Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
индуктирует в роторе гармонику э. д. с. с числом полю сов 2р\, т. е. того же порядка, что и статорная гармони ческая. Частота этой э. д. с.
|
У |
Vр |
чр ы, |
[±1 — v(l — s)] = |
|
|
2п |
|
2л |
|
|
|
|
= |
М ± 1 |
V (1 — s)], |
( 2-2) |
где знак |
для гармоники, |
имеющей то же |
направле |
||
ние вращения, |
что |
и основная; u>vr— скорость |
относи |
тельно ротора v-й пространственной гармонической н. с. статора;
= = t-^ -« V = - ^ [ ± l - v ( l - s ) \ ,
так как скорость ротора
(0Г = t»>i ( 1 — S ) .
Угловая скорость индуктированной в роторе н. с. по рядка v относительно статора
“\ = «V + |
® r= :i-!J~ |
(2-3) |
Статорная гармоника н. с. порядка v и вызванная ею |
||
роторная того же порядка |
вращаются |
синхронно по |
добно основным гармоническим и создают дополнитель ный асинхронный момент.
Намагничивающая сила обмотки ротора, созданная статорной гармоникой н. с., не является чистой синусои дой и ее можно разложить на пространственные гармо нические составляющие.
Основная гармоническая н. с. ротора имеет скорость относительно ротора coiS. Скорость пространственной гармоники н. с. ротора порядка р относительно ротора
<V = uW !i-
Частота тока, индуктированного р-й пространствен ной гармонической н. с. ротора в обмотке ротора, равна частоте основной гармоники
аГ1W ПГ-!= P ^ s = f's-
22
Относительно статора скорость р-й пространственной гармонической н. с. ротора
®^s= -iT -+ aV = -ir-+® i ( ! - * ) = |
|
= -J -[s + ,x(l_s)]. |
(2-4) |
Намагничивающая сила обмотки ротора, созданная статорной гармоникой н. с. порядка vs, содержит высшие гармонические составляющие порядка рг. Угловая ско рость гармоники порядка р,- относительно ротора
|
ш = |
2*fw |
|
|
|
----- ) |
|
|
|
|
К |
рр |
|
|
где /vr— по уравнению (2-2). Отсюда |
|
|
||
V l l ± l ~ ; (l- S)' |
= f - | ± l - v ( l - » ) l - |
(2-5) |
||
Угловая скорость гармоники рг относительно статора |
||||
®V = V |
+ ®г = ^ [=t1— v(l — «)] + », 0 — s) = |
|
||
|
= ^ - [ d t l + ( l - S)(p-v)]. |
|
(2-6) |
|
Частота тока, индуктированного в статоре роторной |
||||
гармоникой рг, |
|
|
|
|
f |
= U |
±=! + (1 - |
- v) ]. |
(2-7) |
Амплитуда v-й пространственной гармонической н. с. пропорциональна обмоточному коэффициенту kw4 и обрат
ной величине порядка гармоники 1/v.
m-фазная обмотка создает гармонические порядка
р= т&±1. |
(2-8) |
Поэтому в кривой н. с. трехфазной обмотки имеют место гармоники 5, 7, 11, 13 и т. д. Так как шаг обмотки выбирается равным приблизительно 0,8т, то обмоточные коэффициенты для 5-й и 7-й гармоник близки к нулю. Наибольший обмоточный коэффициент, равный обмоточ ному коэффициенту основной гармоники, имеют гармо нические порядка v = 2kmq± \ , где k — целое число, а q — число пазов на полюс и фазу. Это зубцовые гар-
23
Моничёскйё
р
Максимальная амплитуда будет у гармоники наиниз-
В короткозамкнутом роторе число фаз m = Z2/p, по этому, как следует из (2-8), н. с. ротора, созданная ос новной гармоникой н. с. статора, содержит высшие гар монические только порядка
т. е. зубцовые гармонические.
Наибольшую амплитуду имеет первая зубцовая гар моника, порядок которой
Зубцовая гармоническая, имеющаяся в кривой н. с. ротора, вызванной основной (или другой, незубцовой) гармоникой н. с. статора, при определенном соотношении пазов статора и ротора может иметь тот же порядок, что и зубцовая гармоническая н. с. статора. В этом случае при некоторой частоте вращения ротора зубцовые гар монические вращаются с одной частотой и создают син хронный момент. Угловая скорость, при которой возни кает синхронный момент, может быть определена из
(2-5) и (2-1).
Если vz— порядок зубцовой гармоники н. с. статора, а р2 — порядок зубцовой гармоники н. с. ротора, которая вызывается гармоникой н. с. статора порядка v, то при равенстве частот вращения гармоник vz и p,z
или |
|
(2-9) |
H-z = vz [:±=l + |
(1 — s) (н-zr — v)J. |
|
Из (2-9) следует, что |
pz=vz при s =l , |
т. е. синхрон |
ный момент возникает при неподвижном роторе. В мо
мент включения |
двигателя |
он препятствует |
троганию |
с места. Это соответствует соотношению чисел пазов |
|||
z_ |
=L |
или Z, = Z2. |
(2-10) |
p |
|
|
|
24
Равенству р,г = —v2 (вращение гармоник в противопо ложных направлениях) соответствуют числа пазов:
Ь - ± . \ = |
1х— |
1 |
или |
----1= |
A |
j _i , |
|
|||
|
Р |
1 |
р |
|
|
|
Р |
Р |
|
|
|
|
|
т. е. Z l — Zz = ± 2 p . |
|
|
(2-11) |
||||
Если |
Zi—Zi — 2p, |
то |
синхронный момент возникает |
|||||||
при угловой |
скорости |
ротора ш ,=—2p(o/Z2, |
т. е. в тор |
|||||||
мозном |
режиме |
двигателя. |
Если Zi—Z2 = —2р, |
то син |
||||||
хронный |
момент |
возникает |
при |
(i), =2/;io/Z2< т. е. |
в дви |
гательном режиме [Л. 6]. У крупных асинхронных дви гателей число пазов ротора более 60 и частота враще ния, при которой возникает синхронный тормозной мо мент, составляет около 10—15% номинальной. Момент сопротивления насоса при такой частоте вращения мал, и вращающий момент двигателя, как правило, в несколь ко раз превосходит момент сопротивления агрегата. Так как для исключения застревания ротора на промежуточ ной скорости при пуске достаточно, чтобы избыточный момент был больше 0,725 Мс, где Мс — добавочный син хронный момент (Л. 6], то пуск насосного двигателя происходит без задержки. В режиме электрического тор можения насосный агрегат не работает. Поэтому усло вие Zi—Z2=^±2/j является необязательным для рассмат риваемых машин.
Гармоники и. с. статора и ротора одного порядка при частотах вращения, отличных от своей синхронной, создают пульсирующий момент, который вызывает тан генциальные знакопеременные усилия в активной стали. Эти усилия порождают вибрацию стали и могут явиться причиной шума. Кроме того, источником шума является вибрация, вызванная переменными радиальными силами тяженпя, действующими между статором п ротором.
Переменные радиальные усилия возникают при взаи модействии высших гармонических н. с. статора и рото ра близких порядков. Силы, влияющие на шум, возника ют, если | Zi—Z2| =р; р ± 1; р±2.
Вибрация и шум возникают также при взаимодейст вии двух роторных полей. При трехфазной симметрич ной обмотке статора взаимодействие роторных полей, приводящее к вибрации, возникает только при нечетном числе пазов ротора [Л. 1]. Поэтому Z2 всегда должно быть четным,
При выборе числа пазов необходимо считаться так же с добавочными потерями, которые при неудачном соотношении чисел пазов статора и ротора могут замет но снизить к. п. д. двигателя.
Движущиеся относительно статора и ротора поля зубцовых гармонических н. с. вызывают добавочные по верхностные потери в активной стали и обмотках. Кро ме того, под влиянием пазов на статоре и роторе магнит ная проводимость зазора периодически изменяется и магнитный поток пульсирует, изменяясь от максималь ной величины, соответствующей положению ротора, ког да зубец статора находится против зубца ротора, до ми нимальной, когда зубец находится против паза. Измене ние потока от ФМакс до Финн вызывает пульсационяые потери. Поверхностные и пульсационные потери в стали в значительной степени зависят от марки стали и качест ва сборки сердечников статора и ротора. Эти потери мо гут быть больше основных потерь в стали.
Значительную долю добавочных потерь, вызванных зубцовыми гармоническими, составляют потери в корот козамкнутых стержнях ротора. В неблагоприятных слу чаях они могут достигать 10—12% общих потерь в ма шине.
Добавочные потери в стержнях ротора, как п всякие потери в обмотке, пропорциональны квадрату тока и активному сопротивлению обмотки
ДPr 9 |
= 2 / 2 R. |
Си 2v |
p.v ' |
Для зубцовых гармонических тока активное сопро тивление стержней из-за эффекта вытеснения тока много больше, чем сопротивление для тока основной гармо нической. Особенно это относится к высоким стержням, которые широко применяются в крупных асинхронных двигателях.
Ток ротора, вызванный зубцовой гармонической н. с. статора, замыкается между стержнями через пакет ста ли. Он обратно пропорционален коэффициенту диффе ренциального рассеяния, равному [Л. 6]
“d----т------*> |
|
Ьр |
|
где Lv — индуктивность, обусловленная гармоникой с |
х |
парами полюсов; Lv — индуктивность, обусловленная |
рр- |
новной гармоническоц. |
|
?6
Коэффициент дифференциального рассеяния для Зуб цовой гармонической короткозамкнутого ротора зависит от соотношения чисел пазов статора и ротора. Он умень шается, т. е. потери увеличиваются, при возрастании ве личины ZtKZi + p) [Л. 6]. Поэтому желательно, чтобы число пазов ротора было меньше числа пазов статора. Добавочные потери находятся в допустимых пределах, если соблюдается условие
0,8Zi^ Z 2^ 1,25Zi.
Как показано в [Л. 6], коэффициент дифференциаль ного рассеяния снижается под влиянием насыщения. В результате добавочные потери в роторе при холостом ходе могут увеличиться в несколько раз. Уменьшение коэффициента дифференциального рассеяния из-за на сыщения тем больше, чем меньше разность (Zi—Z2). По этому эта разность не должна быть очень малой.
Увеличение коэффициента дифференциального рас сеяния уменьшает не только добавочные потери в об мотке ротора, но и снижает максимальную величину асинхронного момента от высших гармонических.
Таблица 2-1
Реком_ендуемые числа пазов асинхронных двигателей с короткозамкнутыми роторами
2Р |
Число пазов |
Число пазоi |
|
ротора |
||
статора |
|
|||||
6 |
72 |
60, |
82, |
84 |
||
|
90 |
78, |
102, |
|
|
104 |
|
108 |
90, |
120, |
|
|
126 |
8 |
84 |
102 |
84, |
|
108 |
|
|
96 |
80, |
|
|||
|
108 |
92, |
96, |
|
120 |
|
10 |
90 |
108, |
ПО |
|
|
|
|
120 |
1С0, 138, 140 |
||||
12 |
90 |
72, |
108, |
|
|
ПО |
|
108 |
90, |
126, |
|
|
128 |
|
144 |
120, |
126, |
168 |
||
16 |
96 |
72, |
80, |
|
120 |
|
|
120 |
96, |
144 |
|
|
|
|
144 |
120, |
168 |
|
|
|
|
180 |
156, |
196 |
|
|
27