Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
ия разрядно е сопротивление |
пли накоротко. Снимается осциллогра |
ма пуска с загшсыо напряжения и тока статора, тока ротора и ча |
|
стоты вращения ротора (рис. |
24-12). Для записи частоты вращения |
используется пристроенный к валу машины собственный возбуди тель или специальный тахогенератор. Поскольку пуск осуществляет-
шшшшш м ,
Ml
Рис. 24-11. Осциллограмма симметричного внезапного короткого за мыкания синхронного двигателя.
ся без нагрузки, электромагнитный момент двигателя расходуется главным образом на ускорение ротора машины. Это 'позволяет счи тать, что момент двигателя равен моменту ускорения вращающихся масс машины, который определяется из выражения
|
тс dn |
' КГС-М, |
|
|
|
Муск — 0,102-gg- J —J J |
|
|
|
где |
7= mZ)2/4, кг • м2 — момент инерции |
ротора; |
т — масса |
ротора, |
кг; |
П — приведенный диаметр ротора, м. |
момента |
двигателя |
в функ |
|
Для построения кривой пускового |
ции времени пользуются методом графического дифференцирования кривой разгона, выполняемого .по конечным приращениям Ап и At:
M i |
п |
Дnt |
0,102 |
|
где М, — текущее значение момента на отрезке времени Ati. Приведение тока и момента к номинальному напряжению про
изводится по формулам
/ПУСК " " |
А , ^ п у с к :— -^ ои |
( иИV |
кге • М, |
|
|
\tfon J |
’ |
где / 0п, Л4оп и Uоп — ток, момент и напряжение, полученные из опы та. Из пусковых характеристик определяются следующие параметры машины в относительных единицах; кратность пускового тока /п//в. кратность начального пускового момента МП/Ма и кратность макси мального момента в процессе пуска Мп.макс/Мв.
298
Для получения значений тока и момента при реакторном пуске полученные из опыта прямого пуска величины пересчитываются на пониженное напряжение, ток статора — пропорционально изменению напряжения, а момент — квадрату изменения напряжения.
Следует отметить, что пусковые характеристики двигателя из опыта прямого пуска на холостом ходу имеют динамический харак тер, поэтому могут существенно отличаться от эксплуатационных при пуске под нагрузкой.
Большое внимание при испытаниях вертикальных двигателей следует уделять вопросам их вентиляции и теплового состояния
п=0
Рис. 24-12. Осциллограмма прямого пуска от сети синхронного дви гателя с обмоткой возбуждения, замкнутой на Rvaav.
обмоток и активной стали статора, что в первую очередь относится к крупным машинам со средней и малой частотами вращения. В этих машинах при неправильном выборе схемы вентиляции или напорных элементов даже при относительно невысоких токовых и магнитных нагрузках активных частей машины возможны неравномерное охлаждение обмоток, повышенные местные нагревы, что приводит к снижению их надежности. Испытание на нагревание выполняется косвенным "методом чаще всего в режиме синхронного компенсато ра. В тех случаях, когда мощность сети недостаточна, двигатель испытывается в режимах холостого хода и короткого замыкания по методике ГОСТ 10169-68. В этом случае опыты могут проводиться только для синхронных двигателей с пристроенным машинным воз будителем.
Испытание в режиме синхронного компенсатора производится для значений тока статора от (0,4-г-0,5)/н до номинального тока /и, обычно при пониженном напряжении статора, выбираемом таким об разом, чтобы обеспечивался режим при номинальном токе статора и номинальном токе ротора.
Кроме того, два-три опыта проводятся при номинальном напря жении и различных значениях тока статора, в том числе при номи нальном или близком к номинальному значению тока.
По данным испытаний строят зависимость превышений темпе ратуры обмотки и стали статора от потерь в обмотке статора Дt„—
= f(Pn) и |
.\tc=f(Pii) и превышения |
температуры обмотки ротора |
от потерь |
в ней Д/ц = /(Я„), как это |
показано на рис. 24-13. |
В соответствии с отмеченным выше выбором режимов испытаний зависимости Дt„ и Дtc от потерь в обмотке статора строятся для пониженного и номинального напряжений. Обе характеристики яв ляются прямыми и параллельны друг другу. Разность превышения температуры обмотки и стали статора при пониженном и номиналь ном напряжениях обусловливается соответствующей разницей по терь в стали.
299
Измерение температуры обмоток статора и ротора |
произво |
||
дится |
методом сопротивления. Для обмотки статора |
ее |
измеряют |
после |
отключения двигателя от сети. Если торможение |
ротора после |
отключения двигателя не представляется возможным и выбег дви гателя происходит в течение нескольких минут, то измерение со противления обмотки статора производят с помощью специального
Рис. 24-13. Нагревы обмотки (tH) |
и сердечни |
|||
ка |
(/с) статора и обмотки |
ротора |
(tB) |
синхронно |
го |
двигателя по методам |
сопротивления и зало |
||
|
женных термометров сопротивления (т. с.). |
|||
устройства, |
позволяющего компенсировать |
остаточную переменную |
э. д. с., которая индуктируется в обмотке статора даже при обес точенной обмотке возбуждения (за счет остаточного намагничивания ротора). Принципиальная схема для измерения сопротивления пред ставлена на рис. 21-14. Превышение температуры обмотки определя ют по формуле
|
ДО = Гт~ |
|
Гх (235 + 0) + 0Х— 0о, °С, |
|
|||
|
гх |
|
|
|
|
|
|
где |
гг — сопротивление |
обмотки, |
измеренное |
во время опыта, |
Ом; |
||
гх —сопротивление обмотки, измеренное в практически холодном |
со |
||||||
стоянии, Ом; Oi — температура обмотки, при |
которой измерено |
г*, |
|||||
°С; |
#о — температура охлаждающего |
воздуха |
во время опыта, |
°С. |
|||
|
После отключения |
двигателя |
от |
сети выключателем следует |
разомкнуть разъединитель и после этого подключить схему измере ния к выводам двух фаз. Время от момента отключения выклю чателя до начала измерения обычно не превышает 1—1,5 мин.
300
Измерение тока и напряжения производят в течение '10—15 мин с интервалами 0,5—1 мин, а затем строят кривую зависимости пре вышения температуры обмотки от времени, отсчет которого ведут от момента отключения выключателя. Полученную кривую экстра полируют на начало отсчета времени.
Превышение температуры обмотки статора определяется также по заложенным в пазах статора термометрам сопротивления. Тем-
Выбоды ОЯмотки статора
Рис. 24-14. Принципиальная схема устройства компенсации остаточ ной э. д. с. при измерении сопротивления обмотки статора.
/ — д в о й н ы е щ у п ы ; 2— а м п е р м е т р ; 3 — д р о с с е л ь ; 4— а к к у м у л я т о р н а я б а т а р е я ; 5— в ы к л ю ч а т е л ь ; 6* — к о м п е н с и р у ю щ и й т р а н с ф о р м а т о р ; 7 — д о б а в о ч н о е с о п р о т и в л е н и е ; 6’ —- в о л ь т м е т р ; 9— д о п о л н и т е л ь н ы й т р а н с ф о р м а т о р д л я к о р р е к т и р о в к и п р о т и в о - э , д . с . п о ф а з е .
пература, измеренная по сопротивлению обмотки, обычно выше измеренной термометрами сопротивления за счет того, что последние не всегда располагаются в наиболее нагретых местах обмотокп, а также за счет температурного перепада в изоляции. Вентиляцион ные испытания заключаются в определении расхода воздуха через машину, превышения температуры охлаждающего воздуха И опре деления расхода и температурного перепада охлаждающей воды (для машин с замкнутой вентиляцией). Испытания на стенде преД- приятия-изготовителя проводятся при разомкнутом цикле вентиля
301
ции с входом холодного воздуха в верхний и нижний щиты статора и выходом нагретого воздуха через воздухоохладители. 'Для изме рения количества охлаждающего воздуха через один воздухоохлади тель к нему пристраивается вентиляционный патрубок. Расход воз духа Q определяется как произведение средней скорости воздуха1 на выходе из патрубка vCj>, м/сек, измеренной с помощью чашечного анемометра, на площадь патрубка S, м2:
Q= ucpS, м3/с.
Повышенная разница в температурах нагретого и холодного' охлаждающего воздуха (более 20—25 °С) и пониженный расхож его указывают на недостаточную эффективность принятой системы вентиляции. У двигателей защищенного исполнения, выполненных: без охладителей, вентиляционные испытания ограничиваются опре делением превышения температуры воздуха, а также проверкой на личия циркуляции воздуха через все радиальные вентиляционные1 каналы по высоте у выхода из спинки сердечника статора. Проверка1 производится анемометром или наощупь рукой.
По данным тепловых испытаний определяются рабочие превы
шения температуры машины |
в номинальном режиме, |
приведенные |
к температуре охлаждающего воздуха 40 °С. |
двигателей |
|
Определение потерь у |
вертикальных синхронных |
имеет некоторые особенности в сравнении с горизонтальными маши нами. Крупные вертикальные двигатели, снабженные пристроенным машинным возбудителем, могут испытываться, как было показано выше, с использованием возбудителя в качестве приводного двига теля. Сумма потерь Рс + Рмсх определяется подводимой к возбуди телю мощностью за вычетом всех потерь в нем. У машин меньшей
мощности (от 3 200 |
кВт и ниже) такая возможность исключена. |
R этом случае |
потери холостого хода определяются, в режиме |
ненагружснного двигателя при питании двигателя от источника регу лируемого напряжения (машинного агрегата) при cos ф= ‘1 путем: измерения двумя ваттметрами мощности, подводимой к двигателю.. Разделение потерь в стали Р с. и механических Р МРХ производится,, как было указано выше. Следует отметить, что при испытаниях дви гателей на предприятии-изготовителе потерн в подпятнике, а сле довательно, и общие потери холостого хода существенно ниже по терь при работе двигателя с насосом, поскольку осевая нагрузка нэ подпятник меньше и равна только силе тяжести ротора двигателя.
Так как часть потерь в подпятнике с учетом реакции воды долж на быть отнесена к потерям насоса, то принято считать, что полу чаемые при опыте холостого хода механические потери двигателя
являются Фактическими |
потерями |
при |
работе |
машины |
совместно |
|
с насосом. Они и учитываются при подсчете к. п. д. двигателя. |
||||||
Потери в обмотке статора |
подсчитываются |
по формуле |
||||
|
Р * = |
3/,% |
(76), |
Вт, |
|
|
где г„Пч) — сопротивление |
фазы |
обмотки |
при расчетной |
температу |
||
ре 75 °С. |
|
|
|
|
|
|
Потери на возбуждение определяются по формуле |
|
Рп= /*„'■» («)■ Вт>
где Гв(75>— сопротивление обмотки возбуждения при расчетной тем пературе 75 °G:
302