Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
для двигателей с рабочим напряжением 6000 В находится обычно в пределах 200—300 В. Измерение тока производится с применением специально подобранных измерительных трансформаторов или безындуктивных шунтов, обеспечивающих необходимую точность измерения при малых частотах. Для расширения пределов измерения напряжения используются добавочные сопротивления. Опытные ха рактеристики короткого замыкания двигателя при частоте напряже ния питания, равной 5 Гц, представлены на рис. 24-4.
Из этих характеристик определяются напряжение и .потери при
токе |
короткого замыкания, равном номинальному току / П, которые |
|||||
затем приводятся к поминальному напряжению по формулам |
||||||
|
|
U Р |
|
и p 'k= |
/ / ' |
\ 2 |
|
|
u C f n ' А |
P k 5 ( 7 7 |
J ’ В т ' |
||
где |
U' K5 и |
Р„5— напряжение |
и |
потери |
короткого |
замыкания при |
токе, |
равном |
/ и, и пониженной |
частоте 5 |
Гц; f' и /„ — пониженная |
||
и номинальная частоты (5 и 50 |
Гц). |
|
|
Полученные значения тока Г к и потерь Р'к при частоте 5 Гц, тока h и потерь Ро—Рмех из опыта холостого хода позволяют произвести построение рабочего круга тока диаметром OD и определить опытные значения к. и. д., коэффициента мощности и скольжения при рабочем режиме. Построение круговой диаграммы производится согласно ГОСТ 7217-66.
Для определения максимального вращающего момента двига теля ММакс с учетом насыщения используются следующие данные опыта короткого замыкания при номинальной частоте фрис. 24-3):
а) |
напряжение |
и потери к. з. Рк.н при токе короткого замы |
кания, |
равном номинальному току; |
|
б) |
напряжение Д, |
и потери Рк при токе короткого замыкания |
/ к, равном ((2,5-ьЗ)/п.
По этим опытным данным вычисляются токи и потери, отнесен ные к номинальному напряжению:
Ток /к3 и потери Л <3 дают возможность найти точку окружности токов короткого замыкания (точку Кз) и построить круг е диаметром О Д , а ток /щ и потери Р,а найти точку Ki и построить круг с диа
метром ОД . |
По |
соотношению этих диаметров строится круг тока |
с диаметром |
О Д |
для определения максимального вращающего мо |
мента 1(рис. 24-5). |
|
Диаметр круга О Д находится из соотношения
Параллельно линии моментов ОВ проводят линию, касательную к окружности диаметром О Д в точке S. Из точки О радиусом OS делают засечку на окружности диаметром OD в точке М, из которой опускается перпендикуляр на ось ОiX, до пересечения с линией мо ментов ОВ в точке Q. Проведя из этой точки прямую, параллельную
288
к линии 0D, |
и опустив |
перпендикуляр |
из точки S до пересечения |
|
с этой линией в точке Т, найдем отрезок ST, равный максимальному |
||||
моменту Ммякс. |
|
(рис. |
24-6), т. е. зависимость |
|
Рабочие |
характеристики двигателя |
|||
потребляемой |
мощности, |
тока статора, |
к. и. |
д., коэффициента мощ- |
роткозамкнутым ротором для определения максимального вра щающего момента.
пости и скольжения от полезной мощности машины, определяют для различных значений полезной мощности. Ток статора, скольжение и и cos ср определяют из круговой диаграммы.
Рис. 24-6. Рабочие характеристики асинхронно’ го двигателя с короткозамкнутым ротором.
Коэффициент полезного действия двигателя определяется мето дом отдельных потерь с использованием данных опыта холостого хода и построения круговой диаграммы.
19-730 |
28ti |
Потери в стали сердечника статора Рс и механические потери Рмех определяются из опыта холостого хода, как было рассмотрено выше.
Потери в обмотке |
статора |
рассчитываются по |
формуле |
|
Р у п = 3 / ^ ] ( 75)> |
|
|
где Гц75) — сопротивление фазы |
обмотки статора при расчетной тем |
||
пературе 75 °С. |
ротора |
определяются по |
электромагнитной |
Потери в обмотке |
мощности, передаваемой вращающимся полем статора на ротор, и скольжению:
|
Ртл2 |
I |
ЭМ |
|
|
|
' |
J00 |
S ’ |
|
|
где Яэм= 7>1—Рmi—Рс, |
Вт; |
Рi — подводимая к |
двигателю мощ |
||
ность, Вт; s — величина скольжения, |
определяемая |
из круговой диа |
|||
граммы, %. |
Ря |
асинхронных двигателей принимаются |
|||
Добавочные потери |
равными 0,5% полезной мощности машины.
Общие потери двигателя определяются как сумма указанных
выше потерь 2Р = РС+ РМех+Рт+Рт+Ря, Вт.
Коэффициент полезного действия подсчитывается по формуле
71 Я„ +"SP 100' в/°-
Если потери в машине, полученные опытным путем, превышают расчетные, то ери анализе данных испытаний должны быть опреде лены причины и приняты меры по снижению потерь. В гл. 2 были рассмотрены причины электромагнитного характера, влияющие на увеличение потерь в асинхронном двигателе при неправильном выбо ре соотношения пазов статора и ротора, размеров шлицов пазов ро тора и др.
Испытание на нагревание асинхронных двигателей при отсут ствии нагрузочной машины ограничивается проведением режима хо лостого хода с измерением нагрева обмотки статора методом сопро тивления, сердечника статора по термопарам и заложенным термо метрам сопротивления и температуры охлаждающего воздуха. Пре вышение температуры воздуха над окружающим должно быть не более 10—12 °С, поскольку потери в машине при этом опыте значи тельно ниже, чем при работе с номинальной нагрузкой. Нагревы ма шины при работе с номинальной нагрузкой определяются при испы таниях на месте установки.
24-3. ИСПЫТАНИЯ СИНХРОННЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ-ИЗГОТОВИТЕЛЕ
В отличие от горизонтальных машин вертикальные синхронные двигатели из-за сложности соединения их с приводной машиной и отсутствия специальных нагрузочных машин с вертикальным валом большой мощности, как правило, испытываются без них. Это отно сится к двигателям мощностью до 3200 кВт, которые выполняются
290
С отдельно стоящим возбудителей. Однако крупные двигатели мощ ностью выше 3200 кВт с частотой вращения 375 об/мин большей частью имеют пристроенные к валу машины возбудители, которые можно использовать в качестве приводного двигателя, что облегчает выполнение испытании в полном объеме.
Поскольку двигатели мощностью до 3200 кВт выполняются на рабочее напряжение 6000 В, а более крупные машины чаще всего на напряжение 10 000 В, на заводском стенде имеются источники тока достаточной мощности на оба напряжения. Возможно также испы тание машин напряжением 10 000 В на стенде, где имеется только источник энергии с напряжением 6000 В, при пересоединешш обмот ки статора в треугольник.
Типовые испытания синхронных двигателей производятся в со ответствии с ГОСТ 183-66 и выполняются по следующей программе:
а) |
измерение сопротивления изоляции обмоток относительно кор |
пуса машины и между обмотками; |
|
б) |
измерение сопротивления обмоток при постоянном токе |
в практически холодном состоянии; |
|
в) |
испытание при повышенной частоте вращения; |
с) испытание изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками на электрическую прочность;
д) |
испытание междувитковой изоляции обмоток переменного тока |
на электрическую прочность; |
|
е) |
определение характеристики холостого хода; |
ж) |
' определение характеристики установившегося трехфазного ко |
роткого замыкания; |
|
з) |
; измерение тока возбуждения в режиме ненагруженного пере |
возбужденного двигателя при номинальном напряжении и номиналь |
|
ном токе статора и определение U-образной характеристики; |
и) определение номинального тока возбуждения, номинального изменения напряжения и регулировочной характеристики;
к) испытание на кратковременную перегрузку по току; л) определение к. п. д. машины; м) испытание на нагревание;
н) испытание механической прочности при ударном токе корот кого замыкания. Для синхронных машин каждой серии данного пред приятия это испытание проводят для машин с наибольшим полюсным делением;
о) определение коэффициента искажения синусоидальности кри вой напряжения;
п) опытное определение индуктивных сопротивлений и постоян ных времени обмоток;
р) определение начального пускового вращающего момента и начального пускового тока;
с) ' измерение вибрации.
Машинные возбудители двигателей должны испытываться по программе ГОСТ 183-66 п. 2.2.
В объем контрольных испытаний синхронных двигателей входят только первые семь пунктов. Испытания двигателей производятся по методике, определенной ГОСТ 11828-66, ГОСТ 10169-68, а машинных возбудителей по ГОСТ 10159-69.
При рассмотрении вопросов испытания вертикальных синхронных двигателей ниже для иллюстрации используются опытные данные ти повых испытаний вертикального синхронного двигателя 3 200 кВт, 11 000 В, 300 об/мин.
291
Испытания по первым пятй Пунктам Программы практически мало отличаются от испытаний асинхронных двигателей, рассмотрен ных выше. Испытания на электрическую прочность изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками проводятся после окончания испытаний машины по нормам, приведенным в табл. 24-2
и 24-3.
Испытание при повышенной частоте вращения синхронных двитателей мощностью до 3 200 кВт производится дои частоте враще ния, равной 1,3п„. Более крупные двигатели по условиям работы водовода после отключения двигателя от сети кратковременно вра щаются с большей частотой вращения (1,5-н 1,65)пн, и испытание их должно производиться при частоте вращения, указанной в техниче ских условиях. До и после .проведения испытания измеряют вибра цию машины, и если она резко возрастает, то следует произвести ревизию ротора, проверив крепление полюсов, вентиляторов, пуско вой обмотки, п выявить причину повышенной вибрации.
Опыт холостого хода проводится либо в генераторном режиме (для двигателей с пристроенным возбудителем), либо в двигатель ном (для машин без пристроенного возбудителя). В первом случае двигатель приводится во вращение возбудителем до синхронной скорости и возбуждение двигателя осуществляют от постороннего источника питания. Так как начальный момент трогания у верти кальных машин значительно больше, чем у горизонтальных машин, из-за относительно большого трения в подпятнике, а номинальная мощность возбудителя не превышает 2—3% мощности двигателя, то перед пуском после длительной стоянки двигателя следует про изводить подъем ротора или поворот его с помощью крана на 2—3 оборота. Возбуждение возбудителя увеличивают до максимально возможной величины, затем после трогания ротора с места ток возбуждения снижают. При использовании возбудителя в качестве приводного двигателя необходимо либо исключить сериесную обмот ку возбуждения, либо изменить ее полярность, чтобы исключить раз магничивающее действие ее на поток главных полюсов при больших значениях тока якоря.
Характеристику холостого хода (рис. 24-7) снимают, начиная с максимального напряжения, соответствующего возбуждению при номинальной нагрузке двигателя, но не ниже \ , W K, равномерно сни жая ток возбуждения. При уменьшении тока возбуждения до нуля измеряют остаточное напряжение двигателя. Смещая снятую харак теристику холостого хода вдоль оси абсцисс на величину А/„, полу чают характеристику, проходящую через начало координат. При верхнем пределе напряжения, равном указанному выше значению, одновременно производится испытание витковой изоляции обмотки статора в течение 5 мин. При определении характеристики холостого хода в генераторном режиме производится проверка симметричности напряжения между фазами при номинальном напряжении. Указан ная проверка производится для определения симметрии всех фаз обмотки статора и отсутствия каких-либо погрешностей в ее сборке. Отклонение измерений линейных напряжений не должно превышать I % средней величины.
При работе двигателя в генераторном режиме и холостом ходе целесообразно определить коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения в машине при помощи прибора-измерителя ли нейных искажений напряжения С6-1. Коэффициент искажения сину соидальности кривой напряжения не должен превышать 5%.
292