Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
Рис. 15-3. Маслоохладитель подпятника.
ками. При применении для охлаждения масла морской воды трубки и трубные доски маслоохладителя должны выполняться из специаль ного сплава, а именно трубки из мельхиора, а трубные доски из ла туни марки ЛО 62-1 (ГОСТ 93-70), не подверженной вредному воз действию солей.
15-3. РАСЧЕТ ПОДПЯТНИКА
В соответствии с гидродинамической теорией смазки для обра зования клинообразного слоя смазки необходимо обеспечить опре деленные соотношения между нагрузкой, частотой вращения и вяз костью масла. Ниже приведена хорошо зарекомендовавшаяся себя на практике методика гидродинамического расчета сегментных под пятников.
Данная методика позволяет проектировать подпятники с опти мальными размерами, обеспечивающими получение наименьших по терь при сохранении надежного по толщине слоя смазки. Исходными
для |
расчета |
подпятника |
(пяты) являются следующие величины: |
||
п — номинальная частота |
вращения, об/мин; Q — осевая |
нагрузка на |
|||
подпятник, кге; d — внутренний диаметр подпятника, мм; |
D —наруж |
||||
ный |
диаметр |
подпятника, |
мм; |
а — центральный угол, ограничиваю |
|
щий |
сегмент; |
т — количество |
сегментов; Ь — радиальная ширину |
168
сегмента, см; Ijb — отношение, где t — расчетная тангенциальная дли на сегмента; г — вязкость смазочного масла, кгс-с/м2; /0 — средняя температура слоя смазки, °С; d, т и а выбираются по конструктив ным соображениям исходя из диаметра вала в зоне подпятника. Отношение 1/Ь и значения b, z и t a выбираются как указано ниже:
а) отношение длины сегмента к радиальной ширине его //& = =0,7-5-1,1.
Расчетная тангенциальная длина сегмента берется равной длине дуги окружности, проходящей через центр опоры сегмента без 2/3 ча сти приемного скоса:
2
/ = Д)на 0 КI
б) свойства смазочных масел по данным ГОСТ, а также реко мендации по применению смазочных масел в зависимости от окруж ной скорости подпятника приведены в табл. 15-1. Пересчет вязкости
Т а б л и ц а 15-1
Свойства и применение основных смазочных масел для подпятников электрических машин
Марка масла Стандарт
Турбин |
г о с т |
ное 22 |
32-53 |
|
Свойства |
Температура 1 застывания, °С| |
|
Вязкость, °Е при 50 °С |
Плотность при 15 °С, г/см3 |
Температура вспышки, °С |
|
|
1 |
|
|
2,9—3,2 |
0,901 |
180 |
—15 |
Применяемость
Для подпятников с окружной ско ростью более
10 м/с
Турбин |
г о с т |
3,5—4 |
0,905 |
180 |
—10 |
Для подпятников |
|
ное 30 |
32-53 |
|
|
|
с |
окружной |
ско |
|
|
|
|
|
ростью более |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
м/с |
|
Индуст |
г о с т |
4—4,5 |
0,902 |
180 |
—15 |
Для ПОДПЯТНИКОЕ |
|
риальное |
1707-51 |
|
|
|
с |
окружной |
ско |
30 |
|
|
|
|
ростью менее 5 м/с |
масла из градусов Энглера в абсолютную вязкость, кгс • с/м2, с до статочной степенью точности может быть произведен по формуле
0,063Г
z = 0,1у 0,0731 °Е — - -„g— .10-*,
где у — плотность масла, кг/м3; °Е — вязкость в градусах Энглера Вязкость масла при =30-5-100 °С приближенно может быть
определена по формуле
zt = 250. (50//о)2.16, кгс-с/м2,
где г50« — по ГОСТ на смазочное масло.
160
иге -сек |
|
|
|
На рис. 15-4 |
приведены из |
|||
|
|
|
менения вязкости масел в за |
|||||
|
|
|
висимости от температуры |
для |
||||
|
|
|
наиболее |
часто |
применяемых |
|||
|
|
|
марок смазочных масел. |
ма |
||||
|
|
|
сла |
Плотность |
смазочного |
|||
|
|
|
при |
любой |
температуре с |
|||
|
|
|
достаточной степенью точности |
|||||
|
|
|
может |
быть |
определена |
по |
||
|
|
|
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У<=\15[1—0.75Х |
|
|||
|
|
|
|
X 103(^о—15)], г/см3. |
|
|||
|
|
|
|
Удельная |
|
теплоемкость |
||
|
|
|
масла, Вт • с/(г • °С), равна: |
|
||||
Рис. 15-4. Вязкость масла при |
с=3,85—2.345Y15+ 0,О046/о; |
|||||||
различных |
температурах. |
|
|
в) |
|
|
|
|
/ —турбинное |
22; 2 —турбинное |
30; |
|
|
|
|
|
|
3 — индустриальное 30. |
|
масла в слое смазки принима |
||||||
|
|
|
ется при расчете fo=45°C. |
|
||||
Порядок расчета подпятника 1(рис. 15-5): |
|
|
|
|
||||
отношение |
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь_ |
2 ^ — |
- |
|
|
|
|
|
|
г |
~ |
■** а |
* |
|
|
|
|
|
|
~Т) |
tg тг |
|
|
|
|
|
где£г = d/2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наружный радиус подпятника, |
мм, |
|
|
|
|
|
R = r
Рис. 15-5. Сегментный подпятник скольжения.
170
Коэффициент площади
Ь
-п 1+ 2г
Радиус центра тяжести сегмента, мм,
(1 + |
6/ г) ' - 1 |
sin а/2 |
|
Re— 3 Г (1 + |
Ь/гУ |
о/2 |
* |
Хорда окружности, проходящей через |
центр |
тяжести сегмен |
та, мм,
A — 2RCsin а/2.
Ширина гиперболического приемного скоса сегмента, мм,
*=0,1 А.
Рабочая площадь подпятника, см2, с учетом приемных скосов сегментов
F — 4 (Z)2 — ds) 360. т — з
Удельная нагрузка на подпятник, кгс/ем2,
q = Q I F .
Определяются расчетные коэффициенты в зависимости от 6/г, характеризующие нагрузочную способность (подъемную силу) Ф9 по кривым рис. 15-6; касательное усилие (сопротивление вращению) Я^
по кривым рис. Т5-7; средний расход масла VM по кривым на рис. 15-8.
|
0,7 |
7,0 |
' |
7,5 |
2,0 |
Рис. 15-6. Коэффициенты для рас |
Рис. |
15-7. |
Коэффициент |
Я^ |
|
чета нагрузки Ф9. |
|
для расчета |
потерь. |
|
171
Н а и м е н ь ш а я т о л щ и н а с л о я с м а з к и , м м , |
|
|
hмин ГV |
О, бЗссфд |
гп |
е |
ТоЩГ |
Потери на трение в подпятнике, кВт,
р 1 ,7QH
ФдОС • 1 О’
Средний расход масла в подпятнике, л/мин,
M = 6,3mVKr2nhMBB • 10~4.
Повышение температуры масла, °С,
e/V
М ~ 6 \ , 2 Ь сФчУм '
Максимальная температу ра масла на выходной кромке сегмента, °С,
0/7 1,0 ; t,S 2fl
Рис. 15-8. Коэффициент VMдля расчета расхода масла.
Напрабление
Центр ----- Вращения i
Рис. 15-&. Расположение центра опоры сегмента.
^макс —t + AtJ2.
Для образования стабиль ного клинового суживающего ся слоя смазки расположение центра опоры сегмента долж но быть эксцентрично и сдви нуто по радиусу— к центру вращения, а по оси сегмента — в сторону его выходной кром ки (рис. 15-9). Смещение цен тра опоры сегмента в сторону центра вращения по радиусу, мм,
6=0,03456.
Радиус центра опоры R on=
— Rс—6, мм, где ^с — радиус центра тяжести сегмента.
Смещение центра опоры от оси симметрии сегмента по на правлению вращения, т. е. в сторону его выходной кромки, рекомендуется брать в преде лах:
е = (0,05ч-0,11)В, мм,
где В — хорда окружности, проходящей через центр тяже сти сегмента. В вертикальных электродвигателях для при вода насосов, учитывая необ ходимость кратковременной (до 5 мин) работы насосного
172
агрегата при обратном направлении вращения, целесообразно смеще ние центра опоры сегмента от оси симметрии выбирать по нижнему пределу, т. е. е=0,05 В.
Рекомендуемое количество сегментов в подпятнике т = 6-:-12. Допустимые давления на сегмент 25—40 кгс/см2.
Температура нагрева масла в слое смазки должна быть в пре делах от 15 до 30 °С.
В основных формулярах переменная вязкость масла в масляной пленке заменена средним значением вязкости, соответствующим вы бранной средней температуре /Ср, а отношение максимальной толщи ны слоя смазки к минимальной ЛМакс/^мин = 2.
15-4. СЕРИЯ СЕГМЕНТНЫХ ПОДПЯТНИКОВ
На рис. 15-40 и в табл. 15-2 представлена типовая конструкция и габаритные размеры серии сегментных подпятников скольжения для вертикальных электродвигателей мощностью от 315 до 25 000 кВт. Серия охватывает подпятники скольжения е внутренним диаметром от 220 до 750 мм для машин с частотами вращения 214, 250, 300, 375, 428, 500, 600, 750 и 4000 об/мин.
Рис. 15-10. Типовая конструкция сегментных подпят ников.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15-2 |
|
|
Размеры |
сегментных |
подпятников |
скольжения |
||
№ п/п. |
|
Размеры, ММ |
|
А |
||
esd |
0D |
h |
н |
|||
|
|
|||||
1 |
220 |
450 |
30 |
40 |
МЗЗХ1.5 |
|
2 |
270 |
550 |
35 |
45 |
МЗЗХ1.5 |
|
3 |
320 |
650 |
40 |
50 |
М42Х2 |
|
4 |
370 |
750 |
50 |
60 |
М48Х2 |
|
5 |
430 |
850 |
50 |
60 |
М56Х2 |
|
6 |
500 |
1 000 |
60 |
75 |
М85Х2.5 |
|
7 |
600 |
1 200 |
60 |
75 |
М85Х2.5 |
|
8 |
750 |
1 500 |
60 |
85 |
M lоохз < |
173