Файл: Гриневич, Г. П. Вилочные погрузчики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По «взвешенным» показателям можно также провести диффе­ ренцированное сравнение.

Количество вилочных погрузчиков, необходимое для выпол­

нения

заданного

объема

работы, определяется

по формуле

 

 

 

 

 

" м

Я э Т с м т ( 3 6 5 - Т „ ) '

 

 

где ^

Qr — годовой

расчетный

грузопоток различных видов

из­

 

Пэ

делий

(грузов);

 

 

 

 

— эксплуатационная производительность погрузчика

по

 

 

каждому

виду изделий (груза);

 

 

 

Т с м

— количество

часов работы погрузчика в смену;

 

 

т — число

смен

работы

погрузчиков в

сутки;

 

Тн — количество нерабочих дней машины в году. Часовая эксплуатационная производительность может быть

определена

по формуле

Лз = kBkTpn,

 

 

 

 

 

где

kB—коэффициент

использования

погрузчика по времени;

 

krp — то же, по загрузке;

 

 

П — конструктивная производительность погрузчика.

Уровень механизации или комплексной механизации выполняе­

мых

работ

погрузчиками

определяется

по формуле

1=1

п

где S QM — объем работ, выполненных механизированным или •

п

комплексно-механизированным

способом;

— общий объем работ по всем

категориям изделий

5j Qr

« = 1

 

 

(грузов); п — число наименований различных изделий (грузов).

Технико-экономические расчеты обоснования выбора типа погрузчиков и варианта технологии их работы производятся по типовой методике определения экономической эффективности ка­ питальных вложений, утвержденной постановлением Госплана

СССР, Госстроя СССР и Президиума АН СССР от 8 сентября 1969 г. на основе сравнения приведенных затрат.

Приведенные расходы по каждому сопоставляемому варианту представляют собой сумму текущих расходов 2 Q и капитальных вложений ^ Kit приведенных к одинаковой размерности в соответ­ ствии с нормативом эффективности

32



или

где Т 0 — срок окупаемости капиталовложений.

Если по сравниваемым вариантам капитальные вложения осу­

ществляются

в разные сроки, а текущие затраты изменяются во

времени, то сравнение вариантов следует производить

приведением

затрат более

поздних лет к текущему моменту путем

умножения

на коэффициент

 

 

 

k

1

 

где Тл — период времени в годах.

Экономический эффект от принятого варианта может быть под­ считан по удельным капитальным затратам и себестоимости пере­

работки

груза

по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

£ С Э

=

1(ЕнКу1 +

см 1 ) -

нКуи

+ сми)]

£

Qr ,

*

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

где Ку\

и

Куи

— удельные

капитальные затраты в каждом из

см1 и

 

 

вариантов;

 

 

 

 

 

с мп себестоимость

переработки

груза

в каждом

 

^

Qr

 

из вариантов;

 

 

 

 

 

 

— годовой объем

переработанных

грузов.

Показатель

использования основных

средств при

применении

вилочных

погрузчиков характеризуется отношением объема вы­

полненных

работ за год £j Qr к стоимости машин, оборудования

и других

средств ^ Кт, используемых для выполнения работ:

 

« о с — £j К . •

Рост уровня фондоотдачи в процентах определяется по формуле

где Qi и Q n — количество

перерабатываемого

груза,

приходя­

щегося

на

1 р. основных фондов

соответственно

до и после внедрения варианта комплексной ме­

ханизации

и автоматизации

погрузочно-разгру-

зочных работ и складских операций.

 

Повышение уровня

производительности труда

в

процентах

при выработке на одного рабочего при каждом варианте соответ­ ственно qx и qn определится по формуле

тЯ1

3 Г . П . Г р и н е в и ч

33


Наряду с показателями рентабельности по расходам введены

показатели

общей рентабельности основных

и оборотных фондов

и расчетной рентабельности.

 

Общая

рентабельность — это отношение

плановой суммы ба­

лансовой прибыли к планируемой среднегодовой стоимости про­ изводственных основных фондов и нормируемых оборотных средств в пределах норматива.

Расчетная рентабельность — это отношение плановой суммы балансовой прибыли, уменьшенной на суммы платы за производ­ ственные основные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей в бюджет и платежей по процентам за банковский кредит, к планируемой среднегодовой стоимости про­ изводственных основных фондов и оборотных средств в пределах норматива. Показатель рентабельности по основным и оборотным фондам характеризует изменение рентабельности при намеченном увеличении основных и оборотных фондов и полноты использо­ вания имеющихся фондов. На основе анализа данного показателя рентабельности можно судить о достаточности их и возможностях улучшения использования.

При сравнении вариантов, различающихся по времени, за­ трачиваемому на транспортный процесс или отдельные его эле­ менты, сокращение времени погрузки — выгрузки, сортировки и доставки следует учитывать эффективность от ускорения транс­ портного процесса, а также разность стоимости грузов, находя­ щихся в процессе перевозки.

Г л а в а I I

КОНСТРУКЦИИ ВИЛОЧНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ

§1. Электропогрузчики общего назначения

Для работы в крытых вагонах и в стесненных условиях помеще­ ний широкое применение получили малогабаритные погрузчики

4004; 02; ЭП-103; ЭП-106; ЭПВ-1 (614) и 4015М. Модели ЭП-103 и ЭП-106 приняты в основу унификации других, вновь созданных малогабаритных погрузчиков.

Для работы внутри складов и на открытых площадках при­ меняются электропогрузчики 4004А; 0,4; ЭПВ-1 (612); ЭП-202 (201); ЭП-0601 (0601А); ЭП-1201; ЭП-1203 и др. Вилочные электро­ погрузчики моделей 4004 (4004А); ЭП-103; ЭП-106; ЭП-201; ЭП-202 и ЭП-301 имеют аналогичное конструктивное оформление. Все они представляют собой четырехопорные машины с механи­ ческим дифференциалом и отличаются только некоторыми дета­ лями подъемно-транспортного оборудования.

На рис. 6 показано устройство малогабаритного вилочного электропогрузчика ЭП-103 (ЭП-106) Калининградского ВНИИэлектротранспорта. Кузов машины с рамой шасси опирается на передний ведущий мост 7 и через две полуэллиптические рессоры — на задний управляемый мост 4. На раме кузова между передними колесами шарнирно укреплен грузоподъемный механизм / с гидро­ цилиндром подъема, расположенным внутри грузоподъемника с кареткой 8, на которой укреплены вилочные захваты 3. Рама грузоподъемника может отклоняться вперед при захвате груза и назад при его транспортировке, для чего имеются два гидроци­ линдра 2. В кузове машины установлены: гидравлический привод, состоящий из электродвигателя 5, насоса, гидравлического рас­ пределителя, масляного бака и арматуры; рулевое управление; электродвигатель передвижения б и аппаратура управления погрузчиком. Источником энергии служит аккумуляторная ба­ тарея 34ТЖН-300ВМ напряжением 40 В, расположенная в ящике над задним мостом.

Погрузчик ЭП-103 имеет массивные шины, погрузчик ЭП-106 — пневматические. В этом их основное отличие. Обе модели могут быть оборудованы одним из трех грузоподъемников, позволяющих поднять груз на высоты 1,8; 2,8 и 4,5 м. При этом свободная вы­ сота подъема груза (без увеличения габарита машины по высоте) равна 200 мм. Кроме того, эти модели могут быть изготовлены

3 *

35


Рис. 6. Вилочный электропогрузчик грузоподъемностью 1 тс

со специальным грузоподъемником, с помощью которого груз поднимается на высоту 1,4 м без увеличения габарита погрузчика

и на 2,8 — при выдвинутой раме.

 

В зависимости от высоты подъема груза

электропогрузчикам

присвоены индексы:

например,

ЭП-103-1,8; ЭП-104-2,8 спец.;

ЭП-106-4,5; ЭП-106-2,8 спец.

 

 

Электропогрузчики

с низким

подъемом

груза предназначены

для погрузки и разгрузки крытых железнодорожных вагонов. Корпус погрузчика представляет собой стальную сварную раму, состоящую из двух бортов, соединительного листа и поперечных

36

связей. Ведущий мост с электродвигателем установлен на крон­ штейнах, приваренных к бортам передней части корпуса. Кар­ тер 4 ведущего моста (рис. 7) болтами соединен с редуктором 12, к фланцу которого крепится электродвигатель 10. На конце вала электродвигателя посажена на шпонке цилиндрическая ше­ стерня 11 со спиральным зубом.

На картере 7 редуктора на конических роликоподшипниках смонтирован дифференциал 5 от автомобиля ГАЗ-69 или УАЗ-451. На двухрядном коническом роликоподшипнике установлена ве­ дущая коническая шестерня 8 со спиральным зубом, выполненная за одно целое с валом. На шлицевом конце вала закреплена ци­ линдрическая шестерня 9, находящаяся в зацеплении с шестерней вала электродвигателя.

В корпусе / дифференциала смонтированы две конические по­ луосевые шестерни 2 и шестерни-сателлиты, насаженные на ось 3, закрепленную в корпусе. В отверстия шестерен вставлены шлицевые концы полуосей 6 и 17. Другие концы оканчиваются флан­ цами, закрепленными в ступице 15 колеса шпильками 19 с раз­ жимными втулками 18. На ступице каждого колеса с помощью болтов 16 устанавливается обод 13 с напрессованной на него мас­ сивной шиной 14. Ступицы выполнены за одно целое с тормозными барабанами и смонтированы на картере ведущего моста на кони­ ческих роликоподшипниках, в результате чего полуоси полностью разгружены от изгибающих нагрузок.

Передаточное число цилиндрической пары 3,1428, конической пары 5,125. Общее передаточное число редуктора 16,106. К флан­ цам картера ведущего моста крепятся диски 20 тормозов с тор­ мозными колодками.

От электродвигателя крутящий момент через редуктор пере­ дается ведущим колесам. При прямолинейном движении погруз­ чика конические шестерни дифференциала вращаются вместе с его корпусом. При повороте погрузчика колесо, катящееся по дуге меньшего радиуса, притормаживается, крутящий момент правого и левого колес становится различным, вследствие чего одна из конических шестерен будет вращаться с меньшей частотой, чем корпус дифференциала. В результате этого сателлиты начнут поворачиваться на оси дифференциала и вторая коническая шестерня будет вращаться с большей частотой, чем корпус диф­ ференциала. Поэтому проскальзывания колеса, катящегося по дуге с большим радиусом, не будет.

Колодочный тормоз (рис. 8) для торможения ходовых колес состоит из щита /, тормозных колодок 3, тормозного цилиндра 7, рычагов 9 и разжимной пружины 6. Тормозной цилиндр заимство­ ван от автомобиля М-20 или ГАЗ-21. В чугунном корпусе цилиндра установлены два поршня с толкателями. Между поршнями на­ ходится разжимная пружина. С обеих сторон цилиндр закрыт ре­ зиновыми защитными колпачками 4. В верхней части корпуса цилиндра ввернут перепускной клапан, служащий для удаления

37