Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
X М
в) Расчет на прочность центральной части крестовины
В центральной части крестовины восемь ребер, воспринимающих рузку от усилий, действующих па подпятник. Основные размеры даны на рис. 14-5.
Рис. 14-5. Размеры центральной части верхней крестовины.
а — ц е н т р а л ь н а я |
ч а с т ь ; 6 — с е ч е н и е |
п— п; в — с е ч е н и е |
k— k\ г— с е ч е |
|||||
|
|
|
н и е |
|
с — с . |
|
|
|
Расчет сечения КК■ Положение нейтральной оси |
|
|||||||
5 8 . 3 - 1 , 5 + 2 1 . 3 - 1 3 , 5 + 5 8 - 2 , 4 - 2 5 , 2 + |
|
|||||||
|
+ 6 - 1 5 , 4 - 3 4 , 1 + |
1 6 - 37, 5 |
|
|
||||
/ Л> = 5 8 - 3 + |
2 1 - 3 + |
5 8 - 2 , 4 + |
6 - 1 5 , 4 + 2 - 1 , 6 - 5 |
17>2 см |
||||
Момент инерции сечения КК |
|
|
|
|
||||
У = 5 8 -3 -1 5- 72 + |
3 - 213 |
, |
|
|
|
|||
- j 2 ---- Н 21 -3 -3,72 + 5 8 - 2 , 4 - 8 г + |
||||||||
6- 15.43 |
6 -15 ,4 -16,92 + 16*20,32 = 9 0 - 10-1 см4. |
|||||||
12 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||
Момент сопротивления |
сечения КК |
|
|
|||||
W=- |
I |
|
_ |
9 0 -103 |
3 650 см3, |
|||
И-2 |
у0 |
41,8 — 17,2 |
||||||
|
|
где /(2=41,8 см — размер по высоте сечения КК.
160
Изгибающий момент в сечении КК
M = F il2+ F 2(l2 + 15,8) = 2 0 - 4 0 » - 4 9 + |
'14,4- 10»-64,8= |
|
||||||
|
|
= 1915-10» кгс-см, |
|
|
|
|
||
где F 1 — нагрузка |
на одно основное ребро |
подпятника: |
|
|||||
F- |
Рп |
160-10» |
= 20-10* кгс; |
|
|
|||
|
8 |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F2—усилие, передаваемое промежуточным ребром на выгородку: |
||||||||
F ^ F iU I(15,8+ U) = 14,4 • 103 |
кгс; |
|
|
|||||
h — расстояние |
от |
опоры |
подпятника |
до |
края |
выгородки |
/*= |
|
=40, 8 см; |
от |
опоры |
подпятника |
до |
центра |
тяжести |
сече |
|
12— расстояние |
||||||||
ния КК, |
|
|
|
|
|
|
|
|
/2= 49 см.
Напряжение изгиба
М1915-10»
5 = ~W = 3 65"0 _ =г 525 кгс/см5 •
Расчет сечения пп. Положение нейтральной оси сечения
60-3-1,5 + |
6,2-3-6,1 + |
60-2,4-10,4 + |
||
+ |
22-6-22,6 + 2-1,6-5-29,6 |
|||
60-3 + |
6,2-3 + 60-2,4 + |
22-6+2-1,6-5 ~ 11 см' |
||
Момент инерции сечения пп |
|
|||
/ = 60-3-9.52 |
+ |
3-6,2» , |
|
|
—j-g--- ЬЗ-6,2-4,92 + 6 - 22 -11,6® + |
||||
, 6-22» |
, |
2 .1,6-5-18,62 = 45.2-10» см*. |
||
Н-----j 2~ |
+ |
Момент сопротивления
45,2-10»
Ц7 = 2 430 см»,
2 9 ,6 — 11
где hi — размер по высоте сечения пп. Изгибающий момент в сечении пп
M = Fil3+ F 2(l3+ \5,8) =20 • 10» • 38,8+
+ 14,4- 10» • (38,8+15,8) = 155310» кгс-см,
где /з — расстояние от опоры подпятника до центра тяжести сече ния пп, равное 38,8 см.
Напряжение изгиба в сечении пп1
1553-10»
о= — 2_430— “ 640 кгс/см2-
11-730 |
161 |
гоо
Л -Л
156
ll*
рые опираются лапы крестовины, выполняются с выступающими кольцами. Нижняя крестовина подобного исполнения имеет меньшие размеры и прикрепляется к фундаментным плиткам стяжными бол тами (см. рис. 9-2).
В ряде типов асинхронных вертикальных двигателей нижняя крестовина является основанием, на котором устанавливается статор с верхней крестовиной. Подобная крестовина имеет круглую форму без лап и рассчитана на статическую нагрузку от силы тяжести неподвижной части двигателя. На рис. 14-6 ''показан вертикальный асинхронный двигатель с подобной нижней крестовиной. В кресто винах такого исполнения охлаждающий воздух входит через отвер стия по окружности крестовины.
В двигателях с направляющими подшипниками качения нижняя крестовина не имеет выгородки и выполняется из стального диска с приваренными ребрами и гнездом для размещения шарикоподшип ника. На верхнем кольце масляной ванны или непосредственно на лапах нижней крестовины располагаются стойки с подъемными вин тами (домкратами) для поддержания ротора и регулировки его по высоте при сборке и разборке электродвигателя. В крупных электро двигателях для этой цели применяются гидравлические домкраты, устанавливаемые на каждой лапе крестовины под стальным диском, прикрепленным к ободу ротора. Домкрат состоит из стального ци линдра с поршнем, на котором укреплена стальная круглая пластина (рис. 14-7). Для работы гидравлического домкрата при подъеме ро тора в цилиндр подается масло под давлением 70—100 кгс/см2 от специального насоса высокого давления. Высотное положение домхрата фиксируется навинчиванием вручную специальной гайки, раз мещенной на корпусе стального цилиндра, после чего масляное дав ление может быть снято.
Глава пятнадцатая
ПОДПЯТНИКИ
Надежность работы упорных подшипников (или иначе подпят ников) вертикальных электродвигателей имеет весьма большое значе ние. В большинстве случаев подпятник электродвигателя должен воспринимать осевую нагрузку от силы тяжести вращающихся частей электродвигателя и насоса и гидравлического усилия, действующего на рабочее колесо насоса (усилие реакции воды). При этом нагрузка от реакции воды в несколько раз превосходит нагрузку от веса вра щающихся частей насосного агрегата.
В вертикальных электродвигателях относительно малой мощно сти могут применяться упорные шарикоподшипники. В этих случаях упорные шарикоподшипники на восприятие усилий от реакции воды обычно не рассчитываются. Упорные шарикоподшипники с консис тентной или жидкостной смазкой серийно выпускаются на нагрузки от 3000 до 12 000 кгс при частотах вращения 1000—500 об/мин.
Для заданных условий работы (величины нагрузки, частоты вра щения и других) выбор подшипников качения может быть произве ден на основе каталожных данных. Как правило, в рассматриваемых машинах нагрузка на подпятник от «веса вращающихся частей насос ного агрегата и реакции воды превосходит значения допускаемых нагрузок серийно изготовляемых упорных шарикоподшипников. По этому в дальнейшем рассматриваются конструкции только подпятни ков скользящего трения с жидкостной смазкой.
164
iS-i. подпятники с к о л ь ж е н и й
Основным условием, которому должен удовлетворять подпятник скольжения для обеспечения жидкостного трения, является сохра нение устойчивой масляной пленки во всех режимах работы: пуск электродвигателя, работа при номинальной частоте вращения, работа при вращении в обратную сторону в случае остановки насосного агрегата и, наконец, кратковременная работа на угонной частоте вра щения при обратном вращении в аварийных режимах.
Таким условиям наилучшим образом удовлетворяет подпятник с вращающимся стальным полированным диском, скользящим по не подвижным сегментам с рабочей поверхностью трения, залитой баб-
Л - А
От0.Ф35АкаогП
■Ь
Рис. 15-1. |
Сегментный подпятник скольжения на |
регулируемых |
|
|
|
опорах. |
|
J — сегмент; |
2 — вращающийся вал; 3 — втулка подпятника; 4 — опорный винт; |
||
5 — медная |
прокладка; |
6 — изоляция подпятника; 7 — упорные |
винты; 8 — сто |
порная планка; |
9 — шпильки крепления вращающегося диска. |
165
Рис. 15-2. Сегментный подпятник скольжения с опорой сегментов на прокладки.
/ — сегмент; 2— вращающийся диск; 3 —упорный винт; 4 — опорный диок кре стовины; 5 — опорная медная планка; 6 — изоляция подпятника.
битом. Каждый -сегмент установлен на кулачковую опору, имеющую на конце сферическую головку.
Установка сегмента на свою опору позволяет сегменту самоустанавливаться в такое положение, при котором масляный клин имеет наибольшую грузонесущую способность при минимальном коэффи циенте трения. В вертикальных электродвигателях в основном при меняются сегментные подпятники с жесткой опорой сегментов, до пускающих удельную нагрузку до 40 кгс/см2.
Подпятники с гидравлической опорой, автоматически обеспечи вающие равномерное распределение нагрузки на сегменты и допус кающие удельную нагрузку до 60 кгс/см2, для рассматриваемого диапазона электродвигателей не применяются.
На рис. 15-1 показан сегментный подпятник на нагрузку до 100 тс для мощного вертикального электродвигателя. Подпятник со стоит из восьми сегментов с рабочей поверхностью, залитой бабби том, и вращающегося стального полированното диска (зеркала под пятника), прикрепленного болтами к нижней торцевой плоскости втулки подпятника. Каждый сегмент эксцентрично подперт отдельной кулачковой опорой, выполненной в виде стального винта со сфери ческой поверхностью на одном конце, а другим концом ввинченного
166
в опорное кольцо крестовины. Помимо обеспечения самоустанавливаемости кулачковая опора позволяет регулировать установку сег мента по высоте. В сегменте, в месте упора сферического конца вин та, делается специальная выточка, в которую устанавливается тол стая медная шайба, способствующая более равномерному распреде лению давления на опору.
На рис. 15-2 показан сегментный подпятник, у которого сегмен ты устанавливаются не на регулируемый винт, а на медную плокладку. Прокладки смещаются от центра сегмента по направлению движения вращающегося диска таким образом, чтобы масляная пленка с набегающей кромки сегмента была толще, а на сбегающей тоньше. Это облегчает образование клинообразного слоя смазки. Подобные подпятники скольжения применяются преимущественно в малых вертикальных электродвигателях, у которых размеры масля ной ванны крестовины не позволяют разместить кулачковые опоры сегментов, выполненные в виде регулируемого винта.
Для всех типов подпятников применяются втулки, изготовленные из стальных поковок или стального литья. Втулка насаживается на верхний конец вала ротора. Так как при каждой разборке и сборке электродвигателя втулку приходится снимать с вала или насаживать на вал, то для облегчения этих операций в посадочные места втулки подпятника устанавливаются бронзовые литые кольца или наплавля ются по окружности полоски из меди. Наружная поверхность верх ней части втулки является цапфой для направляющего подшипника.
К верхнему торцу втулки прикрепляется болтами запорное сталь ное кольцо, удерживающее ротор электродвигателя и присоединенное к нему колесо насоса. К нижнему торцу втулки через изоляционную прокладку прикрепляется вращающийся диск подпятника. В подпят никах на малую нагрузку отдельного вращающего диска не делают. В этих случаях -зеркалом подпятника является нижняя торцевая часть втулки.
15-2. СМАЗКА ПОДПЯТНИКА И МАСЛООХЛАДИТЕЛИ
Как правило, для сегментных подпятников электродвигателей применяется замкнутая внутри масляной ванны система смазки Внешняя циркуляция масла отсутствует. Весь подпятник полностью погружен в масло. Масло в ванне циркулирует за счет насосного действия вращающего диска и этим обеспечивает смазку поверхно стей трения и охлаждение сегментов. Масло в масляной ванне охлаждается с помощью маслоохладителей.
Эффективное охлаждение масла в подпятнике осуществляется за счет встроенных в масляную ванну водяных трубчатых охладите лей. Маслоохладители выполняются из прямых или U-образных ла тунных трубок, концы которых развальцованы в трубных досках (рис. 15-3). Внутри трубок протекает охлаждающая вода. С наруж ной стороны трубки омываются маслом. К трубным доскам посред ством болтов прикреплены на резиновых прокладках сварные сталь ные или литые чугунные крышки. Верхняя крышка снабжена двумя патрубками для присоединения трубопровода подачи и отвода воды.
Маслоохладители с U-образными трубками и одной крышкой при одинаковых внешних размерах имеют увеличенную поверхность теплоотдачи и меньше гидравлических соединений внутри масляной ванны, отчего уменьшается вероятность попадания воды в масло по сравнению с маслоохладителями с прямыми трубками и двумя крыш-
)67