Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проверке обнаружен перекос якоря, то для устранения его отвертывают верхнюю гайку, крепящую пластинчатую пру­ жину, нажимают на верхний конец стержня, наклоняя его в сторону большего зазора. Установив необходимый зазор, затягивают верхнюю гайку пружины.

Проверяют качество и надежность пайки проводов к вы­ водным клеммам и к пластинам прерывателя и, если необ­ ходимо, пропаивают провода, пользуясь бескислотным флю­ сом (канифоль, бура и т. д.).

Затем собирают сигнал и проверяют его работу.

Для этого присоединяют его через амперметр со шкалой 20 А к аккумуляторной батарее соответствующего напряже­ ния и проверяют звучание и величину потребляемого тока, которая не должна превышать величин, указанных в табли­ це 48. Звучание сигнала должно быть громким, чистым, без дребезжания.

Если сигнал звучит слабо и потребляет малый ток или, наоборот, звучит громко и потребляет ток сверх нормы, необходимо отрегулировать величину тока. Для этого в ру­ порных сигналах снимают крышку и держатель крышки, удерживая ключом гайку, размыкающую контакты преры­ вателя, и немного отвертывают контргайку.

Для увеличения потребляемого тока и, следовательно, громкости звучания гайку повертывают против часовой стрелки (увеличивают зазор между якорем и сердечником), для уменьшения — по часовой стрелке (уменьшают зазор между якорем и ярмом). После регулировки завертывают контргайку, устанавливают держатель и крышку, включают сигнал и проверяют звучание и величину потребляемого тока.

Величину потребляемого тока и громкость звучания шу­ мовых сигналов регулируют также при снятой крышке, изменяя зазор между якорем и сердечником. Для этого ослабляют зажимную гайку над резонатором и для увели­

чения

громкости повертывают стержень отверткой влево

и для

уменьшения — вправо.

Некоторые шумовые сигналы постоянного тока регули­ руют только поворотом винта прерывателя.

Шумовые сигналы переменного тока проверяют совместно с генератором, а регулируют, изменяя зазор между штиф­ тами. Для этого ослабляют крепежную гайку на крышке и повертывают отверткой штифт.

Если тон звучания сигнала постоянного тока высокий ил11 низкий, его необходимо настроить.

307


Для этого ослабляют верхнюю гайку крепления пружины

якоря

на стойке и для понижения тона повертывают ниж­

нюю

гайку

против часовой стрелки, а для повышения —

по часовой

стрелке.

После регулировки завертывают верхнюю гайку креп­ ления пружины, устанавливают держатель и крышку, включают сигнал и проверяют его звучание. Тон сигнала определяют на слух.

При осмотре и регулировке сигнала проверяют, исправно ли искрогасящее сопротивление. Для этого размыкают при­ нудительно контакты прерывателя. Если стрелка амперметра будет неподвижной, то это свидетельствует об обрыве сопро­ тивления.

Неисправное сопротивление должно быть заменено, иначе сигнал в процессе эксплуатации откажет в работе из-за

большого подгорания

контактов.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИГНАЛА И СПОСОБЫ

 

 

 

ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

 

 

 

 

Неисправность

Причина неисправности

 

Способ устранения

При нажатии на кноп­

1.

Обрыв провода, под­

1.

Вскрыть

кнопку,

ку сигнал не звучит

 

ходящего

к кнопке

 

зачистить

провод и

 

 

включения

 

 

 

вставить в наконеч­

 

2. Выскакивание

 

 

ник

 

 

 

 

про­ 2. Вставить провод в

 

 

вода из

соедини­

 

муфту,

при плохом

 

 

тельной

карболито-

 

контакте

заменить

 

3.

вой муфты

 

 

3.

муфту

 

провод

 

Обрыв

провода в

Заменить

 

4.

рулевой колонке

4.

Обнаружить

место

 

Перегорание

или

 

 

срабатывание

пре­

 

короткого

замыка­

 

 

дохранителя вслед­

 

ния и

устранить

 

 

ствие короткого за­

 

замыкание

 

 

5.

мыкания

 

 

или

5. Снять

реле и, тща­

 

Неисправно

 

 

разрегулировано

 

тельно

 

проверив,

 

 

реле

включения

 

отремонтировать или

 

6.

сигналов

провода

6.

отрегулировать его

 

Отпаялись

Снять сигнал

с ма­

 

'

внутри сигнала

 

 

шины

и

пропаять

 

 

 

 

 

 

 

провода,

применяя

 

 

 

 

 

 

 

бескислотный

флюс

808


 

 

Продолжение

Неисправность

Причина неисправности

Способ устранения

При

неработающем

 

Разряжена аккуму­

 

Зарядить

 

аккуму­

двигателе

сигнал

 

ляторная

 

батарея

 

ляторную

 

батарею

звучит тихо и дре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

безжит или не зву­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чит, а при работаю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щем

двигателе на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средних

оборотах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

звучит нормально

1.

Подгорели

контак­

1. Снять сигнал, зачи­

При нажатии на кноп­

ку сигнал дребезжит

 

ты сигнала

 

стить

контакты и

как при работающем,

 

 

 

 

 

 

отрегулировать

ве­

так и при останов­

 

 

 

 

 

 

личину

потребляе­

ленном двигателе

2.

Задевание

якоря

2.

мого тока

 

перекос

 

 

 

Устранить

 

 

 

 

за сердечник из-за

 

якоря

и отрегули­

 

 

 

3.

перекоса

якоря

3.

ровать сигнал

за­

 

 

 

Поломка

 

мембраны

Снять

сигнал,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менить

 

мембрану

 

 

 

4.

Подгорели

контак­

4.

или сигнал

зачис­

 

 

 

Снять

реле,

 

 

 

 

ты реле сигнала

 

тить контакты и от­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулировать его

При нажатии на кноп­

1.

Контакты

прерыва­

1.

Отрегулировать сиг­

ку сигнал не зву­

 

теля

не размыкают­

 

нал

 

 

 

 

чит,

однако слышен

 

ся из-за наруше­

 

 

 

 

 

 

щелчок в сигнале

 

ния

регулировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

сигнала

 

замыка­

2.

Разобрать

прерыва­

 

 

 

Короткое

 

 

 

 

 

ние

между пласти­

 

тель сигнала и уст­

 

 

 

 

нами

в

прерывате­

 

ранить

 

короткое

 

 

 

 

ле сигнала

 

замыкание

 

 

Сигнал не выключается

1.

Короткое

 

замыка­

1.

Разобрать кнопку и

 

 

 

 

ние в кнопке сиг­

 

устранить

 

замыка­

 

 

 

 

нала: провод сиг­

 

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

нала

соединен с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

массой

 

реле сиг­

2.

Снять

реле

и

уст­

 

 

 

2. Контакты

 

 

 

 

 

нала

не

размы­

 

ранить

 

неисправ­

 

 

 

3.

каются

 

 

3.

ность

 

 

 

или

 

 

 

Перетирание изоля­

Изолировать

 

 

 

 

ции провода в ру­

 

заменить

провод

 

 

 

4.

левой колонке

4.

Снять

и

разобрать

 

 

 

Короткое замыкание

 

 

 

 

в -сигнале

 

 

сигнал,

устранить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

замыкание

 

 

309


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

По назначению контрольно-измерительные приборы и устройства подразделяют на три группы.

1. Приборы для измерения скорости движения и учета пройденного пути (спидометры) или отработанных мото-часов (счетчики мото-часов), т. е. приборы, по которым учиты­ вают работу машины.

2.Приборы контроля за работой двигателя и электро­ оборудования: манометр масла, сигнализатор аварийного давления масла, электротепловой или электромагнитный термометр воды и масла, сигнализатор температуры воды, амперметр.

3.Сигнализирующие устройства (индикаторы), заменяю­

щие стрелочные приборы или работающие одновременно с ними.

Сигнализирующие устройства включают или выключают сигнальные лампочки на щитке приборов, предупреждая водителя машины о ненормальном режиме работы двигателя.

К индикаторам относятся также указатели уровня топ­ лива, несмотря на то, что они выполнены в виде стрелоч­ ного прибора. Указатели уровня топлива приблизительно показывают, как долго машина может работать без допол­ нительной заправки.

Спидометр состоит из указателя скорости (собственно спидометра) и счетчика, измеряющего длину пройденного пути. Указатель скорости и счетчик размещены в одном кор­ пусе.

Для привода спидометра чаще всего применяют гибкий вал, один конец которого присоединен к выводу коробки передач, а другой — к спидометру.

Отсчет пройденного пути и измерение скорости движения осуществляются с помощью специальной передачи от колес автомобиля к приводному валику спидометра.

Счетчик спидометра состоит из шести счетных барабанов 9 и 10 (рис. 173), которые свободно посажены на общую ось. На ободке каждого барабана нанесены цифры от 0 до 9. Барабаны закрываются шкалой спидометра с прямоуголь­ ной прорезью для отсчитывания показаний.

Во время движения машины начальный барабан 10, обычно окрашенный в красный цвет, непрерывно вращается. Передача вращения от приводного валика 1 спидометра к счетчику, а также передача от колес машины к этому валику рассчитаны так, что за 1 км пройденного пути на-

310


8 9

Ю 11

Рис. 173. Устройство спидометра:

t — приводной

валик: 2 — червяк: 3 постоянный

магнит; 4 — картушка;

5 — спиральная пружина;

6 — угольник; 7 — мостпк;

8 — стрелка указателя

скорости;

9 — барабаны;

10 — начальный

барабан;

11

— шестерня;

12

втулка; 13

— червяк; 14 — ось картушки;

15

— валик; 16

и 18 — кронштейны

подшипников;

17 — втулка; 19 экран

картушки;

20 подшипник;

21

 

 

подпятник; 22 — шестерня.

 

 

 

чальный барабан 10 сделает один полный оборот. Привод­ ной валик с квадратным концом сочленяется с гибким валом.

Между барабаном 10 и соседним, как и между каждой последующей парой барабанов, находится передаточный механизм с передаточным отношением 1/10. Следует отметить, что передача вращения от первого барабана ко второму, второго к третьему и так далее происходит не непрерывно, а периодически. Каждый последующий барабан повернется на х/10 оборота только после того, как на соседнем правом барабане цифра 9 сменится цифрой 0.

После пробега машиной пути, длина которого соответ­ ствует полному отсчету счетчика, цифры 9 всех барабанов автоматически сменяются нулями и отсчет пройденного пути вновь начинается с нулевого деления.

ап