Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
возможностями создания для населения необходимого комплекса жизненных условий, перспективным уровнем производительности общественного труда. Анализ соотношения чистой продукции с ис пользованной для развития экономики района частью национального дохода страны в динамике за ряд лет имеет важное значение для оцен ки финансово-экономического аспекта регионального процесса вос
производства.
Объем чистой продукции, произведенной в районе, находится в зависимости от отраслевой структуры хозяйства района, уровня занятости трудоспособного населения в сфере материального произ водства и производительности труда работающих.
Совершенно очевидно, что важным вопросом регионального воспроизводственного процесса является положение, утверждающее,
что отрас.'ъевая структура хозяйства региона предопределяет струк туру занятости трудоспособного населения и объем произведенной чистой продукции (при неизменности цен). Произведенный анализ регионального воспроизводственного процесса в районах Сибири и Дальнего Востока показывает, что сдвиги в совершенствовании отраслевой структуры хозяйства оказались решающими для измене ния структуры занятости и оказывали влияние на динамику произ веденной чистой продукции.
Сделанный в настоящей главе анализ регионального воспроиз водственного процесса может быть использован в сводном региональ ном планировании. Некоторые теоретические положепия постановоч ны и в отдельных случаях носят явно дискуссионный характер. В целом же автор стремился осмыслить методологические основы регионального анализа, позволяющие рассматривать важнейшие межотраслевые связи и экономические пропорции воспропзводствепного процесса районного хозяйства.
Отдельные элементы региональной экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока н важнейшие соцпально-экопомические процес сы ее развития рассматриваются в других главах монографии.
Г Л Л В А II
АНАЛИЗ МЕЖРАЙОННЫХ СВЯЗЕЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВВОЗА И ВЫВОЗА
Сложившиеся межотраслевые связи Сибири и Даль него Востока в значительной степени удовлетворяются за счет ввоза и вывоза продукции. Так, около 25 % производимой в Сибири про
дукции вывозится в другие экономические районы страны. В |
свою |
||
очередь, большое количество продукции Союза ввозится |
как |
для |
|
личного, так и для производственного потребления. В связи с |
этим |
||
определение ввоза и вывоза — один из важнейших этапов |
составле |
||
ния |
межотраслевого баланса (МОЕ) экономического |
района *. |
|
Но |
из-за отсутствия унифицированной отчетности по межрайонным |
связям в стоимостном виде установление объема ввоза и вывоза исследуемого райопа представляет довольно сложную задачу. Учет ввоза и вывоза ведут управления торговли, снабженческо-сбытовые органы, промышленные предприятия и др. Причем одни учитывают его только в натуральном выражении, другие — в стоимостном, третьи не указывают район отправления (назначения) и т. д.
В о с т о ч н а я С и б и р ь . Для районов Сибири характерно превышение ввоза над вывозом и стоимостном выражении и вывоза над ввозом в натуральном выражении. Так, в 1966 г., по данным тран спортной статистики, общий вывоз из Восточной Сибирп в натураль ном выражении был в 1,8 раза больше ввоза, а по стоимости — в 1,6 раза меньше. Анализ дппамикн межрайонных связей за последние 15 лет показал, что ввоз в районы Снбпри и Дальнего Востока растет быстрее, чем вывоз, но, несмотря на это, в Сибири сохраняется устой чивое положительное транспортное сальдо по объемз^ перевозок всех грз'зов. Причем его абсолютная величина возрастает.
Такое соотношение ввоза и вывоза обзюловлено развитием в Си бири отраслей добывающей промышленности и резким отставанием обрабатывающих отраслей, особенно выпускающих товары народно го потребления. Характер динамики показывает, что этот разрыв не
* Ввоз и вывоз в межотраслевом балансе Спбпрп и Дальнего Востока опре делялся нами на основе материалов единовременного обследования, проведен ного ЦЭМИ АН СССР, СОПС.рм прп Госплане СССР п ЦСУ РСФСР, а также данных транспортной статистики и материалов Хабаровского института желез нодорожного транспорта.
Т
Т а и л и ц а 29
Отраслевая структура ввоза н вывоза Восточной Сибири, %
В стоимостном выражении* В натуральном выражении*
Отрасль народного хозяйства
Черная металлургия . .
Цветная |
» |
. . . |
Электроэнергетика ** |
||
Топливная |
|
промышлен |
ность ..............................
Машиностроение . . . .
Химическая промышлен ность ..............................
Лесная и деревообрабаты вающая Промышлен ность ..............................
Промышленность строи тельных материалов Стекольная и фарфоро-фа
янсовая промышлен ность ..............................
Легкая промышленность Пищевая » Итого по промышленности Сельское хозяйство
ввоз |
выпоз |
ВВОЗ |
выпоз |
2,7/2,5 |
1,3/1,2 |
13,9/8,8 |
8,8/7,7 |
— |
— |
0,2/0,2 |
0,8/0,7 |
— |
1.2/1,1 |
— |
— |
8,0/7,5 |
7,5/7,0 |
55,7/42,3 |
27,0/24,4 |
15,8/14,7 |
13,3/12,4 |
0,3/4,9 |
1,0/0,9 |
2,3/2,1 |
5,3/5,0 |
0,1/0,1 |
0,9/0,8 |
1,4/1,3 |
17.6/16,5 |
2,3/1,7 |
54,0/49,0 |
1,2/1.1 |
1,3/1.2 |
13,1/8,3 |
5,9/5,1 |
0.2/U.2 |
0.1/0.1 |
0,1/0,1 |
0,0/0,0 |
30.(1/28.6 |
8.4/26,6 |
0.9/0,7 |
0,1/0,1 |
37.8/35.3 |
24.0/22,4 |
7,4/5,4 |
1,5/1,3 |
100/93.3 |
100/93,5 |
100/72,5 |
100/90,6 |
6,7 |
6.2 |
2,3 |
2,2 |
•Числитель — к итогу по промышленности; знаменатель — к обшей сумме. Не распределено по отраслям: в стоимостном выражении вывоз — 0,3%, в натуральном выражении' ввоз — 25,2%, вывоз — 7,2%.
** Оценка по среднесистемному тарифу.
только не сокращается, но еще больше увеличивается (табл. 29). Около 2/3 стоим ости ввоза занимают товары народного потреб ления. На легкую и пищевую промышленность приходится свыше 50% общей стоимости вывоза. Доля этих грузов в общем объеме ввоза и вывоза в натуральном выражении невелика. Так, товары легкой промышленности практически не влияют на объем перевозок, а продукция пищевой промышленности оказывает заметное воздей
ствие только на объем ввозимых грузов.
Структура ввоза и вывоза определяется, во-нервых, противо положным соотношением ввоза по стоимости н в натуральном выра жении,^во-вторых, разной величиной средних цеи ввозимых и выво зимых товаров одной отрасли (табл. 30).
Самые высокие цены на единицу веса продукции, естественно, складываются в легкой промышленности. Поэтому, несмотря па их очень маленький удельный вес в объеме перевозимых грузов, продук ция этой отрасли в общей стоимости ввозимых и вывозимых товаров занимает ведущее место.
Совершенно иное влияние на ввоз и вывоз оказывают сырьевые отрасли промышленности. Так, топливо составляет сравнительно
74
|
|
|
|
|
Т а 6 а и ц а 30 |
|
Средние цены ввозимой и вывозимой продукции, руб/т |
||||||
Отрасль народного хозяйства |
|
|
Ввоз |
Вывоз |
||
Черная |
металлургия .............................. |
|
|
41,5 |
12,3 |
|
Топливная |
промышленность . . . . |
|
28,4 |
21,8 |
||
М аш иностроение..................................... |
. . |
|
493,2 |
825,0 |
||
Химическая |
промышленность |
4045,5 |
469,0 |
|||
Лесная и деревообрабатывающая про- |
|
130,9 |
26,,> |
|||
мышлеыыость..................................... |
|
|
||||
Промышленность стройматериалов |
|
|
38,2 |
16,7 |
||
Стекольная и фарфоро-фаянсовая про- |
|
466,2 |
1000,0 |
|||
м ы ш ленность..................................... |
|
|
||||
Легкая |
промышленность..................... |
|
|
6930,2 |
7561,4 |
|
Пищевая |
» .................... |
|
|
1081,9 |
979,1 |
|
Итого |
по |
промышленности . . . . |
|
198,0 |
82,2 |
|
Сельское хозяйство ............................... |
|
|
454,8 |
230,6 |
||
|
|
В с е г о ................ |
|
| |
207,2 | |
89,9 |
небольшую долю стоимости ввоза и вывоза*, |
но оно больше чем на |
половину формирует объем ввоза в натуральном выражении и почти на 1/3 — вывоза. Причем, если его доля в стоимости ввоза и вывоза примерно одинакова, то прн измерении в тоннах удельный вес топли ва во ввозе в 2 раза выше, чем в вывозе. Это обусловлено тем, что в Восточной Сибири абсолютная величина ввоза гораздо меньше величины вывоза.
Величипа средних цен 1 т ввозимых и вывозимых товаров нагляд но демонстрирует преобладание во ввозе более дорогой продукции обрабатывающей промышленности, а в вывозе — дешевого сырья. Расчет средних цен показывает резкую неоднородность продукции п по каждой из выделенных отраслей.
Различия средних цен по ввозу и вывозу в отдельных отраслях больше, чем по всей промышленности: средняя цена вывоза по про мышленности в 2,4 раза меньше цены ввоза, а по черной металлургии меньше в 3,4 раза, по химической промышленности в 8,6 раза, по лес ной и деревообрабатывающей в 5 раз. Резкое отличие цен по ввозу и вывозу продукции одной отрасли показывает, что в ее пределах агрегируются разнообразные изделия.
По черной металлургии такое соотношение связано с тем, что из Восточной Сибири вывозится железная руда, а ввозится металл; по топливной промышленности — вывозится уголь, имеющий самые низкие цены в стране, а ввозятся сырая нефть и нефтепродукты; по
* Здесь п далее для краткости употребляем выражение общая стоимость и л и цена ввоза, вывоза, по подразумеваем общую стоимость или цену ввозимых
или вывозимых товаров.
75
лесной промышленности — вывозится преимущественно круглый лес, а ввозятся дорогие сорта древесины, мебель и т. д. Но по маши ностроению, легкой промышленности и промышленности строитель ных материалов соотношение цен обратное, т. е. здесь в вывозе преобладает более дорогая продукция.
Таким образом, в составе сырьевых отраслей, определяющих характер вывоза исследуемого района, в вывозе преобладает сравни тельно дешевая продукция, а в составе обрабатывающих отраслей, формирующих ввоз, в вывозе преобладают дорогие товары. Первое обстоятельство отвечает, на наш взгляд, задаче эффективного обще
союзного разделения труда и свидетельствует о том, что |
Восточная |
Сибирь поставляет в другие районы дешевые виды сырья. |
Это, ко |
нечно, не значит, что стоимость сырья, вывозимого из |
Восточной |
Сибпрн, не должна повышаться за счет его облагораживания (раз
вития |
деревообработки, |
повышения |
содержания |
железа в руде и |
т. д.). |
Но при всех этих |
условиях |
сложившееся |
соотношение цен |
на ввозимую и вывозимую продукцию сырьевых отраслей специали зации для данного экономического района более оправдано.
Сложившееся соотношение цен в обрабатывающих отраслях представляется менее целесообразным: Восточная Сибирь завозит сравнительно малоценную продукцию машиностроения и легкой про мышленности, а вывозит дорогую. Вывоз этих отраслей формируется главным образом за счет продукции радиоэлектронной промышлен ности, холодильников, шелковых тканей п других трудоемких то варов. Во ввозе большой удельный вес занимают разнообразная промышленная арматура, лптье, запасные части и др. Видимо, в ус ловиях дефицита трудовых ресурсов соотношение средних цен в обрабатывающих отраслях должно быть обратным. Конечно, раз мещение отраслей промышленности в Восточной Сибири определя ется множеством других факторов, по отмеченные тенденции преобла дания того или иного вида продукции во ввозе и вывозе больше соответствуют специфике исследуемого района. Поэтому вряд ли пре имущественное развитие в Восточной Спбпрп трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности при резком недостатке такой продукции, как лптье, арматура, способствует повышению эффек тивности обществеппого производства.
Открытый характер хозяйства Восточной Сибири обусловливает исключительно большое значение ввоза и вывоза в межотраслевом балансе этого района (табл. 31).
Наиболее значительная величина отношения вывоза к валовой продукции наблюдается в отраслях специализации Восточной Сиби ри: в топливной, лесной промышленности и в черной металлургии (где такая величина отношения объясняется как большим разнообра зием номенклатуры выпускаемой продукции, так и недостаточным развитием машиностроения). Совершенно закономерна сравнительно небольшая величина отношения ввоза к потреблению по лесной н
70
Т а б л я ц а 31
Отношение пыноза к валовой продукции и ввоза к потреблению по Восточной Сибири, %
Отрасль промышленности |
Отноше |
Отноше |
ние вывоза ние ввоза |
||
|
к валовой |
к потреб |
|
продукции |
лению |
Черная металлургия ............................................ |
56,5 |
34,6 |
Топливная промышленность . . . . . . |
62,5 |
49,6 |
Машиностроение.................................................. |
32,2 |
29,9 |
Химическая промышленность......................... |
34,7 |
22,6 |
Лесная п деревообрабатывающая промыш |
50,2 |
6,6 |
ленность ........................................................... |
||
Промышленность строительных материалов |
11,1 |
6,8 |
Стекольная п фарфоро-фаянсовая промыш |
10,6 |
17,6 |
ленность ........................................................... |
||
И т о го по перечпслепым отраслям . . . |
31,1 |
21,4 |
деревообрабатывающей промышленности. По топливной промышлен ности это соотношение выше, нем по другим отраслям, так как в Бостонную Сибпрь поступает по трубопроводам большое количество сырой нефти для снабжения Ангарского нефтеперерабатывающего завода и дальнейшей отправки по железной дороге на Дальний
Восток.
Д а л ь н и й В о с т о к . Основное отличие характера ввоза и вывоза Дальнего Востока от аналогичных показателей Сибири состоит
втом, что здесь пе только стоимость, но и объем ввоза в тоннах пре вышает вывоз. Стоимость ввоза на Дальнем Востоке в 1,8 раза боль ше вывоза, а объем ввоза больше объема вывоза в 2,5 раза, причем
впоследние годы разрыв стал резко возрастать.
С1955 по 1960 г. отрицательное транспортное сальдо Дальнего Востока увеличивалось медленно, главным образом за счет роста экспорта в КНР. В последующие 3—4 года прирост дефицита иссле дуемого района еще больше снизился.
Всередине 60-х годов стала бурно развиваться торговля с Япо
нией и другими странами Тихоокеанского бассейна. В связи с тем, что в эти страны вывозятся нефтепродукты, черные металлы, кокс и другие продукты, производство которых на Дальнем Востоке развито недостаточно, превышение ввоза над вывозом по железнодорожному транспорту стало увеличиваться быстрее. За последние 15 лет пре вышение ввоза над вывозом увеличилось здесь в 5 раз(без учета экспор тно-импортных перевозок). С учетом экспортно-импортных перевозок отрицательное транспортное сальдо поДальнему Востоку уменьшалось с 11—12 млн. т до 1 —2 млн. т. Такие ввозимые массовые грузы, как уголь, нефтепродукты и некоторые другие, отправляются на экспорт.
77