Файл: Гриневич, Г. П. Вилочные погрузчики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

перемещения груза вправо и влево без излишнего маневрирования погрузчиком применяется специальная каретка с боковым переме­ щением на 75—200 мм. Каретки поворотная и перемещения предусмотрены для всех погрузчиков грузоподъемностью до 5 тс.

К вилочным электропогрузчикам большой грузоподъемности ЭП-10, ЭП-20, ЭП-32 и ЭП-40 в качестве сменного оборудования предусмотрен так называемый хобот (рис. 4, е), предназначенный для работы с рулонами полосовой стали и бунтами проволоки. Длина хобота от 1200 до 1600 мм. Составляется он из двух поло­ вин, которые можно разводить в стороны посредством гидропри­ вода, благодаря чему погрузчик может транспортировать одно­ временно два рулона меньшего веса. К этим же погрузчикам имеется специальное устройство для кантования рулонов листо­ вой стали из горизонтального положения в вертикальное и об­ ратно. Рулон захватывается двумя лапами, одна из которых вво­ дится во внутреннее отверстие рулона, а другая обхватывает его снаружи. Минимальное расстояние между лапами 200—400 мм, максимальное— 620—1000 мм.

Для погрузчиков грузоподъемностью от 1 до 5 тс предусмотрено сменное оборудование: клещевой захват (рис. 4, ж) и грейфер (рис. 4, з), предназначенные для штабелирования, погрузки и выгрузки круглого леса и досок.

Тяжелые грузы сложной конфигурации, которые из-за нестан­ дартной формы, размера и веса нельзя укладывать на поддоны, перегружают погрузчиками при помощи сменного оборудования в виде безблочной крановой стрелы с постоянным и переменным вылетом. Грузоподъемность погрузчика соответствует минималь­ ному вылету стрелы; при другом ее вылете грузоподъемность по­ грузчика рассчитывается по условиям устойчивости. Минималь­ ный вылет стрелы равен 500—600 мм, максимальный — 1000— 2500 мм. Изменение вылета — ручное фиксированное и механи­ ческое с помощью гидропривода.

Безблочная стрела автопогрузчика для перегрузки контейне­ ров и других штучных грузов (рис. 4, и) состоит из горизонталь­ ных швеллеров, по которым внутри перемещается роликовая тележка / с крюком 2, приводимая в движение при помощи шар- нирно-рычажного механизма 3 и гидроцилиндра 4.

Для перегрузки кольцеобразных и трубчатых грузов (авто­ мобильные шины, бухты проволоки, барабаны с кабелем, рулоны листового металла, бумаги, трубы и т. п.) в погрузчиках приме­ няются плиты с одним или несколькими штырями. Штыри для машин грузоподъемностью / и 2 тс приняты круглого сечения, трубчатой конструкции с заглушкой на конце и закруглением. Длина штыря принимается для машин грузоподъемностью от 0„5 до 5 тс соответственно 1,0; 1,2; 1,4; 1,6 и 2,2 м. Штырь можно удли­ нять, надевая на него трубу. При многоштыревых захватах длина штыря принимается несколько меньшей, но необходимой для обеспечения устойчивого захвата груза.

26


Применение съемного ковша на погрузчиках позволяет исполь­

зовать

их

на перегрузке

насыпных грузов

с крупностью

кусков

до 60

мм.

Применяются

ковши напорного

действия (рис.

4, /с),

т. е. зачерпывание материала производится внедрением ковша под напором погрузчика. Поворот ковша осуществляется с помощью гидропривода с цилиндром двойного действия.

Бульдозерный ковш,

выполненный по предложению

ХИИТа

(рис. 4, л),

состоит из

неподвижной бульдозерной челюсти 5 и

подвижной

грейферной

челюсти 6. Обе челюсти подвешиваются

на раме 7 и связаны между собой двумя гидроцилиндрами

8 дву­

стороннего действия. Бульдозерная челюсть во время работы упи­ рается тыльной стороной через деревянный брус в раму захвата, навешенную на унифицированную плиту 9 каретки грузоподъем­ ника. При движении вперед бульдозерная челюсть ковша вне­ дряется в штабель на глубину 250—300 мм, а затем грейферная челюсть под действием гидроцилиндров опускается вниз, произ­ водя заполнение ковша. Опорожнение ковша производится откры­

тием верхней

челюсти

в

поднятом

положении.

Погрузчик с

бульдозерно-грейферным

 

ковшом

может

работать

на

открытых

площадках,

а

малогабаритный

 

погрузчик — и в

крытых

вагонах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бульдозерно-грейферные ковши ПКБ ЦПМПС для погрузчи­

ков грузоподъемностью

1; 2;

3,2

и

5 тс

имеют

соответственно

емкость 0,32;

0,6;

0,8 и

1,0

м3 .

 

 

 

 

 

Все сменные захватные приспособления изготовляются с гидро­ приводом. Давление в системе предусмотрено 100 кгс/см2 .

Вилочные погрузчики могут быть оборудованы рабочими пло­ щадками с ограждениями для выполнения монтажных работ на высоте. Площадки должны рассчитываться с 10-кратным запасом прочности.

Подлежит преимущественному развитию изготовление автопо­ грузчиков повышенной маневренности с уменьшенным радиусом поворота, разработка оригинальных узлов трансмиссии и веду­ щих мостов взамен применяемых автомобильных узлов и др.

В новых конструкциях погрузчиков особое внимание уделено комфорту водителя и легкости управления. Все электропогруз­ чики (универсальные фронтальные) и автопогрузчики грузоподъ­ емностью до 2 тс изготовляются без кабины, так как в основном они работают в закрытых помещениях. Автопогрузчики универ­ сальные фронтальные грузоподъемностью свыше 2 тс и все электро- и автопогрузчики с боковым выдвижным грузоподъемником из­ готовляются с кабиной. На погрузчиках без кабины предусмотрены предохранительные решетки на каретке и раме грузоподъемника, исключающие возможность падения груза на водителя.

Надежность вилочных погрузчиков в эксплуатации зависит во многом от правильности рабочих движений при управлении машиной, от непрерывности контроля за работой различных си­ стем машины по приборам и т. д. Постоянное энимание к рабочему

27


процессу вызывает утомляемость водителя, снизить которую можно путем рационального размещения органов управления.

При компоновке рабочего места водителя погрузчика и опреде­ лении зон размещения органов управления выполняются следу­ ющие требования: а) количество и траектории рабочих движений должны быть сокращены до минимума; б) необходимая операция должна совершаться с помощью минимального числа движений.

Органы управления погрузчиком следует располагать так, чтобы работа распределялась равномерно между левой и правой рукой водителя. При этом правой рукой должны выполняться наиболее ответственные операции, требующие точности или силы. Не следует располагать органы управления последовательного использования на разных высотах, когда требуется попеременно поднимать и опускать руки. Все органы управления располагают так, чтобы по возможности свести рабочие движения к движениям предплечья, кисти, пальцев рук, допуская движения плечевого сустава только в виде исключения. Основные органы управления наиболее важные и часто используемые размещаются в оптималь­ ной рабочей зоне (рис. 5). Последняя ограничена дугами, которые описываются каждой рукой водителя при вращении в локтевом суставе. Максимальная рабочая зона ограничена дугами, опи­ сываемыми вытянутыми руками при их повороте в плечевом суставе.

Аварийные и ответственные органы управления размещаются в оптимальной зоне досягаемости руки. Второстепенные органы управления и индикаторы размещаются в зоне максимальной досягаемости рук.

Конструкция педалей ножного управления должна быть такой, чтобы ноги работали с минимальным напряжением. В зависимости от использования той или иной группы мышц ног педали могут быть двух типов. Когда требуется малое усилие (до 2,5 кгс), пе­ даль выполняется в виде площадки для ступни ног; усилие прикла­ дывается от поворота ступни вниз. Когда необходимо большое усилие, работа педалей должна быть рассчитана так, чтобы ис­ пользовалось нормальное усилие от ноги — 30—50 кгс при ходе 90—100 мм.

Удобство работы водителя погрузчика является одним из важных требований к погрузчикам. Место установки педалей, рычагов и других органов управления, величина прикладывае­ мых усилий, размещение сиденья, обзорность фронта работы, изоляция кабины от шума и вибрации влияют на водителя и на производительность погрузчика.

Не менее важным является показатель охраны труда, который определяется соответствием машины и оборудования требованиям Правил устройства и эксплуатации грузоподъемных машин, уста­ новленных Госгортехнадзором; степенью шума, создаваемого ма­ шиной и двигателем; степенью вибрации, особенно для машин, обо­ рудованных устройствами с вибропобудителями (ковш активного

28


действия и др.) для выгрузки насыпных грузов и др.; степенью пыления груза при его перегрузке; степенью загрязнения воздуха отработавшими газами и т. п.

Художественные показатели характеризуют художественное своеобразие формы, гармоничность и цветовое решение конструк­ ции, графическое изображение фирменных знаков и указательных таблиц.

Оценка качества погрузочно-разгрузочных машин, устройств и приборов может производится методом дифференцированного сравнения или определением комплексного показателя качества как среднего арифметического всех показателей в процентах. Такая оценка позволяет установить необходимость модернизации и проведения тех или иных мероприятий по совершенствованию конструкции и оборудования.

§ 4. Технико-экономические обоснования выбора вилочных погрузчиков

Выбор типоразмеров вилочных погрузчиков производится на основе объема и номенклатуры изделий (грузов), с которыми должны производиться подъемно-транспортные или складские работы. Должны быть известны: основные размеры изделий (грузов) и их масса; подготовленность к перемещению (отдельными местами, в пакетах без поддонов или на поддонах, в контейнерах

или

с применением специальной

оснастки,

образующей

пакет

из

длинномерных грузов — металлопрокат,

трубы,

лес

и

т. п.);

дальность перемещения и высота

штабелирования

или

укладки

в стеллажи; условия и режим работы погрузчиков внутри цеха, перемещения их между цехами, внутри закрытого или открытого склада, запыленность воздуха, взрывоопасность и др.

От типоразмеров вилочных погрузчиков зависят размеры шта­ белей или стеллажей, ширина сквозных проездов и проездов с раз­ воротом для укладки изделий (груза) в штабель (стеллаж) или взя­ тия из штабеля (стеллажа). Ширина проездов первого вида равна ширине погрузчика плюс минимальное расстояние между погруз­ чиком и штабелем (стеллажами), ширина проездов второго вида зависит от наружного радиуса поворота погрузчика, длины и ширины груза и габаритов машины. Минимальное свободное про­ странство между погрузчиком и штабелем во время движения составляет 0,15—0,20 м.

Иногда первый ряд груженых поддонов в штабеля со стороны захода погрузчика целесообразно укладывать под некоторым углом (45—30°) к проезду склада. При укладке штабелей груза перпен­ дикулярно проезду ширина последнего должна обеспечить раз­ ворот погрузчика на 90°, при укладке же первого ряда поддонов под углом 45 или 30° требуется меньший проезд для перемещения и разворота погрузчика.

При выборе вилочных погрузчиков для работы в стесненных условиях, при частых поворотах в узких проездах и при пере-

30


мещении груза на коротких расстояниях определяющим фактором производительности являются не только скорости передвижения машины, подъема и опускания груза, но и величины ускорений (замедлений), поскольку при движении по участкам с небольшим радиусом поворота, а также при укладке груза в штабель (стеллаж) или взятии из штабеля (стеллажа) приходится часто изменять скорость передвижения, что значительно отражается на произ­ водительности погрузчика.

На основе анализа структурной схемы грузопотоков, техноло­ гии работы погрузчиков, обеспечивающей завершенность ком­ плексной механизации подъемно-транспортных работ и складских операций на всех этапах перемещения изделий (грузов), выби­ рается типоразмер погрузчиков. Технологический процесс дол­ жен предусматривать оптимальные режимы работы погрузчиков, при которых могут быть реализованы наилучшие технико-эксплуа­ тационные и экономические показатели.

К основным технико-эксплуатационным показателям качества погрузчиков относятся: производительность, энергоемкость, ма­ териалоемкость, трудоемкость, надежность, уровень стандарти­ зации и унификации узлов, деталей и машины в целом, ее эргоно­ мики и эстетики и др.

Оценка качества погрузчиков может производиться методами дифференцированного сравнения по минимальному уровню или по комплексному показателю качества. При дифференцированной оценке качества погрузчиков выделяются наиболее характерные показатели машин и проводится их сравнение по этим показате­ лям. При оценке качества по минимальному уровню определяются несколько наиболее существенных показателей качества в процент­

ном отношении

к качеству машины, принятой за образец. Вели-

'• чина показателя

этой машины делится на величину показателей

рассматриваемых машин и наименьший из всех определенных

показателей является

критерием

качества.

При комплексном

показателе

критерий качества имеет вид

 

К = "тг

£

где

^1> • • • I

^ 1 » • • •>

пколичество рассматриваемых показателей ка­ чества;

«взвешенная» величина основного показателя, т. е. отношение производительности трудоем­ кости и других качеств рассматриваемой ма­ шины к качествам эталонной машины, выра­ женное в процентах;

показатель коэффициентов «взвешивания» па­ раметров машины по сопутствующим показа­ &п телям основному (например, отношение стои­ мости, долговечности или других качеств

сравниваемой машины с эталонной).

31