Файл: Куликов, С. Я. Сопротивление материалов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это может быть при изгибе и кручении.

Различные результаты при расчетах могут быть по­ лучены также и при разномерном распределении напряже­ ний в статически неопределимых системах. Применение указанных расчетов рассмотрим на нижеприведенных при­ мерах.

§ 2.14. Кручение вала круглого поперечного сечения

Как известно, при кручении B&ia круглого попереч­ ного сечения распределение касатзльных напряжений в ег поперечном сечении происходит по линейному закону, т.е пропорциональны расстояниям точек сечения от оси вала. Наибольшие касательные напряжения возникают в наиболее удаленных точках от оси, т.е. на поверхности вала (пр

Р= Z ) будут равны:

о- _

Мк

 

LM*X~

Wp

(4.14)

Эпюра этих напряжений изос.ажена на рис.2.14.

Пусть наибольшие касательаыа напряжения при некотором

значении крутящего момента frfr =. &r-W

достиг­

нут предела текучести Z"r

(рис.2.14,б). При дальней­

шем увеличении крутящего момента касательные напряже­ ния, равные пределу текучести fr , будут возникать не только на поверхности вала, но и во внутренних, нее напряженных точках поперечного сечения, как это казано на рис.2.14,в. В этом случае вал может еще с ранить спосооность воспринимать возрастающий крутящий моминт, соответствующий полному использованию несущей способности вала. Предельное состояние материала на­ ступит тогда, когда во всех точках поперечного сечен вала напряжения достигнут предела текучести (pi«c.2.I4, Это состояние будет соответствовать величине предельно крутящего момента. Определим -величину этого момента. С этой целью выделим в поперечном сечении элементарную

площадку в форме кольца шириной

, находящейся на

расстоянии JP от цеатда вала (рис.2.14,г).

Как видно из рисунка,

элементарная площадка буде

равна c/F^ -ЯУу^-с/р

.

Хогда величина действую­

щей силы на эту площадку будет выражаться следующим

Уравнением Хт

^J>

Момент этой силы относительно оси вала составит:

Тт'Я-У-р*djd

. В этом случае предельный крутя»-

щии момент будет равен сумме всех элементарных момен тов внутренних сил, т.е.

JTc/3

~7ТГ (5.14)

574

*


Обозначим через

 

 

 

 

 

/X

* г'""У

(6.14) - пластический мо­

мент сопротивлелия при кручении.

 

 

Тогда nose выражение можно переписать в следующем

виде:

 

 

 

 

 

 

 

МПрпр = £Г'

 

 

< W )

 

В случае расчета по допускаемым напряжениям поль­

зуемся полярным моментом сопротивления:

 

 

 

 

WP

/6

 

 

 

Зная значения Mtp

и М7

• находим отношение

зтих величин:

 

 

 

 

Мпр

WpfiiL Xd\

Ж£-

f^L

^ X

 

7j?s

 

wp-^fi'

16

азы*

3

(8Л,}

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

"*Р~

3

 

(9.14)

 

 

 

 

 

Полученное числовое значение показывает, что рас­ чет по продольному крутящему моменту дает возможность увеличить величину допускаемого крутящего момента на 33ft, т.е. скручиваемый вал круглого поперечного сечения обладает скрыгш запасом прочности.

Установлено, что у скручиваемого вала кольцевого поперечного сечения распределение напряжений в упругой стадии приближается к равномерному. В связи о этим, ра чет по предельному крутящему моменту этого сечения пр водит к меньшему значению скрытого запаса прочности (близкого к единице).

37-1256

575

 


Необходимо отметить, что раочет по допускаемому напряжению и по предельному состоянию дают различные результаты как в статически определимых, так и в с тически неопределимых системах.

Пример I . I 4

Вычислить коэффициент запаса прочности стального стержня круглого поперечного сечения, жестко закреп­ ленного с обоих концов и нагруженного скручивающим ментом М (рис.S.14,а).

а) м*

Рис.3.14

Задачу будем решать двумя способами. I . Расчет по допускаемому напряжению.

Рассматриваемая задача является статически неопр делимой, так как в этой системе имеем два неизвес реактивных момента в заделках ( Ма и / % ) , а со-

576

ставить можно лишь одно уравнение равновесия, т.е.

Для решения этой задачи используем метод сил. Б этом случае условие деформации записывается в следую

щем виде:

t ^ — с,

с

следовательно:

Mfi-L Мв'21

3

откуда получим, что Ма**2Ма ( )

Подставка значение А^? в наше уравнение ( I ) , б дем иметь:

е -tMe = или ЗМ& - М .откуда М£ =j М

и-£'^-М = ^М . Полученные значения реактив­

ных моментов указывают, что Мд больше Ме . Следов тельно, наибольшие касательные напряжения будут на уч ке "С", которые будут определены по следующей формул

 

М

 

Стаж~~Щ>~ 3

Ss£

(10.14)

Коэффициент запаса прочности при расчете по до

каемому напряжению определяется следующей формулой:

Птн^х~ зги

~ 32М

(п.14)

577



=*•О
(а)

2.Расчет по предельному состоянию.

Бэтом случае при дальнейшем увеличении скручиваю щего момента М наибольшие касательные напряжения на участке "С" достигнут предела текучести и в последующ зона текучэсти будет приближаться к оси стержня. Реа тивный момент А//у достигнет своего предельного зн ния лкшь тогда, когда зона текучести распространится все поперечное сечение стержня. По формуле (7.14) он

равен:

^

 

 

'ft Яр

 

 

п~

7fd3

 

Mffnp- Lr

(12.14)

Слезет отметить, что состояние участка "С" не б дет являться предельным для всего стержня.

Предельное состояние всего стержня будет характе­ ризоваться в том случаэ, когда кроме момента МПр б дут действовать предельные моменты Мпр » приложен по концам этого стертая, изображенные на рис.(3.14,б) Составим услозие равнозесия выделенной части стержня

(сечениями I - I и П-П), которое запишется в следующем

влде: ZMz ~0; -Мдлр~Me upМпр

Мпр*Мй*рьнр

Заметим, что реактивный момент Мв яри достиже­ нии своего предельного значения, будет равен:

или это можно выразить так: . г

М&нр= t-r tz

Следовательно, выражение (а) можно записать в таком

578