Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возом древесины, прошедшей промышленную обработку (пиломате­ риалы, древесно-волокпистые нлиты, продукция лесохимии и т. д.). Упитывая, что при обработке круглого леса в пиломатериалы отходы достигают 30—35% и излишняя влажность составляет около 15% первоиачальиого веса, издержки народного хозяйства по доставке древесины могут быть сокращены на 20—25 млн. руб.

Возможна также оптимизация связей за счет изменения прикреп­ ления дефицитных по лесу районов к Восточной Сибири. Особенно это касается снабжения Донбасса, Поволжья и Закавказья. Но эта задача может быть решена только при исследовании межрайонных свя­ зей лесных грузов по всей стране и выходит за рамки данной работы.

Значительные встречные перевозки лесных грузов наблюдаются в обмене Восточной Сибири с Дальппм Востоком. До середины 60-х годов грузопоток леса из Восточной Сибири на Дальний Восток был примерно в 3 раза меньше встречного потока лесных грузов. По мере развития экспорта леса в страны Тихоокеанского бассейна грузопоток в восточном направлении возрастал, а встречный умень­ шался, и сейчас Дальний Восток по железной дороге ввозит лесных грузов в 2,5 раза больше, чем вывозит.

На Дальний Восток вывозится в основном круглый лес, а оттуда идут пиломатериалы, рудостойка и шпалопродукцпя. Такие пере­ возки нерациональны. Завоз круглого леса на Дальний Восток мог бы быть оправдан лишь при отсутствии его собственных ресурсов для обеспечения экспорта лесных грузов. Но вывоз лесных грузов на за­ пад из Дальневосточного экономического района свидетельствует, что они далеко не полностью используются для покрытия потреб­ ностей внешней торговли. С Дальнего Востока перевозится через Восточную Сибирь в Казахстан и Среднюю Азию свыше 0,5 млн. т пиломатериалов. Эти перевозки вызваны иедостаточным развитием деревообрабатывающей промышленности Сибири. Только на достав­ ку пиломатериалов из пунктов Дальнего Востока народное хозяй­ ство ежегодно расходует около 20 млп. руб. и дополнительно на перевозку круглого леса из Восточной Сибири на Дальний Восток свыше 8 млн. руб.

В связи с удаленностью Дальнего Востока рационализация его обмена по лесным грузам имеет большое народнохозяйственное зна­ чение.

П р о д у к ц и я т о п л и в н о й п р о м ы ш л е н н о с т и . Второй отраслью специализации Восточно-Сибирского экономиче­ ского района является топливная промышленность. Доля этой от­ расли в стоимости ввоза и вывоза примерно одинакова, па нее при­ ходится больше половины объема ввоза (см. табл. 29). Из Восточной Сибири вывозится каменный уголь, некоторые виды нефтепродуктов, а ввозится сюда сырая нефть, нефтепродукты и высококачественный каменный уголь. Сырая нефть стала поступать в Восточную Сибирь после ввода в эксплуатацию нефтепровода Омск—Ангарск. До 1969 г.

87


Т а б л и ц а 37

Межрайонные связи Посточной Сибири по грузам топливной промышлен­ ности, %

 

 

 

 

Уголь

 

Сырая нефть

 

 

 

удельный вес долл Восточ­

удель­

доля Вос­

 

 

 

ный

Экономический район

районов

ной Сибири

вес

точной

райо­

Сибири

 

 

 

 

 

но

В

нов

 

 

 

 

ввоз

вывоз

ввоз

в вывозе

 

 

 

ввозе

вывозе

Северо-Западный...............................

 

1,0

 

0,01

 

 

Центральный.......................................

 

Волго-Вятский....................................

 

0,03

_

Центрально-Черноземный . . . .

Поволж ский........................................

 

0,1

0,04

_

100

10

Северо-Кавказский.............................

 

0,2

_

_

_

Уральский

............................................

 

4,3

4,9

0,70

0,7

_

_

Западно-Сибирский...........................

 

03,5

75,8

94,50

0,7

_

_

Дальневосточный..............................

 

31,0

14,0

43,90

100,0

_

_

Всего по Р С ..............................Ф С Р

 

100,0

95,4

1,30

_

100

_.

Украинская ...............................

ССР

 

_

_

_

_

_

Прибалтийский ...................................

 

_

_

0,01

_

_

_

Закавказский.....................................

 

_

_

7,00

_

_

 

Среднеазиатский ...............................

 

_

9,5

__

 

Казахская С ...................................С Р

 

_

2,1

1,00

 

 

 

Белорусская ..............................

С С Р

 

_

_

 

 

 

Молдавская ..............................

ССР

 

_

 

 

 

Всего по СССР . . .

 

100,0

100,0

4 , 8 0 *

5,7**

100

3,1***

* Доли отправленных Восточной Сибирью грузов в общих перевозках железно­

дорожным, морским и речным траснортом страны.

 

 

 

 

** Долм

прибывших в

Восточную

Сибирь грузов в тех же перевозках страны.

*** Доли

отправленных

Восточной

Сибирью

грузов в общих перевозках

железно­

дорожным, речным и трубопроводным транспортом.

нефть сюда завозилась из Поволжья, а в последние годы снабжение Ангарского нефтеперерабатывающего завода переводится па западно­ сибирскую нефть. Часть сырой нефти в Восточной Сибири передается с трубопровода на железную дорогу п вывозится на Дальний Восток.

В отличие от лесных грузов, которые вывозятся во все экономи­ ческие районы страны, камеипый уголь из Восточной Сибири направ­ ляется только в район азиатской части СССР (табл. 37). Связано это с тем, что большую часть углей бассейнов Восточной Сибири состав­ ляют низкосортные и малотраиспортабелыше. Цена на уголь, добы­ ваемый в Восточной Сибири, одна из самых низких в стране. Поэтому он поступает в основном в соседние углеизбыточные районы Запад­ ной Сибири и Дальнего Востока, создавая дополнительные возмож­ ности для вывоза ыз этих районов высококачественных энергетиче­ ских и коксующихся углей.

(8


В последнее десятилетие происходит значительная рационали­ зация связей Восточпой Сибири по углю. Если в 1959 г. доля бли­ жайших к Восточной Сибири районов Западной Сибири и Дальнего

Востока составляла 85% в вывозе угля из

Восточной Сибири, то

в 1966 г. она увеличилась до 90%, а в 1970

г. до 97,5%. Однако

по-прежнему сохраняются перевозки в такие отдаленпые районы, как Уральский, па расстояние до 3000 км и более, хотя за последние 5 лет они уменьшились в 3 раза. Провозная плата на такие большие расстояния составляет 5—6 руб/т, в то время как разница в цене взаимозаменяемого энергетического угля, добываемого в Восточпой и Западной Сибири, равна 2—3 руб. Перевозки восточносибирского угля не должны превышать 1000 км, так как сумма цены и провозпой платы па таком расстоянии равна цене кузнецкого угля. Учитывая это, а также более низкую транспортабельность восточносибирского угля, его перевозку на более значительные расстояния следует счи­ тать нецелесообразной.

При некотором сокращении расстояний вывоза каменного угля из Восточной Сибири в последнее десятилетие сохраняется практи­ чески без изменений его завоз из Западной Сибири и с Дальнего Востока. Это встречное направление основному грузопотоку угля по абсолютной величине сравнительно небольшое (в 13—14 раз мень­ ше основного), но дополнительные затраты народного хозяйства на такие перевозки достигают 1 —1,5 млн. руб.

В связи с пуском на полную мощность в начале 60-х годов Ангар­ ского нефтеперерабатывающего завода коренным образом изменились связи Восточной Сибири но нефтепродуктам. До 1970 г. нефтепро­ дукты ввозились в Восточную Сибирь из Западной Сибири, с По­ волжья, из Казахстана и с Северпого Кавказа при одновременном незначительном вывозе на Дальний Восток и смежные области Восточпой Сибири. С вводом нефтеперерабатывающего завода вывоз нефтепродуктов начал резко возрастать при некотором, хотя и не­ значительном, уменьшении ввоза. К 1968 г. вывоз нефтепродуктов был примерно равен ввозу. География связей сохраняется, добавля­ ется Урал, куда направляется сравнительно большое количество смазочных масел и других нефтепродуктов. В последние годы ввоз нефтепродуктов в Восточную Сибирь не уменьшается. Он даже не­ сколько возрос до уровня 1960 г. при одновременном значительном увеличении вывоза. Сейчас объем вывоза нефтепродуктов превышает ввоз. Однако характер межрайонных связей сохраняется. Основным получателем нефтепродуктов является Дальний Восток, куда направ­ ляется до 80% вывоза. Но до сих пор значительный поток нефтепро­ дуктов идет на запад, до Урала (преимущественно дизельное топливо).

Э л е к т р о э н е р г и я . В последние годы все большее значе­ ние для вывоза Восточной Сибири начинают приобретать перетоки электроэнергии. В середине 60-х годов ежегодный избыток электро­

89



энергии, передаваемой в Кузбасс, составлял 4 млрд. кВт-ч. После пуска Красноярской ГЭС передача электроэнергии на запад выросла до 6—7 тыс. кВт-ч в год.

Характерно, что избыток энергии создается в весенне-летний период. В зимний период возможности передачи электроэнергии в Западную Сибирь уменьшаются. В последние годы в этот период сама Восточная Сибирь начинает испытывать дефицит в электро­ энергии, что связано с недостатками в структуре генерирующих мощ­ ностей станций. В Восточной Сибири сейчас больше половины всей мощности электростанций приходится на ГЭС и поэтому в навигаци­ онный период вырабатывается гораздо больше энергии, чем в зимний. Хотя емкости водохранилищ дозволяют перераспределять сток воды по периодам года для наилучшего удовлетворения графика электри­ ческих нагрузок, интересы других водопользователей заставляют пропускать летом через турбины ГЭС значительно больше воды, чем зимой.

В Восточной Сибири изменяются также внутрирайонные потоки электроэнергии. До ввода в эксплуатацию Красноярской ГЭС весь избыток электроэнергии Восточной Снбнрн создавался за счет Иркутской: энергосистемы. Она но только покрывала дефицит сосед­ них Бурятской и Красноярской энергосистем, по и давала возмож­ ность направлять часть электроэнергии в Западную Сибирь. Теперь же Красноярская энергосистема в отдельные периоды стала избыточ­ ной по производству электроэнергии. В связи с этим общий поток из Иркутской энергосистемы уменьшился более чем в 3 раза. Появился встречный поток электроэнергии, который направляется из Красно­ ярской в Иркутскую систему в отдельные периоды года.

Основные межсистемные перетоки электроэнергии осуществля­ ются по высоковольтным линиям электропередач напряжением 500 кВ: Братск—Тулун, Тулун—Иркутск, Братск—Тайшет—Ка­ нала—Красноярск—Назарово—Анжерск.

П р о д у к ц и я

ч е р н о й м е т а л л у р г и и . Третье ,ме­

сто по объему вывозимо]"! продукции занимает отрасль черной метал­

лургии. Основные грузы отрасли: черные металлы, метизы, железная

руда, кокс, флюсы. Для Восточной Сибири, где металлургическая

промышленность пока развита недостаточно (завод в Петровске-

Забайкальском и цехи на машиностроительных заводах в Красно­

ярске), основным вывозимым грузом является железная руда, а вво­

зимым — черные металлы и метизы. Другие компоненты металлур­

гического производства (кокс, флюсы) в обмене Восточной Сибири

участвуют мало. Так, Восточная Сибирь ввозит некоторое количе­

ство кокса. В последние годы его ввоз вырос в 2 раза, и он стал посту­

пать не только из Кузбасса, но и с Урала. Такой рост завоза кокса

чрезмерен, так как

он не потребляется металлургией района и из­

лишнее его количество вновь отправляется в западпые районы. Так, в 1970 г. встречный поток кокса из Восточной Сибири достиг

90