Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 15-3. Маслоохладитель подпятника.

ками. При применении для охлаждения масла морской воды трубки и трубные доски маслоохладителя должны выполняться из специаль­ ного сплава, а именно трубки из мельхиора, а трубные доски из ла­ туни марки ЛО 62-1 (ГОСТ 93-70), не подверженной вредному воз­ действию солей.

15-3. РАСЧЕТ ПОДПЯТНИКА

В соответствии с гидродинамической теорией смазки для обра­ зования клинообразного слоя смазки необходимо обеспечить опре­ деленные соотношения между нагрузкой, частотой вращения и вяз­ костью масла. Ниже приведена хорошо зарекомендовавшаяся себя на практике методика гидродинамического расчета сегментных под­ пятников.

Данная методика позволяет проектировать подпятники с опти­ мальными размерами, обеспечивающими получение наименьших по­ терь при сохранении надежного по толщине слоя смазки. Исходными

для

расчета

подпятника

(пяты) являются следующие величины:

п — номинальная частота

вращения, об/мин; Q — осевая

нагрузка на

подпятник, кге; d — внутренний диаметр подпятника, мм;

D —наруж­

ный

диаметр

подпятника,

мм;

а — центральный угол, ограничиваю­

щий

сегмент;

т — количество

сегментов; Ь — радиальная ширину

168

сегмента, см; Ijb — отношение, где t — расчетная тангенциальная дли­ на сегмента; г — вязкость смазочного масла, кгс-с/м2; /0 — средняя температура слоя смазки, °С; d, т и а выбираются по конструктив­ ным соображениям исходя из диаметра вала в зоне подпятника. Отношение 1/Ь и значения b, z и t a выбираются как указано ниже:

а) отношение длины сегмента к радиальной ширине его //& = =0,7-5-1,1.

Расчетная тангенциальная длина сегмента берется равной длине дуги окружности, проходящей через центр опоры сегмента без 2/3 ча­ сти приемного скоса:

2

/ = Д)на 0 КI

б) свойства смазочных масел по данным ГОСТ, а также реко­ мендации по применению смазочных масел в зависимости от окруж­ ной скорости подпятника приведены в табл. 15-1. Пересчет вязкости

Т а б л и ц а 15-1

Свойства и применение основных смазочных масел для подпятников электрических машин

Марка масла Стандарт

Турбин­

г о с т

ное 22

32-53

 

Свойства

Температура 1 застывания, °С|

Вязкость, °Е при 50 °С

Плотность при 15 °С, г/см3

Температура вспышки, °С

 

1

 

 

2,9—3,2

0,901

180

—15

Применяемость

Для подпятников с окружной ско­ ростью более

10 м/с

Турбин­

г о с т

3,5—4

0,905

180

—10

Для подпятников

ное 30

32-53

 

 

 

с

окружной

ско­

 

 

 

 

 

ростью более

 

 

 

 

 

 

5

м/с

 

Индуст­

г о с т

4—4,5

0,902

180

—15

Для ПОДПЯТНИКОЕ

риальное

1707-51

 

 

 

с

окружной

ско­

30

 

 

 

 

ростью менее 5 м/с

масла из градусов Энглера в абсолютную вязкость, кгс • с/м2, с до­ статочной степенью точности может быть произведен по формуле

0,063Г

z = 0,1у 0,0731 °Е — - -„g— .10-*,

где у — плотность масла, кг/м3; °Е — вязкость в градусах Энглера Вязкость масла при =30-5-100 °С приближенно может быть

определена по формуле

zt = 250. (50//о)2.16, кгс-с/м2,

где г50« — по ГОСТ на смазочное масло.

160



иге -сек

 

 

 

На рис. 15-4

приведены из­

 

 

 

менения вязкости масел в за­

 

 

 

висимости от температуры

для

 

 

 

наиболее

часто

применяемых

 

 

 

марок смазочных масел.

ма­

 

 

 

сла

Плотность

смазочного

 

 

 

при

любой

температуре с

 

 

 

достаточной степенью точности

 

 

 

может

быть

определена

по

 

 

 

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

У<=\15[1—0.75Х

 

 

 

 

 

X 103(^о—15)], г/см3.

 

 

 

 

 

Удельная

 

теплоемкость

 

 

 

масла, Вт • с/(г • °С), равна:

 

Рис. 15-4. Вязкость масла при

с=3,85—2.345Y15+ 0,О046/о;

различных

температурах.

 

 

в)

 

 

 

 

/ —турбинное

22; 2 —турбинное

30;

 

 

 

 

 

3 — индустриальное 30.

 

масла в слое смазки принима­

 

 

 

ется при расчете fo=45°C.

 

Порядок расчета подпятника 1(рис. 15-5):

 

 

 

 

отношение

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь_

2 ^ —

-

 

 

 

 

 

г

~

■** а

*

 

 

 

 

 

 

~Т)

tg тг

 

 

 

 

 

где£г = d/2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наружный радиус подпятника,

мм,

 

 

 

 

 

R = r

Рис. 15-5. Сегментный подпятник скольжения.

170


Коэффициент площади

Ь

-п 1+ 2г

Радиус центра тяжести сегмента, мм,

(1 +

6/ г) ' - 1

sin а/2

 

Re— 3 Г (1 +

Ь/гУ

о/2

*

Хорда окружности, проходящей через

центр

тяжести сегмен­

та, мм,

A — 2RCsin а/2.

Ширина гиперболического приемного скоса сегмента, мм,

*=0,1 А.

Рабочая площадь подпятника, см2, с учетом приемных скосов сегментов

F — 4 (Z)2 — ds) 360. т — з

Удельная нагрузка на подпятник, кгс/ем2,

q = Q I F .

Определяются расчетные коэффициенты в зависимости от 6/г, характеризующие нагрузочную способность (подъемную силу) Ф9 по кривым рис. 15-6; касательное усилие (сопротивление вращению) Я^

по кривым рис. Т5-7; средний расход масла VM по кривым на рис. 15-8.

 

0,7

7,0

'

7,5

2,0

Рис. 15-6. Коэффициенты для рас­

Рис.

15-7.

Коэффициент

Я^

чета нагрузки Ф9.

 

для расчета

потерь.

 

171

Н а и м е н ь ш а я т о л щ и н а с л о я с м а з к и , м м ,

 

hмин ГV

О, бЗссфд

гп

е

ТоЩГ

Потери на трение в подпятнике, кВт,

р 1 ,7QH

ФдОС • 1 О’

Средний расход масла в подпятнике, л/мин,

M = 6,3mVKr2nhMBB • 10~4.

Повышение температуры масла, °С,

e/V

М ~ 6 \ , 2 Ь сФчУм '

Максимальная температу­ ра масла на выходной кромке сегмента, °С,

0/7 1,0 ; t,S 2fl

Рис. 15-8. Коэффициент VMдля расчета расхода масла.

Напрабление

Центр ----- Вращения i

Рис. 15-&. Расположение центра опоры сегмента.

^макс —t + AtJ2.

Для образования стабиль­ ного клинового суживающего­ ся слоя смазки расположение центра опоры сегмента долж­ но быть эксцентрично и сдви­ нуто по радиусу— к центру вращения, а по оси сегмента — в сторону его выходной кром­ ки (рис. 15-9). Смещение цен­ тра опоры сегмента в сторону центра вращения по радиусу, мм,

6=0,03456.

Радиус центра опоры R on=

Rс—6, мм, где ^с — радиус центра тяжести сегмента.

Смещение центра опоры от оси симметрии сегмента по на­ правлению вращения, т. е. в сторону его выходной кромки, рекомендуется брать в преде­ лах:

е = (0,05ч-0,11)В, мм,

где В — хорда окружности, проходящей через центр тяже­ сти сегмента. В вертикальных электродвигателях для при­ вода насосов, учитывая необ­ ходимость кратковременной (до 5 мин) работы насосного

172


агрегата при обратном направлении вращения, целесообразно смеще­ ние центра опоры сегмента от оси симметрии выбирать по нижнему пределу, т. е. е=0,05 В.

Рекомендуемое количество сегментов в подпятнике т = 6-:-12. Допустимые давления на сегмент 25—40 кгс/см2.

Температура нагрева масла в слое смазки должна быть в пре­ делах от 15 до 30 °С.

В основных формулярах переменная вязкость масла в масляной пленке заменена средним значением вязкости, соответствующим вы­ бранной средней температуре /Ср, а отношение максимальной толщи­ ны слоя смазки к минимальной ЛМакс/^мин = 2.

15-4. СЕРИЯ СЕГМЕНТНЫХ ПОДПЯТНИКОВ

На рис. 15-40 и в табл. 15-2 представлена типовая конструкция и габаритные размеры серии сегментных подпятников скольжения для вертикальных электродвигателей мощностью от 315 до 25 000 кВт. Серия охватывает подпятники скольжения е внутренним диаметром от 220 до 750 мм для машин с частотами вращения 214, 250, 300, 375, 428, 500, 600, 750 и 4000 об/мин.

Рис. 15-10. Типовая конструкция сегментных подпят­ ников.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 15-2

 

Размеры

сегментных

подпятников

скольжения

№ п/п.

 

Размеры, ММ

 

А

esd

0D

h

н

 

 

1

220

450

30

40

МЗЗХ1.5

2

270

550

35

45

МЗЗХ1.5

3

320

650

40

50

М42Х2

4

370

750

50

60

М48Х2

5

430

850

50

60

М56Х2

6

500

1 000

60

75

М85Х2.5

7

600

1 200

60

75

М85Х2.5

8

750

1 500

60

85

M lоохз <

173