ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
перемещения груза вправо и влево без излишнего маневрирования погрузчиком применяется специальная каретка с боковым переме щением на 75—200 мм. Каретки поворотная и перемещения предусмотрены для всех погрузчиков грузоподъемностью до 5 тс.
К вилочным электропогрузчикам большой грузоподъемности ЭП-10, ЭП-20, ЭП-32 и ЭП-40 в качестве сменного оборудования предусмотрен так называемый хобот (рис. 4, е), предназначенный для работы с рулонами полосовой стали и бунтами проволоки. Длина хобота от 1200 до 1600 мм. Составляется он из двух поло вин, которые можно разводить в стороны посредством гидропри вода, благодаря чему погрузчик может транспортировать одно временно два рулона меньшего веса. К этим же погрузчикам имеется специальное устройство для кантования рулонов листо вой стали из горизонтального положения в вертикальное и об ратно. Рулон захватывается двумя лапами, одна из которых вво дится во внутреннее отверстие рулона, а другая обхватывает его снаружи. Минимальное расстояние между лапами 200—400 мм, максимальное— 620—1000 мм.
Для погрузчиков грузоподъемностью от 1 до 5 тс предусмотрено сменное оборудование: клещевой захват (рис. 4, ж) и грейфер (рис. 4, з), предназначенные для штабелирования, погрузки и выгрузки круглого леса и досок.
Тяжелые грузы сложной конфигурации, которые из-за нестан дартной формы, размера и веса нельзя укладывать на поддоны, перегружают погрузчиками при помощи сменного оборудования в виде безблочной крановой стрелы с постоянным и переменным вылетом. Грузоподъемность погрузчика соответствует минималь ному вылету стрелы; при другом ее вылете грузоподъемность по грузчика рассчитывается по условиям устойчивости. Минималь ный вылет стрелы равен 500—600 мм, максимальный — 1000— 2500 мм. Изменение вылета — ручное фиксированное и механи ческое с помощью гидропривода.
Безблочная стрела автопогрузчика для перегрузки контейне ров и других штучных грузов (рис. 4, и) состоит из горизонталь ных швеллеров, по которым внутри перемещается роликовая тележка / с крюком 2, приводимая в движение при помощи шар- нирно-рычажного механизма 3 и гидроцилиндра 4.
Для перегрузки кольцеобразных и трубчатых грузов (авто мобильные шины, бухты проволоки, барабаны с кабелем, рулоны листового металла, бумаги, трубы и т. п.) в погрузчиках приме няются плиты с одним или несколькими штырями. Штыри для машин грузоподъемностью / и 2 тс приняты круглого сечения, трубчатой конструкции с заглушкой на конце и закруглением. Длина штыря принимается для машин грузоподъемностью от 0„5 до 5 тс соответственно 1,0; 1,2; 1,4; 1,6 и 2,2 м. Штырь можно удли нять, надевая на него трубу. При многоштыревых захватах длина штыря принимается несколько меньшей, но необходимой для обеспечения устойчивого захвата груза.
26
Применение съемного ковша на погрузчиках позволяет исполь
зовать |
их |
на перегрузке |
насыпных грузов |
с крупностью |
кусков |
до 60 |
мм. |
Применяются |
ковши напорного |
действия (рис. |
4, /с), |
т. е. зачерпывание материала производится внедрением ковша под напором погрузчика. Поворот ковша осуществляется с помощью гидропривода с цилиндром двойного действия.
Бульдозерный ковш, |
выполненный по предложению |
ХИИТа |
|
(рис. 4, л), |
состоит из |
неподвижной бульдозерной челюсти 5 и |
|
подвижной |
грейферной |
челюсти 6. Обе челюсти подвешиваются |
|
на раме 7 и связаны между собой двумя гидроцилиндрами |
8 дву |
стороннего действия. Бульдозерная челюсть во время работы упи рается тыльной стороной через деревянный брус в раму захвата, навешенную на унифицированную плиту 9 каретки грузоподъем ника. При движении вперед бульдозерная челюсть ковша вне дряется в штабель на глубину 250—300 мм, а затем грейферная челюсть под действием гидроцилиндров опускается вниз, произ водя заполнение ковша. Опорожнение ковша производится откры
тием верхней |
челюсти |
в |
поднятом |
положении. |
Погрузчик с |
|||||
бульдозерно-грейферным |
|
ковшом |
может |
работать |
на |
открытых |
||||
площадках, |
а |
малогабаритный |
|
погрузчик — и в |
крытых |
|||||
вагонах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бульдозерно-грейферные ковши ПКБ ЦПМПС для погрузчи |
||||||||||
ков грузоподъемностью |
1; 2; |
3,2 |
и |
5 тс |
имеют |
соответственно |
||||
емкость 0,32; |
0,6; |
0,8 и |
1,0 |
м3 . |
|
|
|
|
|
Все сменные захватные приспособления изготовляются с гидро приводом. Давление в системе предусмотрено 100 кгс/см2 .
Вилочные погрузчики могут быть оборудованы рабочими пло щадками с ограждениями для выполнения монтажных работ на высоте. Площадки должны рассчитываться с 10-кратным запасом прочности.
Подлежит преимущественному развитию изготовление автопо грузчиков повышенной маневренности с уменьшенным радиусом поворота, разработка оригинальных узлов трансмиссии и веду щих мостов взамен применяемых автомобильных узлов и др.
В новых конструкциях погрузчиков особое внимание уделено комфорту водителя и легкости управления. Все электропогруз чики (универсальные фронтальные) и автопогрузчики грузоподъ емностью до 2 тс изготовляются без кабины, так как в основном они работают в закрытых помещениях. Автопогрузчики универ сальные фронтальные грузоподъемностью свыше 2 тс и все электро- и автопогрузчики с боковым выдвижным грузоподъемником из готовляются с кабиной. На погрузчиках без кабины предусмотрены предохранительные решетки на каретке и раме грузоподъемника, исключающие возможность падения груза на водителя.
Надежность вилочных погрузчиков в эксплуатации зависит во многом от правильности рабочих движений при управлении машиной, от непрерывности контроля за работой различных си стем машины по приборам и т. д. Постоянное энимание к рабочему
27
процессу вызывает утомляемость водителя, снизить которую можно путем рационального размещения органов управления.
При компоновке рабочего места водителя погрузчика и опреде лении зон размещения органов управления выполняются следу ющие требования: а) количество и траектории рабочих движений должны быть сокращены до минимума; б) необходимая операция должна совершаться с помощью минимального числа движений.
Органы управления погрузчиком следует располагать так, чтобы работа распределялась равномерно между левой и правой рукой водителя. При этом правой рукой должны выполняться наиболее ответственные операции, требующие точности или силы. Не следует располагать органы управления последовательного использования на разных высотах, когда требуется попеременно поднимать и опускать руки. Все органы управления располагают так, чтобы по возможности свести рабочие движения к движениям предплечья, кисти, пальцев рук, допуская движения плечевого сустава только в виде исключения. Основные органы управления наиболее важные и часто используемые размещаются в оптималь ной рабочей зоне (рис. 5). Последняя ограничена дугами, которые описываются каждой рукой водителя при вращении в локтевом суставе. Максимальная рабочая зона ограничена дугами, опи сываемыми вытянутыми руками при их повороте в плечевом суставе.
Аварийные и ответственные органы управления размещаются в оптимальной зоне досягаемости руки. Второстепенные органы управления и индикаторы размещаются в зоне максимальной досягаемости рук.
Конструкция педалей ножного управления должна быть такой, чтобы ноги работали с минимальным напряжением. В зависимости от использования той или иной группы мышц ног педали могут быть двух типов. Когда требуется малое усилие (до 2,5 кгс), пе даль выполняется в виде площадки для ступни ног; усилие прикла дывается от поворота ступни вниз. Когда необходимо большое усилие, работа педалей должна быть рассчитана так, чтобы ис пользовалось нормальное усилие от ноги — 30—50 кгс при ходе 90—100 мм.
Удобство работы водителя погрузчика является одним из важных требований к погрузчикам. Место установки педалей, рычагов и других органов управления, величина прикладывае мых усилий, размещение сиденья, обзорность фронта работы, изоляция кабины от шума и вибрации влияют на водителя и на производительность погрузчика.
Не менее важным является показатель охраны труда, который определяется соответствием машины и оборудования требованиям Правил устройства и эксплуатации грузоподъемных машин, уста новленных Госгортехнадзором; степенью шума, создаваемого ма шиной и двигателем; степенью вибрации, особенно для машин, обо рудованных устройствами с вибропобудителями (ковш активного
28
действия и др.) для выгрузки насыпных грузов и др.; степенью пыления груза при его перегрузке; степенью загрязнения воздуха отработавшими газами и т. п.
Художественные показатели характеризуют художественное своеобразие формы, гармоничность и цветовое решение конструк ции, графическое изображение фирменных знаков и указательных таблиц.
Оценка качества погрузочно-разгрузочных машин, устройств и приборов может производится методом дифференцированного сравнения или определением комплексного показателя качества как среднего арифметического всех показателей в процентах. Такая оценка позволяет установить необходимость модернизации и проведения тех или иных мероприятий по совершенствованию конструкции и оборудования.
§ 4. Технико-экономические обоснования выбора вилочных погрузчиков
Выбор типоразмеров вилочных погрузчиков производится на основе объема и номенклатуры изделий (грузов), с которыми должны производиться подъемно-транспортные или складские работы. Должны быть известны: основные размеры изделий (грузов) и их масса; подготовленность к перемещению (отдельными местами, в пакетах без поддонов или на поддонах, в контейнерах
или |
с применением специальной |
оснастки, |
образующей |
пакет |
||
из |
длинномерных грузов — металлопрокат, |
трубы, |
лес |
и |
т. п.); |
|
дальность перемещения и высота |
штабелирования |
или |
укладки |
в стеллажи; условия и режим работы погрузчиков внутри цеха, перемещения их между цехами, внутри закрытого или открытого склада, запыленность воздуха, взрывоопасность и др.
От типоразмеров вилочных погрузчиков зависят размеры шта белей или стеллажей, ширина сквозных проездов и проездов с раз воротом для укладки изделий (груза) в штабель (стеллаж) или взя тия из штабеля (стеллажа). Ширина проездов первого вида равна ширине погрузчика плюс минимальное расстояние между погруз чиком и штабелем (стеллажами), ширина проездов второго вида зависит от наружного радиуса поворота погрузчика, длины и ширины груза и габаритов машины. Минимальное свободное про странство между погрузчиком и штабелем во время движения составляет 0,15—0,20 м.
Иногда первый ряд груженых поддонов в штабеля со стороны захода погрузчика целесообразно укладывать под некоторым углом (45—30°) к проезду склада. При укладке штабелей груза перпен дикулярно проезду ширина последнего должна обеспечить раз ворот погрузчика на 90°, при укладке же первого ряда поддонов под углом 45 или 30° требуется меньший проезд для перемещения и разворота погрузчика.
При выборе вилочных погрузчиков для работы в стесненных условиях, при частых поворотах в узких проездах и при пере-
30
мещении груза на коротких расстояниях определяющим фактором производительности являются не только скорости передвижения машины, подъема и опускания груза, но и величины ускорений (замедлений), поскольку при движении по участкам с небольшим радиусом поворота, а также при укладке груза в штабель (стеллаж) или взятии из штабеля (стеллажа) приходится часто изменять скорость передвижения, что значительно отражается на произ водительности погрузчика.
На основе анализа структурной схемы грузопотоков, техноло гии работы погрузчиков, обеспечивающей завершенность ком плексной механизации подъемно-транспортных работ и складских операций на всех этапах перемещения изделий (грузов), выби рается типоразмер погрузчиков. Технологический процесс дол жен предусматривать оптимальные режимы работы погрузчиков, при которых могут быть реализованы наилучшие технико-эксплуа тационные и экономические показатели.
К основным технико-эксплуатационным показателям качества погрузчиков относятся: производительность, энергоемкость, ма териалоемкость, трудоемкость, надежность, уровень стандарти зации и унификации узлов, деталей и машины в целом, ее эргоно мики и эстетики и др.
Оценка качества погрузчиков может производиться методами дифференцированного сравнения по минимальному уровню или по комплексному показателю качества. При дифференцированной оценке качества погрузчиков выделяются наиболее характерные показатели машин и проводится их сравнение по этим показате лям. При оценке качества по минимальному уровню определяются несколько наиболее существенных показателей качества в процент
ном отношении |
к качеству машины, принятой за образец. Вели- |
'• чина показателя |
этой машины делится на величину показателей |
рассматриваемых машин и наименьший из всех определенных
показателей является |
критерием |
качества. |
При комплексном |
показателе |
критерий качества имеет вид |
|
К = "тг |
£ |
где
^1> • • • I
^ 1 » • • •>
п— количество рассматриваемых показателей ка чества;
«взвешенная» величина основного показателя, т. е. отношение производительности трудоем кости и других качеств рассматриваемой ма шины к качествам эталонной машины, выра женное в процентах;
показатель коэффициентов «взвешивания» па раметров машины по сопутствующим показа &п телям основному (например, отношение стои мости, долговечности или других качеств
сравниваемой машины с эталонной).
31