Файл: Гриневич, Г. П. Вилочные погрузчики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для определения значений к. п. д. трансмиссии можно реко­ мендовать следующие величины к. п. д. отдельных механизмов трансмиссии с учетом всех потерь:

Коробка передач:

 

•п

 

 

 

прямая передача

0,96—0,98

промежуточная

передача

0,94—0,96

Карданная передача при изменении угла

между

осями

от 10 до 0°

0,98—1,0

Главная

передача:

 

 

пара

конических

шестерен с круговыми зубьями 0,94—0,95

гипоидная

 

0,97—0,98

двойная

 

0,85—0,95

Скорость автопогрузчика подсчитывается по скорости враще­ ния коленчатого вала двигателя, которую находят по его харак­ теристике. Расчет ведется по формуле (в км/ч)

__ 2я.гк и-60

q

г * п

 

(Уг.п-ЮОО

''

iK ('r .n

'

где п —• частота вращения коленчатого

вала

двигателя в об/мин.

Сопротивление качению представляет собой сумму сил, затра­ чиваемых на преодоление внутреннего трения в материале шин

при их деформации,

на деформацию дороги, на трение поверх­

ности шин о дорогу,

на трение в подшипниках неведущих колес

и между деталями подвески

при ее деформации. Обычно при рас­

четах все эти сопротивления учитывают коэффициентом

/ сопро­

тивления качению, который

зависит от вида дорожного

покрытия

и типа используемых шин. Он практически не изменяется при уве­ личении скорости движения до 60—70 км/ч. Коэффициенты / определяются экспериментально; для расчета погрузчиков могут

быть использованы его средние значения

для различных дорог

при

нормальном состоянии шин:

f

 

 

 

 

Цементобетонное и асфальтобетонное покрытия в отличном со­

стоянии

'.

'

0,014-0,018

То же, в удовлетворительном состоянии

0,018—0,022

Ровное щебеночное или гравийное покрытие, обработанное орга­

ническими

вяжущими материалами

0,020—0,025

То же, без обработки,

с небольшими выбоинами

0,03—0,04

Деревянные

торцы

 

0,016—0,024

Брусчатка

 

 

0,020—0,025

Булыжник

 

 

0,035—0,045

Грунт

ровный, сухой,

плотный

0,03—0,06

То же, неровный и грязный

0,05—0,10

Снежная дорога

 

0,025—0,030

Лед

 

 

 

0,018—0,020

Песок

сухой

 

 

0,15—0,30

Песок

влажный

 

0,08—0,10

142



§2. Динамическая характеристика

иопределение основных параметров движения

Для сравнительной оценки тяговых качеств автопогрузчика используется так называемый динамический фактор. Он пред­ ставляет собой тяговую силу, развиваемую погрузчиком на веду­ щих колесах, уменьшенную на силу сопротивления воздуха и от­ несенную к полному весу погрузчика:

£) . Рт Рв

G

Зависимость динамического фактора от скорости движения на каждой из передач называется динамической характеристикой автопогрузчика.

В некоторых случаях при движении погрузчика из-за буксо­ вания ведущих колес нельзя использовать его динамические воз­ можности. Поэтому динамическая характеристика должна быть ограничена величинами D, предельными по сцеплению ведущих колес с дорогой, так же как и тяговая характеристика.

Максимальная тяговая сила, которая по условиям сцепления может быть передана через ведущие колеса, определяется по фор­ муле

 

Р-т max= ФТ^вед!

где

у —коэффициент перераспределения веса для ведущей оси

 

автопогрузчика;

 

б в е д — вес погрузчика, приходящийся на ведущие колеса;

Ф— коэффициент сцепления, равный отношению окруж­ ного усилия, при котором происходит буксование ко­ леса к силе, прижимающей колесо к дороге:

 

 

 

 

 

ф

Цементобетонное

(сухое

шероховатое) покрытие

0,6—0,8

Асфальтобетонное

(сухое

гладкое) покрытие

0,5—0,6

Мокрое цементобетонное и асфальтобетонное покрытие

0,35—0,45

Грязное цементобетонное и асфальтобетонное покрытие

0,2—0,3

Деревянные

торцы сухие

0,5—0,75

Булыжник

и брусчатка сухие

0,40—0,55

То же, мокрые

 

 

0,3—0,45

Песчаная

дорога

сухая

 

0,6—0,8

То же, мокрая

 

 

0,5—0,65

Грунт сухой

 

 

0,4—0,6

Снежная

укатанная дорога

0,15—0,25

Гладкий

лед

 

 

0,10—0,15

При общих практических расчетах по определению макси­ мальной тяговой силы для большинства сухих дорожных покры­

тий можно принимать ср = 0,7. Наиболее неблагоприятные

усло­

вия для реализации динамического фактора автопогрузчика

скла­

дывают при движении без груза, когда ведущая ось разгружена, а также при езде по дорогам с низким коэффициентом сцепления (ф < 0,4).

143


D

D

 

0,3

 

0.3

9=0,3

 

<P = 0,6

0,2

 

0,2

 

V'0,2

 

 

 

 

 

Л

 

•«t

Л

 

 

 

 

 

0,1

 

0,1

<P = 0,3

 

9^0.1

 

 

 

 

Л

a)

Vj v

6)

Рис. 73. Динамическая характеристика автопогрузчика при движении без груза

(а) и с грузом (б):

/ и / / — ступени коробки передач

Коэффициент у учитывает наличие дифференциала между ве­ дущими колесами и возможность неодинаковых сил сцепления, вследствие чего буксовать начинает лишь одно колесо, имеющее меньшее сцепление с дорогой. Из-за этого на всех других связан­ ных с ним колесах погрузчика будут возникать тяговые усилия, практически равные (при шестеренчатых дифференциалах с ма­ лым внутренним трением) наименьшей силе сцепления буксую­ щего колеса. При независимом приводе колес 7 = 1 .

Для максимальной тяговой силы выражение для динамиче­ ского фактора принимает вид

г) _

фуСвед — Рв

'

•^max —

Q

 

Подставляя в эту формулу значения отдельных величин, можно определить для каждой скорости максимальный динамический фактор, который может быть реализован автопогрузчиком в раз­ личных условиях движения.

На рис. 73 показана динамическая характеристика автопо­ грузчика при движении с грузом и без груза. Штриховыми ли­ ниями ограничена динамическая характеристика по сцеплению ведущих колес с дорогой при различных коэффициентах сцепле- - ния. Из рисунка видно, что при движении автопогрузчика без груза нельзя реализовать его динамические качества даже при ср = 0,6, а при движении с грузом эти качества полностью исполь­ зуются при значении ср = 0,3.

Обычно для автопогрузчиков составляются четыре динами­ ческие характеристики: две для движения передним и задним хо­ дом без груза и две для движения передним и задним ходом с гру­ зом.

Динамическая характеристика позволяет определить основные параметры динамичности автопогрузчика — максимальную ско­ рость при заданном виде дорожного покрытия, предельное сопро-

144


тивление дороги, которое можно преодолеть на любой из передач,

и ускорения

при разгоне.

 

 

 

 

Используя уравнение тягового баланса, преобразуем выра­

жение динамического фактора

автопогрузчика:

 

п

. _

Рт-Ръ

 

Рк +

Р„+

Р и

 

 

 

G

 

 

G

 

или, заменив

силы

сопротивления

их

значениями, получим

 

 

D

= f +

a +

± a .

 

(44)

При равномерном движении, когда ускорение а = 0, динами­ ческий фактор равен сумме коэффициентов сопротивления дороги

D = / + а = \р.

На графике динамической характеристики в масштабе дина­ мических факторов можно откладывать величины коэффициента сопротивления дороги гр. Для определения максимальной скорости автопогрузчика на графике наносят прямую, определяющую за­ данное сопротивление дороги. Максимальную расчетную скорость можно развить только на горизонтальной поверхности, поэтому следует построить зависимость коэффициента / сопротивления качению от скорости. Для автопогрузчиков задача упрощается в связи со сравнительно низкими максимальными скоростями дви­ жения на горизонтальной поверхности, при которых величина / для них практически не меняется.

Скорость, при которой динамический фактор становится рав­ ным коэффициенту /, т. е. точка пересечения прямой, определяю­ щей сопротивление дороги, и кривой динамической характери­ стики является максимальной скоростью, которую автопогрузчик может развить в заданных условиях. Если погрузчик будет дви­ гаться на подъем, характеризуемый величиной а, по дороге, оце­ ниваемой коэффициентом / х , то общее сопротивление движению может быть определено коэффициентом сопротивления дороги

^ i = f i + ai-

Горизонтальная прямая на рис. 73, б соответствует этим усло­ виям движения; она показывает, что погрузчик может преодолеть подъем только на первой передаче и что в этих условиях можно развить скорость vx. При движении по дороге с общим сопротив­ лением движению гр2 погрузчик может двигаться и на второй пере­ даче. Для определения скорости и2 , которую он может развивать при этом, следует опустить перпендикуляр из точки пересечения линии яр2 с кривой динамического фактора. При меньших значе­ ниях сопротивления для определения скорости перпендикуляр

10 Г . П. Гриневич

145