Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
метром 0,1 мм и подвижным контактом 3. Другой контакт неподвижно закреплен на корпусе. Начало обмотки соеди нено с подвижным контактом, а конец соединен через опор ную пластину 4 с изолированной выводной клеммой 5.
Указатель состоит из корпуса 7 и биметаллической плас- лт-шы 6, на которой намотана константановая проволока диаметром 0,1 мм. Одни конец пластины консольно за креплен в корпусе 7, другой шарнирно соединен со стрел кой 8.
Электротепловой термометр работает следующим обра зом.
Пока прибор не включен в электрическую цепь, контакты датчика замкнуты и стрелка указателя находится в крайнем правом положении за делением шкалы 100° С. При включе нии прибора биметаллическая пластина 6 указателя нагре вается током и отводит стрелку в крайнее левое положение рядом с делением 40° С.
Биметаллическая пластина 2 датчика также нагревается и периодически размыкает, а после остывания подвижным контактом 3 вновь замыкает цепь.
С повышением температуры окружающей среды время замкнутого состояния контактов датчика уменьшается, вследствие чего среднее значение тока также уменьшается, соответственно с этим пластина указателя нагревается сла бее и стрелка его перемещается направо на угол пропорцио нально нагреву датчика.
Датчик термометра проверяют вместе с эталонным ука зателем на приспособлении.
Проверяемый датчик 2 (рис. 180) нагревают в жидкости 4, температуру которой контролируют ртутным термомет ром 3.
Контрольный термометр устанавливают в приспособле ние как можно ближе к датчику, его нижняя часть должна быть на одном уровне с баллоном датчика.
В качестве жидкости рекомендуется применять масло для двигателя.
После присоединения датчика и эталонного указателя к аккумуляторной батарее 7 масло нагревают электрическим элементом 8 до температуры 115° С. Затем дают маслу остыть и при показаниях указателя 100, 80 и 40° С фиксируют фак тическую температуру жидкости по контрольному термо метру.
Погрешность показаний эталонного указателя при этом не должна превышать величин, приведенных в таблице 50.
11— 132 |
321 |
Рис. 180. Приспособление для проверки датчика термо метра:
1— сосуд; |
2 — проверяемый датчик, |
3 — контрольный |
термо |
метр; 4 — |
нагреваемая жидкость; 5 |
— выключатель; 6 |
— эта |
лонный указатель; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — нагрева тельный элемент.
Если величина погрешности выходит из этих пределов, то следует заменить или отрегулировать датчик, для чего отъединяют патрон от корпуса датчика и отверткой вращают регулировочный винт датчика.
|
Т а б л и и а 50 |
Проверяемые точки шкалы |
Показания контрольного термометра, |
указателя, 0 С |
° С |
п о |
115—105 |
100 |
105— 95 |
80 |
85— 75 |
40 |
52— 34 |
Электромагнитный термометр состоит из датчика / (рис. 181) с полупроводниковым сопротивлением и указа теля 2, которые соединены между собой одним проводом, вторым проводом служит масса машины.
322
Основной |
деталью |
датчика |
|
|
||||||
является полупроводниковое со |
|
|
||||||||
противление 1 (рис. 182), оми |
|
|
||||||||
ческая величина которого |
резко |
|
|
|||||||
изменяется |
с |
изменением |
его |
|
|
|||||
температуры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Полупроводниковое |
сопро |
|
|
|||||||
тивление |
представляет |
|
собой |
|
|
|||||
круглый диск толщиной 2,5 мм |
|
|
||||||||
и диаметром |
10 |
мм, |
изготавли |
|
|
|||||
ваемый из окиси меди и окиси |
|
|
||||||||
марганца. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопротивление помещают на |
|
|
||||||||
дно баллона 2, где оно находит |
|
|
||||||||
ся под давлением цилиндриче |
|
|
||||||||
ской |
пружины |
3, |
|
благодаря |
Рис. 181. Схема включения |
|||||
чему достигается надежный элек |
электромагнитного термомет |
|||||||||
трический |
контакт |
с |
массой. |
ра: |
|
|||||
Пружина служит также провод |
/ — датчик; 2— указатель; 3— |
|||||||||
аккумуляторная батарея; |
4 — |
|||||||||
ником |
тока |
между |
полупровод |
добавочное сопротивление; |
5, 6 |
|||||
никовым сопротивлением и вы |
и 7 — обмотки катушек. |
|
||||||||
водом |
4 датчика. |
Пружина и |
|
|
боковые поверхности сопротивления изолированы от кор пуса бумажным патроном 5.
При изменении температуры окружающей среды элект рическое сопротивление датчика изменяется в пределах, приведенных в таблице 51.
В качестве указателя термометра применяют магнито электрический лагометр. Он состоит из двух перпендику лярно расположенных катушек, внутри которых находится
Рис. 182. Устройство датчика электромагнит ного термометра:
1— полупроводниковое сопротивление: 2 —бал лон; 3 — пружина; 4 —вывод; 5 — бумажный патрон.
323
|
( Т а б л и ц а Б1 |
Температура, °С |
Сопротивление датчика. Ом |
40 |
318—418 |
|
60 |
194—234 |
|
80 |
124—144 |
|
100 |
80— |
92 |
120 |
54— |
62 |
подвижный магнит, насаженный на одну ось со стрелкой. Одна катушка имеет две обмотки 5 и 7 (см. рис. 181) по 850 витков каждая. Витки намотаны так, что при прохождении через них тока магнитные поля их вычитаются (направлены в разные стороны). Обмотка 6 другой катушки (400 витков) соединена последовательно с обмоткой 5. Обмотки катушек выполнены из провода ПЭЛ диаметром 0,1 мм.
При включении аккумуляторной батареи 3 обмотка 6 будет создавать постоянное по величине магнитное поле. Направление же и величина суммарного магнитного поля обмоток 5 и 7 будут изменяться в зависимости от тока, про текающего через обмотку 7, который, в свою очередь, зависит от величины электрического сопротивления датчика /. Так, при температуре 40° С сопротивление датчика велико, ток в обмотке 7 мал, поэтому магнитное поле обмотки 5 пре вышает магнитное поле обмотки 7 и стрелка установится на делении 40° С. При возрастании температуры датчика его сопротивление уменьшится и по обмотке 7 пойдет ток боль шей величины, что увеличит ее магнитное поле и может скомпенсировать магнитное поле обмотки 5.
В этом случае магнитное поле указателя создается только обмоткой 6 и его стрелка установится на промежуточном де лении шкалы (80° С).
При дальнейшем увеличении температуры датчика его электрическое сопротивление станет еще меньше и по обмотке 7 будет проходить ток такой величины, что его маг нитное поле будет значительно больше магнитного поля, создаваемого обмоткой 5, т. е. суммарное магнитное поле изменит направление и стрелка отклонится еще больше.
Для компенсации температурных изменений тока в цепь обмоток 5 и 6 катушек включают добавочное сопротивление 4, конец которого соединяется с массой.
Указатель и датчик этого термометра взаимозаменяемы.
324
Точность показаний указателя о датчиком при темпера туре окружающей среды 20 ± 5,0° С лежит в пределах, указанных в таблице 52.
|
Т а б л и ц а 52 |
Проверяемые точки шкалы указатели. |
Показания контрольного термометра, |
ОQ |
о G |
40 |
3 2 - 48 |
60 |
53— 67 |
80 |
75— 85 |
100 |
95—105 |
120 |
114—126 |
Сигнализатор температуры воды предупреждает о пре вышении температуры двигателя, автоматически включая сигнальную лампу.
Устройство сигнализатора подобно устройству датчика электротеплового импульсного термометра, отличие в том, что в сигнализаторе на биметаллической пластине нет обмотки. Активный слой пластины расположен сверху, поэтому при нагреве пластина изгибается в сторону непод вижного контакта 3 (рис. 183) и включает сигнальную лампу 1 на щитке приборов.
Пока температура окружающей среды сигнализатора низка, его контакты разомкнуты и сигнальная лампа не горит.
Рис. 183. Устройство и схема включения сигнализатора температуры воды:
а —устройство; 6 — схема включения; / — сигнальная лампа; 2 —■аккуму ляторная батарея; 3 — неподвижный контакт; 4 — подвижной контакт; 5 — биметаллическая пластина.
325
Сигнализатор регулируют с помощью регулировочного винта так, чтобы при температуре 95 ± 3J С контакты его замыкались. Некоторые типы сигнализаторов регулируют на замыкание контактов при температуре 107 ± 3° С.
Для проверки правильности регулировки сигнализатор последовательно с сигнальной лампой присоединяют к акку муляторной батарее и опускают в сосуд, наполненный мас лом для двигателя.
После этого нагревают сосуд и наблюдают за моментом загорания сигнальной лампы. Температуру нагрева контро лируют ртутным термометром. Если лампа загорелась не при требуемой температуре, то отъединяют патрон от кор пуса и вращают регулировочный винт подвижного контакта.
Амперметр, устанавливаемый в зарядной цепи, предна значен для контроля величины зарядного или разрядного тока аккумуляторных батарей. Поэтому шкалу амперметра делают двухсторонней с нулем посредине. Пределы шкал амперметров различных марок могут быть от 10—0—10 до 100—0—100 А. На шкале знак «+» (плюс) означает за рядку, а знак «—» (минус) — разрядку аккумуляторной батареи.
Принцип работы амперметра основан на воздействии на стальной якорь двух магнитных полей, один из которых создается измеряемым током, а другой — постоянным маг нитом.
Если ток не поступает в амперметр, якорь находится под действием магнитного поля постоянного магнита. Стрелка
Рис. 184. Устройство амперметра:
1 |
— стрелка; 2 — основание; |
3 — рант; |
4 — якорь; 5 — кожух; |
6 — ось; |
7 |
— изоляционные шайбы; 8 |
— выводной |
болт; 9 — магнит; 10 |
— стекло. |
326