Файл: Комиссаров, Э. С. Техника вычислений и механизации вычислительных работ учебник для кооперативных техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100%, т. e. является начальным числом, а число 60 — 15%

и является процентной суммой; если найти 15% от 400, получим 60. Значит, задача нахождения процентного отно­ шения двух чисел равносильна задаче нахождения про­

центной таксы по процентной сумме и начальномуP

числу.

аДля.

вывода правила решим задачу в общем виде. ПустьP

надо найтиа,

, сколько процентов составляетP

число

от чис­

ла Сначала узнаем,

какую часть составляет числоа.

от

числа

т. е. найдем отношение числа

к числу

 

Для

этого разделим

P

на

а

> a τeπePb выразим его в процен­

тах, для этого умножимрэто

отношение на 100. Получим

 

 

 

 

Р~

а

100 %

 

 

(1-4)

Эту формулу можно было бы формально вывести из фор­ мулы 1.2. Процентная такса равна процентной сумме, де­

ленной на начальное число и умноженной на 100.

При нахождении процентной таксы важно определить,

какое из двух данных чисел является начальным числом, а какое — процентной суммой. Начальным числом будет всегда число, с которым происходит сравнение, а сравни­

ваемое число будет процентной суммой.

Задача 1. Сколько процентов составляет 21 по отноше­ нию к 84? Здесь сразу видно, что 21 нужно сравнить с

числом 84. Следовательно, 84 является начальным числом;

тогда 21 будет процентной суммой, а при нахождении про­ центной таксы надо процентную сумму делить на начальное

число и частное умножить на 100. Поэтому:

-21

00 ■ % =

= 25%. Можно было рассуждать и иначе:

найти,

какую

 

21

1

 

 

 

часть составляет 21 от 84: — =

— = 25%.

 

 

 

 

84

4

15

руб.

по от­

Задача 2.

Сколько процентов состав іяет

 

 

 

 

 

ношению к 10 руб.? Здесь начальным числом будет 10 руб. Следовательно, при нахождении процентного отношения

надо

делить

на 10, т. е.

% — 150%.

 

 

3.

10 руб.

 

коп. На сколько

Задача

Цена товара снизилась на 91

процентов сделано снижение, если

до

снижений товар

стоил

6 р. 50 к.?

 

 

51


Снижение на несколько процентов сделали с 6 р. 50 к.

Следовательно, 6 р. 50

к. будет начальным

числом, а

91 коп, — процентной

суммой.

Установив это,

находим

процентную таксу: 0,91 руб. • 100

% = 14%.

 

р =

 

 

6,5 руб.

 

Находить процентную таксу можно и другим способом.

Установив, какое из данных чисел является начальным

числом, т. е. содержит 100%, узнаем, сколько процентов

приходитсяЗадача 4.на одну единицу начального числа, затем опре­

делим, сколько процентов содержит процентная сумма.

20 000 руб.

Месячный товарооборот магазина по плану

Фактически он перевыполнен на

3400 руб.

Вычислить,

на сколько процентов перевыполнен план.

В задаче

надо узнать, сколько процентов

составляет

перевыполнение 3400 руб. по отношению к плановому

обороту 20 000

руб. Следовательно,

начальным числом

будет

плановое

задание,

составляющее

100%, тогда

на

110руб.

плана приходится

не

100%, а в

20 000 раз меньше:

θ

--

== -ɪ-

%, а на 3400 руб.

придется

не — %,

а в 3400

 

 

200

 

20000

200

 

 

 

н

 

 

 

 

на

раз больше:

ɪ % • 3400 = 17%. План

перевыполнен

17%

и в

этом

случае

процентная

такса

(процентное,

отношение) находится по

формуле

р =

Р '

а

 

хотя рас-

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

суждение велось другим способом.

 

 

 

 

 

 

 

§ 5.

Проценты «на 100» и проценты «во 100»

 

Выше были рассмотрены основные задачи на процент­

ные вычисления, в которых исходным числом было началь­

ное число. Мы находили процентную сумму или процент­

ную таксу по данному начальному числу. Такие вычисления называются процентными вычислениями «со 100». В прак­ тике процентных вычислений есть еще два числа, которые не являются ни начальным числом, ни процентной суммой.

Это наращенное число и уменьшенное число.

Проценты «на 100» . Наращенным числом называется сумма начального числа и процентной суммы, вычислен­

ной с этого начального числа. Если обозначить наращен*

52


ное числор)%через Чн, то Чн = а + Р. Очевидно, что нара­

щенноеЗадачачисло содержит больше, чем

100%, а

именно

(100 +

1. начального числа.

 

 

 

К месячной ставке работника 85 руб. была

начислена премия в размере 15%' ставки.

Какова

заработ­

ная плата

работника в этом месяце?

 

 

Решение. Заработная плата работника состоит из месячной ставки 85 руб. и суммы премии, составляющей

15% ставки. Находим 15% от 85

руб. = 12 р.

75 к. Следо­

вательно, зарплата

работника

составила

85 руб. +

-J- 12 р. 75 к. = 97 р.

75 к. Эта

заработная плата состоит

из начального 85 руб. и процентной суммы 12 р. 75 к., сле­ довательно, она является наращенным числом, содержа­

щим 100% + 15% = J15% начального числа.

Вычисления, связанные с наращенным числом, называ­ ются процентными вычислениями «на 100».

1.Нахождение наращенного числа по начальному числу

ипроцентной таксе. Предыдущая задача как раз и явля­

ется примером этого вида задач. Наращенное число можно находить и другим способом.

Пример. При выпечке хлеба припек составляет 48%

от веса взятой муки. Сколько хлеба получится из 540 кг

муки?

Решение. Вес муки 540 кг является начальным чис­

лом и содержит 100%. Вес хлеба состоит из веса муки и

веса припека и является наращенным числом, поэтому он

содержит

100% + 48% = 148%

начального числа. Нахо­

дим 148%

от 540

кг = 540 ɪɑθ 148

 

кг.

 

Наращен-

 

,

∙ = 799,24fl =

ное число можно находить по

 

г,

а

(100ɪɑɑ+ р) .

формуле

 

числу,

умножен­

Наращенное число равно

начальному

ному на 100 плюс процентная такса и деленное на 100.

2.Нахождение начального числа по наращенному числу

ипроцентной таксе.

∏P и м е р. За отчетный квартал фактический оборот

магазина составил 708 тыс. руб., при этом плановое задание было перевыполнено на 18%. Определить оборот магазина

по плану.

Решение. В этой задаче начальным числом является плановое задание, которое содержит 100%, а фактический

оборот, состоящий из планового задания и суммы перевы­

53


полнения, содержит 100% + 18% = 118% и является на­

ращенным числом. Следовательно, в 708 тысячах руб. содержится 118% начального числа, тогда на один процент

придется в

і,о

708 тыс. руб.

шло/

118 раз

меньше -------------—,а на

100% —в

100 раз больше, чем на один процент, т. е. плановое задание

708 тысPy6•

‘ 100

— 600 тыс. руб. Мы видим,

составит .

 

118

 

Е

что начальное число равно наращенному числу, деленному

на 100 плюс процентная такса и умноженное на 100. Это

правило можно записать в

a

а = --ɪðɑ-— .

виде формулы:

 

 

лу

3.

Нахождение процентной суммы по наращенному‰ ■ юочис­

 

 

 

упаковки

 

и процентной таксе.

 

 

 

Задача. Вес товара с упаковкой 78 кг. Вес

составляет 4% чистого веса

товара. Вычислить

вес упа­

ковки. Решение. Так как вес упаковки составляет4%

чистого веса товара, то чистый вес товара является началь­

ным числом, а вес упаковки — процентной суммой, 78 кг — наращенным числом, которое состоит из начального числа и процентной суммы и содержит 100% + 4% = 104% на­

чального числа. Поэтому на 1% начального числа придется

-ɪɪ, а на 4%

— в 4 раза больше -78

κa ' 4 = 3

кг.

В

об-

104

r

104

 

 

 

щем виде можно записать формулу нахождения процент­

ной

суммы

по наращенному числу и процентной таксе:

P

-ɪ.

Чн

P

 

100+

р

 

 

 

Процентная сумма равна наращенному числу, деленно­ му на 100 плюс процентная такса и умноженному на про­ центную таксу.

Процентную сумму, вычисленную по наращенному чис­

лу, называют процентами «на 100», а процентная такса по отношению к наращенному числу называется процентной

таксой «на 100».

Пример. Найти 20% «на 100» от числа 480. Это зна­

чит, что 480 является наращенным числом и нужно найти

процентную сумму по наращенному числу и процентной

таксе.

Искомую

величину находим по формуле

р '

Чн р

__

480 ∙20

__ gQ

 

100 +

р

~

 

~

120

~

 

 

04


Проценты «во 100». Разность между начальным чис­

лом и процентной суммой, вычисленной от этого начально­

го числа, называется уменьшенным числом и обозначается

Ч .

Из определения следует,

что 4y = а — Р. Ясно, что

на

уменьшенное число приходится всегда

меньше 100%,

а именно (100 — р)%. Задачи,

связанные с

уменьшенным

числом, называются задачами на проценты «во 100». Есть

три вида задач на проценты «во 100».

1.Нахождение уменьшенного числа по начальному числу

ипроцентной таксе.

Пример. В магазин поступил товар на сумму 5680 руб.

по розничным ценам. Для покрытия торговых расходов и образования прибыли магазину дана торговая скидка в размере 5% от розничной стоимости товара. Оп­ ределить сумму счета к оплате.

Решение. Находим сумму торговой скидки, являю­ щейся процентной суммой:

5% от 5680 руб. = 5680 py6^ ' 5 = 284 руб.

IOO

Сумма счета к оплате 5396 руб. = (5680 руб. —284 руб.) будет уменьшенным числом.

Чтобы найти уменьшенное число, можно сначала найти

процентную сумму, а затем вычесть ее из начального числа.

Уменьшенное число можно находить и другим способом. Пример. Цена товара была снижена на 8%. Опре­

делить цену товара после снижения, если до снижения то­ вар стоил 15 р. 50 к.

Решение. Цена до снижения является начальным

числом и содержит 100%. Новая цена на 8% меньше, сле­

довательно, она является уменьшенным числом и содержит

100% — 8% = 92% начального числа. Найдем 92% от

15 р. 50 к. 15 p, 50 κ' '2? = 14 р. 26 к. Это и будет ценой

н100

товара после снижения, которую следует округлить до

14 р. 30 к.

2.Нахождение начального числа по уменьшенному числу

ипроцентной таксе.

Задача. Фактический оборот магазина за месяц соста­

вил 28 100 руб., при этом план был недовыполнен на 3%. Определить плановый оборот магазина.

Решение. Фактический оборот меньше планового

на 3%, поэтому он является уменьшенным числом и содер*

55