ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
требуемых тяговых |
качеств. |
Кро |
|
о61мин |
|||||
ме того, |
использование всего диа |
|
|||||||
|
ЗЬОО |
||||||||
пазона |
изменения |
передаточного |
|
||||||
К |
|
||||||||
числа |
приводит |
к |
снижению |
|
|||||
ЗЛ |
|
||||||||
к. п. д. гидротрансформатора, что |
|
||||||||
|
|
||||||||
отрицательно влияет на динами 2,6 |
|
||||||||
ческую |
характеристику |
автопо |
Ь8 |
|
|||||
грузчика. |
Для |
исключения |
этих |
|
|||||
неэкономичных |
режимов |
и |
увели |
1,0 |
|
||||
чения общего передаточного |
|
числа |
800 1600 |
2fOOnz,o6/MUft |
|||||
гидротрансформатор |
обычно |
рабо |
Рис. 77. Характеристика гидроме |
||||||
тает |
последовательно |
с |
одной, |
||||||
двумя, а иногда и тремя |
понижаю |
ханической передачи |
|||||||
щими |
передачами. |
Высокое |
|
пере |
|
|
|||
даточное число используется для получения требуемых |
ускорений |
разгона и для преодоления повышенных сопротивлений движению. При последующем разгоне или при движении погрузчика по дороге с малыми сопротивлениями движению понижающая передача вы ключается и заменяется прямой, а гидротрансформатор блоки руется или переходит на режим работы гидромуфты.
На рис. 77 показана характеристика гидромеханической пере дачи, у которой гидротрансформатор в интервале скоростей вра щения от 0 до п'2 преобразует крутящий момент одновременно с по
нижающей передачей; в интервале скоростей от п2 |
до п"2 — пере |
ходит на режим гидромуфты и работает также одновременно с по |
|
нижающей передачей; в интервале скоростей от п"2 |
до п"2 — рабо |
тает на режиме гидромуфты, а понижающая передача заменяется |
|
прямой. На рисунке показано изменение скорости |
вращения ко |
ленчатого вала двигателя пг, к. п. д. г\ и коэффициента трансфор мации k крутящего момента в зависимости от скорости вращения ведомого вала передачи или скорости погрузчика.
Впервый период разгона, когда работает гидротрансформатор,
к.п. д. передачи увеличивается от нуля. Максимальное значение
к.п. д. современных гидромеханических передач лежит в пределах 0,8—0,9.
Применение гидротрансформатора существенно улучшает тя говые характеристики автопогрузчика во время разгона.
Построение дианамических характеристик автопогрузчика при использовании гидротрансформатора в его трансмиссии основы вается на зависимости крутящего момента на ведомом валу пере дачи от скорости его вращения. Требуемая зависимость получается при испытании гидромеханической коробки передач одновременно с двигателем на тормозном стенде при работе двигателя с пол ностью открытым дросселем. При проектировании новых моделей автопогрузчиков удобно использовать свойство подобия гидро трансформаторов, позволяющее получать характеристику про ектируемого гидротрансформатора путем пересчета имеющейся
151
характеристики одинакового по конструкции, но отличающегося по размерам гидротрансформатора.
В теории гидропередач устанавливаются следующие зависи мости:
|
M i = |
Kinld5Y, |
М2 = |
hnld*y, |
|
|
где Х1 и Я5 |
коэффициенты |
пропорциональности, |
называемые |
|||
|
соответственно коэффициентами входного Хг и вы |
|||||
|
ходного |
Я2 моментов; |
|
|
||
|
скорость вращения ведущего вала гидротрансфор |
|||||
|
матора; |
|
|
|
|
|
|
активный диаметр или максимальный габаритный |
|||||
|
размер |
рабочей |
полости трансформатора; |
|||
|
удельный вес |
рабочей |
жидкости. |
|
||
Вспомним, |
что |
k, |
а следовательно, k |
-. Эти урав |
нения носят названия формул подобия, так как коэффициенты Хх и к2 оказываются одинаковыми для гидротрансформаторов оди наковой конструкции, но разных размеров. Для оценки той или иной конструкции гидротрансформатора независимо от его раз меров принимают «безразмерные» характеристики (рис. 78), даю щие зависимость коэффициентов входного или выходного момен тов Ях и А,3, коэффициента трансформации k и к. п. д. ц от пре дельного передаточного числа i гидротрансформатора.
Пользуясь безразмерной характеристикой гидротрансформа тора определенной конструкции и зная зависимость крутящего момента Мх двигателя от скорости пх вращения коленчатого вала, можно построить тяговую характеристику автопогрузчика. Для этого по выражению
|
|
|
|
1 - |
M i |
|
|
|
|
|
|
|
определяют |
зависимость |
Хг от nlt |
затем |
по безразмерной |
харак |
|||||||
теристике |
для каждого |
значения К± |
определяют |
передаточное |
||||||||
к |
|
Ч |
|
|
|
число |
V |
и |
коэффициент |
|||
|
|
|
|
трансформации |
k. |
Далее |
||||||
|
- 0,8 |
|
|
|
по |
формулам и 2 |
= |
i'n-y и |
||||
2,0 |
- 0,6 |
|
|
|
М2 |
= kDA1 |
для каждого из |
|||||
|
|
|
значений п2 |
подсчитывают |
||||||||
1,6 |
- OA |
|
|
|
момент |
М2 |
|
строят |
зависи |
|||
|
|
|
мость |
Мг |
— I (п2 ). |
|
||||||
ьг |
- 0,2 |
|
|
|
|
Тяговая или |
динамиче |
|||||
|
|
|
ская характеристика авто |
|||||||||
0,8 |
. |
0 |
|
|
|
погрузчика строится на ба |
||||||
|
|
|
зе |
найденной характери |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
стики |
гидротрансформато- |
|||||
|
_0 |
_, |
|
|
|
ра по методике, |
описанной |
|||||
Рис. 78. Безразмерная характеристика гидро- |
г |
|
|
|
' |
|
|
|||||
|
|
|
трансформатора |
|
|
выше. |
|
|
|
|
|
152
Г л а в а V
УСТОЙЧИВОСТЬ ВИЛОЧНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ
§ 1. Общий анализ условий работы погрузчиков
Проведенные исследования показывают, что безопасность работы вилочного погрузчика определяет не только его продольная ста тическая устойчивость. На погрузчик воздействуют динамические нагрузки, связанные с условиями работы, и прежде всего — инер ционные силы, возникающие: а) при трогании с места и торможе нии погрузчика или при движении его по кривой во время пово рота, б) в начале и конце подъема пути или при опускании груза и подвижных элементов конструкции грузоподъемника; в) в на чале и в конце наклона рамы грузоподъемника с грузом на вилах; г) при раскачивании груза и элементов конструкции сменных ра бочих приспособлений.
Порожний или загруженный вилочный погрузчик может по терять устойчивость из-за нарушения силового баланса, когда точка приложения равнодействующей всех сил выйдет за пределы опорного контура машины. Для правильного выбора методов рас чета устойчивости важно учесть влияние всех сил, действующих на погрузчик во время работы как в продольном направлении, так и в боковом.
Когда погрузчик движется по прямой (безразлично — вперед или назад), на него действуют: 1) инерционная сила, возникаю щая при ускорении или замедлении машины и стремящаяся его опрокинуть, и 2) сила тяжести, удерживающая погрузчик. Опро кидывающая сила будет параллельна направлению движения, а удерживающая сила вертикальна.
Сила, создающая ускорение или возникающая при замедлении и направленная вдоль линии движения, будет F = та, где т — масса погрузчика (или погрузчика с грузом); а— ускорение или замедление. Опасность опрокидывания возрастает в случае воз можности соскальзывания груза с вил при торможении, поэтому необходимо проводить соответствующую проверку погрузчика. Обычно ограничивающим фактором, предотвращающим соскаль зывание груза, является величина наклона вил назад.
Рассмотрим схему на рис. 79. Сила, вызывающая скольжение груза вдоль вил, будет
Р' = [iQ' + Q s i n а
153
Р' = \iQ cos a + Q sin a —
= Q (p cos a + sin a), |
(45) |
Рис. 79. Схема к определению ус тойчивости груза на вилах погруз чика
Р =
где p — коэффициент трения сколь жения между вилами и грузом;
Q—вес груза;
a — угол наклона вил назад. Горизонтальная сила, ведущая к соскальзыванию груза при вне
запном торможении, может быть выражена приблизительно
-Г-. cos a
Используя выражение (45), эту силу можно представить в виде
|
р ^ |
\xQ cos a -f- Q sin |
a |
|
i |
~ |
cos a |
' |
|
откуда |
Ръ |
Q(p.+ |
tga). |
(46) |
|
||||
Очевидно, соскальзывание груза не произойдет, пока тормоз |
||||
ная сила Р = -^-а |
будет |
меньше |
найденной по выражению (46). |
Зная для рассчитываемой модели конкретные значения тормоз ного замедления и коэффициента трения скольжения, можно опре делить угол наклона вил назад, предотвращающий соскальзыва ние груза при резком торможении погрузчика.
Опасность с точки зрения устойчивости машин в продоль ном направлении представляет внезапная остановка быстро опу скающегося на вилах груза, которая вызывает опрокидывающий момент. Особенно неблагоприятно это обстоятельство сказывается, когда грузоподъемник находится в вертикальном или наклонном вперед положении. Надо, однако, заметить, что опасность опро кидывания при резкой остановке груза учитывается водителем.
Опрокидывание погрузчика в боковом направлении может про исходить при прямолинейном движении по поверхности с попереч ным уклоном и при движении по горизонтальной поверхности на повороте. Наибольшую опасность представляет второй случай, особенно при повороте на поверхностях с небольшими уклонами. Боковая устойчивость погрузчика при движении с грузом обычно выше, чем при движении без груза, что объясняется смещением центра тяжести системы погрузчик — груз. Ввиду этого водитель меньше ощущает опасность бокового опрокидывания при движе нии машины без груза, когда можно развивать максимальную скорость.
154
При движении погрузчика на повороте опрокидывающей яв ляется центробежная сила
пто2
F ^ — >
где т — масса системы;
v— окружная скорость общего центра тяжести;
г— радиус поворота, измеряемый от центра тяжести до оси поворота.
Расположение центра поворота машины определяется крутиз ной поворота, зависящей от водителя. Если допустить, что вся масса погрузчика с грузом или без груза сконцентрирована в центре тяжести, то опрокидывающая сила будет направлена вдоль линии, соединяющей центр тяжести и центр поворота ма шины (по радиусу). Расположение оси опрокидывания будет опре деляться конструкцией подвески погрузчика. Составляющая сила, действующая перпендикулярно к оси опрокидывания, может быть определена из геометрических размеров погрузчика. Из значения
центробежной* силы ГI -ц — mv2 видно, что чем больше скорость
погрузчика и меньше радиус поворота, тем больше вероятность опрокидывания.
Во всех случаях действующие на погрузчик силы можно при вести к параллелограмму сил, одна сторона которого параллельна поверхности движения (инерционная или центробежная сила F), вторая — вертикальна (сила тяжести N), а третья является их равнодействующей R. Все силы приложены в центре тяжести си стемы. Если этот параллелограмм, зависящий от величины сил и размеров погрузчика, считать жестким, то ясно, что положение равновесия наступает тогда, когда равнодействующая R будет вертикальна. Погрузчик потеряет устойчивость, когда равно действующая выйдет за пределы опорного контура машины.
В проведенном выше анализе сделано допущение, что все узлы и детали погрузчика являются абсолютно жесткими. По скольку деформации в конструкции грузоподъемника и других механизмов учесть теоретически довольно сложно, окончательная оценка устойчивости машины дается только после эксперименталь
ных испытаний, которые производятся |
на наклонной платформе |
|
с имитацией реальных условий работы |
погрузчика. |
|
§ 2. Испытания погрузчиков |
|
|
на наклонной |
платформе |
|
На наклонной |
платформе можно изучать силы, действующие |
на движущийся погрузчик во все периоды работы, представляю щие опасность потери устойчивости. Испытания базируются на использовании параллелограмма сил (рис. 80, а), к которому можно привести все действующие на погрузчик силы и который
155-