Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможностями создания для населения необходимого комплекса жизненных условий, перспективным уровнем производительности общественного труда. Анализ соотношения чистой продукции с ис­ пользованной для развития экономики района частью национального дохода страны в динамике за ряд лет имеет важное значение для оцен­ ки финансово-экономического аспекта регионального процесса вос­

производства.

Объем чистой продукции, произведенной в районе, находится в зависимости от отраслевой структуры хозяйства района, уровня занятости трудоспособного населения в сфере материального произ­ водства и производительности труда работающих.

Совершенно очевидно, что важным вопросом регионального воспроизводственного процесса является положение, утверждающее,

что отрас.'ъевая структура хозяйства региона предопределяет струк­ туру занятости трудоспособного населения и объем произведенной чистой продукции (при неизменности цен). Произведенный анализ регионального воспроизводственного процесса в районах Сибири и Дальнего Востока показывает, что сдвиги в совершенствовании отраслевой структуры хозяйства оказались решающими для измене­ ния структуры занятости и оказывали влияние на динамику произ­ веденной чистой продукции.

Сделанный в настоящей главе анализ регионального воспроиз­ водственного процесса может быть использован в сводном региональ­ ном планировании. Некоторые теоретические положепия постановоч­ ны и в отдельных случаях носят явно дискуссионный характер. В целом же автор стремился осмыслить методологические основы регионального анализа, позволяющие рассматривать важнейшие межотраслевые связи и экономические пропорции воспропзводствепного процесса районного хозяйства.

Отдельные элементы региональной экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока н важнейшие соцпально-экопомические процес­ сы ее развития рассматриваются в других главах монографии.

Г Л Л В А II

АНАЛИЗ МЕЖРАЙОННЫХ СВЯЗЕЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВВОЗА И ВЫВОЗА

Сложившиеся межотраслевые связи Сибири и Даль­ него Востока в значительной степени удовлетворяются за счет ввоза и вывоза продукции. Так, около 25 % производимой в Сибири про­

дукции вывозится в другие экономические районы страны. В

свою

очередь, большое количество продукции Союза ввозится

как

для

личного, так и для производственного потребления. В связи с

этим

определение ввоза и вывоза — один из важнейших этапов

составле­

ния

межотраслевого баланса (МОЕ) экономического

района *.

Но

из-за отсутствия унифицированной отчетности по межрайонным

связям в стоимостном виде установление объема ввоза и вывоза исследуемого райопа представляет довольно сложную задачу. Учет ввоза и вывоза ведут управления торговли, снабженческо-сбытовые органы, промышленные предприятия и др. Причем одни учитывают его только в натуральном выражении, другие — в стоимостном, третьи не указывают район отправления (назначения) и т. д.

В о с т о ч н а я С и б и р ь . Для районов Сибири характерно превышение ввоза над вывозом и стоимостном выражении и вывоза над ввозом в натуральном выражении. Так, в 1966 г., по данным тран­ спортной статистики, общий вывоз из Восточной Сибирп в натураль­ ном выражении был в 1,8 раза больше ввоза, а по стоимости — в 1,6 раза меньше. Анализ дппамикн межрайонных связей за последние 15 лет показал, что ввоз в районы Снбпри и Дальнего Востока растет быстрее, чем вывоз, но, несмотря на это, в Сибири сохраняется устой­ чивое положительное транспортное сальдо по объемз^ перевозок всех грз'зов. Причем его абсолютная величина возрастает.

Такое соотношение ввоза и вывоза обзюловлено развитием в Си­ бири отраслей добывающей промышленности и резким отставанием обрабатывающих отраслей, особенно выпускающих товары народно­ го потребления. Характер динамики показывает, что этот разрыв не

* Ввоз и вывоз в межотраслевом балансе Спбпрп и Дальнего Востока опре­ делялся нами на основе материалов единовременного обследования, проведен­ ного ЦЭМИ АН СССР, СОПС.рм прп Госплане СССР п ЦСУ РСФСР, а также данных транспортной статистики и материалов Хабаровского института желез­ нодорожного транспорта.

Т


Т а и л и ц а 29

Отраслевая структура ввоза н вывоза Восточной Сибири, %

В стоимостном выражении* В натуральном выражении*

Отрасль народного хозяйства

Черная металлургия . .

Цветная

»

. . .

Электроэнергетика **

Топливная

 

промышлен­

ность ..............................

Машиностроение . . . .

Химическая промышлен­ ность ..............................

Лесная и деревообрабаты­ вающая Промышлен­ ность ..............................

Промышленность строи­ тельных материалов Стекольная и фарфоро-фа­

янсовая промышлен­ ность ..............................

Легкая промышленность Пищевая » Итого по промышленности Сельское хозяйство

ввоз

выпоз

ВВОЗ

выпоз

2,7/2,5

1,3/1,2

13,9/8,8

8,8/7,7

0,2/0,2

0,8/0,7

1.2/1,1

8,0/7,5

7,5/7,0

55,7/42,3

27,0/24,4

15,8/14,7

13,3/12,4

0,3/4,9

1,0/0,9

2,3/2,1

5,3/5,0

0,1/0,1

0,9/0,8

1,4/1,3

17.6/16,5

2,3/1,7

54,0/49,0

1,2/1.1

1,3/1.2

13,1/8,3

5,9/5,1

0.2/U.2

0.1/0.1

0,1/0,1

0,0/0,0

30.(1/28.6

8.4/26,6

0.9/0,7

0,1/0,1

37.8/35.3

24.0/22,4

7,4/5,4

1,5/1,3

100/93.3

100/93,5

100/72,5

100/90,6

6,7

6.2

2,3

2,2

•Числитель — к итогу по промышленности; знаменатель — к обшей сумме. Не распределено по отраслям: в стоимостном выражении вывоз — 0,3%, в натуральном выражении' ввоз — 25,2%, вывоз — 7,2%.

** Оценка по среднесистемному тарифу.

только не сокращается, но еще больше увеличивается (табл. 29). Около 2/3 стоим ости ввоза занимают товары народного потреб­ ления. На легкую и пищевую промышленность приходится свыше 50% общей стоимости вывоза. Доля этих грузов в общем объеме ввоза и вывоза в натуральном выражении невелика. Так, товары легкой промышленности практически не влияют на объем перевозок, а продукция пищевой промышленности оказывает заметное воздей­

ствие только на объем ввозимых грузов.

Структура ввоза и вывоза определяется, во-нервых, противо­ положным соотношением ввоза по стоимости н в натуральном выра­ жении,^во-вторых, разной величиной средних цеи ввозимых и выво­ зимых товаров одной отрасли (табл. 30).

Самые высокие цены на единицу веса продукции, естественно, складываются в легкой промышленности. Поэтому, несмотря па их очень маленький удельный вес в объеме перевозимых грузов, продук­ ция этой отрасли в общей стоимости ввозимых и вывозимых товаров занимает ведущее место.

Совершенно иное влияние на ввоз и вывоз оказывают сырьевые отрасли промышленности. Так, топливо составляет сравнительно

74


 

 

 

 

 

Т а 6 а и ц а 30

Средние цены ввозимой и вывозимой продукции, руб/т

Отрасль народного хозяйства

 

 

Ввоз

Вывоз

Черная

металлургия ..............................

 

 

41,5

12,3

Топливная

промышленность . . . .

 

28,4

21,8

М аш иностроение.....................................

. .

 

493,2

825,0

Химическая

промышленность

4045,5

469,0

Лесная и деревообрабатывающая про-

 

130,9

26,,>

мышлеыыость.....................................

 

 

Промышленность стройматериалов

 

 

38,2

16,7

Стекольная и фарфоро-фаянсовая про-

 

466,2

1000,0

м ы ш ленность.....................................

 

 

Легкая

промышленность.....................

 

 

6930,2

7561,4

Пищевая

» ....................

 

 

1081,9

979,1

Итого

по

промышленности . . . .

 

198,0

82,2

Сельское хозяйство ...............................

 

 

454,8

230,6

 

 

В с е г о ................

 

|

207,2 |

89,9

небольшую долю стоимости ввоза и вывоза*,

но оно больше чем на­

половину формирует объем ввоза в натуральном выражении и почти на 1/3 — вывоза. Причем, если его доля в стоимости ввоза и вывоза примерно одинакова, то прн измерении в тоннах удельный вес топли­ ва во ввозе в 2 раза выше, чем в вывозе. Это обусловлено тем, что в Восточной Сибири абсолютная величина ввоза гораздо меньше величины вывоза.

Величипа средних цен 1 т ввозимых и вывозимых товаров нагляд­ но демонстрирует преобладание во ввозе более дорогой продукции обрабатывающей промышленности, а в вывозе — дешевого сырья. Расчет средних цен показывает резкую неоднородность продукции п по каждой из выделенных отраслей.

Различия средних цен по ввозу и вывозу в отдельных отраслях больше, чем по всей промышленности: средняя цена вывоза по про­ мышленности в 2,4 раза меньше цены ввоза, а по черной металлургии меньше в 3,4 раза, по химической промышленности в 8,6 раза, по лес­ ной и деревообрабатывающей в 5 раз. Резкое отличие цен по ввозу и вывозу продукции одной отрасли показывает, что в ее пределах агрегируются разнообразные изделия.

По черной металлургии такое соотношение связано с тем, что из Восточной Сибири вывозится железная руда, а ввозится металл; по топливной промышленности — вывозится уголь, имеющий самые низкие цены в стране, а ввозятся сырая нефть и нефтепродукты; по

* Здесь п далее для краткости употребляем выражение общая стоимость и л и цена ввоза, вывоза, по подразумеваем общую стоимость или цену ввозимых

или вывозимых товаров.

75


лесной промышленности — вывозится преимущественно круглый лес, а ввозятся дорогие сорта древесины, мебель и т. д. Но по маши­ ностроению, легкой промышленности и промышленности строитель­ ных материалов соотношение цен обратное, т. е. здесь в вывозе преобладает более дорогая продукция.

Таким образом, в составе сырьевых отраслей, определяющих характер вывоза исследуемого района, в вывозе преобладает сравни­ тельно дешевая продукция, а в составе обрабатывающих отраслей, формирующих ввоз, в вывозе преобладают дорогие товары. Первое обстоятельство отвечает, на наш взгляд, задаче эффективного обще­

союзного разделения труда и свидетельствует о том, что

Восточная

Сибирь поставляет в другие районы дешевые виды сырья.

Это, ко­

нечно, не значит, что стоимость сырья, вывозимого из

Восточной

Сибпрн, не должна повышаться за счет его облагораживания (раз­

вития

деревообработки,

повышения

содержания

железа в руде и

т. д.).

Но при всех этих

условиях

сложившееся

соотношение цен

на ввозимую и вывозимую продукцию сырьевых отраслей специали­ зации для данного экономического района более оправдано.

Сложившееся соотношение цен в обрабатывающих отраслях представляется менее целесообразным: Восточная Сибирь завозит сравнительно малоценную продукцию машиностроения и легкой про­ мышленности, а вывозит дорогую. Вывоз этих отраслей формируется главным образом за счет продукции радиоэлектронной промышлен­ ности, холодильников, шелковых тканей п других трудоемких то­ варов. Во ввозе большой удельный вес занимают разнообразная промышленная арматура, лптье, запасные части и др. Видимо, в ус­ ловиях дефицита трудовых ресурсов соотношение средних цен в обрабатывающих отраслях должно быть обратным. Конечно, раз­ мещение отраслей промышленности в Восточной Сибири определя­ ется множеством других факторов, по отмеченные тенденции преобла­ дания того или иного вида продукции во ввозе и вывозе больше соответствуют специфике исследуемого района. Поэтому вряд ли пре­ имущественное развитие в Восточной Спбпрп трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности при резком недостатке такой продукции, как лптье, арматура, способствует повышению эффек­ тивности обществеппого производства.

Открытый характер хозяйства Восточной Сибири обусловливает исключительно большое значение ввоза и вывоза в межотраслевом балансе этого района (табл. 31).

Наиболее значительная величина отношения вывоза к валовой продукции наблюдается в отраслях специализации Восточной Сиби­ ри: в топливной, лесной промышленности и в черной металлургии (где такая величина отношения объясняется как большим разнообра­ зием номенклатуры выпускаемой продукции, так и недостаточным развитием машиностроения). Совершенно закономерна сравнительно небольшая величина отношения ввоза к потреблению по лесной н

70


Т а б л я ц а 31

Отношение пыноза к валовой продукции и ввоза к потреблению по Восточной Сибири, %

Отрасль промышленности

Отноше­

Отноше­

ние вывоза ние ввоза

 

к валовой

к потреб­

 

продукции

лению

Черная металлургия ............................................

56,5

34,6

Топливная промышленность . . . . . .

62,5

49,6

Машиностроение..................................................

32,2

29,9

Химическая промышленность.........................

34,7

22,6

Лесная п деревообрабатывающая промыш­

50,2

6,6

ленность ...........................................................

Промышленность строительных материалов

11,1

6,8

Стекольная п фарфоро-фаянсовая промыш­

10,6

17,6

ленность ...........................................................

И т о го по перечпслепым отраслям . . .

31,1

21,4

деревообрабатывающей промышленности. По топливной промышлен­ ности это соотношение выше, нем по другим отраслям, так как в Бостонную Сибпрь поступает по трубопроводам большое количество сырой нефти для снабжения Ангарского нефтеперерабатывающего завода и дальнейшей отправки по железной дороге на Дальний

Восток.

Д а л ь н и й В о с т о к . Основное отличие характера ввоза и вывоза Дальнего Востока от аналогичных показателей Сибири состоит

втом, что здесь пе только стоимость, но и объем ввоза в тоннах пре­ вышает вывоз. Стоимость ввоза на Дальнем Востоке в 1,8 раза боль­ ше вывоза, а объем ввоза больше объема вывоза в 2,5 раза, причем

впоследние годы разрыв стал резко возрастать.

С1955 по 1960 г. отрицательное транспортное сальдо Дальнего Востока увеличивалось медленно, главным образом за счет роста экспорта в КНР. В последующие 3—4 года прирост дефицита иссле­ дуемого района еще больше снизился.

Всередине 60-х годов стала бурно развиваться торговля с Япо­

нией и другими странами Тихоокеанского бассейна. В связи с тем, что в эти страны вывозятся нефтепродукты, черные металлы, кокс и другие продукты, производство которых на Дальнем Востоке развито недостаточно, превышение ввоза над вывозом по железнодорожному транспорту стало увеличиваться быстрее. За последние 15 лет пре­ вышение ввоза над вывозом увеличилось здесь в 5 раз(без учета экспор­ тно-импортных перевозок). С учетом экспортно-импортных перевозок отрицательное транспортное сальдо поДальнему Востоку уменьшалось с 11—12 млн. т до 1 —2 млн. т. Такие ввозимые массовые грузы, как уголь, нефтепродукты и некоторые другие, отправляются на экспорт.

77