Файл: Комиссаров, Э. С. Техника вычислений и механизации вычислительных работ учебник для кооперативных техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача.

Товарооборот

продовольственного магазина

за месяц составил 64,8 тыс. руб.

При этом оборот по гастро­

номической

секции 38,6%,

по

бакалейной — 32,5%, по

мясо-рыбной — 28,9%. Вычислить с точностью до 0,1 тыс. руб. оборот по каждой секции.

Решение. В задаче надо найти процентные суммы от одного и того же начального числа 64,8. Для этого нуж­ но начальное число разделить на 100 и умножить на каж­ дую процентную таксу. Применяя серийное умножение,

получим 0,648

• 38,6 = 25,0; 0,648

• 32,5

= 21,2; 0,648 ×

X 28 9 = 18 7

25,0 + 21,1

+ 18,7 = 64,8

тыс.

руб.

Проверка:

Нахождение

начального

числа.

руб.,

что

составляет

Задача. Израсходовано 44 тыс.

29,3% всех средств, отпущенных на строительство мага­ зина. Какая сумма денег отпущена на строительство ма­ газина?

Решение.

Задача на нахождение начального чис­

ла по процентной

сумме

и процентной таксе

решается

по

,

 

 

P .

100

 

44 .

100

 

 

. κn

 

a

n

 

А

формуле

 

 

 

 

 

 

— = 150 тыс. руб.

Визир

бе­

 

 

а =----- :-----— —

 

 

 

 

 

и подводим

гунка устанавливаемC

на число "4—4 шкалы

D

под визир число 2—9—3

шкалы

С.

На шкале

D

под мет­

кой

1 шкалы

читаем ответ

1—5.

Порядок

 

частного

ра­

вен 4 — 2+1 = 3.

 

 

отношения.

 

 

 

 

 

Нахождение процентного

 

 

 

 

 

Задача. Товарооборот магазина за квартал составил

93,6 тыс. руб.

Издержки обращения за этот же период вы­

разились в сумме 4,2 тыс. руб.

Вычислить уровень издер­

жек

обращения.

Искомая величина является процентным

Решение.

отношением и

вычисляется

по

 

формуле (1.4)

§ 4 гл.

IV.

4,2∙100o∕o

л ко/

 

 

 

на линеике сводится к де­

---------------= 4,5%.

Вычисление

лению двух чисел и определению порядка частного. Особенно удобна линейка при выполнении проценти-

рования слагаемых к итогу или к какому-либо другому числу. При этом деление заменяется умножением на число, обратное итогу, и тем самым сводится к одной

установке движка.

Задача. Оборот магазина за квартал составил:

150


Товарные группы

Оборот.

B % к итогу

тыс. руб.

Галантерея ................................................................

 

793

11,4

..........................................................Парфюмерия

.

834

12,0

T рикотаж.....................................................................

 

ИЗО

16,3

Обувь................................................................................

 

1475

21,3

Посудохозяйственные товары .....................

 

1427

20,6

Культтовары................................................................

. . .

1280

18,4

Итого

6939

100,0

Определить удельный вес каждой группы товаров в общем товарообороте.

Решение. Сумму находим на счетах. Для опре­

деления удельного веса каждой группы товаров в общем товарообороте, нужно оборот по группе умножить на 100

Dи разделить на

общий товарооборотС,

. Деление выполним

с помощью числа, обратного итогу.

Под

начало

Dшкалы

подведем число C6939 шкалы

предварительно округлив

его до трех значащих цифр 6—9—4.

На

шкале

под

меткой 10 шкалы

находим обратное число.

Читать его не

обязательно. Визир бегунка последовательно устанавли­

ваем на 793; 834 и т. д. При этом пришлось один раз сде­

лать перекидку движка в правую сторону. Порядок ре­ зультата определяем по правилу определения порядка произведения или лучше — способом грубой прикидки.

Пропорциональное деление. При пропорциональном де­

лении нужно найти неизвестные члены ряда равных от­

ношений, когда известно значение этих отношений. Заметим важное свойство шкал C и D. Если совместить

любое число шкалы C с любым числом шкалы D, то отно­ шение стоящих друг против друга чисел на шкалах C и О будут одинаковы. Например, совместим число 3 шкалы C

с числом 2 шкалы D, тогда под числом 6 шкалы C находит­

ся число 4 шкалы

D,

под

числом 9

шкалы

C

находится

число 6 шкалы

D

и т. д.,

т. е.

 

 

 

2

6

_ 67’5

= 4,5

1-5 = і

5

 

2

 

 

5

3

1

 

 

151


Это свойство легко запомнить, если считать прорезь между

шкалой C и шкалой D за черту дроби. Тогда числа шкалы C являются числителями, а стоящие под ними числа шкалы D — знаменателями. Все эти дроби равны между

собой. Это свойство позволяет одной установкой движка решать задачи на пропорциональное деление. Иногда по­

надобится

 

переброска движка.

 

 

- - = -ɪ-.

 

 

 

 

 

 

Задача.

Найти

х

из

пропорции

 

 

 

числом

Решение.

 

ЧислоG

6

 

шкалы

C

совмещаем с

3 шкалы

D

 

и

подводим визир на

 

число 2 шкалы

D

и под

визиром на

 

шкалех

 

читаем ответ — 4. X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

 

Найти

 

из пропорции- = -^-.

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

 

Число 12 шкалы

 

16

 

совмещаемC

 

с

числом

16 шкалыD

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D.

Поскольку 6 находится в числителе, то визи­

ром бегунка отмечаем число 6 на

шкале

 

 

и

под ним на

шкале

 

читаем ответ — 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покажем, как делается переброска движка.

 

 

 

 

 

Задача.

 

Найти

х

из пропорции

 

 

= — .

 

 

 

 

 

 

Решение.С,На

 

шкале

 

 

 

 

 

4

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

D

 

визиром

 

устанавливаем

число 4 и

подводим под него

числоD,

14 шкалы

С.

Число 7

ищем на шкале

 

так как оно стоит в числителе. Но мет­

ка 7 вышла за пределы шкалыC

 

C поэтому устанавливаем

визир

бегунка

на

начало шкалы

 

 

и

передвигаем движок

так,

чтобы конец шкалы

 

 

(метка

 

10)

совместился

с

визи­

 

D

 

 

 

 

 

 

визир на число 7

шкалы

C

и

 

 

 

 

 

ром. Передвигаем

 

 

под ним на

шкале

 

 

читаем

 

ответ — 2.

 

 

—-— = — = — = 2.

 

Задача.

 

Найти

а,

b

и

с,

 

если

 

 

Решение.

 

Число 2

 

 

 

 

 

12,5

22

 

 

8

 

 

 

 

рассматриваем

как

дробь ɪ.

Совмещаем число шкалыа

 

 

числом 2 шкалы

С.

Устанавли­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D с

 

 

D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C

ваем визирD,

на число 12,5 шкалы

Cи над ним bна шкале

читаем

значение

D

= 25.

Передвинув

визир на

 

число 22

шкалы

 

 

над ним

читаем на шкале

 

значение

 

= 44. Над

числом 8 шкалыC

 

нет движка, поэтому сделаем переброс­

ку движкаD.

. Передвигаем движок в правую сторонуD

так,чтобы

число 2 шкалы

 

совместилось с числом 10 — концом шка­

лы

 

Передвигаем визир на

число 8 шкалы

 

 

и над ним

читаем значение с

= 16.

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

152


Задача. Распределить 2,7 т товара между тремя ма­ газинами пропорционально их плановому квартально­

му товарообороту, если плановый оборот первого мага­

зина

130

 

тыс.

руб.,

второго — 72

тыс.

руб.,

 

треть­

его

— 158

тыс. руб.

 

 

 

искомые числа

через

а,

b

и

с,

Решение. Обозначив

 

 

 

 

 

будем иметь -ɪ- = — = —-—.

Используем свойство

ря-

да

 

 

 

 

 

130

72

 

 

158

 

 

+ с

 

__

2,7

 

 

 

 

равных отношений:с

__

 

 

а + b

 

 

 

 

 

 

 

 

а

__

b __

 

 

 

 

 

 

360~ ‘

 

 

 

 

 

 

"130

~ 72^

158^ ~ 130 + 72 + 158

 

 

 

 

и

Устанавливаем

визиром

бегунка

метку 3—6 шкалы

D

 

 

 

D

 

 

 

 

С.

 

 

 

 

 

 

подводим под визир

метку 2—7 шкалы

 

Последовательно

 

 

 

C

 

 

шкале

 

 

числат

 

 

отмечаем визиром на

 

 

130, 72,кг158,

и над ними

на шкале

 

 

соответственно читаемкг,

:

9—7 —5,5—4,1—1—8—5.

Учитываякг.

, что всего товара 2,7

 

 

= 2700

найдем,

что

первый магазин получит 975

 

второй — 540 кг и третий—

1185

 

Проверка:

975 + 540 + 1185

=2700.

 

 

перед

 

П р и м е ч а

н и е.

На

линейках

последних

выпусков

началом шкал C и’ D нанесено несколько конечных делений этих шкал, а в конце — несколько начальных делений. Поэтому при на­ хождении числа а на таких линейках нам не пришлось делать пере­ кидки движка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ и УПРАЖНЕНИЯ

1.Из каких частей состоит логарифмическая линейка?

2.Назовите шкалы логарифмической линейки.

3.Как устроена основная шкала линейки?

4.Что называется ценой деления шкалы? Какова цена деления на основной'іпкале в различных ее участках?

5.Как производится установка и чтение чисел га шкале С, D?

6.Как производится умножение на основной шкале линейки? Как определяется порядок произведения?

7.Как производится деление на основной шкале и как опреде­ ляется порядок частного?

8.Как находится произведение нескольких сомножителей на ли­

нейке?

9.Как выполняется совместное умножение и деление на линейке?

10.Как разделить различные числа на одно и то же число на линей­ ке (серийное деление)?

11.Выполнить умножение:

2,8-7,5

 

4,25-38,1

2,6-35

250-6,2

0,0754-127,5

56-3,1

530-285

153