Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
6 )
Рис. 8.21. Схема работы бульдозера на косогоре: проходы бульдозера:
1 — поперечные; 2 и 3 — продольные
Необходима мощность базовой машины Л/=2 Wv : 270г|. Значения величин, входящих в формулы:
к — удельное сопротивление лобовому резанию, кгс/см2: для грун та I группы — 7000, для II — 1100, для III — 1700; h i — глубина ре зания; 1/Пр — объем призмы волочения; Vnv= LH 2 \2; L — ширина от вала; Я — высота; Gnp— масса призмы волочения, кг; уг — объем ная масса грунта в плотном теле, кг/м3; рг — коэффициент трения грунта по грунту (для связных грунтов — 0,5, для несвязных — •0,7); GT, Gq— массы трактора и бульдозерного оборудования, кг; -фсд— коэффициент сопротивления перемещению движителей трак тора (0,1—0— 12); v — скорость движения бульдозера, км/ч; г] — механический к. и. д.
При возведении насыпи из боковых резервов эффективна зо нально-комплексная схема [8.12] производства работ комплектом машин.
Разравнивание грунта в насыпях осуществляется при парал лельных проходах бульдозера по планируемому участку таким об разом, чтобы захватываемая полоса перекрывала предыдущую на 20—30 см, а отвал удерживался над поверхностью насыпи на рас стоянии, равном заданной толщине слоя, подлежащего уплотнению. Движение бульдозера организуют так, чтобы он двигался по уже -спланированной полосе, благодаря чему слой распределяется рав номерно.
Возведение земляного полотна на косогорах происходит тер расным способом с постепенным заглублением и развитием полки до требуемого поперечного профиля. На этой работе более удобны бульдозеры с поворотным отвалом, выработка которых примерно на 50— 60%' больше, чем бульдозеров с неповоротным отвалом.
Если это делают универсальным бульдозером ', его движение ор ганизуют продольными ходами вдоль террасы или насыпи. Непол
ноповоротный бульдозер |
совершает |
поперечные и наклонно-попе-1 |
1 П. И. С о р о к и н , С. Г. |
Ц у п и к о в . |
Определение рациональных границ |
работы землеройно-транспортных машин при продольном перемещении грунта. — «Автомобильные дороги», 1972, № 12, с. 19— 20.
230
речные проходы (рис. 8.21, а ). В первом и во втором случае сре заемый грунт сбрасывается под откос.
Работа универсального бульдозера по возведению земляного полотна в полувыемке-полунасыпи показана на рис. 8.21, б. До на чала работ размечают земляное полотно с постановкой колышков, фиксирующих ось и границы насыпи, границы разработки выемки И нагорной канавы. Сначала разрабатывают нагорную канаву, на резают уступы или вспахивают основание насыпи. Бульдозер раз рабатывает косогор продольными проходами с установкой отвала под углом захвата 67°, начиная с верхней части косогора, постепен но передвигаясь вниз, в сторону полунасыпи. После продольных проходов образовавшийся вал грунта перемещают в насыпь буль дозером дополнительными косыми проходамиЗемляное полотно выполняют бульдозером до проектных отметок.
Бульдозеры, скреперы, экскаваторы с транспортными средства ми эффективно применяются при продольном перемещении грунта из выемки в насыпь. Рациональные границы их применения не ос таются постоянными, а изменяются в зависимости от группы грун та, рельефа местности, способов производства работ и района строительства. Рациональной дальностью перемещения грунта бу дет такая, при которой стоимость 1 м3 земли будет меньше или рав на стоимости разработки конкурирующей машиной.
При разработке выемок при продольном перемещении грунта в насыпь конкурирующими машинами могут быть бульдозеры, скре перы и экскаваторы с транспортом грунта автомобилями-самосва лами. При сравнении выгодности применения бульдозера или скре пера это условие может быть выражено так:
Сб : П 0 0 = Gctc :П 0 0 + CTTt : Г100 + СзпТ : 100, |
|
где Сб — стоимость машино-смены бульдозера; |
Сс — стоимость |
скрепера, руб.; U — норма времени на разработку |
перемещения |
грунта на 100 м3 бульдозером на расстояние хь маш.-ч; tc ■— норма |
времени на разработку перемещения грунта на 100 м3 скрепером
на расстояние Хг, маш.-ч; Стт — стоимость |
единицы объема |
|
(100 м3), учитывающая работу трактора-толкача |
(если он нужен) |
и |
содержание Сзп землевозной дороги; Т — число |
часов работы |
в |
смену. |
|
|
Нормативы величины берут по ЕНиРам или |
рассчитывают |
по |
формулам выработки машин с учетом дальностей перемещения |
и |
бульдозером и скрепером: Стт — стоимость трактора-толкача; Сзп — стоимость содержания землевозной дороги.
§ 41. ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ АВТОГРЕЙДЕРАМИ
Автогрейдеры и прицепные грейдеры в основном предназначены для профилирования дорожного полотна, т. е. вырезки грунта из боковых канав или резервов с перемещением к середине насыпи и разравнивания грунта в насыпи с образованием выпуклого попе речного профиля. С помощью автогрейдеров можно не только про-
231
|
|
|
филировать |
грунтовые |
дороги |
||||
|
|
|
с устройством боковых |
канав |
|||||
|
|
|
треугольного |
и |
трапецеидаль |
||||
|
|
|
ного сечения глубиной до 0,6— |
||||||
|
|
|
0,7 м, но и возводить насыпи |
||||||
|
|
|
высотой |
до |
0,75 |
|
м из |
боко |
|
|
|
|
вых |
резервов, |
перемешивать |
||||
|
|
|
гравий или щебень с вяжущи |
||||||
|
|
|
ми материалами на дороге, |
||||||
|
|
|
производить ремонт и содержа |
||||||
|
|
|
ние гравийно-грунтовых и ще |
||||||
|
|
|
беночных |
покрытий. |
Зимой |
||||
Рис. 8.22. |
Углы |
рабочих установок |
они |
могут |
быть |
использова |
|||
отвала |
автогрейдера |
ны |
для очистки |
дорог |
от сне |
||||
грейдеров |
регламентированы |
га. |
Типоразмеры |
прицепных |
|||||
-Т 10934—64, |
а |
автогрейдеров |
|||||||
ГОСТ 9420— 60. |
|
|
|
|
|
|
|
Выработку грейдера и автогрейдера на возведении насыпи под считывают по формуле (м3/ч):
/7 Э= (КМЖ/тСв): [2L (n3: v 3) + (пп : ип) + (л 0 : v0) +
т 2^пов (Из + пп + л0); n 3 = F /сп. з : 2 / 3; пп= |
п 3 (10 : /п) кпп, |
|
где L — длина обрабатываемого участка, км; F — площадь сечения |
||
насыпи, м2; |
кв — коэффициент использования |
рабочего времени |
(0,8 0,90 с); |
л3, лп, п0 — число проходов в одном направлении при |
|
зарезании, перемещении и отделочных работах; |
v3, vw v0 — величи |
|
ны скорости, соответствующие этим проходам, |
км/ч; /пов — время |
одного разворота в конце участка; /0 — средняя длина перемещения грунта, м;/3 — сечение в плотном теле стружки при зарезании 0,11 м2; кпп — коэффициент перекрытия проходов при перемещений,
равный, 1,15; /п — величина перемещения грунта за |
один |
проход, |
равная 2,2 м при угле захвата 40° и 2,2 м при угле |
захвата |
45° и |
ширине отвала 3,66 м; ка.3— коэффициент перекрытия проходов при зарезании 1,7. Сечение стружки грунта, которую может вырезать автогрейдер
/ = S<pG - . к ,
где %— коэффициент, учитывающий колесную формулу автогрей дера (1—0,75); ф — коэффициент сцепления (0,6— 0,9); 'G — масса автогрейдера, кг; к — удельное сопротивление грунта копанию (ре занию и перемещению грунта перед отвалом.
При насыпи выше 0,75 м количество проходов увеличивается на 20%'. Для правильного использования автогрейдера на земляных работах отвал устанавливают в соответствии с рациональными уг лами захвата у, резания и наклона р (рис. 8.22):
Зарезание (верхний предел для |
лег |
|
кого грунта) |
.............................................. |
|
Перемещение |
(нижний предел |
для |
тяжелого г р у н т а ) ..................................... |
|
|
Разравнивание |
.............................................. |
|
Планировка . |
. ............................' |
’ |
35— 40°
Ю СО |
О О |
1 |
|
до 60° » 40°
30— 45°
35—50° до 70° » 60°
1 0 -1 5 °
11— 13°
3=1 О |
о |
со |
>18°
232
Paffom зихЗатка
Рис. 8.23. Технологическая схема возведения насыпи автогрейдером (веду щ ая м а ш и н а ):
I и 111 — п р о х о д ы п о з а р е з а н и ю ; I I и I V — п р о х о д ы п о п е р е м е щ е н и ю в ы р е з а н н о г о г р у н т а в н а с ы п ь
Выработка автогрейдера при работе с кирковщиком, м3/ч
П э — к в6/г1'р. х1000,
где b, h — ширина и глубина рыхления кирковщиком, м; ир.х — скорость движения автогрейдера, км/ч.
При помощи грейдеров и автогрейдеров можно возводить на сыпь, до 0,75 м, если ее высота не будет меняться на - протяжении участка, обрабатываемого за один прием. Автогрейдеры бывают легкие 7—9, средние 10— 12 и 13— 15 т, тяжелые 17— 19 и 21—23 т.
Резание и перемещение грунтов производят средними и тяжелы ми автогрейдерами или грейдерами, нередко с предварительным рыхлением грунта сельскохозяйственными плугами или кирковщи ком на автогрейдере. После отсыпки насыпи откосы и обочины отделывают бульдозером, автогрейдером. Отделывать обочины и от косы под шнур до устройства основания не следует, так как в про цессе доставки и укладки материалов неизбежны повреждения, ко торые устраняют после сооружения основания. При больших объ емах работ целесообразно разделить функции: резание производить тяжелым автогрейдером, все остальные процессы — средним. Дли на захватки зависит от выработки автогрейдеров (грейдеров) и с учетом количества работающих машин может быть от 500 до 1500 м в смену. Технология возведения насыпи из боковых резервов при ведена на рис. 8.23.
§ 42. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
Дальнейший рост производительности труда, эффективности и использования дорожных машин, облегчение труда машинистов возможны только при автоматизации управления рабочими процес
233
сами. В табл. 12 указаны дорожные машины, которые выпускаются автоматизированными и с ручным управлением, а на схемах — расположение аппаратуры и приборов автоматизации. В первую очередь, автоматизация коснулась наиболее утомительных опера ций: управления положением рабочего органа при планировочных и отделочных работах, когда нужно точно выдерживать задавае мые отметки, поперечный и продольный уклоны, ровность поверх ности. На автоматизированных автогрейдерах, бульдозерах, скре перах, планировщиках, профилировщиках, укладчиках и других машинах, как правило, автоматизируют управление положением ра бочего органа и только в отдельных случаях предусматривают так же автоматическое выглубление отвала при перегрузке двигателя, управление рабочей скоростью или вождением по курсу. Осталь ное пока осуществляет машинист. Он может в любой момент пол ностью переключиться на режим ручного управления. Дорожные автоматизированные машины изготавливают на базе комплексных унифицированных приборов и средств управления, которые работа ют надежно при перепадах температуры воздуха от плюс 40 до минус 50°.
Примером автоматизированных машин могут служить бульдо зеры Д-687А и Д-493Б, которые оборудованы системой «Автоплан-1» и являются модификацией серийных бульдозеров тех же марок. Автоматическая стабилизация углового положения отвала позволя ет выдерживать заданный угол поверхности в продольном направ лении, тем самым улучшая планирующие свойства бульдозера. С выключенной автоматической системой бульдозер можно исполь зовать на обычных работах, выполняемых машиной. Стремление повысить эффективность землеройных машин приводит, помимо ав томатизации, к устройству рабочих органов активного действия на кусторезах, автогрейдерах, бульдозерах. Примером может служить бульдозер с поворотно-взрывным устройством. От обычного буль дозера он отличается наличие камеры сгорания, которая является составной частью металлоконструкции отвала и размещается вни зу, с тыльной стороны отвальной поверхности. На базовом тракто ре дополнительно установлены компрессор, топливная и регулиру ющая аппаратура, обеспечивающая подачу топлива и сжатого воз духа в камеру сгорания, а также воспламенение горючей смеси с определенной повторяемостью. Эффект достигается за счет повтор ных взрывов смеси сжатого воздуха и топлива, воздействующих непосредственно на грунт и осуществляющих его рыхление и пере мещение в сторону от создаваемой при этом выемке.
Автоматизация скреперов возможна при установке системы «Стабилоплан-1», автоматически стабилизирующей положение ков ша на планировке грунта. Система разработана для скреперов с гидравлическим управлением и позволяет автоматически выдержи вать заданный уклон продольного профиля планируемой поверхно сти; она состоит из унифицированных приборов, блоков и пульта управления, датчика углового перемещения, реверсивного гидрозо лотника и электрической схемы.
234