Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

узлов остаются прежними, изменяется лишь их положение в прост­ ранстве.

Примерно с такой же комбинаторной задней сталкиваются дети при работе с детским конструктором и складыванием из ку­

биков различных строений.

 

 

Какими бы скучными ни казались на первый взгляд

детали

детского конструктора, детская фонтазия

творит с ними всевоз­

можные

чудеса. Удивительными получаются

и "строения",

сложен­

ные из

одинаковых кубиков.

 

 

Большие творческие возможности таит в себе и агрегатиро­ вание (рис.52,53,54,55). Сначала прорабатывается базовый ста­ нок, потом базовая модель. Она корректируется до тех пор, по­ ка не будет найдено композиционное решение.

Итак, художественное конструирование стремится широко ис­ пользовать возможности стандартизации. Государственные стан­

дарты, имеющие силу закона, являются эталонами качества

вы­

пускаемой продукции. Они - единственное средство увязки

тре­

бований в единую систему к сырью, материалам, заготовкам,ком­ плектующим изделиям и готовой продукции.

§6. Масштабность, как средство гармонизации формы

Пропорции в композиции промышленных изделий выступают в неразрывном единстве с другим важнейшим средством гармониза­ ции формы промышленных изделий - масштабностью{40,62 , 78,79^, Масштабностью называют соразмерность частей и целого и

соизмеримость предмета с человеком и предметами окружающей среды.

Условно формула масштаба изделия может быть выражена сле­ дующим образом М = L :L э

где М - масштаб изделия;

Ь- величина изделия;

Ц- величина изделия, принятого за эталон.

Издавна мерой измерения были длины человеческого тела. В древнем Египте мерой длины была ступня (фут); на Руси едини­ цей измерения была единица, связанная с ростом человека (са­ жень), длина сустава большого пальца (дюйм), расстояние между концами раздвинутых большого и указательного пальцев (пядь) и

т.д.

III


Рис. 56.

Масштабность формы.s

Рис. 57.

Разномасштабность формы.

Это еще раз подчеркивает древнейшую мысль "Человек - есть мера всех вещей".

При характеристике соразмерности меэвду предметами, чело­ веком и средой, масштабность наделяется эпитетами: "крупная", "мелкая", "измельченная", "нормальная".

Масштабность не следует путать с масштабом: большие пред­ меты могут быть,мелкомасштабными, а маленькие - крупномасштаб­ ными (рис.56,57).

В природе наблюдается такая закономерность, - с уве­ личением абсолютных размеров развивающегося организма размеры

112

его отдельных частей относительно уменьшаются. Так размер го­ лова взрослого человека составляет 1/8 часть длины тела, а ребенка - 1/4 часть.

Ветви молодого деревца значительно крупнее по отношению к целому дереву, чем ветви старого дерева.

Эту же закономерность используют и при проектировании. Маленькие изделия должны иметь относительно крупные детали

("детские пропорции"), а большие - относительно мелкие де­ тали (должны решаться во "взрослых" пропорциях).

И если, например, решить в одних и тех же пропорциях большой токарный станок и маленький настольный, то маленький станок не будет восприниматься как действующий, он будет вос­ приниматься, как модель "взрослого" токарного станка.

Масштабные характеристики промышленных изделий часто, связываются с размерами деталей, строго обусловленных техни­ ческими и эргономическими требованиями. Например, рукоятки управления станков, фары и дверцы автомашин относительно ста­ бильны по размерам, независимо от того, большому, маленькому станку или автомашине они принадлежат. Такие детали носят название "указателей масштаба".

Если масштаб частей целого найден правильно по отношению к человеку и окружающим предметам - изделие масштабно, и нао­ борот, если масштаб не согласован с человеком и другими пред­ метами - изделие не масштабно.

Например, пусковая кнопка на станке красива и соразмерно но она несоразмерна и некрасива на небольшом приборе, напри­ мер, на карманном фонарике.

Поиск масштабных соотношений в художественном конструи­ ровании идет по двум направлениям:

1)либо заданы основные габариты будущего изделия и тог­ да ищут на модели и чертежах масштабную характеристику, кото­ рая соответствовала бы заданной величине изделия;

2)либо заданы элементы формы, характер членений, и тог­ да в соответствии с ними подбирают оптимальные размеры изде­ лия.

Французский архитектор Ле Корбюзье предложил1новую метри­ ческую десятичную систему для определения пропорций в техни­ ке - "Модулор" (рис.53).

ИЗ


22$

Рис. 58.

Соизмеримость с размерами человеческой Лигуры в положениях стоя и сидя лежит в основе построения пропорциональных радов Модулора Ле Корбюзье.

Это специальная шкала, где членения соответствуют разме­ рам органов человека, а современный принцип модульного расче­ та совмещается с радами пропорций "золотого сечения".

Применение "Модулора" может помочь художннку-конструктору увязать пропорции создаваемого изделия и наиболее характерными рабочими положениями тела человека, а это является одной из важных задач композиции.

§7. Нюанс и контраст, метрический и ритмический порядок в композиции

Существенную роль в процессе гармонизации формы промыш­ ленных изделий играют закономерности нюанса и контраста [62,40J. Нюанс - незначительные различия в форме; контраст - значитель-

114

ное различие в форме. Контраст и нюанс используются как специфичекие средства композиции, усиливающие выразительность формы промышленных изделий.

Известны иллюзии контраста: крупный элемент на фоне од­ нородных элементов, но более мелких кажется больше своих размеров; светлая деталь на темном фоне выглядит более свет­ лой; дополнительные цвета (красный - зеленый, желтый - голу­ бой) взаимно усиливают друг друга.

Контрастность относится к числу самых впечатляющих эле­ ментов композиции, т.к. она усиливает впечатления, произво­ димые деталями.

Различают следующие контрасты: [40].

1.Контраст массы (тяжелая часть вблизи легкой).

2.Контраст формы (острое ребро вблизи закругленного).

3. Контраст размера (широкая и узкая поверхность,

ко­

роткая и длинная полоса).

 

4.Контраст света (светлая и темная поверхность).

5.Контраст цвета (белые и черные полосы).

6.Контраст направления (горизонтальные и вертикальные

полосы, наклон слева направо и справа налево).

7.Контраст материалов (нержавеющая сталь и бетон).

8.Контраст фактуры самого материала (гладкая и шерохо­ ватая поверхность, блестящая и матовая).

Сконтрастом и нюансом связана и расчлененность формы. Членение промышленной ф о р м может быть горизонтальным и вер­ тикальным, может быть значительным, незначительным или вооб­ ще отсутствовать (рис.59,60).

Членение может производиться прямолинейной полосой или

различным состоянием какого-либо свойства, например, фактур!,

цвета, плотности массы, образующего на поверхности

раздели­

тельную линию -

границу. Членение может быть канавками или

валиками, либо выштампованными ребрами жесткости (у

конст­

рукций их листовых материалов).

 

Членение в

машиностроении вызывается в первую

очередь

необходимостью выполнения сопряжений корпусных деталей - ста­ нин, стоек, траверс, коробок скоростей, предохранительных ко­ жухов, крышек.

Сопряжения по форме дол д ы быть такими, чтобы они могли

115


улучшать эстетический вид станка или прибора, поэтому они должны конструироваться на основе, как функциональных, тех­ нологических, так и эстетических требований.

Членение машиностроительного изделия должно быть выбра­ но с таким расчетом, чтобы изделие производило впечатление логического целого (рис.61).

Рис. 61.

Пространственная расчлененность внешней формы машиностроительного изделия:

а)-расчлененность отсутствует; б)-малая расчлененность; в)-значительная расчле­

ненность.

 

Закономерности нюанса и контраста позволяют выявить

в

промышленном изделии композиционный центр создаваемой конст­ рукции. Подчеркивание композиционного центра в промышленном изделии ведет к наиболее полному раскрытию сущности и функ­ ционального назначения конструкции. У станков композиционным центром является рабочая зона, у контрольных устройств - ли­ цевая панель. Остальные детали и элементы формы находятся в соподчинении композиционного центра, усиливая его звучание.

Оригинальность

конструкции, ее новизна и самобытность

отражаются,

главным

образом, в композиционном

центре,

кото­

рый является и смысловым центром всего изделия.

 

Форма,

расчлененная на две равные части,

не имеет

со­

подчинения

(рис.62а).

 

 

Соподчинение элементов горизонтальной поверхности, расчлененной по вертикали.

117

Форма, расчлененная на три части, имеет соподчиненность.

Средняя часть доминирует в силу своего центрального

положе­

ния (рис.626). Если ее сделать больше, она будет еще

актив­

нее соподчинять две части формы (рис.62в).

 

Узкая средняя часть тоже доминирует по сравнению с дву­ мя соседними частями (рис.62г). Эту часть можно выделить цве­ том, и она будет еще активнее (рис.62д). Но безграничное на­

растание контраста и неравенства может нарушить единство и

тем самым разрушить всю композицию (рис.62е).

ВВПа) б) в)

г)

д)

е) ж)

Рис.

63.

 

 

Весовые отношения.

 

 

Рис. 64.

"Смягчение" геометрических форм.

Контрастные и нюансные отношения могут быть выражены в математических зависимостях, зафиксированы в пропорциях из­ делия в масштабном, цветовом строе композиции, в метрических

и ритмических элементах формы.

Метрическим (простым) порядком (радом) называет распо­ ложение одинаковых форм на равных интервалах (рис.65).

Ритмический порядок характеризует закономерное убывание или возрастание элементов формы или интервалов (рже,66,67). Ритмическое строение свойственно всей живой природе, всему растущему, движущемуся (рис.68,69).

Стоению дерева, листа, ветки свойственен убывающий ритм, а строению раковины - возрастающий ритм. Ритмический строй предмета не сочиняется коструктором, а обуславливается функ­ циональной структурой предмета или комплекса предметов. Со­ четание метрических и ритмических радов дает возможность об­ разовать. сложные ряды, которые применяются при создании боль­ ших архите 'турных объектов. Ритм является разновидностью сим­ метрии.

118