Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенные цифры показывают, что учет экспорта сохраняет общин характер связей Дальнего Востока. Значит,, сложившееся здесь устойчивое превышение ввоза над вывозом определяется харак­ тером развития производительных спл этого района п его ролью в общесоюзном разделении труда, резко отличающейся от роли райо­ нов Сибири.

Во-первых, Дальний Восток вывозит гораздо меньше продукции сырьевых отраслей. Например, лесная промышленность Восточной Сибири имеет большое значение в снабжении дефицитных районов страны, а заготовленный па Дальнем Востоке лес предназначен

главным

образом для внутрирайонного потребления

и экспорта.

На Дальнем Востоке

получила

более

значительное

развитие

глубокая

переработка

древесины.

Если

удельный

вес

лесоэкс­

плуатации в общем объеме валовой продукции лесной промышлен­

ности

Восточпой Сибири составляет

55%,

то на

Дальнем

Востоке не

более 35%.Доля же целлюлозно-бумажной промышлен­

ности

равна 10 и 20% соответственно.

В

результате

вывоз

лесных грузов из Восточной Сибири в 4,5

раза

превышает вывоз

и экспорт Дальнего Востока. Валовая

продукция лесной промыш­

ленности

Восточной Спбирн больше,

чем

на

Дальнем

Востоке

только в 2

раза.

 

 

 

 

Уровень развития угольной промышленности примерно одина­ ков в сопоставляемых экономических районах. Но в то время как Воеточна-яСиби-рь вывозит около б млн. т угля в год, Дальний Восток ввозит его до 4 млн. т. Большая часть ввозимого на Дальний Восток угля отправляется па экспорт; кроме того, здесь наблюдается де­ фицит коксующихся углей. Восточная Сибирь вывозит до 8 млн. т железной руды, а вывоз п экспорт этого сырья из Дальнего Востока очень небольшой.

Во-вторых, Восточная Сибирь ввозит в основном один массовый груз — нефть п нефтепродукты, но ввоз нефтяных грузов на Дальний Восток в 1,5 раза превышает объем ввоза Восточной Спбири. Здесь гораздо выше потребность в жидком топливе в связи с развити­ ем экспорта и таких видов транспорта, как морской и авиационный. На Дальнем Востоке потребляет жидкое топливо и железнодорожный транспорт, а в Восточной Сибири все основные железные дороги электрифицированы.

В-третьих, Восточная Сибирь вывозпт главным образом сырье, а Дальний Восток — продукцию переработки: бумагу, рыбопродук­ ты п др. Связано это не только с тем, что на Дальнем Востоке имеются благоприятные условия для развития отдельных отраслей пищевой промышленности, но и со значительной удаленностью данного района от других экономических районов страны. Дальний Восток может играть существенную роль в обеспечении страны только высоко­ ценными товарами, способными выдержать перевозку на большие расстояния. и ; I

78


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 32

 

Отраслевая структура ввоза п вывоза Дальнего Востока, %

 

Отрасль народного хозяйст-

В стоимостном выражении*

В натуральном выражении*

 

 

 

ва* *

 

 

ввоз

ВЫВОЗ

ввоз

ВЫВОЗ

 

 

 

 

 

 

 

Черная

.металлургия

 

4.5/4,4

4,1/4,1

15,0/11,8

21,0/19,1

Цветная

 

металлургия . .

 

<--

0,1/0,1

0,9/0,7

Топливная

 

примышлен-

 

8.1/8,2

7,5/7,4

59,8/47,2

41,9/38,4

пость ..............................

 

Машиностроение . . . .

 

9,8/9,5

12,1/12,0

4,8/3,8

1,5/1,4

Химическая

промышлен­

 

5.4/5,3

0,6/0,6

1,8/1,4

0,0/0,0

ность ..............................

 

Лесная

н

деревообрабаты­

 

 

 

 

 

 

вающая

 

нромышлен-

 

 

8,5/8,4

3,4/2,7

25,6/23,4

п о с т ь ..............................

 

 

Промышленность

строп-

 

1,5/1,4

0,0/0,9

3,8/3,0

1,2/14

телышх

материалов

 

Стекольная и фарфоро-фа­

 

 

 

 

 

 

янсовая

 

яромышлеи-

 

0,1/0,1

0.1/0,1

0,1/0,1

0,0/0,0

пость ..............................

 

Легкая

промышленность

28,2/27.6

4,1/4,1

1,3/1,0

0,3/0.3

Пищевая

 

 

»

 

41,6/40,4

62,1/61,6

9,9/7,5

7,6/6,6

Итого по

промышленности

 

100/97,4

100/99,2

100/78,6

100/91,0

Сельское

хозяйство . . .

 

2,6

ОД

4,1

2,0

* Числитель — к

итогу

по

промышленности, знаменатель — к

общей

сумме.

Не распределено

по

отраслям

в

натуральном

выражении

(ввоз 17,3%, вывоз

7,0%).

** По машиностроению, химической, стекольно-фаянсовой, легкой, пищевой про­ мышленности и промышленности строительных материалов данные приведены с уче­ том внешней торговли; по цветной, черной металлургии, топливной, лесной п дерево­ обрабатывающей промышленности п сельскому хозяйству — без учета внешней тор­ говли.

Дефицит трудовых ресурсов на Дальнем Востоке ограничивает возможности развития легкой промышленности. Например, удельный вес текстильной промышленности на Дальнем Востоке составляет

лишь

0,4% валовой продукции района, а в

Восточной Сибири —

5,4,

в Западной Сибири — 3,9%. Поэтому

во ввозе сохраняется

большой удельный вес товаров этой отрасли.

Отличие структуры ввоза и вывоза районов Сибири и Дальнего Востока проявляется в их роли в общем объеме перевозок. Так, на Дальнем Востоке было вывезено за пределы района только 8% гру­ зов, отправленных всеми видами транспорта, и ввезено 19% всех прибывших грузов; в Восточной Сибири — 36 и 24%; в Западной Сибири — 39 и 30% соответственно. Таким образом, чем ближе расположены районы к центральной части страны, тем более суще­ ственной становится роль ввоза и вывоза в развитии производитель­ ных сил *.

* При этом следует отметить, что межрайонные связи Опоярп и Дальнего Востока значительно уступают районам европейской части страны, где доля вывоза в отправлении грузов п доля ввоза и прибытии гораздо выше: так, на­ пример, в Волго-Вятском районе она равна соответственно 55 и 65% •

79



В стоимости ввоза и, особенно, вывоза Дальнего Востока долй товаров народного потребления гораздо больше, чем в Восточной Сибири (табл. 32). Более высокая доля продукции этих отраслей

вввозе объясняется недостаточным развитием легкой промышленно­ сти н слабой сырьевой базой для производства продовольственных товаров. В результате Дальпий Восток завозит не только промышлен­ ные товары, но п огромное количество продовольственных. В стоимо­ стной структуре вывоза решающая роль принадлежит пищевой про­ мышленности. Только одна эта отрасль дает почти 2/3 стоимости вывозимых товаров. В объеме вывоза в тоннах доля пищевых товаров также довольно заметна: их количество составляет величину такого же порядка, как и вывоз сырьевых отраслей.

Абсолютная величина ввоза и вывоза на Дальнем Востоке го­ раздо меньше, чем в других экономических районах. Например, по объему в тоннах ввоз Дальнего Востока в 1,5 раза, а вывоз (вместе

сэкспортом) в 2,7 раза меньше соответствующих показателей по Восточной Сибири; по стоимости эти величины меньше соответственно

в1,6 н 1,4 раза. Таким образом, Дальний Восток ввозит менее цен­

ную, а вывозит более ценную продукцию, чем Восточная Сибирь.

2.МЕЖРАЙОННЫЕ СВЯЗИ

ИИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Структура ввоза и вывоза не характеризует степень рациональ­ ности межрайонных связей *. Поэтому при их анализе необходимо выявить основпые виды продукции, формирующие ввоз или вывоз района, н только по ним можно рекомендовать какие-либо измене­ ния в связях.

Объемы межрайонных перевозок Сибири и Дальнего Востока сравнительно небольшие, но средние пробеги ввозимых и вывозимых грузов здесь гораздо больше,чем в других районах. Так, рассчитано**,

что

вывозимые из Дальнего Востока грузы

перевозятся

на

5,8

тыс. км, из Восточной Сибири на 3,3, из Западной Сибири па

2,4

тыс. км. а ввозимые соответственно на 5,2; 3,4; и 2,1 тыс.

км.

Во

всех трех районах наблюдается тенденция к

росту расстояний

перевозок вывозимых грузов; по ввозимым грузам пробеги растут по

*Нельзя для этой цели использовать и 100-отраслевую классификацию народного хозяйства, по которой составляются отчетные межотраслевые балансы экономического района. Единовременное обследование ввоза и вывоза экономи­ ческих районов, проведенное под руководством ЦЭМИ АН СССР, предусматри­ вает группировку всей товарной массы по 673 шифрам. Но и такую классифика­ цию нельзя использовать для анализа рациональности межрайонных связей.

**Данные старшего научного сотрудника Института экономики и органи­ зации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук

СССР кандидата географических наук 10. В. Ласис.

80


Западной Сибири и уменьшаются но Восточной Сибири и

Дальнему

Востоку. Причем сокращение расстояний перевозок по

ввозимым

грузам значительно меньше, чем их рост по вывозимым грузам*

В о с т о ч н а я С и б и р ь . Несмотря на значительную уда­

ленность Восточной Сибири от остальных экономических

районов

страны, она связана практически с каждым из них (табл. 33).

Наибо­

лее тесные связи с Западно-Сибирским, Дальневосточным,

Ураль­

ским, Среднеазиатским, Казахстанским и Поволжским

районами.

Два первых из них непосредственно примыкают к исследуемому райо­ ну и занимают сравнительно большой удельный вес во ввозе и в вы­ возе. Доля Поволжья и Урала особенно высока во ввозе Восточной Сибири, а Средней Азии и Казахстана — в ее вывозе. Объясняется это тем, что после пуска нефтеперерабатывающего завода и сооруже­ ния нефтепровода резко возросло поступление сырой нефти с По­ волжья, а Урал является крупным поставщиком в Восточную Сибирь металла, продукции машиностроения и других товаров. В Среднюю Азию и Казахстан направляются основные потоки лесных грузов.

Апализ динамики межрайонного обмена показывает, что связи

Восточной Сибири

с

близлежащими районами ослабляются. Так,

с 1959 по 1966

г.

доля восточных районов страны (включая

Урал) уменьшилась в вывозе Восточной Сибири с 86 до 81 % и во ввозе с 78 до 45%. Такое резкое изменение связей в этот период было вызвало, во-первых, ростом поступления нефти с Поволжья и, во-вторых, увеличением роли' Восточной Сибири в снабжении леспыми грузами европейской части страны.

В последние 5—6 лет характер связей существенно не меняется. Участие экономического района в межрайонном обмене характеризу­ ется также долей внутрирайонных перевозок в общем объеме при­ бывших и отправляемых грузов. В Восточной Сибири доля внутрирайоиных перевозок в последние годы довольно устойчива и зани­ мает около 75% всех прибывших грузов (в 1956 г. 73%, в 1964 г. 76, в 1969 г. 74%) и 65% отправленных грузов. В среднем по стране доля внутрирайонных перевозок не превышала в эти годы 60—61 %. По доле внутрирайонных перевозок в прибытии грузов Восточная Сибирь находится на третьем месте после Дальнего Востока и До- иецко-Приднепровского района, а в отправлении — уступает Даль­ нему Востоку, Северо-Западному, Центральному, Прибалтийскому и Среднеазиатскому районам. Высокая доля внутрирайонных перево­ зок в Восточной Сибири и иа Дальнем Востоке объясняется ослаб­ лением их связей с другими районами страны вследствие значитель­ ной удаленности от основных промышленных центров, а также большим развитием здесь перевозок водным транспортом, которые осуществляются в основном только в пределах этих районов.

Из приведенных в табл. 33 дапных по удельному весу отдельных экономических районов в связях Восточной Сибири видно, что по Западно-Сибирскому, Уральскому и Поволжскому районам и Казах-

6 Заказ J4 104

81