Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вой и звуковой сигналы поступают от срабатывания реле РКН

 

реле контроля напряжения в системе собственных нужд агрегата.

 

В схеме управления установлено еще реле цикла РЦ, которое

 

производит отключение реле РВА, если по какой-либо причине про­

 

изошла задержка

включения

масляного или быстродействующего

 

выключателей.

 

 

 

 

 

 

Для телеуправления агрегатом необходимо переключатель ПУ

 

поставить в положение ТУ. В этом случае включение агрегата про­

 

исходит через контакты В и ОВ (вместо кнопки КМВ), а отключе­

 

ние— через контакты В и 0 0

(вместо кнопки КМО).

 

 

 

При ручном управлении переключатель ПА переводится в поло­

 

жение РУ. В этом случае масляный и быстродействующий выклю­

 

чатели, двигатель вентилятора управляются отдельно кнопками руч­

 

ного включения КРВ и ручного отключения КРО.

 

 

 

Включение агрегата производят так: включается вентилятор, за­

 

тем масляный выключатель, а затем быстродействующий выклю­

 

чатель. Отключение арегата

производят следующим

образом: от­

 

ключается масляный выключатель, затем быстродействующий вы­

 

ключатель, а затем вентилятор.

 

 

 

 

Схема управления агрегата с естественным воздушным охлаж­

 

дением ВАКЛЕ отличается от описанной выше схемы отсутствием

 

элементов управления двигателем вентилятора и контроля наличия

 

потока охлаждающего воздуха.

 

 

 

 

Автоматика управления вентиляторами выпрямителей может

 

быть осуществлена по различным схемам. Имеются схемы с приме­

 

нением аппаратуры температурной встроенной защиты и сигнали­

 

зации АТВ-229. Аппаратура АТВ-229 состоит из температурного ре­

 

ле РТ-230у и терморезисторов ТР-33. Аппаратура

предназначена

 

для длительной

работы при

температуре

окружающей

среды от

 

•—10 до +35°С и относительной влажности воздуха до 80%.

Температура срабатывания исполнительного реле (расположен-

ного внутри

температурного

реле РТ-230у)

может регулироваться

 

в диапазоне

от +70 до +115° С с интервалом 5—10° С. Погреш­

 

ность срабатывания не превышает ±6° С.

 

 

 

 

Уставка температуры срабатывания определяется величиной

 

напряжения на терморезисторе: чем выше напряжение, тем ниже

 

температура срабатывания, так как от напряжения зависит ток,

 

подогревающий терморезистор.

 

 

 

 

На рис. 209 приведена принципиальная схема включения аппа­

 

ратуры АТВ-229.

 

производится переключателем, рас­

 

Уставка

по температуре

 

положенным внутри реле РТ-230у. Для схемы управления вентиля­

 

торами выпрямителей переключатель устанавливается в положении

-

12—8, 12—7 или 126. В положении 12—8 напряжение на термо-

резисторе будет 65±2 в, температура срабатывания примерно 70°С;

 

в положении 12—7 напряжение на терморезисторе 60±2 е, темпера­

 

тура 75°С; в положении 12—6 напряжение на терморезисторе 55±

 

± 2 в, температура 80° С.

 

 

 

т. е. при

 

Терморезистор ТР-33 обладает «релейным эффектом»,

 

297


достижении температуры окружающей среды величины уставки тем­ пературного реле, сопротивление терморезистора резко (в сотни раз) снижается, что приводит к срабатыванию исполнительного ре­ ле Р. Феррорезонансный стабилизатор напряжением Тр обеспечива­ ет неизменность температурной уставки реле РТ-230у при снижении

напряжения сети

до 50%.

Один

контакт

исполнительного

ре­

 

 

 

ле

при его

 

срабатывании

~ З в 0/220 у

 

 

шунтирует

терморезистор

 

 

 

для

предохранения

его

от

 

 

 

протекания

большого

тока..

 

 

 

К

одному

температурному

 

 

 

реле могут быть подключены

 

 

 

параллельно

до десяти тер­

 

 

 

морезисторов, имеющих при­

 

 

 

мерно

одинаковые характе­

 

 

 

ристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Терморезисторы

ТР-33

 

 

 

монтируются

в охладители

 

 

 

вентилей, по два терморези­

 

 

 

стора на один выпрямитель­

 

 

 

ный блок. После монтажа

 

 

 

изоляция терморезистора по

 

 

 

отношению

к

охладителю

 

 

 

испытывается

напряжением

 

 

 

5 кв промышленной час­

 

 

 

тоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяют две схемы ав­

Рис. 209. Принципиальная схема вклю­

томатики

отключения

и

включения

вентиляторов

с

чения аппаратуры АТВ-229:

 

Тр — феррорезонансный

стабилизатор

напря­

применением

аппаратуры

жения, Р — исполнительное реле

АТВ.

 

 

 

 

 

Первую схему (рис. 210) рекомендуется применять на подстанциях, на которых ток нагрузки в часы пик превышает 30% номинального тока работающих выпря­ мителей. Схема дает возможность оперативному персоналу отклю­ чить вентиляторы при малых нагрузках и включить их при боль­ ших. Если при отключенных вентиляторах нагрузка увеличится больше допустимой величины, вентиляторы включаются автомати­ чески от действия токового датчика. Если токовый датчик не сра­ ботает, то произойдет автоматическое включение вентиляторов от срабатывания аппаратуры АТВ. Применение аппаратуры АТВ и токового датчика в этой схеме вызывается необходимостью обеспе­ чения надежности работы схемы. Так как аппаратура АТВ рассчи­ тана на небольшое количество срабатываний (порядка 400), чтобы она работала редко, параметры уставок датчика и реле времени выбираются таким образом, чтобы первым срабатывал токовый датчик и если только он не сработает и вентиль нагреется до тем­ пературы срабатывания аппаратуры АТВ, тогда вентилятор вклю­ чится от воздействия АТВ.

298


Схема работает следующим образом. Отключение вентиляторов

осуществляется оперативным персоналом вручную кнопкой

КОВ

или по телеуправлению (через контакты 0 0 и У). Кнопка

КОВ

замыкает цепь реле РОВ, которое, сработав, становится на подпит­ ку через свой контакт РОВ и замкнутые контакты реле времени ВТ и исполнительного реле АТВ. Другой контакт реле РОВ замы­ кает цепь реле 1РП^гпРП, реле АТВ и выпрямительного устрой­ ства питания счетчиков срабатывания и подготовляет цепь на реле времени ВТ.

Рис. 210. Первая схема управления вентиляторами крем­ ниевых выпрямителей

При срабатывании токового датчика РМТ его контакт замыкает цепь реле времени ВТ, которое через заданную выдержку времени разомкнет свой контакт в цепи реле РОВ. Контакт реле РОВ разом­ кнет цепь реле 1РП^гпРП, которые своими контактами включают вентиляторы.

При срабатывании аппаратуры АТВ размыкающий контакт АТВ также разомкнет цепь реле РОВ.

Включение вентиляторов оперативным персоналом осуществля­ ется вручную кнопкой КВВ или по телеуправлению контактами ОВу

иУту.

Вкачестве датчиков тока может быть примерно реле РТ-40, под­ ключаемое к измерительному трансформатору тока, или реле РМТ-2,

включенное в разрез положительного или отрицательного полюса аг­ регата.

Регулировочные параметры первой схемы следующие: уставка температурного реле РТ-230у 70—75° С, уставка токового датчика (по постоянному току) для выпрямителя на номинальный ток 1000— 400 а, для выпрямителя на номинальный ток 2000—800 а. Устав­ ка времени включения вентилятора 15—20 сек. В зависимости от характера толчков нагрузки уставки токового датчика или реле времени могут быть несколько увеличены.

Вторую схему (рис. 211) рекомендуется применять на подстан­ циях, на которых ток нагрузки в часы пик не превышает 30% но­ минального тока работающих агрегатов. Схема предусматривает возможность отключения и включения вентиляторов оперативным персоналом и автоматическое включение и отключение вентилято-

299


г

ров по температуре от аппаратуры АТВ. Для увеличения надежно­ сти работы по этой схеме на подстанции устанавливают два комп­ лекта аппаратуры АТВ. Температурное реле первого комплекта (АТВ\) настраивается на температуру 70—75°С, а второго комп­ лекта (АТВ2) — на 80° С.

Схема работает следующим образом. Нажатием кнопки КОВ замыкаем цепь реле РКС, которое становится на подпитку через свой контакт РКС и замкнутый контакт АТВ2 и одновременно за­ мыкает контакт РКС на питание остальной части схемы. При этом обтекаются током реле АТВХчерез замкнутый контакт ВВ, реле.

Рис. 211. Вторая схема управления вентиляторами крем­ ниевых выпрямителей

1РП2РП и счетчик через замкнутый контакт ATBi и реле АТВ2. Реле 1РП2РП срабатывают и своими контактами отключают вентиляторы выпрямителей.

При увеличении нагрузки и, следовательно, повышении темпера­ туры вентилей и охладителей, первым срабатывает исполнительное реле АТВ\, которое замкнет свой контакт АТВ\ на питание реле Р и разомкнет контакт АТВ\, обесточив реле 1РП2РП. Реле 1РП2РП своими контактами включают вентиляторы.

Реле Р замкнет два своих контакта: один — на подпитку через замкнутый контакт ВВ, другой — на питание реле времени ВВ. Реле времени устанавливается на 20—30 мин, после чего оно ра­ зомкнет свои контакты в цепи АТВХи реле Р. Один контакт АТВХ размыкает параллельную цепь на реле Р, а другой контакт АТВХ замкнет цепь реле 1РП2РП и вентиляторы отключатся. Одновре­ менно контакт реле Р разомкнет цепь реле времени ВВ.

Если за время работы вентилятора вентили не успели остыть, то опять повторится тот же процесс. Если же вентили еще сильнее нагреются, т. е. не сработает аппаратура АТВи сработает аппара­ тура АТВ2, которая разомкнет свой контакт в цепи реле РКС. Реле РКС разомкнет цепь реле 1РП2РП и вентиляторы включат­ ся. В этом случае вентиляторы повторно автоматически не отклю­ чатся и последующее их отключение произойдет принудительно, нажатием кнопки КОВ. Другой контакт АТВ2 замкнет цепь указа­ тельного реле.

300


Проверка срабатывания исполнительного реле производится за­ корачиванием зажимов температурного реле (зажимов 4 и 5 реле РТ-230у). При этом должен включиться вентилятор.

Для проверки целости цепей терморезистора следует включить в рассечку провода, идущего от терморезистора, миллиамперметр (авометр) и убедиться в наличии тока в этой цепи. В зависимости от характеристики терморезистора и температуры его нагрева при замере ток может изменяться в пределах от единиц до сотен мик­ роампер. Поэтому миллиамперметр сначала включают на 1 ми и, если стрелка не отклонится — на 0,2 ма. Проверка производится при разобранной схеме агрегата с соблюдением правил безопас­ ности.

Обычно на подстанции устанавливается одно (для первой схе­ мы) или два (для второй схемы) температурных реле РТ-230у, к которым параллельно подключаются терморезисторы, вмонтирован­ ные в охладители всех установленных на подстанции выпрямите­ лей, поэтому для обеспечения безопасности производства работ не­ обходимо, чтобы была возможность отключить цепи, идущие от терморезисторов агрегата, отключаемого для ремонта от реле РТ-230у, т. е. обезопасить работающих от возможного попадания напряжения со стороны оставшихся в работе агрегатов в случае пробоя изоляции. Для этого, как правило, цепи, идущие от термо­ резисторов, заводятся через контакты КСА, устанавливаемые у ка­ тодных разъединителей агрегата.

Существуют схемы управления вентиляторами кремниевых вы­ прямителей с одним токовым датчиком, без аппаратуры А ТВ. В этих схемах предусмотрено, что после каждого автоматического включе­ ния вентиляторов от токовых датчиков, повторное их отключение производится принудительно, от кнопки. Уставки по току и времени

уэтих схем такие же, как и у первых схем с аппаратурой АТВ.

Вкачестве токовых датчиков в этих схемах, как правило, при­ меняются реле РМТ-2.

§ 41. АВТОМАТИКА ЛИНЕЙНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ 600 в

Схема управления и автоматики линейного выключателя преду­ сматривает включение и отключение с местного управления и теле­ управления;

АПВ выключателя при автоматическом его отключении с опре­ деленной выдержкой времени;

многократность АПВ при перегрузках и блокировку АПВ в слу­ чае короткого замыкания на линии;

подачу сигналов об изменении положения или состояния выклю­ чателя;

возможность ручного и дистанционного перевода питания линей­ ного кабеля через запасной выключатель;

11 И. А. Маринов

301