Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2

Рис. 8.26. Схемы уплотнения грунтов катками. Цифрами показана очередность проходов катка (номера проходов)

рациональным скоростным режимом работы катков понимают та­ кое сочетание скоростей движения на различных стадиях, при кото­ ром без снижения качества уплотнения грунтов достигается макси­ мальная выработка катков. Первый проход каток совершает на ма­ лой скорости. Этим обеспечивается лучшая ровность поверхности слоя, которая сохраняется и при последующих проходах. Так как первый проход требует максимального тягового усилия, при таком режиме лучше используется мощность тягача. За последующие про­ ходы на высокой скорости происходит уплотнение и доведение грун­ та до значений, близких к оптимальным. Два последние прохода, как правило, производят на малой скорости (не выше 2—2,5 км/ч), доводя плотность грунта до оптимальных значений и повышая мо­ дуль деформации, тем самым улучшая структуру грунта. Рациональ­ ный скоростной режим уплотнения связных грунтов может дать экономию до 30—40% общей стоимости уплотнения, а также при­ мерно в 2 раза повысить выработку катков.

Грунт укатывают по кольцевой схеме (рис. 8.26) с постепенным смещением от обочин к оси дороги. При этом должно быть обеспе­ чено перекрытие следа уплотняющей машины для обеспечения рав­ номерности уплотнения.

В отличие от катков с гладкими вальцами воздействие кулачко­ вых катков характеризуется большим удельным давлением, кото­ рое по своей величине значительно превосходит пределы прочности грунтов. Ввиду этого кулачковые катки эффективны на уплотнении связных грунтов, особенно комковатых, и мало эффективны при уп­ лотнении несвязных грунтов, где отдельные частицы перемещаются в сторону и вверх, что влечет за собой разрушение структуры. При движении кулачкового катка хорошо уплотняется лишь часть грун­ та, расположенная ниже погружения кулачков: верхняя часть мо­ жет быть уплотнена лишь при отсыпке нового слоя грунта. В связи с интенсивным уплотнением части слоя и в связи с этим повышением несущей способности, заглубление кулачков постепенно уменьшает­ ся, поэтому на легких и средних катках толщина верхней неуплот-

9 Полосин Никитин

241

ненной части слоя грунта сравнительно невелика и составляет 4—6 см. Оптимальную толщину грунта (в см), которую может уп­ лотнить кулачковый каток, определяют по формуле:

Я к.к« 0,65 ( £ к + 2 ,5 й - А р),

где LK— длина кулачка, см; b — максимальный поперечный размер опорной части кулачка, см 6 ^ 0 ,2 5 Я п; # п — толщина уплотняемого слоя грунта в плотном теле, см; hv ■— глубина, на которой нижний ранеее уплотненный слой остался разрыхленным (5 см ).

Кулачковые катки особенно эффективны, когда грунты в начале уплотнения достаточно рыхлы, что обеспечивает проработку всей толщины слоя и нарастание плотности действительно идет снизу вверх. Кулачковые катки малопригодны, например, для уплотнения сравнительно плотных грунтов. Опыт эксплуатации показывает, что для достижения грунтом оптимальной плотности достаточно одно­ кратного перекрытия всей поверхности слоя кулачками. При этом условии необходимое количество проходов по одному следу опреде­ ляют по формуле

п= SFrnkн.п.

где 5 — поверхность вальца катка, см2; F — опорная поверхность кулачка, см2; т — общее число кулачков; кнл — коэффициент, учи­ тывающий неравномерное перекрытие поверхности грунта кулачка­

ми (кн.п=1.3).

Решетчатые катки по сравнению с кулачковыми на 20—30% ме­ нее металлоемки. Вальцы этих катков выполняют из решетки, изго­ товленной методом плетения из круглой прутковой стали. Катки эф­ фективны при уплотнении связных и несвязных грунтов, особенно таких, которые содержат твердые включения (крупнообломочные грунты, мерзлые комья и др). Ввиду больших контактных давлений при работе катка происходит дробление как мерзлых комьев, так и других крупных включений, что способствует лучшей упаковке грун­ та, т. е. значительно повышает качество уплотнения.

Для выбора массы катка G для уплотнения различного грунта можно воспользоваться формулой [8.17], которая пригодна только при работе катка на грунтах, где отдельные крупные включения не превышают 5— 10 см. Если необходимо дробление мерзлых кусков грунта, то массу катка, рассчитанную по формуле, следует увели­ чить в 1,3— 1,5 раза.

G = { 2 £ о + l D S L o + б > ) : (£* + rfn p ) ] } ,

где к — поправочный коэффициент; сгр — предел прочности грунта, кгс/см2; D — поперечный размер окна решетки (просвет), см; Ь0 — ширина вальцов, см; с?Пр — диаметр прутка, из которого изготовлена решетка вальца.

При двухсекционном катке L0 равна удвоенной ширине одного вальца. > Для малосвязных грунтов — пески, супеси, в том числе пылева­

тые ар = 3—6; группы средней связности (суглинки) 6—8 и высокой связности (тяжелосуглинистые) — 8— 15 кгс/см2.

242


Универсальны для уплот­ нения катки на пневматиче­ ских шинах. Ими послойно уплотняют грунты, улучшен-

ные вяжущим и грануломет­ рическими добавками, осно­ вания и покрытия капиталь­ ного и облегченного типов. На катках установлены ши­ ны низкого давления с регу­ лируемым давлением. Рису­

нок их может быть узорча­

Рис. 8.27. Схема распределения верти­

тый или гладкий для уплот­

кальных напряжений от массы катков:

нения оснований и покрытий

а — п о д г л а д к и м

в а л ь ц о м

к а т к о в ;

б — п о д

п н е в м а т и ч е с к и м ;

ф — у г о л

к о н т а к т а ;

а — в е р ­

из укрепленных грунтов или

т и к а л ь н ы е

н а п р я ж е н и я ( к г с / с м 2)

асфальтобетонных покрытий.

Эффективность катков на пневматических шинах во многом зави­ сит от выбора их параметров. Только при этих условиях можно до­ биться высокой выработки и значительно снизить стоимость уплот­ нения. К основным параметрам катков относятся: давление сжа­ того воздуха в шинах, масса катка, потребное число проходов по одному следу, оптимальная толщина уплотняемого слоя грунта. Вследствие сжатия шин в рабочем секторе катки характеризуются большим временем действия нагрузки, чем катки с гладкими валь­ цами. Большая площадь контакта шин с грунтом (рис. 8.27) обес­ печивает уплотнение на значительную глубину. Пневматические шины дают возможность получить оптимальные режимы напряже­ ний благодаря изменению давления воздуха с учетом грунта. Элас­ тичность пневматических шин обеспечивает равномерное распреде­ ление напряжений на поверхности грунта в конце уплотнения. Ввизу указанных преимуществ требуется меньше проходов по одному следу, чем катками с гладкими вальцами и кулачковыми; уплотня­ ют они грунт на большую глубину. Катки на пневматических ши­ нах универсальнее, так как могут использоваться для уплотнения различных грунтов, в то время как область применения других кат­ ков ограничена.

Для нормальной работы катка должна быть достаточная сила тяги, чтобы преодолеть все сопротивления. Одним из важнейших по­ казателей, определяющих рациональное применение катков на пнев­ матических шинах, являются их выработка П э и стоимость работ по уплотнению:

Пэ ~ [L (B — a) h0tcB\: [(Z,: v) + *п] п ,

где L — длина укатываемого участка, м; В — ширина укатываемой полосы, м; а — величина перекрытия, м (0,2—0,3); h0 — оптималь­ ная толщина слоя грунта в плотном теле, м; кв — коэффициент ис­ пользования машинного времени катка (0,80—0,85); v — рабочая скорость катка, м/ч; tn — время на поворот катка в конце участка (0,02 ч); п — необходимое число проходов по одному следу.

9*

243


С целью обеспечения равномерного уплотнения грунтов, гравий­ но-щебеночных материалов, асфальтобетона, имеющего температу­ ру 120— 140°, успешно применяют шины радиальной конструкции, в каркасе и брекере которых применен металлокорд разрывной проч­ ностью нити 165 кгс. Для того чтобы обеспечить максимальную ши­ рину площади контакта и равномерное удельное давление на ука­ тываемую поверхность, шины имеют увеличенную ширину беговой дорожки без рисунка, уменьшенную кривизну профиля протектора. Уплотняемая поверхность получается ровной, а нужная степень уплотнения достигается за меньшее число проходов по одному

следу.

Оптимальную толщину уплотняемого слоя (в см) определяют по различным формулам. Для связного грунта рекомендуется формула

[8.3]

Л = 0 , 18Г ф : Г о / о к^ : ( 1 - ф ) ,

где ф — коэффициент жесткости пневматической шины; №ф, W0 — фактическая и оптимальная влажность грунта, %; GK— масса кат­

ка, кг; pw — давление воздуха в шине, кгс/см2;

 

 

 

pw ....................................

1

2

3

4

5

6

г ) ) ............................' .

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,15.

Примерное число проходов катка по одному следу для связных грунтов пять-шесть, для несвязных три-четыре, грунтов, обработан­ ных вяжущим — четыре-пять.

У п л о т н е н и е г р у н т а т р а м б о в а н и е м происходит за счет энергии падающей массы — рабочего органа трамбующей ма­ шины. В момент соприкосновения падающей массы с грунтом за очень малый промежуток времени возникают очень большие напря­ жения. Трамбованием можно уплотнять связные и несвязные грун­ ты. Большим преимуществом этого способа является возможность уплотнения слоев большой толщины, в силу чего этот способ явля­ ется единственно целесообразным для уплотнения грунтов зимой. Однако трамбование — дорогой способ.

У п л о т н е н и е г р у н т а в и б р и р о в а н и е м и в и б р о ­ т р а м б о в а н и е м производится при помощи поверхностных или глубинных виброуплотнителей. В процессе уплотнения рабочий ор­ ган машины располагается внутри уплотняемого слоя или на его поверхности. Масса вибратора приводится в колебательное движе­ ние механизмом эксцентрикового типа. За счет развившейся кинети­ ческой энергии в колебательное движение вводится и расположен­ ная вблизи вибратора масса грунта. В зоне действия вибратора в частицах грунта развиваются инерционные силы, величина которых прямо пропорциональна их массам. Из-за разности масс в местах контактов частиц возникают напряжения, нарушается связь между ними, происходит их относительное перемещение. Оно наступит тем скорее, чем больше разница масс частиц и слабее силы связей меж­ ду ними. Несвязные и слабосвязные грунты, включающие частицы различной крупности со слабыми связами, успешно уплотняются

244


вибрированием. Связный грунт с большими связями между отдель­ ными частицами, как правило, вибрированием не уплотняют. При вибрировании значительное количество частиц находится в состоя­ нии относительных перемещений. При таких перемещениях более крупные частицы проходят больший путь, что приводит к более плотной упаковке, т. е. уплотнению грунта.

Глубинные вибраторы целесообразны только в высоких насыпях и при наличии воды, которую нужно непрерывно подавать под рабо­ тающий вибратор. Поэтому на дорожных работах в основном ис­ пользуют только поверхностные вибраторы.

Вибрационные машины пригодны только для уплотнения несвя­ зных и малосвязных грунтов. Вибротрамбующие машины от вибра­ ционных отличаются высокой амплитудой колебаний, ввиду чего происходит их периодический отрыв от уплотняемой поверхности и последующие удары о нее. Вибротрамбующими машинами можно уплотнять несвязные грунты; связные грунты уплотняются этими машинами лучше, чем вибрационными, но оптимальной плотности достигают лишь в самом верхнем слое. Вибрационными машинами можно весьма эффективно уплотнять щебеночные и гравийные ос­ нования.

К комбинированным методам уплотнения относится вибростатический каток, у которого передний валец вибрирующий, а задний (ведущий) на пневмошинах.

К о н т р о л ь к а ч е с т в а у п л о т н е н и я . Важным элементом в обеспече­ нии высокого качества земляного полотна, а значит, и всей дорожной одежды, является строгий контроль уплотнения. Кроме традиционных трудоемких и дли­ тельных лабораторных методов [2.3] широко внедряются в практику строитель­ ства экспрессные методы контроля: радиометрические (радиоизотопные), звуко­ вые, ультразвуковые. При работе с радиоизотопными приборами следует выпол­ нять требования «Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений» и «Правил перевозки радиоактивных ве­ ществ». Персонал, занятый на выполнении работ, должен сдать экзамен по охра­ не труда руководителю работ.

Плотность грунта определяют методами гаммоскопическим и рассеянного у-излучения. Для определения влажности применяют нейтронный метод.

Для послойного определения плотности грунтов до глубины 1,5 м прибегают к радиометрическим измерениям плотности грунта просвечиванием пучком у-кван- тов. Метод основан на ослаблении интенсивности пучка у-квантов при прохожде­ нии через слой вещества разной плотности. Проходя через вещество, у-кванты в основном взаимодействуют с электронами, передавая им всю или часть своей энергии. Измерение плотности производится по двум схемам, которые различа­ ются по принципу регистрации узкого и широкого пучка у-лучей. При использо­ вании узкого пучка регистрируют только у-кванты, не взаимодействовавшие со средой при прохождении их от источника до детектора (рис. 8.28, а). При широ­

ком пучке детектор регистрирует у-кванты как не взаимодействующие со средой, так и испытавшие комптоновское рассеяние (рис. 8.28, б). Датчики для опреде­ ления плотности состоят из источника излучения и детектора газоразрядного или сцинтилляционного счетчика у-квантов. В датчиках используют радиоактив­ ные источники С060(1,17 и 1,33 М0В), С3137(0,66 Мэв) и i?a226(0,8 Мэв).

Применение большей активности не рекомендуется по условиям охраны труда.

Плотность измеряют на глубине 1п до 1,5 м путем параллельного опускания

или поднятия источника и детектора по высоте исследуемого слоя и в поверхност­ ных слоях толщиной 20—60 см. Использование на практике узкого пучка затруд-

9* Полосин — Никитин

245