Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Продолж ение

Марка

Число

Расположение

Расположение клеммы

Устройство для регули­

 

цилинд­

выводов

Установлено на двигателе

магнето

ров, полу­

высокого

выключения

ровки момента зажигания

чающих

напряжения

 

 

искру

на корпусе

 

 

 

М68-Б,

2

Вверх

Нажимная справа

Муфта опережения зажи­

Стационарный двигатель

УД-2

М68

2

 

Ввертная

дистанцион­

гания МС22-А

Тракторный двигатель КДМ-46

М10-А

 

Пусковой ускоритель

 

 

 

ная на стороне пре­

ПУ20-3218

 

 

М14-Б

2

>

рывателя

Пусковой ускоритель МС7

Тракторный двигатель Д-24

То же

М12

4

>

>

>

Пусковой ускоритель

Стационарный двигатель

 

М14

4

>

>

>

ПУ4646

ГАЗ-321

Л 12/4

Пусковой ускоритель

Стационарный двигатель

М18

4

>

>

>

ПУ20-3199

 

 

Пусковой ускоритель

Тракторный двигатель «Универ­

М19

4

>

>

>

ПУ4646

сал»

У-5М

Пусковой ускоритель

Стационарный двигатель

М130

1

Справа

Дистанционная справа

ПУЛ4747-Г

Пусковой двигатель ПД8

 

Жесткая муфта МС100

 

М135

2

Вверх

Нажимная справа

Муфта опережения зажи­ Мотопомпа МП800

 

Ml 37 .

1

Справа

Дистанционная слева,

гания МС103

Стационарный двигатель

УД15

Пусковой ускоритель

М151

2

В торец

нажимная справа

МС151

Стационарный двигатель

УД25

То

же

То нее

1 Если смотреть на магнето со стороны привода.


Выводы высокого напряжения могут располагаться на корпусе справа, слева, в торец, вверх. Выключатель за­ жигания применяется в виде кнопки для непосредственного отключения магнето и в виде изолированного вывода для дистанционного отключения магнето из кабины водителя. Выключатели обоих видов могут располагаться на кор­ пусе, а также на торце крышки со стороны пластины пре­ рывателя.

В магнето, устанавливаемые на одно- и двухцилиндро­ вые двигатели, для изменения угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов двигателя применяют муфту опережения зажигания. Магнето некоторых марок оборудовано пусковым ускорителем для облегчения запуска двигателя и получения позднего зажигания.

Магнето по назначению делятся на несколько основных

групп.

s

1. Магнето марок М24-А1, М24-А, М124, применяемые

для одноцилиндровых

пусковых двигателей.

2.Магнето марок М24-Б, М25-Б, М27-Б, МЗО-Б, М37 (магнето М24, являющееся базовой моделью, в настоящее время не выпускается), используемые для стационарных малолитражных и тракторных одноцилиндровых двигателей.

3.Магнето марок М48-Б1 (базовая модель), М47-Б1, М145, М152, М48-В1, М68-Б, выпускаемые для стационар­ ных и тракторных двухцилиндровых двигателей.

4.Для двухцилиндровых пусковых,четырехцилиндро­ вых тракторных и стационарных двигателей применяют магнето марок М18 (базовая модель), МЮ-А, М12, М14,

М14-Б, М19.

Вмагнето МЮ-А и М14-Б две искры используются для зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя, осталь­ ные две искры — для воспламенения топлива в пусковом подогревателе.

Марки магнето, выпускаемых для двигателей различ­ ного назначения, приводятся в таблице 39.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГНЕТО

Магнето должно обеспечивать бесперебойное искрообразование в диапазоне частот (от минимальной до максималь­ ной) вращения коленчатого вала двигателя. Особенно важно, чтобы искрообразование было бесперебойным при пуске двигателя, когда частота вращения коленчатого вала мала. Работоспособность магнето в этом случае определяют чис-

‘Z ' i 'l


лом минимальных оборотов бесперебойного искрообразования в минуту. Это число представляет собой частоту вра­ щения ротора магнето в оборотах в минуту, при которой уже осуществляется надежное, бесперебойное искрообразование. Чем меньше эта частота, тем выше пусковые ка­ чества магнето. Проверяют интенсивность и бесперебой­ ность искрообразования на трехэлектродном разряднике (рис. 122). Расстояние а между электродами разрядника при проверке магнето должно быть равно 6—7 мм. Такое расстояние эквивалентно зазору между электродами свечи, установленной в цилиндре работающего двигателя. Ми­ нимальное и максимальное числа оборотов ротора магнето в минуту, при которых достигается бесперебойное искрообразование, указаны в таблице 40.

В магнето всех марок имеется защита от перенапряжения. Если в эксплуатации провод высокого напряжения отъе­ диняется от свечи, то магнето будет работать в так называе­ мом режиме разомкнутой цепи. Вторичное напряжение при э'юм будет значительно больше напряжения, необходимого для пробоя искрового промежутка свечи, и изоляция де­ талей магнето может быть пробита. Для предотвращения

233

 

 

Т а б л и ц а 40

 

Число оборотов ротора магнето в минуту

Марка магнето

для бесперебойного новообразования

 

 

 

минимальное

максимальное

М24

200

4500

М24-А, М24-А1, М124

250

4500

М24-Б

200

3500

М25-Б

200

3000

М27-Б

200

4500

МЗО-Б

200

4500

М37

250

1500

М47-Б1, М47-Б,

 

 

М48-Б1, М48-Б,

200

3000

М48-В1, М48-В

М68-Б, М68

250

3500

М152

250

1500

М10-А, М145

200

4500

М12

250

3000

MI4

200

3000

М14-Б

200

4500

MIS

150

3000

М19

250

3000

Ml 30

200

5200

Ml 35

250

4500

М137

200

5400

М151

150

4800

повреждения изоляции в магнето имеется предохранитель­ ный разрядник. Электрод предохранительного разрядника располагают на расстоянии 10—12 мм от вывода высокого напряжения индукционной катушки. Искра возникает между выводом высокого напряжения катушки и электродом предохранительного разрядника, вследствие чего изоляция катушки предохраняется от пробоя. Величину искрового промежутка в предохранительном разряднике регулируют при сборке магнето. После ремонта магнето эта величина должна быть сохранена. Магнето изготовляют пыленепрони­ цаемыми. Вентиляционные и сточные отверстия защищают металлическими сетками.

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МАГНЕТО

Устройство магнето различных марок примерно одина­ ковое. Отличаются магнето размерами, расположением и конфигурацией отдельных деталей.

234


Магнето состоит из следующих основных частей: кор­ пуса, индукционной катушки, ротора, крышки, прерыва­ теля, распределителя, конденсатора и присоединительного устройства — пускового ускорителя или муфты опереже­ ния зажигания.

Рассмотрим более подробно устройство и принцип дей­ ствия магнето, взяв в качестве примера магнето М24-А1.

Магнето М24-А1. Корпус 1 (рис. 123) магнето изго­ товлен из цинкового сплава с залитым в него магнитопроводом 14, имеющим полюсные башмаки. Магнитопровод набран из пластин электротехнической стали марки Э11 или Э21. Со стороны привода в корпус установлены саль­ ник 12, стальная шайба 11, прокладка 10 из электрокартона и запрессована наружная обойма шарикоподшипника 9. Магнето крепят на двигателе с помощью фланца, в ко­ тором имеются три ушка с овальными отверстиями. Поса­ дочные размеры магнето с фланцевым креплением унифи­ цированы.

Рис. 123. Магнето М24-А1:

/ — корпус; 2 — индукционная катушка; 3 — ротор;

4 ^ кры­

шка; 5 — вывод высокого • напряжения;

6 — прерыватель; 7

кулачок;

8 — конденсатор;

9 — шарикоподшипник;

J0

— про­

кладка;

11 — шайба;

12

— сальник;

13 — жесткая

муфта*,

 

14

— магнитопровод.

 

 

235

Рис. 124. Индукционная катушка магнето М24-А1:

) первичная обмотка; 2 — сердечник; У и •/ —

оьшоды первичной обмотки; 5

— вывод вторичной

обмотки;

6 — вывод

низкого

напряжения; 7 —

вторичная обмотка; 8 защитная лента; 9 — вы­

вод высокого напряжения; 10

— щека; И — таф­

 

тяная лента.

 

Индукционная

катушка

2 состоит из сердечника, на­

бранного из пластин электротехнической стали, первичной и вторичной обмоток. Первичная обмотка 1 (рис. 124) намотана на сердечник 2, изолированный одним слоем ка­ бельной бумаги толщиной 0,12 мм. Обмотка изготовлена из медного эмалированного провода ПЭЛ-1 диаметром 0,73 мм. Число витков 166. Слои обмотки изолированы один от другого кабельной или телефонной бумагой. Вывод 3 пер­ вичной обмотки припаян к сердечнику, другой вывод 4 вместе с выводом 5 вторичной обмотки присоединен к гетинаксовой щеке 10. К этой же щеке прикреплен вывод б низкого напряжения, идущий к подвижному контакту пре­ рывателя. Вторичная обмотка 7 намотана медной эмалиро­ ванной проволокой ПЭЛ-1 диаметром 0,07 мм, число витков 13 000. Слои обмотки изолированы один от другого конден­ саторной бумагой толщиной 0,022 мм. Так как в начале и в конце обмотки напряжение между витками значительно больше, чем в середине, витки первого и последнего слоя на­ мотаны редко, с шагом 0,5—1,5 мм. Кроме этого, два пер­ вых слоя обмотки изолируют двумя слоями конденсаторной бумаги, а два последних — шестью слоями. Конец вторич­ ной обмотки припаян к защитной ленте 8, изготовленной из латунной фольги. Латунная защитная лента охватывает вторичную обмотку и служит для более равномерного

236


распределения напряжения между витками последнего слоя обмотки. К защитной ленте припаян латунный вывод 9 высокого напряжения. Торцы индукционной катушки за­ щищены фланцами из кабельной бумаги и гетинаксовыми щеками 10. Снаружи обмотка катушки изолирована хлоп­ чатобумажной тафтяной лентой 11 толщиной 0,25 мм. Для повышения электрической прочности изоляции обмотку катушки пропитывают турбинным маслом, а для предохра­ нения обмоток от проникновения влаги поверхность ка­ тушки покрывают лаком.

Ротор 3 (см. рис. 123) состоит из магнита цилиндриче­ ской формы с напрессованными на него пластинами из элек­ тротехнической стали, составного валика из двух частей, скрепленных в одно целое при помощи цинкового сплава. Применение цилиндрического магнита и составного валика, не проходящего через магнит, позволило уменьшить размеры магнитной системы. Такая конструкция ротора является отличительной особенностью магнето M24-AI. На валике ротора закреплены кулачок 7 и жесткая соединительная муфта 13, так как было установлено, что на пусковых дви­ гателях ПД10-М и ПД10-М2 магнето может работать без муфты опережения зажигания. При жестком соединении магнето с двигателем и установочном угле опережения за­ жигания 27° в рабочем диапазоне частот 3300—3700 об/мин двигатель развивает мощность и крутящий момент примерно на 12% выше, чем тот же двигатель с магнето, имеющим муфту опережения зажигания.

Крышка 4 магнето отлита из цинкового сплава. На ней расположен вывод 5 высокого напряжения, прерыватель 6, изоляционная втулка для крепления вывода высокого на­ пряжения, выключатель зажигания и выступ, являющийся вторым электродом предохранительного разрядника. Вы­ вод высокого напряжения изготовлен из пластмассы. В отверстие большего диаметра вывода вставлен электрод 1 (рис. 125) с двумя острыми концами. Один конец электрода соединяется с проводом высокого напряжения, идущим к зажигательной свече, на другой его конец надета керами­ ческая втулка 2. В отверстие меньшего диаметра вставлена металлическая втулка 3, в которой размещены пружина 4 и электрод 5. В магнето электрод 5 упирается в вывод высокого напряжения индукционной катушки. Против острого конца электрода 1, на который надета керамическая втулка, расположен выступ на крышке. Этот выступ и острый ко­ нец электрода образуют предохранительный разрядник.Раз-

237