Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
возом древесины, прошедшей промышленную обработку (пиломате риалы, древесно-волокпистые нлиты, продукция лесохимии и т. д.). Упитывая, что при обработке круглого леса в пиломатериалы отходы достигают 30—35% и излишняя влажность составляет около 15% первоиачальиого веса, издержки народного хозяйства по доставке древесины могут быть сокращены на 20—25 млн. руб.
Возможна также оптимизация связей за счет изменения прикреп ления дефицитных по лесу районов к Восточной Сибири. Особенно это касается снабжения Донбасса, Поволжья и Закавказья. Но эта задача может быть решена только при исследовании межрайонных свя зей лесных грузов по всей стране и выходит за рамки данной работы.
Значительные встречные перевозки лесных грузов наблюдаются в обмене Восточной Сибири с Дальппм Востоком. До середины 60-х годов грузопоток леса из Восточной Сибири на Дальний Восток был примерно в 3 раза меньше встречного потока лесных грузов. По мере развития экспорта леса в страны Тихоокеанского бассейна грузопоток в восточном направлении возрастал, а встречный умень шался, и сейчас Дальний Восток по железной дороге ввозит лесных грузов в 2,5 раза больше, чем вывозит.
На Дальний Восток вывозится в основном круглый лес, а оттуда идут пиломатериалы, рудостойка и шпалопродукцпя. Такие пере возки нерациональны. Завоз круглого леса на Дальний Восток мог бы быть оправдан лишь при отсутствии его собственных ресурсов для обеспечения экспорта лесных грузов. Но вывоз лесных грузов на за пад из Дальневосточного экономического района свидетельствует, что они далеко не полностью используются для покрытия потреб ностей внешней торговли. С Дальнего Востока перевозится через Восточную Сибирь в Казахстан и Среднюю Азию свыше 0,5 млн. т пиломатериалов. Эти перевозки вызваны иедостаточным развитием деревообрабатывающей промышленности Сибири. Только на достав ку пиломатериалов из пунктов Дальнего Востока народное хозяй ство ежегодно расходует около 20 млп. руб. и дополнительно на перевозку круглого леса из Восточной Сибири на Дальний Восток свыше 8 млн. руб.
В связи с удаленностью Дальнего Востока рационализация его обмена по лесным грузам имеет большое народнохозяйственное зна чение.
П р о д у к ц и я т о п л и в н о й п р о м ы ш л е н н о с т и . Второй отраслью специализации Восточно-Сибирского экономиче ского района является топливная промышленность. Доля этой от расли в стоимости ввоза и вывоза примерно одинакова, па нее при ходится больше половины объема ввоза (см. табл. 29). Из Восточной Сибири вывозится каменный уголь, некоторые виды нефтепродуктов, а ввозится сюда сырая нефть, нефтепродукты и высококачественный каменный уголь. Сырая нефть стала поступать в Восточную Сибирь после ввода в эксплуатацию нефтепровода Омск—Ангарск. До 1969 г.
87
Т а б л и ц а 37
Межрайонные связи Посточной Сибири по грузам топливной промышлен ности, %
|
|
|
|
Уголь |
|
Сырая нефть |
||
|
|
|
удельный вес долл Восточ |
удель |
доля Вос |
|||
|
|
|
ный |
|||||
Экономический район |
районов |
ной Сибири |
вес |
точной |
||||
райо |
Сибири |
|||||||
|
|
|
|
|
но |
В |
нов |
|
|
|
|
ввоз |
вывоз |
ввоз |
в вывозе |
||
|
|
|
ввозе |
вывозе |
||||
Северо-Западный............................... |
|
1,0 |
|
0,01 |
— |
|
|
|
Центральный....................................... |
|
— |
— |
— |
— |
— |
||
Волго-Вятский.................................... |
|
— |
— |
0,03 |
— |
— |
_ |
|
Центрально-Черноземный . . . . |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Поволж ский........................................ |
|
— |
0,1 |
0,04 |
_ |
100 |
10 |
|
Северо-Кавказский............................. |
|
0,2 |
— |
— |
_ |
_ |
_ |
|
Уральский |
............................................ |
|
4,3 |
4,9 |
0,70 |
0,7 |
_ |
_ |
Западно-Сибирский........................... |
|
03,5 |
75,8 |
94,50 |
0,7 |
_ |
_ |
|
Дальневосточный.............................. |
|
31,0 |
14,0 |
43,90 |
100,0 |
_ |
_ |
|
Всего по Р С ..............................Ф С Р |
|
100,0 |
95,4 |
1,30 |
_ |
100 |
_. |
|
Украинская ............................... |
ССР |
|
— |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
Прибалтийский ................................... |
|
_ |
_ |
0,01 |
_ |
_ |
_ |
|
Закавказский..................................... |
|
_ |
_ |
7,00 |
_ |
_ |
|
|
Среднеазиатский ............................... |
|
_ |
9,5 |
__ |
|
|||
Казахская С ...................................С Р |
|
_ |
2,1 |
1,00 |
|
|
|
|
Белорусская .............................. |
С С Р |
|
— |
_ |
_ |
|
|
|
Молдавская .............................. |
ССР |
|
_ |
|
|
|
||
Всего по СССР . . . |
|
100,0 |
100,0 |
4 , 8 0 * |
5,7** |
100 |
3,1*** |
|
* Доли отправленных Восточной Сибирью грузов в общих перевозках железно |
||||||||
дорожным, морским и речным траснортом страны. |
|
|
|
|
||||
** Долм |
прибывших в |
Восточную |
Сибирь грузов в тех же перевозках страны. |
|||||
*** Доли |
отправленных |
Восточной |
Сибирью |
грузов в общих перевозках |
железно |
дорожным, речным и трубопроводным транспортом.
нефть сюда завозилась из Поволжья, а в последние годы снабжение Ангарского нефтеперерабатывающего завода переводится па западно сибирскую нефть. Часть сырой нефти в Восточной Сибири передается с трубопровода на железную дорогу п вывозится на Дальний Восток.
В отличие от лесных грузов, которые вывозятся во все экономи ческие районы страны, камеипый уголь из Восточной Сибири направ ляется только в район азиатской части СССР (табл. 37). Связано это с тем, что большую часть углей бассейнов Восточной Сибири состав ляют низкосортные и малотраиспортабелыше. Цена на уголь, добы ваемый в Восточной Сибири, одна из самых низких в стране. Поэтому он поступает в основном в соседние углеизбыточные районы Запад ной Сибири и Дальнего Востока, создавая дополнительные возмож ности для вывоза ыз этих районов высококачественных энергетиче ских и коксующихся углей.
(8
В последнее десятилетие происходит значительная рационали зация связей Восточпой Сибири по углю. Если в 1959 г. доля бли жайших к Восточной Сибири районов Западной Сибири и Дальнего
Востока составляла 85% в вывозе угля из |
Восточной Сибири, то |
в 1966 г. она увеличилась до 90%, а в 1970 |
г. до 97,5%. Однако |
по-прежнему сохраняются перевозки в такие отдаленпые районы, как Уральский, па расстояние до 3000 км и более, хотя за последние 5 лет они уменьшились в 3 раза. Провозная плата на такие большие расстояния составляет 5—6 руб/т, в то время как разница в цене взаимозаменяемого энергетического угля, добываемого в Восточпой и Западной Сибири, равна 2—3 руб. Перевозки восточносибирского угля не должны превышать 1000 км, так как сумма цены и провозпой платы па таком расстоянии равна цене кузнецкого угля. Учитывая это, а также более низкую транспортабельность восточносибирского угля, его перевозку на более значительные расстояния следует счи тать нецелесообразной.
При некотором сокращении расстояний вывоза каменного угля из Восточной Сибири в последнее десятилетие сохраняется практи чески без изменений его завоз из Западной Сибири и с Дальнего Востока. Это встречное направление основному грузопотоку угля по абсолютной величине сравнительно небольшое (в 13—14 раз мень ше основного), но дополнительные затраты народного хозяйства на такие перевозки достигают 1 —1,5 млн. руб.
В связи с пуском на полную мощность в начале 60-х годов Ангар ского нефтеперерабатывающего завода коренным образом изменились связи Восточной Сибири но нефтепродуктам. До 1970 г. нефтепро дукты ввозились в Восточную Сибирь из Западной Сибири, с По волжья, из Казахстана и с Северпого Кавказа при одновременном незначительном вывозе на Дальний Восток и смежные области Восточпой Сибири. С вводом нефтеперерабатывающего завода вывоз нефтепродуктов начал резко возрастать при некотором, хотя и не значительном, уменьшении ввоза. К 1968 г. вывоз нефтепродуктов был примерно равен ввозу. География связей сохраняется, добавля ется Урал, куда направляется сравнительно большое количество смазочных масел и других нефтепродуктов. В последние годы ввоз нефтепродуктов в Восточную Сибирь не уменьшается. Он даже не сколько возрос до уровня 1960 г. при одновременном значительном увеличении вывоза. Сейчас объем вывоза нефтепродуктов превышает ввоз. Однако характер межрайонных связей сохраняется. Основным получателем нефтепродуктов является Дальний Восток, куда направ ляется до 80% вывоза. Но до сих пор значительный поток нефтепро дуктов идет на запад, до Урала (преимущественно дизельное топливо).
Э л е к т р о э н е р г и я . В последние годы все большее значе ние для вывоза Восточной Сибири начинают приобретать перетоки электроэнергии. В середине 60-х годов ежегодный избыток электро
89
энергии, передаваемой в Кузбасс, составлял 4 млрд. кВт-ч. После пуска Красноярской ГЭС передача электроэнергии на запад выросла до 6—7 тыс. кВт-ч в год.
Характерно, что избыток энергии создается в весенне-летний период. В зимний период возможности передачи электроэнергии в Западную Сибирь уменьшаются. В последние годы в этот период сама Восточная Сибирь начинает испытывать дефицит в электро энергии, что связано с недостатками в структуре генерирующих мощ ностей станций. В Восточной Сибири сейчас больше половины всей мощности электростанций приходится на ГЭС и поэтому в навигаци онный период вырабатывается гораздо больше энергии, чем в зимний. Хотя емкости водохранилищ дозволяют перераспределять сток воды по периодам года для наилучшего удовлетворения графика электри ческих нагрузок, интересы других водопользователей заставляют пропускать летом через турбины ГЭС значительно больше воды, чем зимой.
В Восточной Сибири изменяются также внутрирайонные потоки электроэнергии. До ввода в эксплуатацию Красноярской ГЭС весь избыток электроэнергии Восточной Снбнрн создавался за счет Иркутской: энергосистемы. Она но только покрывала дефицит сосед них Бурятской и Красноярской энергосистем, по и давала возмож ность направлять часть электроэнергии в Западную Сибирь. Теперь же Красноярская энергосистема в отдельные периоды стала избыточ ной по производству электроэнергии. В связи с этим общий поток из Иркутской энергосистемы уменьшился более чем в 3 раза. Появился встречный поток электроэнергии, который направляется из Красно ярской в Иркутскую систему в отдельные периоды года.
Основные межсистемные перетоки электроэнергии осуществля ются по высоковольтным линиям электропередач напряжением 500 кВ: Братск—Тулун, Тулун—Иркутск, Братск—Тайшет—Ка нала—Красноярск—Назарово—Анжерск.
П р о д у к ц и я |
ч е р н о й м е т а л л у р г и и . Третье ,ме |
сто по объему вывозимо]"! продукции занимает отрасль черной метал |
|
лургии. Основные грузы отрасли: черные металлы, метизы, железная |
|
руда, кокс, флюсы. Для Восточной Сибири, где металлургическая |
|
промышленность пока развита недостаточно (завод в Петровске- |
|
Забайкальском и цехи на машиностроительных заводах в Красно |
|
ярске), основным вывозимым грузом является железная руда, а вво |
|
зимым — черные металлы и метизы. Другие компоненты металлур |
|
гического производства (кокс, флюсы) в обмене Восточной Сибири |
|
участвуют мало. Так, Восточная Сибирь ввозит некоторое количе |
|
ство кокса. В последние годы его ввоз вырос в 2 раза, и он стал посту |
|
пать не только из Кузбасса, но и с Урала. Такой рост завоза кокса |
|
чрезмерен, так как |
он не потребляется металлургией района и из |
лишнее его количество вновь отправляется в западпые районы. Так, в 1970 г. встречный поток кокса из Восточной Сибири достиг
90