Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

метром 0,1 мм и подвижным контактом 3. Другой контакт неподвижно закреплен на корпусе. Начало обмотки соеди­ нено с подвижным контактом, а конец соединен через опор­ ную пластину 4 с изолированной выводной клеммой 5.

Указатель состоит из корпуса 7 и биметаллической плас- лт-шы 6, на которой намотана константановая проволока диаметром 0,1 мм. Одни конец пластины консольно за­ креплен в корпусе 7, другой шарнирно соединен со стрел­ кой 8.

Электротепловой термометр работает следующим обра­ зом.

Пока прибор не включен в электрическую цепь, контакты датчика замкнуты и стрелка указателя находится в крайнем правом положении за делением шкалы 100° С. При включе­ нии прибора биметаллическая пластина 6 указателя нагре­ вается током и отводит стрелку в крайнее левое положение рядом с делением 40° С.

Биметаллическая пластина 2 датчика также нагревается и периодически размыкает, а после остывания подвижным контактом 3 вновь замыкает цепь.

С повышением температуры окружающей среды время замкнутого состояния контактов датчика уменьшается, вследствие чего среднее значение тока также уменьшается, соответственно с этим пластина указателя нагревается сла­ бее и стрелка его перемещается направо на угол пропорцио­ нально нагреву датчика.

Датчик термометра проверяют вместе с эталонным ука­ зателем на приспособлении.

Проверяемый датчик 2 (рис. 180) нагревают в жидкости 4, температуру которой контролируют ртутным термомет­ ром 3.

Контрольный термометр устанавливают в приспособле­ ние как можно ближе к датчику, его нижняя часть должна быть на одном уровне с баллоном датчика.

В качестве жидкости рекомендуется применять масло для двигателя.

После присоединения датчика и эталонного указателя к аккумуляторной батарее 7 масло нагревают электрическим элементом 8 до температуры 115° С. Затем дают маслу остыть и при показаниях указателя 100, 80 и 40° С фиксируют фак­ тическую температуру жидкости по контрольному термо­ метру.

Погрешность показаний эталонного указателя при этом не должна превышать величин, приведенных в таблице 50.

11— 132

321


Рис. 180. Приспособление для проверки датчика термо­ метра:

1— сосуд;

2 — проверяемый датчик,

3 — контрольный

термо­

метр; 4

нагреваемая жидкость; 5

— выключатель; 6

— эта­

лонный указатель; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — нагрева­ тельный элемент.

Если величина погрешности выходит из этих пределов, то следует заменить или отрегулировать датчик, для чего отъединяют патрон от корпуса датчика и отверткой вращают регулировочный винт датчика.

 

Т а б л и и а 50

Проверяемые точки шкалы

Показания контрольного термометра,

указателя, 0 С

° С

п о

115—105

100

105— 95

80

85— 75

40

52— 34

Электромагнитный термометр состоит из датчика / (рис. 181) с полупроводниковым сопротивлением и указа­ теля 2, которые соединены между собой одним проводом, вторым проводом служит масса машины.

322

Основной

деталью

датчика

 

 

является полупроводниковое со­

 

 

противление 1 (рис. 182), оми­

 

 

ческая величина которого

резко

 

 

изменяется

с

изменением

его

 

 

температуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Полупроводниковое

сопро­

 

 

тивление

представляет

 

собой

 

 

круглый диск толщиной 2,5 мм

 

 

и диаметром

10

мм,

изготавли­

 

 

ваемый из окиси меди и окиси

 

 

марганца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопротивление помещают на

 

 

дно баллона 2, где оно находит­

 

 

ся под давлением цилиндриче­

 

 

ской

пружины

3,

 

благодаря

Рис. 181. Схема включения

чему достигается надежный элек­

электромагнитного термомет­

трический

контакт

с

массой.

ра:

 

Пружина служит также провод­

/ — датчик; 2— указатель; 3

аккумуляторная батарея;

4

ником

тока

между

полупровод­

добавочное сопротивление;

5, 6

никовым сопротивлением и вы­

и 7 — обмотки катушек.

 

водом

4 датчика.

Пружина и

 

 

боковые поверхности сопротивления изолированы от кор­ пуса бумажным патроном 5.

При изменении температуры окружающей среды элект­ рическое сопротивление датчика изменяется в пределах, приведенных в таблице 51.

В качестве указателя термометра применяют магнито­ электрический лагометр. Он состоит из двух перпендику­ лярно расположенных катушек, внутри которых находится

Рис. 182. Устройство датчика электромагнит­ ного термометра:

1— полупроводниковое сопротивление: 2 бал­ лон; 3 — пружина; 4 вывод; 5 — бумажный патрон.

323


 

( Т а б л и ц а Б1

Температура, °С

Сопротивление датчика. Ом

40

318—418

60

194—234

80

124—144

100

80—

92

120

54—

62

подвижный магнит, насаженный на одну ось со стрелкой. Одна катушка имеет две обмотки 5 и 7 (см. рис. 181) по 850 витков каждая. Витки намотаны так, что при прохождении через них тока магнитные поля их вычитаются (направлены в разные стороны). Обмотка 6 другой катушки (400 витков) соединена последовательно с обмоткой 5. Обмотки катушек выполнены из провода ПЭЛ диаметром 0,1 мм.

При включении аккумуляторной батареи 3 обмотка 6 будет создавать постоянное по величине магнитное поле. Направление же и величина суммарного магнитного поля обмоток 5 и 7 будут изменяться в зависимости от тока, про­ текающего через обмотку 7, который, в свою очередь, зависит от величины электрического сопротивления датчика /. Так, при температуре 40° С сопротивление датчика велико, ток в обмотке 7 мал, поэтому магнитное поле обмотки 5 пре­ вышает магнитное поле обмотки 7 и стрелка установится на делении 40° С. При возрастании температуры датчика его сопротивление уменьшится и по обмотке 7 пойдет ток боль­ шей величины, что увеличит ее магнитное поле и может скомпенсировать магнитное поле обмотки 5.

В этом случае магнитное поле указателя создается только обмоткой 6 и его стрелка установится на промежуточном де­ лении шкалы (80° С).

При дальнейшем увеличении температуры датчика его электрическое сопротивление станет еще меньше и по обмотке 7 будет проходить ток такой величины, что его маг­ нитное поле будет значительно больше магнитного поля, создаваемого обмоткой 5, т. е. суммарное магнитное поле изменит направление и стрелка отклонится еще больше.

Для компенсации температурных изменений тока в цепь обмоток 5 и 6 катушек включают добавочное сопротивление 4, конец которого соединяется с массой.

Указатель и датчик этого термометра взаимозаменяемы.

324


Точность показаний указателя о датчиком при темпера­ туре окружающей среды 20 ± 5,0° С лежит в пределах, указанных в таблице 52.

 

Т а б л и ц а 52

Проверяемые точки шкалы указатели.

Показания контрольного термометра,

ОQ

о G

40

3 2 - 48

60

53— 67

80

75— 85

100

95—105

120

114—126

Сигнализатор температуры воды предупреждает о пре­ вышении температуры двигателя, автоматически включая сигнальную лампу.

Устройство сигнализатора подобно устройству датчика электротеплового импульсного термометра, отличие в том, что в сигнализаторе на биметаллической пластине нет обмотки. Активный слой пластины расположен сверху, поэтому при нагреве пластина изгибается в сторону непод­ вижного контакта 3 (рис. 183) и включает сигнальную лампу 1 на щитке приборов.

Пока температура окружающей среды сигнализатора низка, его контакты разомкнуты и сигнальная лампа не горит.

Рис. 183. Устройство и схема включения сигнализатора температуры воды:

а устройство; 6 — схема включения; / — сигнальная лампа; 2 —■аккуму­ ляторная батарея; 3 — неподвижный контакт; 4 — подвижной контакт; 5 — биметаллическая пластина.

325

Сигнализатор регулируют с помощью регулировочного винта так, чтобы при температуре 95 ± 3J С контакты его замыкались. Некоторые типы сигнализаторов регулируют на замыкание контактов при температуре 107 ± 3° С.

Для проверки правильности регулировки сигнализатор последовательно с сигнальной лампой присоединяют к акку­ муляторной батарее и опускают в сосуд, наполненный мас­ лом для двигателя.

После этого нагревают сосуд и наблюдают за моментом загорания сигнальной лампы. Температуру нагрева контро­ лируют ртутным термометром. Если лампа загорелась не при требуемой температуре, то отъединяют патрон от кор­ пуса и вращают регулировочный винт подвижного контакта.

Амперметр, устанавливаемый в зарядной цепи, предна­ значен для контроля величины зарядного или разрядного тока аккумуляторных батарей. Поэтому шкалу амперметра делают двухсторонней с нулем посредине. Пределы шкал амперметров различных марок могут быть от 10—0—10 до 100—0—100 А. На шкале знак «+» (плюс) означает за­ рядку, а знак «—» (минус) — разрядку аккумуляторной батареи.

Принцип работы амперметра основан на воздействии на стальной якорь двух магнитных полей, один из которых создается измеряемым током, а другой — постоянным маг­ нитом.

Если ток не поступает в амперметр, якорь находится под действием магнитного поля постоянного магнита. Стрелка

Рис. 184. Устройство амперметра:

1

— стрелка; 2 — основание;

3 — рант;

4 — якорь; 5 — кожух;

6 — ось;

7

— изоляционные шайбы; 8

— выводной

болт; 9 — магнит; 10

— стекло.

326