40°, влажный 25° С, сухой и влажный щебень из плотных пород 35—40°, сухой песок 30—35° С, влажный 35° С.
Для разгрузки щебня и песка, прибывающих по железной доро ге, используют опрокидывающиеся или саморазгружающиеся ваго ны, думпкары, хопперы. Материал, прибывающий на открытых плат формах, разгружают машинами, рабочим органом которых служат
152
скребки, ковши, платформооп- |
|
||
рокидыватели. Скребки сталки |
|
||
вают материал |
на |
одну или |
|
две стороны платформы; эле |
|
||
ваторно-ковшовые машины за |
|
||
черпывают сыпучий |
материал |
|
|
и поднимают |
его |
из вагона |
|
(хоппера) и подают транспор |
|
||
тером на склад; платформооп- |
Рис. 6.2. Разгрузка бортового авто |
||
рокидыватели |
переводят плат |
||
форму в наклонное положение. |
мобиля опрокидыванием: |
||
1 — вилочный погрузчик; 2 — платформа; |
|||
На таком же принципе работа |
3 — бортовой автомобиль |
||
ют опрокидыватели |
бортовых |
|
|
автомобилей (рис. 6.2). |
|
||
С к л а д ы з а п о л н и т е л е й |
создают, руководствуясь теми же |
принципами, как и при организации на КДЗ. Заполнитель можно доставлять на завод железнодорожным, автомобильным, водным, канатно-подвесным транспортом и ленточными транспортерами
(рис. 6.3).
Заполнители, разгруженные разгрузочной машиной 1 из желез нодорожных вагонов в бункера 11, с помощью вибраторов, подают ся на транспортеры 2 и 3 и далее 4. Заполнители, доставляемые ав томобилями, выгружают в бункер 12 и с помощью вибратора транс портерами 5 и 3 подают на транспортеры 4 и 6. При помощи
Рис. 6.3. Схема подачи, заполнителей в расходные бункера бетоносмеси тельного цеха ДБЗ
153