Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Приведенные цифры показывают, что учет экспорта сохраняет общин характер связей Дальнего Востока. Значит,, сложившееся здесь устойчивое превышение ввоза над вывозом определяется харак тером развития производительных спл этого района п его ролью в общесоюзном разделении труда, резко отличающейся от роли райо нов Сибири.
Во-первых, Дальний Восток вывозит гораздо меньше продукции сырьевых отраслей. Например, лесная промышленность Восточной Сибири имеет большое значение в снабжении дефицитных районов страны, а заготовленный па Дальнем Востоке лес предназначен
главным |
образом для внутрирайонного потребления |
и экспорта. |
||||
На Дальнем Востоке |
получила |
более |
значительное |
развитие |
||
глубокая |
переработка |
древесины. |
Если |
удельный |
вес |
лесоэкс |
плуатации в общем объеме валовой продукции лесной промышлен
ности |
Восточпой Сибири составляет |
55%, |
то на |
Дальнем |
||
Востоке не |
более 35%.Доля же целлюлозно-бумажной промышлен |
|||||
ности |
равна 10 и 20% соответственно. |
В |
результате |
вывоз |
||
лесных грузов из Восточной Сибири в 4,5 |
раза |
превышает вывоз |
||||
и экспорт Дальнего Востока. Валовая |
продукция лесной промыш |
|||||
ленности |
Восточной Спбирн больше, |
чем |
на |
Дальнем |
Востоке |
|
только в 2 |
раза. |
|
|
|
|
Уровень развития угольной промышленности примерно одина ков в сопоставляемых экономических районах. Но в то время как Воеточна-яСиби-рь вывозит около б млн. т угля в год, Дальний Восток ввозит его до 4 млн. т. Большая часть ввозимого на Дальний Восток угля отправляется па экспорт; кроме того, здесь наблюдается де фицит коксующихся углей. Восточная Сибирь вывозит до 8 млн. т железной руды, а вывоз п экспорт этого сырья из Дальнего Востока очень небольшой.
Во-вторых, Восточная Сибирь ввозит в основном один массовый груз — нефть п нефтепродукты, но ввоз нефтяных грузов на Дальний Восток в 1,5 раза превышает объем ввоза Восточной Спбири. Здесь гораздо выше потребность в жидком топливе в связи с развити ем экспорта и таких видов транспорта, как морской и авиационный. На Дальнем Востоке потребляет жидкое топливо и железнодорожный транспорт, а в Восточной Сибири все основные железные дороги электрифицированы.
В-третьих, Восточная Сибирь вывозпт главным образом сырье, а Дальний Восток — продукцию переработки: бумагу, рыбопродук ты п др. Связано это не только с тем, что на Дальнем Востоке имеются благоприятные условия для развития отдельных отраслей пищевой промышленности, но и со значительной удаленностью данного района от других экономических районов страны. Дальний Восток может играть существенную роль в обеспечении страны только высоко ценными товарами, способными выдержать перевозку на большие расстояния. и ; I
78
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 32 |
||
|
Отраслевая структура ввоза п вывоза Дальнего Востока, % |
|
|||||||||
Отрасль народного хозяйст- |
В стоимостном выражении* |
В натуральном выражении* |
|||||||||
|
|
|
ва* * |
|
|
ввоз |
ВЫВОЗ |
ввоз |
ВЫВОЗ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Черная |
.металлургия |
|
4.5/4,4 |
4,1/4,1 |
15,0/11,8 |
21,0/19,1 |
|||||
Цветная |
|
металлургия . . |
|
<-- |
— |
0,1/0,1 |
0,9/0,7 |
||||
Топливная |
|
примышлен- |
|
8.1/8,2 |
7,5/7,4 |
59,8/47,2 |
41,9/38,4 |
||||
пость .............................. |
|
||||||||||
Машиностроение . . . . |
|
9,8/9,5 |
12,1/12,0 |
4,8/3,8 |
1,5/1,4 |
||||||
Химическая |
промышлен |
|
5.4/5,3 |
0,6/0,6 |
1,8/1,4 |
0,0/0,0 |
|||||
ность .............................. |
|
||||||||||
Лесная |
н |
деревообрабаты |
|
|
|
|
|
|
|||
вающая |
|
нромышлен- |
|
|
8,5/8,4 |
3,4/2,7 |
25,6/23,4 |
||||
п о с т ь .............................. |
|
|
|||||||||
Промышленность |
строп- |
|
1,5/1,4 |
0,0/0,9 |
3,8/3,0 |
1,2/14 |
|||||
телышх |
материалов |
|
|||||||||
Стекольная и фарфоро-фа |
|
|
|
|
|
|
|||||
янсовая |
|
яромышлеи- |
|
0,1/0,1 |
0.1/0,1 |
0,1/0,1 |
0,0/0,0 |
||||
пость .............................. |
|
||||||||||
Легкая |
промышленность |
28,2/27.6 |
4,1/4,1 |
1,3/1,0 |
0,3/0.3 |
||||||
Пищевая |
|
|
» |
|
41,6/40,4 |
62,1/61,6 |
9,9/7,5 |
7,6/6,6 |
|||
Итого по |
промышленности |
|
100/97,4 |
100/99,2 |
100/78,6 |
100/91,0 |
|||||
Сельское |
хозяйство . . . |
|
2,6 |
ОД |
4,1 |
2,0 |
|||||
* Числитель — к |
итогу |
по |
промышленности, знаменатель — к |
общей |
сумме. |
||||||
Не распределено |
по |
отраслям |
в |
натуральном |
выражении |
(ввоз 17,3%, вывоз |
7,0%). |
** По машиностроению, химической, стекольно-фаянсовой, легкой, пищевой про мышленности и промышленности строительных материалов данные приведены с уче том внешней торговли; по цветной, черной металлургии, топливной, лесной п дерево обрабатывающей промышленности п сельскому хозяйству — без учета внешней тор говли.
Дефицит трудовых ресурсов на Дальнем Востоке ограничивает возможности развития легкой промышленности. Например, удельный вес текстильной промышленности на Дальнем Востоке составляет
лишь |
0,4% валовой продукции района, а в |
Восточной Сибири — |
5,4, |
в Западной Сибири — 3,9%. Поэтому |
во ввозе сохраняется |
большой удельный вес товаров этой отрасли.
Отличие структуры ввоза и вывоза районов Сибири и Дальнего Востока проявляется в их роли в общем объеме перевозок. Так, на Дальнем Востоке было вывезено за пределы района только 8% гру зов, отправленных всеми видами транспорта, и ввезено 19% всех прибывших грузов; в Восточной Сибири — 36 и 24%; в Западной Сибири — 39 и 30% соответственно. Таким образом, чем ближе расположены районы к центральной части страны, тем более суще ственной становится роль ввоза и вывоза в развитии производитель ных сил *.
* При этом следует отметить, что межрайонные связи Опоярп и Дальнего Востока значительно уступают районам европейской части страны, где доля вывоза в отправлении грузов п доля ввоза и прибытии гораздо выше: так, на пример, в Волго-Вятском районе она равна соответственно 55 и 65% •
79
В стоимости ввоза и, особенно, вывоза Дальнего Востока долй товаров народного потребления гораздо больше, чем в Восточной Сибири (табл. 32). Более высокая доля продукции этих отраслей
вввозе объясняется недостаточным развитием легкой промышленно сти н слабой сырьевой базой для производства продовольственных товаров. В результате Дальпий Восток завозит не только промышлен ные товары, но п огромное количество продовольственных. В стоимо стной структуре вывоза решающая роль принадлежит пищевой про мышленности. Только одна эта отрасль дает почти 2/3 стоимости вывозимых товаров. В объеме вывоза в тоннах доля пищевых товаров также довольно заметна: их количество составляет величину такого же порядка, как и вывоз сырьевых отраслей.
Абсолютная величина ввоза и вывоза на Дальнем Востоке го раздо меньше, чем в других экономических районах. Например, по объему в тоннах ввоз Дальнего Востока в 1,5 раза, а вывоз (вместе
сэкспортом) в 2,7 раза меньше соответствующих показателей по Восточной Сибири; по стоимости эти величины меньше соответственно
в1,6 н 1,4 раза. Таким образом, Дальний Восток ввозит менее цен
ную, а вывозит более ценную продукцию, чем Восточная Сибирь.
2.МЕЖРАЙОННЫЕ СВЯЗИ
ИИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Структура ввоза и вывоза не характеризует степень рациональ ности межрайонных связей *. Поэтому при их анализе необходимо выявить основпые виды продукции, формирующие ввоз или вывоз района, н только по ним можно рекомендовать какие-либо измене ния в связях.
Объемы межрайонных перевозок Сибири и Дальнего Востока сравнительно небольшие, но средние пробеги ввозимых и вывозимых грузов здесь гораздо больше,чем в других районах. Так, рассчитано**,
что |
вывозимые из Дальнего Востока грузы |
перевозятся |
на |
5,8 |
тыс. км, из Восточной Сибири на 3,3, из Западной Сибири па |
||
2,4 |
тыс. км. а ввозимые соответственно на 5,2; 3,4; и 2,1 тыс. |
км. |
|
Во |
всех трех районах наблюдается тенденция к |
росту расстояний |
перевозок вывозимых грузов; по ввозимым грузам пробеги растут по
*Нельзя для этой цели использовать и 100-отраслевую классификацию народного хозяйства, по которой составляются отчетные межотраслевые балансы экономического района. Единовременное обследование ввоза и вывоза экономи ческих районов, проведенное под руководством ЦЭМИ АН СССР, предусматри вает группировку всей товарной массы по 673 шифрам. Но и такую классифика цию нельзя использовать для анализа рациональности межрайонных связей.
**Данные старшего научного сотрудника Института экономики и органи зации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук
СССР кандидата географических наук 10. В. Ласис.
80
Западной Сибири и уменьшаются но Восточной Сибири и |
Дальнему |
|
Востоку. Причем сокращение расстояний перевозок по |
ввозимым |
|
грузам значительно меньше, чем их рост по вывозимым грузам* |
||
В о с т о ч н а я С и б и р ь . Несмотря на значительную уда |
||
ленность Восточной Сибири от остальных экономических |
районов |
|
страны, она связана практически с каждым из них (табл. 33). |
Наибо |
|
лее тесные связи с Западно-Сибирским, Дальневосточным, |
Ураль |
|
ским, Среднеазиатским, Казахстанским и Поволжским |
районами. |
Два первых из них непосредственно примыкают к исследуемому райо ну и занимают сравнительно большой удельный вес во ввозе и в вы возе. Доля Поволжья и Урала особенно высока во ввозе Восточной Сибири, а Средней Азии и Казахстана — в ее вывозе. Объясняется это тем, что после пуска нефтеперерабатывающего завода и сооруже ния нефтепровода резко возросло поступление сырой нефти с По волжья, а Урал является крупным поставщиком в Восточную Сибирь металла, продукции машиностроения и других товаров. В Среднюю Азию и Казахстан направляются основные потоки лесных грузов.
Апализ динамики межрайонного обмена показывает, что связи
Восточной Сибири |
с |
близлежащими районами ослабляются. Так, |
с 1959 по 1966 |
г. |
доля восточных районов страны (включая |
Урал) уменьшилась в вывозе Восточной Сибири с 86 до 81 % и во ввозе с 78 до 45%. Такое резкое изменение связей в этот период было вызвало, во-первых, ростом поступления нефти с Поволжья и, во-вторых, увеличением роли' Восточной Сибири в снабжении леспыми грузами европейской части страны.
В последние 5—6 лет характер связей существенно не меняется. Участие экономического района в межрайонном обмене характеризу ется также долей внутрирайонных перевозок в общем объеме при бывших и отправляемых грузов. В Восточной Сибири доля внутрирайоиных перевозок в последние годы довольно устойчива и зани мает около 75% всех прибывших грузов (в 1956 г. 73%, в 1964 г. 76, в 1969 г. 74%) и 65% отправленных грузов. В среднем по стране доля внутрирайонных перевозок не превышала в эти годы 60—61 %. По доле внутрирайонных перевозок в прибытии грузов Восточная Сибирь находится на третьем месте после Дальнего Востока и До- иецко-Приднепровского района, а в отправлении — уступает Даль нему Востоку, Северо-Западному, Центральному, Прибалтийскому и Среднеазиатскому районам. Высокая доля внутрирайонных перево зок в Восточной Сибири и иа Дальнем Востоке объясняется ослаб лением их связей с другими районами страны вследствие значитель ной удаленности от основных промышленных центров, а также большим развитием здесь перевозок водным транспортом, которые осуществляются в основном только в пределах этих районов.
Из приведенных в табл. 33 дапных по удельному весу отдельных экономических районов в связях Восточной Сибири видно, что по Западно-Сибирскому, Уральскому и Поволжскому районам и Казах-
6 Заказ J4 104 |
81 |