Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рнс. 24. Шаблоны для наплавки выводных клемм!

а — положительно!'!; б — отрицательной.

б) наплывов свинца под перемычками; в) разности по высоте между соседними крышками бака

более 3 мм; г) трещин и отставаний мастики от крышек и стенок

бака.

Собранные аккумуляторные батареи заливают электро­ литом плотностью 1240 кг/м3 (1,24 г/см3) и после пропитки сепараторов в течение 3—4 ч заряжают нормальным (для данного типа аккумуляторов) зарядным током (см.

табл. 10).

Порядок зарядки отремонтированных аккумуляторных батарей такой же, как и новых батарей.

ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Новые, не залитые электролитом аккумуляторные бата­ реи хранят в чистом, сухом, вентилируемом, отапливаемом и затемненном помещении.

Хранение аккумуляторных батарей в сыром помещении приводит к полному их разряду и сульфитации пластин, которую удалить в дальнейшем очень трудно. Солнечные лучи сокращают срок службы пластмассовых баков (моно­ блоков).

Для хранения новые аккумуляторные батареи устанав­ ливают на стеллажи в один ряд в нормальном положении,

т.

е. выводными клеммами вверх, на расстоянии

не менее

1

м от печей и других нагревательных устройств.

ввернуты

 

Пробки аккумулятора должны быть плотно

в крышки, герметизирующие детали (уплотнительные дис­ ки и трубочки вентиляционных отверстий крышки) должны быть на своем месте. Перед постановкой на хранение наруж­

48

ным осмотром проверяют состояние заливочной мастики, на которой не должно быть трещин и сколов. Для предохра­ нения от окисления выводные клеммы аккумуляторных батарей смазывают смазкой УН (техническим вазели­ ном).

Аккумуляторные батареи с сепараторами из микропо­ ристой пластмассы и микропористого эбонита допускается хранить в неотапливаемом, но сухом помещении при темпе­ ратурах до —25° С.

Вовремя хранения батарей в сухом виде необходимо регу­ лярно стирать с них пыль, а также следить за тем, чтобы пробки были плотно ввернуты в крышки, а выводные клеммы покрыты смазкой.

Максимальный срок хранения батарей в сухом состоя­ нии не должен превышать трех лет. По истечении срока хранения аккумуляторные батареи должны быть заряжены и сданы в эксплуатацию.

Аккумуляторные батареи, находившиеся в эксплуатации, т. е. однажды залитые электролитом, следует хранить в прохладном помещении по возможности при постоянной температуре, которая должна быть не ниже —25° С и ке выше 0° С. Эти батареи хранят с электролитом в полностью заряженном состоянии.

До последнего времени правилами эксплуатации аккуму­ ляторных батарей рекомендовалось хранить их в отапли­ ваемом помещении, ежемесячно подзаряжать и один раз в три месяца проводить контрольно-тренировочный цикл: заряд — разряд — заряд. Такая рекомендация основыва­ лась на том, что при длительном хранении без периоди­ ческой подзарядки на аккумуляторных пластинах обра­ зуется невосстанавливаемый крупнокристаллический суль­ фат свинца, уменьшающий емкость и срок службы аккуму­ ляторов.

Однако длительное хранение свинцовых аккумуляторов без подзарядки в холодном помещении,как показывает опыт, не приводит к необратимой сульфатизации пластин, потере их емкости и сокращению срока их службы.

При хранении аккумуляторных батарей с электролитом в заряженном состоянии при минусовых температурах их первоначальная заряженность сохраняется* а износ пластин в процессе хранения значительно уменьшается. Хранение батарей при температуре 18—20° С приводит к саморазряду отрицательных пластин и коррозии решеток положительных пластин.

47


Перед постановкой на хранение батареи очищают от пыли и грязи, проверяют состояние бака, крышек и заливочной мастики. Баки и крышки должны быть исправными, а деревянные ящики окрашены кислотоупорной краской. Если обнаружено отставание мастики от стенок и крышек, то эти дефекты устраняют с помощью нагретого паяльника.

На хранение устанавливают только полностью исправ­ ные аккумуляторные батареи. Для этого нагрузочной вилкой проверяют, нет ли короткого замыкания в каждом аккумуляторе. Проверяют уровень электролита над пласти­ нами, который должен быть не менее 15—20 мм. В случае необходимости в аккумуляторы доливают дистиллирован­ ную воду.

Для проверки и устранения дефектов аккумуляторные батареи полностью заряжают током нормального заряда. В конце зарядки ареометром проверяют плотность электро­ лита во всех аккумуляторах батареи и, если необходимо, доводят ее до нормы, соответствующей району эксплуата­ ции (см. табл. 6). Если в батареи залит электролит плот­ ностью 1310 кг/м3 (1,310 г/см3), принятой для зимней эксплу­ атации в районах с резко континентальным климатом, то следует довести плотность электролита до 1290 кг/м3 (1,29 г/см3), так как хранение батарей с электролитом боль­ шей плотности ускоряет разрушение положительных пла­ стин.

После этого батареи разряжают током десятичасового режима разряда (см. табл. 1).

Величина тока в процессе разрядки поддерживается постоянной при помощи регулировочного реостата.

Температура электролита разряжаемой батареи должна находиться в пределах 25 ± 5° С.

Разрядка батареи при десятичасовом режиме продолжа­ ется до тех пор, пока напряжение на клеммах аккумулятора

не снизится до 1,7

В.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

Плотность электролита при

П родолжительность

15° С заряженной батареи,

разрядки

током

10-

кг/м3 (г/см3)

часового

режима, ч

1290

(1,290)

9,0

 

1270

(1,270)

8,0

 

1250

(1,250)

7,0

 

4 8


Если продолжительность разрядки будет меньше, чем указано в таблице 16, то на длительное хранение их ставить не рекомендуется: такие батареи требуют ремонта.

После разрядки аккумуляторные батареи вторично заря­ жают, а поверхности их насухо вытирают тряпкой и устана­ вливают пробки.

Порядок вторичной зарядки аккумуляторных батарей такой же, как и первой зарядки.

Чтобы предотвратить замерзание электролита в процессе хранения батареи, необходимо ежемесячно проверять плот­ ность электролита, особенно в первые 2—3 месяца хране­

ния.

При снижении плотности 1230 кг/м3 (1,23 г/см3) батарею необходимо зарядить, предварительно сменив электролит. Плотность электролита при хранении батареи в холодном помещении может уменьшиться только вследствие его загряз­ нения, которое резко увеличивает саморазряд батареи. Ежемесячно следует также проверять уровень электролита над пластинами, так как оголенные пластины будут сульфатироваться и батарея выйдет из строя.

Для пуска батареи в эксплуатацию после такого хране­ ния ее необходимо полностью зарядить.

Резервные батареи, которые могут потребоваться в лю­ бой момент для работы, должны храниться в полностью за­ ряженном состоянии. Поэтому при положительной темпе­ ратуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует один раз в месяц подзаря­ жать током нормального заряда. При хранении же на морозе следует ограничиться ежемесячной проверкой плот­ ности электролита и подзаряжать их только в тех случаях,

когда установлено, что

она уменьшилась на 40 кг/м3

(0,04 г/см3).

машину эти батареи отогревают

Перед установкой на

при температуре 18—20е С в течение 4—6 ч.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АККУМУЛЯТОРНЫМИ БАТАРЕЯМИ

Для предохранения от ожогов кислотой, вредного влия­ ния свинца, а также газов, выделяющихся при зарядке батарей, работы по ремонту и зарядке аккумуляторных батарей выполняют в защитной одежде (резиновый фартук, перчатки, сапоги), используя защитные очки и респира­ тор.

49

На местах сварки, плавки и разлива свинца, разогрева мастики и в отделении зарядки необходимо иметь прину­ дительную вентиляцию.

В помещении зарядки во избежание взрыва гремучего газа запрещается курить, пользоваться открытым огнем, соединять и разъединять батареи, находящиеся под током.

Для нейтрализации серной кислоты, попавшей на одежду и обувь, применяют раствор нашатырного спирта. При попа­ дании кислоты на кожу место поражения нужно промыть сначала водой, а потом 10-процентным раствором нашатыр­ ного спирта.

Запрещается принимать пищу и хранить ее в помещении ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.



Г Л А В А И

ГЕНЕРАТОРЫ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРЫ

НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕНЕРАТОРОВ

Генератор, установленный на трактор или автомобиль, является источником электрической энергии, используемой для питания потребителей (кроме стартера) и зарядки аккумуляторной батареи.

На тракторах и автомобилях применяют генераторы напряжением 12 и 24 В, мощностью от 150 до 3500 Вт.

Тракторные генераторы закрытого исполнения, а авто­ мобильные — защищенного. В тракторных генераторах нет приточной вентиляции. Вращающиеся части автомобильных генераторов защищены корпусом и крышками, в которых имеются отверстия для приточной вентиляции. Генераторы всех типов крепят на трактор и автомобиль при помощи приливов на крышках, так называемых лап, или при по­ мощи фланца.

Основным видом привода генератора является клино­ ременная передача. Шестеренчатый привод применяют при фланцевом креплении. По конструктивным особенностям генераторы можно разбить на следующие группы.

Тракторные генераторы. 1. Генератор ГТ1-А перемен­ ного тока с возбуждением оксиднобариевыми магнитами, с регулировкой напряжения центробежным регулятором, мощность 300 Вт, напряжение 12 В.

2. Генератор ГЗОЗ переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с параметрическим регулированием напряжения, мощность 180 Вт, напряжение 12 В.

3. Генератор Г80 постоянного тока с электромагнитным возбуждением, мощность 150 Вт, напряжение 12 В.

4. Генератор Г214-А1 постоянного тока с электромагнит­ ным возбуждением, мощность 180 Вт, напряжение 12 В.

5. Генератор Г66 фланцевого крепления с регулятором напряжения, расположенным на корпусе, мощность 250 Вт, напряжение 12 В.

si

6. Генератор Г285 переменного тока с электромагнит­ ным возбуждением, с селеновым выпрямителем, мощность 1000 Вт, напряжение 12 В.

7.Генератор Г302-Б индукторного типа с односторон­ ним электромагнитным возбуждением, со встроенными кремниевыми выпрямителями, мощность 180 Вт, напря­ жение 12 В.

8.Генератор Г304-В1 индукторного типа с двухсторон­

ним электромагнитным возбуждением, со встроенными кремниевыми выпрямителями, мощность 250 Вт, напря­ жение 12 В.

Генератор модификации Г304 снабжен селеновыми вы­ прямителями.

9. Генератор Г305 индукторного типа с двухсторонним электромагнитным возбуждением, со встроенными кремние­ выми выпрямителями, мощность'400 Вт, напряжение 12В.

Типы тракторных генераторов и марки машин, на кото­

рые их

устанавливают,

приведены в таблице

17.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 17

Тип

генератора

Установлен на тракторе нлн комбайне

Г80

 

ДТ-20, ДТ-20С5, ДТ-20К, ДВСШ-16

Г80-В

 

Т-16

 

 

Г81

 

Т-28М, МТЗ-5МС. МТЗ-50

Г81-Г

 

Т-28Х, Т-28ХЗ

 

Г81-Д

 

МТЗ-5М, МТЗ-50, МТЗ-52

Г214-А1

 

ДТ-75, СК-4, ДТ-54А (с двигателем

Г214-В

 

СМД), Т-74, СШ-75

 

 

ДТ-20В

 

 

Г224

 

Т-50В

 

 

Г66

 

С-80, С-100

 

Г285

 

К-700

 

 

ГТ-1А

 

т-юом

 

 

Г302, Г302-Б

Т-16М, Т-25

 

ГЗОЗ, ГЗОЗ-В, ГЗОЗ-Г

МТЗ-5ЛС, ДТ-55А, Т-38М

Г304, Г304-В1

Т-25А,

Т-28Х4, Т-54В,

Т-54С, Т-4,

Г305

 

Т-4А, Т-4М

 

 

Т-ЮОМ,

Т-150, Т-150К

 

Автомобильные генераторы. 1. Генератор Г21 постоян­ ного тока, мощность 225 Вт, напряжение 12 В.

Генераторы Г21 выпускались более двенадцати лет и применялись на автомобилях марок ГАЗ, УАЗ, «Урал».

52