Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При изменении направления вращения приводного ва­ лика в большинстве спидометров соответственно меняется и направление вращения начального барабана, т. е. при движении машины задним ходом показания счетчика умень­ шаются. В таких счетчиках имеется червячная передача к начальному барабану. В некоторых спидометрах преду­ смотрены специальные приспособления, при которых пока­ зания счетчика возрастают независимо от направления дви­ жения автомобиля.

В обычных счетчиках передача вращения от приводного валика к счетным барабанам осуществляется червячными передачами.

Указатель скорости движения состоит из кольцевого по­ стоянного магнита 3, закрепленного на приводном валике /, картушки 4 с осью 14 истрелкой 8, экрана 19 картушки и шка­ лы (на рисунке не показана). Экран картушки и шкала закреплены на кожухе спидометра.

Картушка имеет форму чашки. Ее устанавливают так, чтобы был зазор между ней и магнитом, а также между ней

иее экраном. Ось 14 картушки может поворачиваться в под­ шипниках, установленных в кронштейнах 16 и 18. Когда приводной вал неподвижен, картушка со стрелкой 8 нахо­ дится на нулевой отметке шкалы под действием спиральной пружины (волоска). При вращении валика магнитное поле постоянного магнита, имеющего вырез, пересекает картушку

ивозбуждает в ней э. д. с., величина которой пропорцио­

нальна частоте вращения магнита. Под действием э. д. с. в картушке образуются вихревые токи, которые создают собственное магнитное поле. Взаимодействие магнитного поля вращающегося магнита с магнитным полем картушки создает крутящий момент, который увлекает картушку в сто­ рону вращения магнита. Однако картушка не может вра­ щаться свободно с магнитом, так как этому противодействует усилие закручивающейся пружины. При постоянной ча­ стоте вращения магнита картушка, повернувшись на опре­ деленный угол, останавливается.

Шкалу указателя скорости спидометра градуируют в ки­ лометрах в час, так как частота вращения приводного валика с магнитом прямо пропорциональна скорости движения машины.

Для смазки приводного валика спидометра на хво­ стовике корпуса имеется отверстие с фитилем, пропи­ танным вазелиновым маслом и закрытым крышкой-заглу­ шкой.

312


э

2

1

Рис. 174. Устройство гибкого вала:

1— гаПка; 2 — ниппель; 3 — оболочка; 4 — трос; 5 и 6 — наконеч­ ники.

Гибкий вал, приводящий в действие спидометр, состоит из троса 4 (рис. 174) с наконечниками 5 и б, гибкой оболочки 3 с ниппелями 2 и гайками 1. Оболочка защищает трос от повреждений и сохраняет смазку троса, а также предохра­ няет его от загрязнений и влаги. Гибкий трос образуют четыре, а в некоторых случаях пять винтовых многозаходных пружин, навитых одна на другую в несколько слоев с общим внутренним сердечником из проволоки.

Направление навивки слоев чередуется.

Тросы изготовляют как для правого, так и для левого направления вращения. Направление вращения троса, если смотреть со стороны привода, определяется направлением навивки последнего верхнего слоя.

Для валов левого вращения последний слой навит вправо, для валов правого вращения — влево.

Гибкие валы спидометров бывают разборными и нераз­ борными.

Внеразборных валах наконечники троса по размерам больше диаметра оболочки и вынуть трос можно, удалив один из наконечников, что сделать трудно, не повредив троса.

Внастоящее время почти все гибкие валы делают разбор­ ными.

Для уменьшения трения и износа гибкого троса внутрь

°оболочки закладывают смазку ГОИ-54, пополняемую через каждые 20—25 тыс. км пробега автомобиля.

Гибкий вал смазывают в таком порядке. Снятый гибкий вал очищают снаружи от пыли и грязи, промывают в бензине

изатем погружают в ванну с расплавленной до жидкого состояния (110° С) смазкой ГОИ-54. При этом не следует погружать в ванну наконечник вала со стороны спидометра. Для лучшей смазки гибкий вал должен находиться в ванне Не менее 3 мин, после чего сосуд со смазкой и валом охлаж­ дают до температуры 65—70° С, чтобы смазка загустела.

313

Затем вынимают гибкий вал из ванны и хорошо протирают поверхность оболочки.

Следует иметь в виду, что срок службы гибкого вала за­ висит от правильности его установки на машине. Недопус­ тимо, чтобы гибкий вал касался сильно нагреваемых дета­ лей и в первую очередь глушителя.

Вал должен быть укреплен скобами через каждые 30— 50 см по длине, чтобы он не раскачивался при движении.

Радиус перегиба вала не должен быть меньше 120 мм, так как в этом месте будет увеличенное трение и как след­ ствие трос очень быстро оборвется.

Гибкий вал не должен создавать продольного давления на приводной валик спидометра, так как это приведет к быст­ рому выходу из строя спидометра. Продольное перемещение троса должно быть в пределах 1—3 мм. Его проверяют, взяв­ шись рукой за конец вала, отъединенный от коробки пе­ редач.

Точность показаний спидометра проверяют на стендах, приводной вал которых может плавно изменять свою частоту вращения.

Показания автомобильного спидометра сравнивают с дей­ ствительной скоростью, которую определяют по числу обо­

ротов приводного

вала стенда

(табл. 49).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 49

Число оборотов

Покаэаиня

Число оборотов

Показания

приводного вала

стрелки спидо­

приводного вала

стрелки спидо­

стенда в минуту

метра, км/ч

стенда в минуту

метра, км/ч

208

20

832

80

416

40

1040

100

624

60

1248

120

Спидометр регулируют следующим образом. При пони­ женных показаниях намагничивают его магнит до полного насыщения, после чего получают повышенные показания на спидометре.

Затем устанавливают частоту вращения приводного ва­ лика, соответствующую скорости движения 90 или 100 км/ч, и постепенно размагничивают магнит спидометра до тех пор, пока его стрелка не установится на соответствующую метку шкалы.

Размагничивают с помощью П-образного электромаг­ нита, по обмотке которого пропускают переменный ток.

314


После этого снижают частоту вращения приводного ва­ лика до значения, соответствующего скорости 20 км/ч, и если стрелка спидометра при этом не показывает эту вели­ чину, то изменяют натяжение спиральной пружины 5 (см. рис. 173). Регулировку повторяют до тех пор, пока показа­ ния спидометра не будут соответствовать частоте вращения приводного валика.

Манометр масла. При значительном расстоянии от дви­ гателя до щитка приборов применяют дистанционные электротепловые и электромагнитные манометры. Эти манометры состоят из датчика, установленного в блоке цилиндров дви­ гателя, и указателя, размещенного на щитке приборов. Датчик и указатель соединены электрическим проводом. Наиболее широко применяют электротепловые манометры.

Основной деталью как датчика, так и указателя электротеплового манометра являются соответственно биметалличе­ ские пластины 4 и 7 (рис. 175). Каждая пластина П-образной формы. Одно плечо (компенсационное) пластин неподвижно закреплено, а другое плечо, соединенное со стрелкой 8, может изгибаться. На этом плече, называемом рабо­ чим, уложена обмотка из константановой проволоки диа­ метром 0,1 мм, марки ПЭВСОК с изоляцией из стеклово­ локна.

Компенсационное плечо необходимо для устранения по­ грешностей в показаниях указателя при изменении темпера­ туры окружающей среды. При изменении температуры окружающей среды оба плеча пластины изгибаются одинаково, поэтому положение свободного конца рабочего плеча не изменяется, а следовательно, не изменяется и поло­ жение стрелки.

На конце рабочего плеча пластины 4 датчика имеется се­ ребряно-кадмиевый контакт, который при выключенном ма­ нометре давления масла соприкасается с таким же контак­ том, закрепленным на опорной пластине 13. Эта пластина заделана в основание 12 датчика и опирается на мембрану 2.

При включении приборов ток от аккумуляторной бата­ реи 9 идет по обмоткам датчика и указателя, нагревая биме­ таллические пластины.

При этом рабочее плечо пластины датчика изгибается и размыкает контакты, вследствие чего электрическая цепь разрывается. После этого биметаллическая пластина, ох­ лаждаясь, возвращается в первоначальное положение, кон­ такты замыкают цепь и по ней вновь течет электрический ток. Частота колебаний пластины 5—20 в минуту.

Тепловое действие тока на пластины зависит от соотно­ шения времени замкнутого состояния контактов к времени разомкнутого состояния, которое, в свою очередь, зависит от усилия нажатия контактов одного на другой, изменяю­ щегося от величины давления масла на мембрану. При уве­ личении давления мембрана прогибается и перемещает опирающуюся на нее пружину с нижним контактом вверх, увеличивая давление между контактами.

Чем больше давление контактов, тем больше время замыкания их и тем больше тепловое действие тока на би­ металлические пластины датчика и указателя.

Наоборот, чем меньше давление контактов, тем меньше время замыкания и тем меньше тепловое действие тока.

При включенной цепи и неработающем двигателе давле­ ния на мембрану датчика нет и усилие нажатия контактов наименьшее, следовательно, и тепловое действие тока и изгиб

Рис. 175. Устройство и электрическая

схема

электротеплового

 

 

манометра:

 

 

 

 

 

о — положение деталей,

когда нет давления

масла;

б — положение деталей

при наибольшем давлении масла;

1 — штуцер; 2 — мембрана;

3 — кожух;

4 — биметаллическая пластина датчика; 5 — клеммный винт;

6 — добавочное

сопротивление;

7 — биметаллическая пластина

указателя; 8

— стрелка; 9

аккумуляторная

батарея;

10 — амперметр;

11

— включатель;

12 — основа­

ние датчика; 13 —

опорная пластина нижнего контакта датчика.

316


Рис. 176. Устройство ука­ зателя электротеплового манометра:

I — биметаллическая плас­ тина; 2 и 4 эубчатые ре­

гулировочные секторы; 3 — бронзовая пластина.

биметаллической пластины указателя также малы, поэтому стрелка отклоняется незначительно.

При работе двигателя масло давит на мембрану датчика и прогибает ее. Усилие нажатия контактов, а следовательно, и тепловое действие тока возрастают. Увеличиваются нагрев и изгиб биметаллической пластины указателя, в результате чего стрелка перемещается. Чем больше измеряемое давле­ ние, тем сильнее давят контакты один на другой и тем больше изгибается пластина указателя, увлекая за собой стрелку. Электротепловые манометры такой конструкции выпускают для включения в сеть напряжением 6 и 12 В, при этом колебания напряжения в пределах 5,5—8 В и 11,5—16 В на показания приборов не влияют. До недавнего времени 12-вольтовые приборы в отличие от 6-вольтовых выпускали с дополнительным сопротивлением, включенным в цепь указателя для уменьшения тока. Сопротивления на­ ходились снаружи или внутри кожуха указателя.

В настоящее время в 12-вольтовых указателях изменена обмотка биметаллической пластины, поэтому дополнительное сопротивление не применяют.

Шарнирное соединение П-образной биметаллической пластины 1 (рис. 176) указателя со стрелкой осуществлено в виде подвески между крючкообразно изогнутыми концами этой пластины и бронзовой пластины 3.

Зубчатые секторы 2 и 4 предназначены для установки стрелки в необходимое положение при регулировке при­ бора.

317

Для того чтобы указатель и датчик манометра были взаи­ мозаменяемы, их регулируют раздельно.

Проверка указателей заключается в том, что по их об­ моткам пропускают электрический ток, контролируемый миллиамперметром. Величину тока при этом устанавливают для давления 5 кгс/сма — 0,194 А, для давления 2 кгс/см2 — 0,136 А и для нулевого давления — 0,052 А.

На ноль стрелку устанавливают зубчатым сектором 4, а на наибольшее деление шкалы — зубчатым сектором 2. На средние точки шкалы стрелку не устанавливают, так как при правильной регулировке крайних точек точность пока­ заний на промежуточных точках получается автоматически за счет соответствующего изготовления шкалы.

Датчики электротеплового манометра проверяют по эта­ лонному указателю.

Приспособление для проверки датчиков состоит из бал­ лона, в который ввертывают датчик. Внутрь баллона под давлением подают воздух. Давление воздуха регулируют впускным вентилем и проверяют контрольным манометром.

Проверяемый датчик подключают к эталонному указа­ телю и аккумуляторной батарее соответствующего напряже­ ния. Проверку датчика начинают с точки 0, когда давление внутри баллона равно атмо­

 

сферному.

 

эталон­

 

Если

стрелка

 

ного указателя не уста­

 

навливается на ноль, то

 

необходимо отрегулировать

 

датчик при снятом кожухе

 

вращением сектора 1 (рис.

 

177). Затем в баллон впус­

 

кают

воздух

под

дав­

 

лением,

 

соответствующим

 

наибольшему делению шка­

 

лы. Если стрелка эталонно­

 

го указателя

не

устанав­

 

ливается

на

наибольшем

 

делении шкалы, то датчик

 

регулируют, подбирая до­

 

бавочное сопротивление 2.

 

Следует иметь в виду,

Рис. 177. Устройство датчика элек­

что на точность показания

тротеплового манометра:

датчика

 

влияет его

поло­

/ — зубчатый сектор; 2 — добавочное

жение,

поэтому прибор ус-

сопротивление.

318


Рис. 178. Устройство и схема включения сигнализатора аварийного давления масла:

1— штуцер; 2 — мембрана; 3 — контактная пластина; 4 — вывод­ ной винт; 5 — сигнальная лампа; 6 — регулировочный вин?; 7 — пружина; 8— чашка; 9— основание; 10— аккумуляторная батарея.

танавливают, как указывает стрелка на кожухе и надпись «Верх».

Отклонение этой стрелки от вертикального положения более чем на 30° не допускается. Это объясняется тем, что при неправильной установке датчика воздух, нагреваемый током, поднимаясь от рабочего плеча П-образной пластины, будет дополнительно нагревать компенсационное плечо пластины, что приведет к погрешностям в показаниях.

Сигнализатор аварийного давления масла предупреж­ дает об угрозе аварии двигателя из-за чрезмерного пониже­ ния давления в системе смазки,

319

Сигнализатор работает следующим образом. Масло через штуцер 1 (рис. 178) поступает в полость между основанием 9 и мембраной 2.

При неработающем двигателе или когда давление в сис­ теме смазки меньше 1,3—1,8 кгс/см2 чашка 8 прижимается пружиной 7 к мембране, бортик этой чашки касается кон­ тактной пластины 3, что вызывает загорание сигнальной лампы 5 на щитке приборов.

При работающем двигателе под нормальным давлением масла мембрана выгибается и поднимает чашку, которая, отойдя от контактной пластины, размыкает цепь сигнальной лампы.

Винт 6 служит для регулировки сигнализатора. Момент выключения сигнальной лампы регулируют на требуемое давление масла в масляной магистрали двигателя, изменяя давление пружины 7 при помощи регулировочного винта 6.

При регулировке давление масла проверяют контроль­ ным манометром.

Электротепловой термометр состоит из импульсного дат­ чика а (рис. 179), ввернутого в головку блока цилиндров двигателя, и указателя б, расположенного на щитке при­ боров.

Датчик и указатель термометра соединены менаду собой одним проводом, в качестве второго провода служит масса машины.

Датчик состоит из корпуса 1 со вставной рамкой, изоли­ рованной от массы, на которой закреплена биметаллическая пластина 2 с обмоткой из Константиновой проволоки диа-

Рис. 179. Устройство электротеплового импульсного термометра:

а —импульсный

датчик; б — указатель; / — корпус датчика; 2 — биметалли­

ческая пластина

датчика;

3 — подвижной контакт; 4 — опорная

пластина;

5 — выводная клемма;

6

— биметаллическая пластина указателя;

7 — кор­

пус указателя;

8 — стрелка; 9 — аккумуляторная батарея.

320