Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Рнс. 24. Шаблоны для наплавки выводных клемм!
а — положительно!'!; б — отрицательной.
б) наплывов свинца под перемычками; в) разности по высоте между соседними крышками бака
более 3 мм; г) трещин и отставаний мастики от крышек и стенок
бака.
Собранные аккумуляторные батареи заливают электро литом плотностью 1240 кг/м3 (1,24 г/см3) и после пропитки сепараторов в течение 3—4 ч заряжают нормальным (для данного типа аккумуляторов) зарядным током (см.
табл. 10).
Порядок зарядки отремонтированных аккумуляторных батарей такой же, как и новых батарей.
ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Новые, не залитые электролитом аккумуляторные бата реи хранят в чистом, сухом, вентилируемом, отапливаемом и затемненном помещении.
Хранение аккумуляторных батарей в сыром помещении приводит к полному их разряду и сульфитации пластин, которую удалить в дальнейшем очень трудно. Солнечные лучи сокращают срок службы пластмассовых баков (моно блоков).
Для хранения новые аккумуляторные батареи устанав ливают на стеллажи в один ряд в нормальном положении,
т. |
е. выводными клеммами вверх, на расстоянии |
не менее |
1 |
м от печей и других нагревательных устройств. |
ввернуты |
|
Пробки аккумулятора должны быть плотно |
в крышки, герметизирующие детали (уплотнительные дис ки и трубочки вентиляционных отверстий крышки) должны быть на своем месте. Перед постановкой на хранение наруж
48
ным осмотром проверяют состояние заливочной мастики, на которой не должно быть трещин и сколов. Для предохра нения от окисления выводные клеммы аккумуляторных батарей смазывают смазкой УН (техническим вазели ном).
Аккумуляторные батареи с сепараторами из микропо ристой пластмассы и микропористого эбонита допускается хранить в неотапливаемом, но сухом помещении при темпе ратурах до —25° С.
Вовремя хранения батарей в сухом виде необходимо регу лярно стирать с них пыль, а также следить за тем, чтобы пробки были плотно ввернуты в крышки, а выводные клеммы покрыты смазкой.
Максимальный срок хранения батарей в сухом состоя нии не должен превышать трех лет. По истечении срока хранения аккумуляторные батареи должны быть заряжены и сданы в эксплуатацию.
Аккумуляторные батареи, находившиеся в эксплуатации, т. е. однажды залитые электролитом, следует хранить в прохладном помещении по возможности при постоянной температуре, которая должна быть не ниже —25° С и ке выше 0° С. Эти батареи хранят с электролитом в полностью заряженном состоянии.
До последнего времени правилами эксплуатации аккуму ляторных батарей рекомендовалось хранить их в отапли ваемом помещении, ежемесячно подзаряжать и один раз в три месяца проводить контрольно-тренировочный цикл: заряд — разряд — заряд. Такая рекомендация основыва лась на том, что при длительном хранении без периоди ческой подзарядки на аккумуляторных пластинах обра зуется невосстанавливаемый крупнокристаллический суль фат свинца, уменьшающий емкость и срок службы аккуму ляторов.
Однако длительное хранение свинцовых аккумуляторов без подзарядки в холодном помещении,как показывает опыт, не приводит к необратимой сульфатизации пластин, потере их емкости и сокращению срока их службы.
При хранении аккумуляторных батарей с электролитом в заряженном состоянии при минусовых температурах их первоначальная заряженность сохраняется* а износ пластин в процессе хранения значительно уменьшается. Хранение батарей при температуре 18—20° С приводит к саморазряду отрицательных пластин и коррозии решеток положительных пластин.
47
Перед постановкой на хранение батареи очищают от пыли и грязи, проверяют состояние бака, крышек и заливочной мастики. Баки и крышки должны быть исправными, а деревянные ящики окрашены кислотоупорной краской. Если обнаружено отставание мастики от стенок и крышек, то эти дефекты устраняют с помощью нагретого паяльника.
На хранение устанавливают только полностью исправ ные аккумуляторные батареи. Для этого нагрузочной вилкой проверяют, нет ли короткого замыкания в каждом аккумуляторе. Проверяют уровень электролита над пласти нами, который должен быть не менее 15—20 мм. В случае необходимости в аккумуляторы доливают дистиллирован ную воду.
Для проверки и устранения дефектов аккумуляторные батареи полностью заряжают током нормального заряда. В конце зарядки ареометром проверяют плотность электро лита во всех аккумуляторах батареи и, если необходимо, доводят ее до нормы, соответствующей району эксплуата ции (см. табл. 6). Если в батареи залит электролит плот ностью 1310 кг/м3 (1,310 г/см3), принятой для зимней эксплу атации в районах с резко континентальным климатом, то следует довести плотность электролита до 1290 кг/м3 (1,29 г/см3), так как хранение батарей с электролитом боль шей плотности ускоряет разрушение положительных пла стин.
После этого батареи разряжают током десятичасового режима разряда (см. табл. 1).
Величина тока в процессе разрядки поддерживается постоянной при помощи регулировочного реостата.
Температура электролита разряжаемой батареи должна находиться в пределах 25 ± 5° С.
Разрядка батареи при десятичасовом режиме продолжа ется до тех пор, пока напряжение на клеммах аккумулятора
не снизится до 1,7 |
В. |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
16 |
|
Плотность электролита при |
П родолжительность |
|||
15° С заряженной батареи, |
разрядки |
током |
10- |
|
кг/м3 (г/см3) |
часового |
режима, ч |
||
1290 |
(1,290) |
9,0 |
|
|
1270 |
(1,270) |
8,0 |
|
|
1250 |
(1,250) |
7,0 |
|
4 8
Если продолжительность разрядки будет меньше, чем указано в таблице 16, то на длительное хранение их ставить не рекомендуется: такие батареи требуют ремонта.
После разрядки аккумуляторные батареи вторично заря жают, а поверхности их насухо вытирают тряпкой и устана вливают пробки.
Порядок вторичной зарядки аккумуляторных батарей такой же, как и первой зарядки.
Чтобы предотвратить замерзание электролита в процессе хранения батареи, необходимо ежемесячно проверять плот ность электролита, особенно в первые 2—3 месяца хране
ния.
При снижении плотности 1230 кг/м3 (1,23 г/см3) батарею необходимо зарядить, предварительно сменив электролит. Плотность электролита при хранении батареи в холодном помещении может уменьшиться только вследствие его загряз нения, которое резко увеличивает саморазряд батареи. Ежемесячно следует также проверять уровень электролита над пластинами, так как оголенные пластины будут сульфатироваться и батарея выйдет из строя.
Для пуска батареи в эксплуатацию после такого хране ния ее необходимо полностью зарядить.
Резервные батареи, которые могут потребоваться в лю бой момент для работы, должны храниться в полностью за ряженном состоянии. Поэтому при положительной темпе ратуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует один раз в месяц подзаря жать током нормального заряда. При хранении же на морозе следует ограничиться ежемесячной проверкой плот ности электролита и подзаряжать их только в тех случаях,
когда установлено, что |
она уменьшилась на 40 кг/м3 |
(0,04 г/см3). |
машину эти батареи отогревают |
Перед установкой на |
при температуре 18—20е С в течение 4—6 ч.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АККУМУЛЯТОРНЫМИ БАТАРЕЯМИ
Для предохранения от ожогов кислотой, вредного влия ния свинца, а также газов, выделяющихся при зарядке батарей, работы по ремонту и зарядке аккумуляторных батарей выполняют в защитной одежде (резиновый фартук, перчатки, сапоги), используя защитные очки и респира тор.
49
На местах сварки, плавки и разлива свинца, разогрева мастики и в отделении зарядки необходимо иметь прину дительную вентиляцию.
В помещении зарядки во избежание взрыва гремучего газа запрещается курить, пользоваться открытым огнем, соединять и разъединять батареи, находящиеся под током.
Для нейтрализации серной кислоты, попавшей на одежду и обувь, применяют раствор нашатырного спирта. При попа дании кислоты на кожу место поражения нужно промыть сначала водой, а потом 10-процентным раствором нашатыр ного спирта.
Запрещается принимать пищу и хранить ее в помещении ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.
Г Л А В А И
ГЕНЕРАТОРЫ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРЫ
НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕНЕРАТОРОВ
Генератор, установленный на трактор или автомобиль, является источником электрической энергии, используемой для питания потребителей (кроме стартера) и зарядки аккумуляторной батареи.
На тракторах и автомобилях применяют генераторы напряжением 12 и 24 В, мощностью от 150 до 3500 Вт.
Тракторные генераторы закрытого исполнения, а авто мобильные — защищенного. В тракторных генераторах нет приточной вентиляции. Вращающиеся части автомобильных генераторов защищены корпусом и крышками, в которых имеются отверстия для приточной вентиляции. Генераторы всех типов крепят на трактор и автомобиль при помощи приливов на крышках, так называемых лап, или при по мощи фланца.
Основным видом привода генератора является клино ременная передача. Шестеренчатый привод применяют при фланцевом креплении. По конструктивным особенностям генераторы можно разбить на следующие группы.
Тракторные генераторы. 1. Генератор ГТ1-А перемен ного тока с возбуждением оксиднобариевыми магнитами, с регулировкой напряжения центробежным регулятором, мощность 300 Вт, напряжение 12 В.
2. Генератор ГЗОЗ переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с параметрическим регулированием напряжения, мощность 180 Вт, напряжение 12 В.
3. Генератор Г80 постоянного тока с электромагнитным возбуждением, мощность 150 Вт, напряжение 12 В.
4. Генератор Г214-А1 постоянного тока с электромагнит ным возбуждением, мощность 180 Вт, напряжение 12 В.
5. Генератор Г66 фланцевого крепления с регулятором напряжения, расположенным на корпусе, мощность 250 Вт, напряжение 12 В.
si
6. Генератор Г285 переменного тока с электромагнит ным возбуждением, с селеновым выпрямителем, мощность 1000 Вт, напряжение 12 В.
7.Генератор Г302-Б индукторного типа с односторон ним электромагнитным возбуждением, со встроенными кремниевыми выпрямителями, мощность 180 Вт, напря жение 12 В.
8.Генератор Г304-В1 индукторного типа с двухсторон
ним электромагнитным возбуждением, со встроенными кремниевыми выпрямителями, мощность 250 Вт, напря жение 12 В.
Генератор модификации Г304 снабжен селеновыми вы прямителями.
9. Генератор Г305 индукторного типа с двухсторонним электромагнитным возбуждением, со встроенными кремние выми выпрямителями, мощность'400 Вт, напряжение 12В.
Типы тракторных генераторов и марки машин, на кото
рые их |
устанавливают, |
приведены в таблице |
17. |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 17 |
Тип |
генератора |
Установлен на тракторе нлн комбайне |
||
Г80 |
|
ДТ-20, ДТ-20С5, ДТ-20К, ДВСШ-16 |
||
Г80-В |
|
Т-16 |
|
|
Г81 |
|
Т-28М, МТЗ-5МС. МТЗ-50 |
||
Г81-Г |
|
Т-28Х, Т-28ХЗ |
|
|
Г81-Д |
|
МТЗ-5М, МТЗ-50, МТЗ-52 |
||
Г214-А1 |
|
ДТ-75, СК-4, ДТ-54А (с двигателем |
||
Г214-В |
|
СМД), Т-74, СШ-75 |
|
|
|
ДТ-20В |
|
|
|
Г224 |
|
Т-50В |
|
|
Г66 |
|
С-80, С-100 |
|
|
Г285 |
|
К-700 |
|
|
ГТ-1А |
|
т-юом |
|
|
Г302, Г302-Б |
Т-16М, Т-25 |
|
||
ГЗОЗ, ГЗОЗ-В, ГЗОЗ-Г |
МТЗ-5ЛС, ДТ-55А, Т-38М |
|||
Г304, Г304-В1 |
Т-25А, |
Т-28Х4, Т-54В, |
Т-54С, Т-4, |
|
Г305 |
|
Т-4А, Т-4М |
|
|
|
Т-ЮОМ, |
Т-150, Т-150К |
|
Автомобильные генераторы. 1. Генератор Г21 постоян ного тока, мощность 225 Вт, напряжение 12 В.
Генераторы Г21 выпускались более двенадцати лет и применялись на автомобилях марок ГАЗ, УАЗ, «Урал».
52